РЕЦЕНЗИЯ ПО РОМАНУ О. ГОНЧАРА «ЧЕЛОВЕК И ОРУЖИЕ» 4 страница



Завязка произведения начинается с того момента, когда умира­ет старая хозяйка. Дальше идет развитие действия — жизнь Мар­ты у новых хозяев, потом кульминация — тот момент, когда Мар­та отравилась, и, наконец, развязка, то есть смерть Марты. В ходе рассказа много лирических отступлений, воспоминаний коровы, в которых она невольно сравнивает прошлую и настоящую жизнь. По-моему, они даны для того, чтобы лучше понять идею, которую хотел донести до читателя автор. На мои взгляд, идея состояла в том, чтобы показать людям, как нуждаются в любви и заботе жи­вотные. Автор хотел сказать, что даже животные могут пережи­вать, кого-то ненавидеть или любить, могут кому-то радоваться или о ком-то тосковать. Без любви они так же, как и люди, черст­веют и озлобляются. Я считаю, что главная тема этого произведе­ния — тема любви и взаимоотношений между людьми и живот­ными. В течение всего рассказа ярко выражена позиция автора. Он явно жалеет корову, сочувствует ей. Ему, конечно, больше по душе старая хозяйка Марты. Это заметно в описании тех момен­тов, когда хозяйка кормит корову, ухаживает за ней. Эти места автор описывает очень подробно и красиво. Некоторые слова он употребляет в уменьшительно-ласкательной форме. Например, «клала сенца», «былочка пырея», «ломтик хлеба». Описывая ру­ки, он использует такие эпитеты, как «умные», «упругие», «лас­ковые». Показывая же новых хозяев, в частности мужика, автор иронизирует, смеется над ним, называя его «мужичишка» или «этот вонючий».

Мне Марту действительно жалко. Ведь она абсолютно беспо­мощная жертва обстоятельств. Она не понимает даже того, что про­исходит вокруг нее, тоскует по старой хозяйке, все время ждет, что та когда-нибудь вернется. Все эти пустые ожидания навевают мне грустные мысли. Прочитав этот рассказ, понимаешь, насколько мы

453


все одиноки и беспомощны перед ударами судьбы, как мы легко привыкаем к людям, любящим нас, постоянно находящимся рядом с нами, и как тяжело мы переживаем разлуку с ними.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Ю. ВЯЗЕМСКОГО «ШУТ»

Повесть Юрия Вяземского «Шут», изданную уже более десяти лет назад, я прочитала совсем недавно. Желание познакомиться с книгой поначалу было вызвано лишь интересом к личности автора. Ю. Вяземский был известен мне как ведущий телевизионной пере­дачи «Умники и умницы».

Тонкий знаток литературы и истории, умный, артистичный, го­товый к риску, деловой человек. Эти свойства натуры Вяземского проявляются и в его прозе.

В повести «Шут» есть боль, есть попытка исследовать острые нравственные ситуации. В ней как бы концентрация жизни. Мне кажется, что это произведение может вызвать серьезные раздумья.

Повесть «Шут» непроста для восприятия. Но бывает так; услы­шишь новую музыку, и она покажется чужой. Но нельзя спешить. Послушаешь эту музыку во второй, в третий раз, поймешь, при­мешь ее, и она останется с тобой навсегда.

Повесть Ю. Вяземского надо «выслушать». Надо войти в нее и принять правила игры ее автора.

Произведение о жизни и смерти шута — притча. Хотя никаких фантастических событий и преувеличений в ней нет. Повесть имеет заголовок «Исследования по материалам «Дневники шута». Автор-рассказчик находит на антресолях старые тетради. Это и есть днев­ник шута. Вел записи школьник Валя Тряпичников. Они постоян­но прерывались авторскими размышлениями, пересказами собы­тий из жизни шута, обращением к читателю, к все понимающему собеседнику.

Наш герой рос мальчиком впечатлительным, книжным, был увлечен древней культурой и литературой Японии и Тибета. А по­тому в дневниковых записях нам встречаются цитаты из заинтере­совавших его книг и учебников. Есть и толкования тех или иных литературных образов, теорий. Увлечение своеобразной восточной культурой говорит о том, что Валя был необычным человеком.

Родители его, образованные, сведущие, казались людьми достой­ными, но, если верить тексту дневника, не было в доме Тряпични-ковых душевного тепла и правды, и Вале многие важные жизнен­ные проблемы приходилось решать в одиночку.

Не раз он получал удары за лучшее, что в нем было. И тогда Ва­ля решил защищать это лучшее в себе и наносить удары сам. Он надевает маску шута и изобретает систему исследования самых уязвимых и чувствительных мест у людей, окружавших его. В дневнике шута есть такие строки:

Опасности подстерегают нас, Тревожна наша жизнь и нелегка, И ранят иногда больней ножа Невинные проделки шутника.

454


В школе Валю не любили. Связываться с ним мало кто решал­ся. Его жизненная практика оснастилась и теорией. Что такое шу­товство по Тряпичникову? Вот что: «Оружие безоружного, сила слабого...» Кажется, хорошо, но жизнь по системе сделала его, пар­ня доброжелательного, чрезвычайно одиноким человеком, одино­ким судьей и палачом.

Он высмеивал и унижал с помощью разнообразных хитроумных «шутэнов», учитывая индивидуальные особенности жертвы. «Шу-тэн» — это нечто вроде подножки, умелой, коварной подножки. Человек становится посмешищем для окружающих.

Важно понять «философию шутовства». Ее суть заключается в том, что жизнь жестока. Надень маску, и ты защитишь лучшее в себе.

Лишь чистые духом Себя не дадут унижать. Тот жалок,

, Кого безумная страсть ослепила. Безвольный слепец, Им командует женщины власть.

Все люди, не желающие стать жертвами, живут в масках. Мас­ка шута — самая человечная и невинная. Важно лишь, чтобы ни­кто не догадался, что ты шут. Это твоя тайна. А окружающие ви­дят в тебе не шута, а отважного «дуэлянта», сильного, несколько экстравагантного человека, понимающего суть людей и вещей.

«Шутовство, — убежден герой, — оружие безоружного». Этим оружием он унижает зло и защищает добро, добро в себе и вне се­бя. Почему же совсем неуловима минута, почти неразличима чер­та, отделяющая шута от палача?

Достоинство повести Ю. Вяземского в том, что он показал: мас­ка шута наиболее опасна для того, кто ее на себя надевает. Все «шутэны» сводятся к одному, самому неожиданному и убийствен­ному «шутэну» — удару в собственное сердце. Ведь, вонзая «шпа­гу» в уязвимые места окружающих, человек остановиться уже не может. И его жертвами постепенно становятся любимая девушка, лучший друг, любимый учитель.

Маска постепенно становится лицом. Он наносит удары, уже не разбирая, пока после сильного душевного потрясения шут не поги­бает.

Он шел по лезвию меча,

Он ступал на лед замерзшей реки,

Он входил в пустой дом;

Его желание быть шутом исчезло навсегда.

Шут погибает, чтобы опять родился мальчик Валя Тряпични­ков, еще более беззащитный, может быть, и уязвимый, чем до овладения всеми «шутэнами».

Повесть кончается моральным очищением и духовным торжест­вом героя. В жизни может случиться и по-другому. Человек, пола­гающийся лишь на силу маски, становится ее рабом. Начинают са-

455


ми собой отмирать основы души: искренность, бескорыстие, добро­та, — на которых держались истинно человеческие отношения.

Повеет^, ставит вопрос: что опаснее — добро в маске зла или зло в маске добра?

Зло под личиной добра обманывает, усыпляет, потом убивает — иными словами, не перестает быть злом. Добро же под маской зла, даже шутовское, как добро тоже умирает. Отсюда напрашивается вывод: добро обязательно должно быть открытым, оно несовмести­мо с лицемерием. К пониманию этого и пришел герой повести.

Чтение этого произведения позволяет решить многие нравствен­ные вопросы. Читатель должен понять, что отвечать на зло «шутэ- нами» — идти по пути разрушения себя. Помогает уцелеть дру­гое — упорное участие в создании добра.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. С. ВЫСОЦКОГО

Я, конечно, вернусь весь в друзьях и мечтах, Я, конечно, спою...

В. С. Высоцкий

Я знаком с творчеством большого количества писателей и поэ­тов разных времен. Есть среди них и любимые. Из зарубежных ав­торов — это В. Шекспир, Э. Войнич, О. Уайльд, Э. Хемингуэй, из отечественных — Н. Гоголь, А. Чехов, Н. Гумилев, М. Булгаков, В. Быков. Их произведения таят глубоко в себе какую-то вечную загадку для меня, которая будет существрвать всегда. Все они жи­ли в разное время и писали каждый о своем и по-своему. Наверное, талант художника заключается не только в искусном владении формой, не только в приближении к полному самовыражению, но и в том, насколько другие люди в другие времена могут найти в его произведениях частицу самих себя. По словам Оскара Уайльда: «...Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится». Получается, что человек ищет в искусстве аналоги своей судьбе, своим чувствам, своим мыслям, поэтому, зная о любимых писате­лях и поэтах того или иного человека, можно сказать кое-что и о нем самом.

Мне бы хотелось рассказать о В. Высоцком — поэте-барде. Он родился в 1938 году и прожил сорок два года. У него была очень непростая и насыщенная жизнь. Многим В. Высоцкий известен как артист Театра на Таганке. Одна из центральных его ролей — Гамлет. Интересно сравнить стихотворения «Гамлет» Б. Л. Пастер­нака и «Мой Гамлет» В. Высоцкого. У Пастернака акцент, мне ка­жется, на строчках:

Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.

Я один. Все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.

456


Да, каждый человек в какой-то момент жизни переживает в той или иной степени то, чем мучился герой Шекспира.

Стихотворение В. Высоцкого «Мой Гамлет» гораздо длиннее. Это очень долгий и подробный рассказ о том, что Пастернак назвал одним словом «фарисейство»:

Я видел — наши игры с каждым днем Все больше походили на бесчинства... Как прожить во всем этом? А мы все ставим каверзный ответ И не находим нужного вопроса.

Мир стихов В. Высоцкого огромен и многоголос. Песни о Вели­кой Отечественной войне оставляют сильное впечатление. Казалось бы, человек, не испытавший в силу своего возраста все тяготы вой­ны, не может писать о ней, а он писал и пел, потому что это его волновало. Наблюдая и узнавая жизнь более старших поколений, Высоцкий постигал судьбу своего народа, своей страны. Память и боль о пережитом отдельно взятых людей становятся общей памя­тью и болью.

Как разрезы, траншеи легла И воронки, как раны, зияют. Обнаженные нервы Земли Неземное страдание знают.

Многие его песни о войне — от первого лица. Изображая опре­деленную ситуацию, он как бы задает и себе вопрос: «А я бы как поступил?» Прежде всего, это песни очень настоящих людей.

У В. Высоцкого есть стихи, посвященные дружбе, горам, морю:

Служение стихиям не терпит суеты, К двум полюсам ведет меридиан. Благословенны вечные хребты, Благословен Великий океан!

Лирический герой этих песен — человек, на которого можно по­ложиться, который не подведет.

Есть у Высоцкого и баллады: «Баллада о любви», «Баллада о детстве», «Баллада о брошенном корабле»...

Если мясо с ножа ты не ел ни куска,

Если руки сложа наблюдал свысока

И в борьбу не вступил с подлецом, с палачом —

Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем!

Все песни его очень искренние и личные. Высоцкий, по-моему, не умел и не любил кривить душой:

Досадно мне, что слово «честь» забыто И что в чести наветы за глаза.

Он не хотел слепо подчиняться государству, всеобщему мнению:

Я согласен бегать в табуне, Но не под седлом и без узды.

457


В стихах, посвященных любви, у Высоцкого есть очень важная проблема, которую поэт решает для себя однозначно. Это вопрос

постоянства в любви. По Высоцкому, любовь — чувство, дающееся человеку свыше. Над ним он не властен, поэтому нельзя давать ни­каких обещаний.

Люблю тебя теперь —

Без пятен, без потерь,

Мой век стоит сейчас — я век не перережу!

Во время, в продолжении, теперь —

Я прошлым не дышу и будущим не брежу.

Для поэта любить — это значит жить:

Потому что если не любил — Значит, и не жил, и не дышал!

Поэзия Высоцкого обращена непосредственно к каждому чело­веку, к его душе. Она пробуждает во многих людях истинные чело­веческие качества. Сам он говорил, что авторская песня для него — форма доверительного разговора со слушателем о том, что трево­жит его на данный момент.

Почему же В. С. Высоцкий относится к моим любимым поэтам? Наверное, ответить на этот вопрос объективно просто невозможно. Но все-таки те проблемы, которые волновали его, волнуют и меня, этим можно объяснить мой личный интерес к творчеству Высоцко­го. И еще от его песен исходит какая-то невидимая энергия, помо­гающая жить, принимать решения и просто быть человеком.

В заключение хочется сказать, что я сам до конца не понимаю, почему В. Высоцкий — один из моих любимых поэтов. В этом есть некоторая тайна. Была тайна и в нем самом, и в его желании уз­нать:

...а есть предел там, на краю Земли? И можно ли раздвинуть горизонты?

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ю. ВИЗБОРА

Юрий Визбор — один из самых известных исполнителей автор­ской песни. Особенно популярны его песни были в шестидеся­тые годы. Но и до сих пор среди студентов поются и «Манеж», и «Милая моя». Визбор родился 20 июня 1934 года в Москве. О своем отце он писал так: «Юзеф Визборас был вспыльчивым и рев­нивым командиром, бывшим моряком, устремившимся в 1917 году из благообразной Литвы в Россию». Он был арестован, а в 1958 го­ду посмертно реабилитирован. Мать Визбора, Мария Григорьевна Шевченко, вторично вышла замуж, но отношения сына и мужа бы­ли очень сложными — она развелась. Детство Визбора пришлось на нелегкое военное время и не менее трудные послевоенные годы. Это оказало огромное влияние на его характер, на становление его лич­ности.

Визбор был разносторонне развитым человеком: поэт, компози­тор, исполнитель, журналист, киноактер, сценарист, режиссер, альпинист и горнолыжник. Работа, долг, дело — самые важные

458


ценности, смысл жизни для Визбора. Но самой любимой работой, самым важным делом были песни. Песни были для него жизнью. «В двадцать лет Юрий Визбор осознал, что искоренить плохие пес­ни можно только хорошими. К двадцати пяти годам он четко по­нял, как это надо сделать», — писал Анатолий Азаров. Визбор го­ворил о смысле своего творчества так: «Нытье — вещь поверхност­ная, это проще всего: у кого нет неприятностей? Нужно выявлять более сложное, более глубокое. Нужно зарядить людей светлым, хорошим. Вот, элементарно говоря, мое кредо». Все песни Визбора очень искренни. Главным цензором и редактором для него явля­лась прежде всего совесть. Визбор не гнался за модой, не стремился угодить критике, не сочинял на заказ — он просто пел свои песни. В отличие от многих бардовских песен, поэзия Юрия Визбора не уводит в мир бесплодных мечтаний, не жалуется, она не насыщена болезненным самоисканием. Она добродушно посмеивается над этим миром, принимает его таким, какой он есть. «Муза Визбора» крепко стоит на земле, с точно взвешенной дозой романтики, кото­рая окрыляет, но не отрывает от реальной жизни; она жизнеутвер­ждающа и оптимистична, наконец, она созидательна» — так пи­шут о Визборе критики. Действительно, герой поэта сам ощущает себя частью этого мира, а не смотрит на него со стороны. Это всегда здоровый, сильный человек, обладающий внутренней мощью, энер­гией и притягательностью — независимо от того, моряк ли он или инженер, студент или альпинист. И наверное, благодаря этой чет­кой жизнеутверждающей позиции Визбор долгое время был лиде­ром во главе бардовского движения и сейчас остается наиболее яр­ким и любимым певцом. Под влиянием его песен, его творчества формировались и формируются сейчас высоконравственные взгля­ды и убеждения многих людей. «Визбор — это молодая Москва... внезапно открывшая для себя много нового, в том числе горы, тай­гу, дорогу, моря, океаны, романтических флибустьеров и реальных геологов... Это резкое переощущение пространства и времени, исто­рии и человека в ней» (Юлий Ким).

Но, несмотря на многообразие песенных тем, основным в твор­честве Юрия Визбора стали горы. Побывавший в горах хоть раз не забудет их никогда. На вершинах люди проходят испытание на по­рядочность, человечность и честность. Визбор прошел эту много­летнюю проверку горами. Для него горы — понятие очень много­плановое, наделенное глубоким философским смыслом. «Что манит в горы? Наверное, прежде всего, сами горы, прекрасные, неповто­римые, разные. Каждый горный район — поток открытий... Гора­ми можно любоваться бесконечно, смотреть на них, как на огонь или бегущую воду», — говорил Визбор. Но горы для него — это не только чудесный пейзаж, это не только красиво. Визбор наделяет их очень многими качествами человеческого, живого. Они для не­го — одухотворенные существа, объект творчества.

«Лучше гор — только горы» — название одного из рассказов Юрия Визбора. И любовь Визбора к горам была взаимной. Он лю­бил их, и они любили его. Ведь горы имели еще одну сторону: «Го­ры — это прежде всего, понимаешь, друзья, с которыми вместе по трудной дороге шагаешь...» Нет, наверное, ни одного альпиниста,

459


скалолаза, горнолыжника, кто бы не слышал песен Визбора. Да и сам он знал многих и известных, и только начинающих горнолыж­ников.

О Визборе я слышала от моих знакомых, занимающихся альпи­низмом, знающих его, бывших вместе с ним в альплагерях. И все они говорили, что Визбор там всегда был желанным гостем. Он был очень добрым человеком. Даже внешность его располагала, притя­гивала к нему людей. Он обладал необыкновенным чувством юмора и был замечательным рассказчиком. Визбор всегда был душой ком­пании, ее лидером. Визбора любили и любят до сих пор. Он нужен, нужны его песни. Ведь неспроста же до сих пор передаются из рук в руки и переписываются его кассеты, читаются его книги, смот­рятся фильмы.

Одна из вершин на Пальмиро-Алае названа, пиком Визбора, на Тянь-Шане появился перевал Визбора, на Кавказе — еще один пик Визбора.

Альпинисты помнят своего товарища, своего певца.

«Мы говорим, что время делает песни. Это верно. Но и сами пес­ни чуть-чуть делают время. Входя в нашу жизнь, они не только со­здают ее культурный фон, но часто выступают как советчики, вы­двигают свою аргументацию в тех или иных вопросах, а то и про­сто рассказывают. Они становятся «делателями жизни», как и вся­кое иное искусство» — так говорил о песнях Визбор.

Я уверена, что песни Юрия Визбора внушают людям веру в че­ловека, в его доброту и порядочность, они защищают, утешают, ободряют и вселяют в людей надежду, заражая всем светлым и хо­рошим.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПРОИЗВЕДЕНИЯ В. ДОЛИНОЙ

Множество поэтов посвящали свои стихи Москве. Не все из них родились и выросли в ней, но для многих она стала родиной духов­ной.

Москва XIX века получала послания от Пушкина и Лермонтова, XX века — от Бунина, Есенина, Блока, Ахматовой и Цветаевой. XX век для Москвы начался первой мировой войной, продолжени­ем которой стала революция; до этого жестокий век еще не вступил в свои права. И вот Москва преобразилась из Москвы советской в Москву современную, тот город, в котором мы живем сейчас. Я люблю читать стихи, посвященные ей, потому что я люблю Мою Москву, тот город, где я родилась, где я пошла в школу и (наде­юсь) поступлю в институт.

Но Моя Москва — это Москва современная, поэтому ближе все­го воспринимаются стихи поэтов современных, прежде всего бар­дов. Вот Дольский признается Москве в любви:

Я люблю тебя, Москва, — Горький мегаполис. Ты всегда во всем права, Ну, а мне на поезд.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!