Любой гнев имеет жизнеутверждающую суть



«Но неужели, — спрашивали меня, — не существует обстоятельств, при которых гнев оправдан? Например, справедливое негодование" по поводу небрежного, беспечного загрязнения окружающей среды?» Я отве­чу» и я свято в этом уверен: когда я хотя бы в малейшей степени поддерживаю мнение, что существуют таки вещи, как «небрежные действия» или «добросовест­ные действия», «жадный человек» или «высокомо­ральный человек», — я вношу свой вклад в насилие на этой планете. Я уверен: вместо того чтобы соглашаться или не соглашаться с тем, насколько люди виноваты в убийствах, изнасилованиях или загрязнении окружаю­щей среды, мы куда лучше послужим жизни, если со­средоточим внимание на том, в чем нуждаемся.

Я нахожу, что гнев — это результат жизнеотчуждающего, спровоцированного насилием мышления. В центре любого проявления гнева — неудовлетво­ренная потребность. Поэтому гнев может быть очень ценен, если мы используем его как сигнал тревоги, дающий нам понять, что у нас есть потребность, ко­торая не находит отклика, и что мы начинаем мыслить таким образом, который вряд ли будет способствовать этому отклику. Полное выражение гнева требует пол­ного осознания нашей потребности. Кроме того, что­бы потребность получила отклик, требуется энергия. Но гнев поглощает нашу энергию, направляя ее на на­казание людей, а не на удовлетворение потребности. Вместо того чтобы участвовать в «справедливом не­годовании», я рекомендую соединиться с эмпатией с собственными потребностями или потребностями других. Это можно осу­ществить постоянной тре­нировкой, которая заклю­чается в следующем: раз за разом мы сознательно заменяем фразу «Я зол, потому что они ...» на «Я зол, по­тому что мне необходимо...».

Однажды, когда я работал с детьми в исправительной школе в штате Висконсин, мне преподали замечательный урок. За два дня я дважды получил по носу невероятно схожим образом. В первый раз меня задели резким уда­ром локтя, когда я разнимал двух дерущихся ребят. Я так разозлился, что все, на что меня хватило, — это не ударить в ответ. На улицах Детройта, где я вырос, мне требовалось куда меньше,

чем удар локтем в нос, чтобы прийти в дикую ярость. Второй день: схожая ситуация, тот же самый нос (и поэтому гораздо больше боли), но полное отсутствие гнева!

Размышляя вечером над этим переживанием, я осо­знал, что первый ребенок в моей голове существовал как «скверный мальчишка». Такое отношение появи­лось у меня куда раньше, чем встретились его локоть и мой нос, и когда это случилось, речь шла уже не просто о локте, задевшем мой нос. Речь шла о том, что «этот скверный мальчишка не имел никакого права ни на что подобное!» О втором ребенке я был другого мне­ния, я воспринимал его как «несчастное создание». И поскольку я был склонен волноваться за него — не­смотря на то что мой нос гораздо больше пострадал и сильнее болел именно на второй день, — я совсем не чувствовал гнева. Невозможно было преподать мне более ясный урок того, насколько действия дру­гого человека не имеют отношения к моему гневу, — его порождают исключительно образы и трактовки в моей голове.

Повод или причина: практическое применение

Я подчеркиваю практическую и тактическую основу отделения причины от повода не меньше, чем фило­софскую. Я хотел бы проиллюстрировать это, вернув­шись к диалогу с Джоном, шведским заключенным (см. стр. 194): Джон: Три недели назад я послал просьбу тюремным чиновникам, и они до сих пор не ответили.

Я:

И когда это случилось, вы почувствовали, что злитесь, потому что... что?

Джон:

Я же сказал вам. Они не ответили на мою просьбу!

Я:

Остановитесь на этом. Не говорите: «Я почувствовал, что злюсь, потому что они...» Оста­новитесь и послушайте, что вы говорите себе, когда делаетесь так сердиты.

Джон:

Ничего я себе не говорю.

Я:

Остановитесь, подождите, просто послушайте, что происходит внутри.

Джон:

(молча воспроизводит, затем говорит) Я гово­рю себе, что у них нет никакого уважения к лю­дям; это кучка бездушных, безликих бюрокра­тов, которым нет никакого распроклятого дела ни до кого, кроме себя! Это настоящие...

Я:        

Спасибо, этого достаточно. Теперь вы знаете, почему сердиты, — потому что это ваш способ мышления.

Джон:

А что плохого в таком способе?
Я:

Я не говорю, что в нем есть что-то плохое. Заметьте, если бы я начал говорить о том, что с вашей стороны плохо иметь такой способ мышления, я как раз думал бы о вас именно таким образом. Я не говорю, что неправильно судить людей, называть их безликими бюро­кратами или заявлять, что они небрежны или эгоистичны. Однако именно такое мышление с вашей стороны заставляет вас чувствовать себя очень сердитым. Сосредоточьте внимание на своих потребностях: каковы ваши потреб­ности в этой ситуации?

Джон:

молчит, уставившись в пол.

Я:

Эй, дружище, что происходит!

Джон:

(после длительной паузы) Маршалл, мне тре­буется та учеба, о которой я просил. Если я не пройду ее, то ясно как день, что я снова ока­жусь в этой тюрьме, как только выйду отсюда.

Я:

Теперь, когда ваше внимание обращено к вашим потребностям, что вы чувствуете?

Джон:

Мне страшно.

Я:

Теперь попробуйте влезть в шкуру тюремного чиновника. Если я — заключенный, то разве не гораздо быстрее я найду отклик своим потреб­ностям, когда приду к вам со словами: «Эй, мне очень нужна эта учеба, и я боюсь того, что может случиться, если я не пройду ее...» — чем если приду, видя в вас безликого бюрократа? Даже если я не скажу этого вслух, глаза выдадут мои мысли. Как вы считаете, каким образом я быстрее добьюсь того, что моим потребностям пойдут навстречу?

Джон:

молчит, уставившись в пол.

Я:

Эй, дружище, что происходит?

Джон:

Не могу говорить об этом.

Три часа спустя Джон пришел ко мне и сказал: «Маршалл, мне жаль, что два года назад вы не научили меня тому, что я узнал этим утром. Я тогда не убил бы моего лучшего друга».

Насилие происходит от убеждения, будто другие люди являются причиной наших стра­даний и заслуживают наказания за это.

Любое насилие — это результат убеждения (та­кого же, как у этого моло­дого заключенного) себя в том, что причиной наших страданий являются другие люди и что, следовательно, эти люди должны быть на­казаны. Однажды я увидел, как мой младший сын унес монету в пятьдесят центов из комнаты своей сестры. Я сказал: «Бретт, ты спросил сестру, можешь ли ты это взять?» «Я не у нее это взял», — ответил он. Те­перь я сам оказался перед моими четырьмя варианта­ми выбора. Я мог бы назвать его лгуном, что, однако, никак не соответствовало бы моим потребностям, по­тому что любое суждение о другом человеке уменьшает вероятность того, что наши потребности будут удовлетворены. Было очень важно определить в тот момент, на чем именно мне следует сосредоточить внимание. Если бы я осудил его как лжеца, это увело бы меня в одном направлении. Если бы я заключил из его слов, что он не питает ко мне уважения и поэтому позволяет себе лгать, это увело бы меня в другом направлении. Если, однако, я сумею в такой момент проявить к нему эмпатию или честно выскажу, что чувствую и в чем нуждаюсь, я заметно увеличу возможность того, что моим потребностям пойдут навстречу.

То, как я выразил свой выбор, — что в этой ситуа­ции оказалось полезным, — заключалось не столько в том, что я сказал, сколько в том, что я сделал. Вместо того чтобы осудить его как лжеца, я пробовал услы­шать его чувства: он боялся, и его потребность состояла в том, чтобы защитить себя от наказания. Проявив к нему эмпатию, я получил шанс установить эмоциональную связь, в результате которой мы оба смогли пойти навстречу нашим потребностям. Однако, если бы я начал с того, что вижу в нем лжеца — даже если бы я не сказал этого вслух, — он, вероятно, чувствовал бы себя в меньшей безопасности и м«г по­бояться правдиво рассказать, что случилось. В этом случае я стал бы частью всего процесса: видя в другом человеке лгуна, я способствовал бы его самопрограм­мированию. Зачем говорить правду, если люди знают, что будут за это осуждены и наказаны?

Я предпочитаю считать, что, когда наши головы за­полнены суждениями, когда мы приходим к выводу, буд­то другие — плохи, жадны, безответственны, предвзя­ты, лживы или загрязняют окружающую среду, стремятся к прибыли больше, чем к жизни, или ведут себя любыми другими недостой­ными способами, очень немногие будут интересовать­ся нашими потребностями. Если мы хотим защитить окружающую среду и идем к руководителю крупного предприятия с отношением вроде: «Знаете, на самом деле вы — убийца нашей планеты, вы не имеете ника­кого права так хищнически относиться к природе», мы очень сильно уменьшаем возможность того, что на­шим потребностям пойдут навстречу. Редкий человек в состоянии удерживать внимание на наших потреб­ностях, когда мы выражаем их тем, что заявляем о его порочности. Конечно, используя такие суждения, мы можем преуспеть в запугивании людей и таким обра­зом добиться внимания к своим потребностям. Если они почувствуют достаточно сильный испуг, вину или стыд, чтобы изменить свое поведение, мы придем к вы­воду о том, что можно «выиграть», сообщая людям об их порочности. Однако при более широком взгляде на такой подход мы вскоре убеждаемся, что каждый раз, когда наши потребности удовлетворены таким обра­зом, мы не только проигрываем, но и ощутимо способ­ствуем увеличению насилия в мире. Может быть, мы решили сиюминутную проблему, но зато создали не­сколько других. Чем больше обвинений люди слышат, чем больше мы их осуждаем, тем больше в них растет желание защиты и агрессия и меньше — желание ду­мать о наших потребностях в будущем. Поэтому, даже если наша сиюминутная потребность удовлетворена ощущением того, что мы добились от людей желаемо­го, позже мы поплатимся за это.

Четыре шага выражения гнева

Давайте посмотрим, чего конкретно требует процесс полного выражения гнева. Первый шаг — остановить - ся и какое-то время просто подышать. Мы воздержива­емся от любых попыток обвинить или наказать другого человека. Мы молча дышим. После этого мы пытаемся осознать, какие мысли вызывают наш гнев. Например, мы подслушали чей-то разговор, из которого сделали вывод, что с нами не общаются из-за цвета кожи. Мы ощущаем гнев, останавливаемся и осознаем мысли, возникшие у нас в голове: «Это несправедливо. Она расистка». Мы знаем, что все такие суждения — при­скорбная констатация неудовлетворенных потребно­стей, и поэтому мы делаем следующий шаг и соединяем­ся с потребностями, стоящими за этими мыслями. Если я осуждаю кого-то как расиста, мне требуется чувство вовлеченности, равенства, уважения или связанности. Теперь, чтобы полностью выразить себя, мы откры­ваем рот и вербализируем свой гнев — но гнев, переве­денный в плоскость потреб­ности и связанных с этой по­требностью эмоций.

Однако формулирование этих чувств может потребовать большой смелости. Мне легко рас­сердиться и сказать людям: «То, что вы делаете, — это расизм!» На самом деле мне даже может нравиться го­ворить подобные вещи. Но переход к более глубоким чувствам и потребностям, стоящим за таким утвержде­нием, может и напугать. Полностью выражая наш гнев, мы можем сказать: «Когда вы вошли в комнату и нача­ли говорить с другими, не сказав мне ни слова, а затем сделали замечание о белых людях, я почувствовал себя так, будто в меня вонзили нож, я очень испугался; это спровоцировало желание того, чтобы все мои потреб­ности немедленно получили должное удовлетворение. И я хотел бы, чтобы вы сказали мне, что чувствуете, когда я это говорю».


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!