Использование силы для защиты



 

Когда использование силы неизбежно

Когда спорят две стороны и обе имеют возможность полного выражения того, что они наблюдают, чув­ствуют, в чем нуждаются и о чем просят, и при этом эмпатизируют друг другу, решение обычно достижимо через удовлетворение потребностей обеих сторон. По крайней мере, они могут либо согласиться, либо разой­тись по доброй воле.

Однако в некоторых ситуациях возможность тако­го диалога может не представиться, и тогда может по­надобиться применить силу, чтобы защитить жизнь или права личности. Например, другая сторона может не желать общения или может возникнуть какая-либо смертельная опасность, не оставляющая времени для контакта. В этих ситуациях нам может понадобиться сила. Если это случается, ННО призывает уметь разли­чать защитное и карательное использование силы.

Мышление, стоящее за применением силы

За применением силы ради защиты стоит намерение предотвратить несправедливость или причинение вре­да. Мотивация применения силы ради наказания — за­ставить людей страдать за совершенные проступки. Когда мы хватаем ребенка, который выбегает на улицу, чтобы он не попал под машину, — мы применяем силу ради защиты. Использование же силы ради наказания являет собой физическое или психологическое напа­дение; ребенок будет отшлепан или получит выговор: «Как ты мог вести себя так глупо! Тебе должно быть стыдно!»

Когда мы применяем силу ради защиты, мы сосредо­точиваемся на жизни или правах, которые мы хотим за­щитить без предварительного осуждения человека или его поведения. Мы не обвиняем и не осуждаем ребен­ка, мчащегося на улицу; наша мысль направлена только на защиту ребенка от опасности. (О применении этого вида силы в социальных и политических конфликтах см. книгу Роберта Ирвина «Ненасильственная социальная защита».) За использованием силы ради защиты стоит посылка, что люди наносят вред себе и другим, пре­бывая в состоянии той или иной степени невежества. Таким образом корректирующий процесс становится обучением, а не наказанием. Невежество подразуме­вает: а) недостаточное понимание последствий своих действий; б) неспособность видеть, как наши потреб­ности могут быть удовлетворены без нанесения ущер­ба другим; в) веру, что мы имеем «право» наказать или причинять боль другим, потому что они «заслужива­ют» этого; г) состояние бреда, в котором, например, человек слышит «голос», приказывающий ему убить кого-то.

Применение силы ради наказания, напротив, осно­вывается на том постулате, что люди совершают про­ступки потому, что они пло­хие или злые, и для исправления ситуации их надо за­ставить раскаиваться. Их «исправление» совершается через карательные действия, направленные на то, что­бы: 1) сделать их достаточно несчастными, чтобы они увидели, как ошибались; 2) заставить раскаиваться; и 3) заставить измениться. Но на практике карательные действия куда чаще вызывают не раскаяние и извлече­ние уроков, а негодование, враждебность и усиленное сопротивление тому самому поведению, которого мы хотим добиться.

Типы карательных действий

Физическое наказание — например, шлепки — явля­ется одним из видов применения силы ради наказания. Я обнаружил, что идея телесного наказания вызывает сильные эмоции у родителей. Некоторые ее непре­клонно защищают, обращаясь к Библии: «Жалея роз­гу, испортишь ребенка. Родители не отшлепали его за проступок, и теперь он неуправляем». Они убеждены, что порка детей показывает им нашу любовь тем, что устанавливает четкие границы. Другие родители не ме­нее настойчиво заявляют, что шлепки не несут любви и не приносят должного эффекта, поскольку показывают

 

детям, что, потерпев неудачу во всем остальном, всегда можно обратиться к физическому насилию.

Лично меня беспокоит, что детский страх телесно­го наказания может заслонить от ребенка восприятие сопереживания, лежащего в основе родительских требований. Родители часто говорят мне, что они «должны» использовать физическую расправу, потому что не ви­дят другого способа влиять на своих детей «им же во благо». В подтверждение своего мнения они рассказы­вают истории о детях, которые «прозрели» после на­казания. Воспитав четырех детей, я глубоко сочувствую родителям в связи с тяже­лейшими задачами, которые приходится ежедневно ре­шать, обучая детей и обере­гая их от опасностей. Это, однако, не уменьшает моего беспокойства относительно использования физического наказания.

Прежде всего меня интересует, знают ли люди, пре­возносящие пользу такого наказания, бесчисленные истории о детях, которые восставали против «своего же блага» только потому, что не желали уступить при­нуждению. Во-вторых, очевидный успех телесного на­казания в смысле влияния на ребенка не означает, что: другие методы влияния срабатывают хуже. Наконец, я разделяю беспокойство многих родителей относитель­но социальных последствий физического наказания. Когда родители решают применить силу, они, вероят­но, выигрывают одну битву за то, чтобы заставить выполнять их указания. Но разве в процессе мы не увековечиваем социальную норму, которая оправдывает насилие как средство устра­нения разногласий?

Помимо физического есть и другие способы использо­вать силу как наказание. Один из них — выдвигание обви­нений, дискредитирующих другого человека: например, родитель может назвать ребенка «нехорошим», «эгоистичным» или «незре­лым», когда ребенок не ведет себя определенным обра­зом: Другая форма карательных действий — усечение обычных средств вознаграждения, типа сокращения карманных денег или запрета на выход из дома. В этой форме наказания изъятие знаков заботы или уваже­ния — одна из самых мощных угроз.

Цена наказания

Когда мы соглашаемся выполнить что-либо исклю­чительно ради того, чтобы избежать наказания, наше внимание отвлечено от ценности действия как тако­вого. Вместо этого мы сосредоточены на последствиях того, что может случиться, если мы не сможем выпол­нить требуемое действие. Если рабочий трудится под страхом наказания, работа будет сделана, но пострада­ют его чувства; рано или поздно это приведет к поте­ре качества. При использовании силы ради наказания страдает и чувство собственного достоинства. Если дети чистят зубы потому, что они терпят страх, стыд и насмешки, здоровье их зубов и десен улучшается, но самоуважение терпит урон. Кроме того, как всем из­вестно, частая цена за наказание — добрая воля. Чем больше известно наше при­страстие к наказанию, тем сложнее будет окружающим ответить на наши потребно­сти с сопереживанием.

Я навещал друга, директо­ра школы, и был в его кабине­те, когда он заметил в окно, как ребенок постарше бьет младшего. «Извини», — сказал он, вскакивая с места и устремляясь во двор. Схва­тив старшего ребенка, он ударил его и прикрикнул: «Я научу тебя не сметь бить тех, кто меньше тебя!» Когда он вернулся в кабинет, я заметил: «Не думаю, что ты научил ребенка тому, о чем говорил. Я подозреваю, что вместо этого он узнал: не стоит бить младших на виду у тех, кто постарше тебя самого, — например, на глазах у директора! В любом случае, теперь он скорее всего укрепился во мнении, что лучший способ добить­ся от кого-то того, что нужно, — это врезать ему».

В таких ситуациях я рекомендую сначала отнестись с эмпатией к ребенку, который проявляет жестокость. Например, если я вижу, что ребенок ударил кого-то в ответ на обидную кличку, я мог бы сказать: «Я ощу­щаю, что ты очень сердит, потому что хочешь проявле­ния большего уважения». Если бы мое предположение оказалось верным и ребенок признал бы, что это так, я продолжил бы тем, что выразил бы собственные чув­ства, потребности и просьбы в этой ситуации, не пы­таясь его обвинить: «Мне очень печально, потому что я хочу, чтобы мы нашли способы добиваться уважения, не превращая людей во врагов. Я хотел бы, чтобы ты сказал мне, не хочешь ли попробовать исследовать со мной другие способы получить то уважение, которого ты так жаждешь».


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!