Х Характерные логические ошибки



1) нарушение последовательности высказывания

2) отсутствие связи между частями высказывания

3) неоправданное повторение высказанной ранее мысли

4) раздробление микротемы другой микротемой

5) несоразмерность частей высказывания

6) отсутствие необходимых частей высказывания и т.п.

7) нарушение причинно-следственных связей

8) нарушение логико-композиционной структуры текста

Текст представляет собой группу тесно взаимосвязанных по смыслу и грамматически предложений, раскрывающих одну микротему.

Текст имеет, как правило, следующую логико-композиционную структуру:

▹ зачин (начало мысли, формулировка темы),

▹ средняя часть (развитие мысли, темы),

▹ концовка (подведение итога).

Но встречаются и тексты без какого-либо из этих компонентов. Текст имеет гибкую структуру, поэтому при его построении есть некоторая свобода выбора форм. Однако она не беспредельна.

При написании сочинения необходимо логично и аргументированно строить монологическое высказывание, делать обобщения.

Часто встречающиеся ошибки в сочинении (К6)

Незнание значения слова

Иногда кажется, что если мы насытим сочинение «умными» словами, то оно будет выглядеть более привлекательно, а мы будем казаться умнее и начитаннее.

Незнание фразеологизмов

К нарушению точности приводит не только незнание значения слов, но и незнание фразеологизмов, их внешнего вида, значений, сочетаемости.

Например: Работать засунув рукава (вместо «засучив»).

Подобные ошибки возникают из-за незнания значения того или иного слова.

Смешение паронимов

То есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями.

Например: Книга даёт гуманитарное воспитание человеку.

Книга сама по себе не может «давать гуманитарное воспитание», она может быть использована человеком, получающим гуманитарное образование, или человеком, который выражает гуманное отношение к окружающим, почерпнутое из произведений литературы, а значит, из книг.

Незнание смысловых оттенков значений слова

Например: Мы пришли к консолидации (вместо к конценсусу).

Консенсус — принятие решения на основе общего согласия.

Консолидация — укрепление, объединение, интеграция, сплочение чего-либо

Нарушение лексической сочетаемости слов

Лексическая сочетаемость — это способность слов стоять рядом друг с другом. Особенно это касается слов с ограниченной лексической сочетаемостью. Очень часто можно услышать «имеет роль» или «играет значение»; постоянно путают сочетания «оплатить проезд» и «заплатить за проезд».

Например: «Прочитав встречу Онегина и Татьяны».

Учащийся забывает о том, что слово «встреча» не сочетается со словом «прочитав». Прочитать можно либо эпизод, где говорилось о встрече Онегина и Татьяны, либо прочитать сцену встречи Онегина и Татьяны.

Кстати, именно такой вариант предложения будет оценён ещё и как грамматическая ошибка (ошибка в построении деепричастного оборота).

Стилистическая окраска слова

Внимательно следите за наличием жаргонной, просторечной лексики. Нужно заботиться о чистоте речи, то есть об отсутствии в ней лишних слов, слов-паразитов, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных):

значит, так сказать, так, собственно говоря, как бы, типа, как говорится, в общем и т.д.

Точность и выразительность речи (К6)

Обращаем ваше внимание на то, что максимальный балл по критерию 6 будет выставлен в том случае, если по критерию 10 будет получен высший балл.

Что оценивается в этом критерии?

К основным качествам речи профессор Б.Н. Головин относил «правильность, точность, чистоту, ясность, логичность, богатство, выразительность и уместность речи».

Определение, данное в современном словаре, тоже не сильно отличается от предыдущего. «Качества речи — реальные свойства содержательной и формальной сторон речи: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность».

Правильность речи говорящего — это умение красиво, образно, выразительно, точно и логично, благодаря знанию норм литературного языка и внимательному их применению при построении речи, построить высказывание

Принято выделять девять коммуникативных качеств, в соответствии с которыми речь оценивается как «хорошая» и «плохая»:

1) правильность

2) разнообразие

3) чистота

4) точность

5) логичность

6) выразительность

7) уместность

8) доступность

9) действенность

Поэтому совершенно точно можно сказать, что точность речи говорящего будет напрямую зависеть от того, насколько правильно было подобрано слово в контексте, использован нужный синоним или антоним и вообще насколько всё логично и сочетаемо.

 Причины нарушения точности речи:

· использование длинных однотипных грамматических конструкций;

· нарушение порядка слов в предложении;

· обилие обособленных оборотов и вставных конструкций;

· речевая избыточность и недостаточность.

Выразительность речи — качество речи, которое заключается в правильном подборе таких слов, которые помогают усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес у слушателей, воздействовать на их разум и чувства.

Как правило, в этом помогают самостоятельность суждений говорящего, умение убедительно, используя яркие примеры, доказывать свою мысль. Конечно же, в этом случае мы никак не можем обойтись без художественных приёмов, речевых фигур и тропов, пословиц, фразеологических оборотов, крылатых фраз.

Ясная речь никогда не вызовет затруднений в её восприятии, именно поэтому ясную речь, понятную многим, удобнее всего использовать для действенности речи.

Речевые ошибки

Ошибки, связанные с неверным или не с самым удачным употреблением слов или фразеологизмов, квалифицируются в школьной практике как речевые. Эксперты ЕГЭ оценивают соблюдение речевых (лексических) норм по критерию 10: если в работе допущено более трех ошибок, экзаменуемый вместо возможных двух получает ноль баллов.

Выпускники нарушают коммуникативную точность высказываний, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении или без должного учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражений: Это слово не имеет в русском языке прототипа. Люди, которые повязли в лени, много теряют. Наши чиновники подлизываются к мэру. Эти примеры обличают поэта как романтика. Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика. Лень – это монстр современной молодежи.

Многочисленны примеры смешения паронимов, то есть однокоренных или сходно звучащих слов с различными значениями: Книга дает гормональное воспитание человеку. Она всегда была человеком замкнутым, скрытым. Кристаллическая честность. Он не хотел лечиться от алкоголя. К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает. Автор злостно обличает равнодушных людей.

Плеоназм – ошибка, состоящая в употреблении лишнего слова, она также часто встречается в сочинениях выпускников: Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф.

Экзаменуемые нередко нарушали привычную лексическую сочетаемость слов – в результате возникали речевые ошибки: Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор. Его речь насыщена обилием книжных слов. Нервы и волнения переполнили автора. У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение. Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде. Сын бессовестно обращается с матерью. Ветеран лишь хотел большего количества понимания. Каждое слово имеет свою непревзойденную историю.

Изучению фразеологизмов в школьной программе уделяется крайне мало времени – в результате учащиеся имеют весьма смутное представление о нормах употребления устойчивых сочетаний. Они плохо знают значение фразеологизмов, часто искажают их состав, что приводит к разрушению двуплановости образа, лежащего в его основе; возникает противоречивость образов и контекста, позволяющего понимать выражение буквально:

С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

Эти дети были обделены от радости.

Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

Низкий поклон перед теми, кто воевал.

Над ним разыграли шутку.

Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом.

Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

Стилистические ошибки

Большую часть речевых ошибок составляют ошибки, которые являются собственно стилистическими. Это анахронизмы, то есть ошибки вследствие смешения лексики разных исторических и социальных эпох: Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили. Собственно стилистическими являются и ошибки в результате смешения выражений разных стилей, немотивированное использование диалектных, просторечных выражений, что противоречит нормам литературного языка: Я маленько не согласна с точкой зрения автора. Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина. Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире. Авторскую позицию выражает пословица, которая гласит: «По одежке встречают по уму провожают». Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

Довольно часто речевые недочеты в текстах экзаменационных сочинений ощущаются, однако классифицировать их очень трудно; в этом случае, на наш взгляд, следует снижать оценку по критерию 6, а не 10. Так же следует поступать и со следующей группой ошибок, ведущих к нарушению требования чистоты, богатства и выразительности речи – это речевые недочеты, ухудшающие речь, но это менее грубые нарушения, чем ошибки. Недочеты рассматриваются с точки зрения «лучше – хуже, удачно – не вполне удачно сказано»; они менее строго оцениваются и в школе, и экспертами на ЕГЭ. Это тавтология – ошибка, состоящая в употреблении слов, повторяющихся в небольшом контексте, употребление слов-сорняков: Я как бы смотрел в зеркало и видел себя. Исходя из вышесказанного, Тендряков делает вывод...… Я думаю, что нам не следует серчать на украинцев и даже на эстонцев.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1018; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!