Человеку, мстить за причиненную боль. Гибель волчат в результате 17 страница



В старой же системе автора не устраивало то, что людям не да-

427


вали простора для творчества, поэтому многим одаренным лично­стям, которые могли бы творить для своей страны, пришлось уехать за границу. Основная масса людей была превращена в без­ликую толпу, которая слепо следовала за вожаком.

Лежа в больнице и осмысливая свою жизнь, Тимофей Иванович понимает, что сделал слишком мало в своей жизни. Когда лечащий врач говорит ему о том, что ему надо обязательно делать операцию, Тимофей Иванович понимает, что времени у него осталось слиш­ком мало. Поэтому он просит врача отпустить его из больницы на неделю, чтобы сделать то, на что у него не хватало смелости всю жизнь. Спустя столько лет он решил разыскать Тину. Находит он ее в доме для престарелых. Оказывается, она всю жизнь ждала его и так и не вышла замуж.

Я искренне восторгаюсь этой женщиной, которая ждала своего любимого всю жизнь и при этом не стала любить его меньше. Она простила ему все, даже то, что он исчез, не объясняя причин. А он оказался слабаком, потому что не смог признаться в собственном проступке. Хорошо хоть, в конце жизни он нашел в себе силы сде­лать это.

После встречи с Тиной Тимофей Иванович возвращается в боль­ницу. Во время операции ему кажется, что он попадает в рай. И там происходит интересный разговор с привратником рая. Тимо­фей Иванович не считает себя грешником, но привратник возража­ет, что участие в октябрьском перевороте, да и в гражданской вой­не — это большой грех. Но что он искупил его честной жизнью и покаянием перед святой женщиной, искренней любовью к ней. В конце концов Тимофея впускают в рай. И там он видит «...паря­щих над кущами людей со светящимися дивным светом прекрас­ными, благородными лицами, которые внезапно, время от времени, искажались страдальческими гримасами». Затем он видит людей, которые вынуждены были эмигрировать из страны. Тут он внезап­но приходит в себя и понимает, что остался жив. Он начинает раз­мышлять, что же лучше: старый режим или новый. На этом по­весть заканчивается. Автор оставляет читателю самому решить, что же лучше.

РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Е. МАТВЕЕВОЙ «ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЗЕЧКИ И ДРУГИХ 3/К - 3/К, А ТАКЖЕ НЕКОТОРЫХ ВОЛЬНЯШЕК»

Долгое время вопрос о любимой книге для меня оставался от­крытым. Многие произведения нравились, даже очень, но назвать какое-то из них любимым было бы слишком сильно. Но однажды мне попалась книга, как я думала, — одна из тех, что забываешь сразу после прочтения. Но, прочитав ее, я была просто потрясена, было невыносимо тяжелое чувство, заставляющее пересмотреть не­которые свои взгляды и устои. И каждый раз, когда я вновь беру в руки эту книгу, становится как-то больно и горько на душе, она по­трясает меня с новой силой.

«История одной зечки и других з/к — з/к, а также некоторых вольняшек» — первое художественное произведение Екатерины

428


Матвеевой — автора, прошедшего через сталинские лагеря. Преж­де всего это произведение в жанре русской классической прозы, а не воспоминания, ограниченные одной судьбой каторжанки. Это итог долгих раздумий, роман с художественными достоинствами, ставящими его в ряд редкостной для нашего времени литературы. Это зеркальное отражение нашего общества в ГУЛАГе и отражение ГУЛАГа в «вольной жизни».

Послевоенные годы. Подмосковье. Девочка, только что окончив­шая школу и готовящаяся к поступлению в консерваторию, невин­но осуждена по обвинению в соучастии в убийстве с грабежом. Че­ловек, потерявший на войне отца и брата, имеющий на руках боль­ную мать, оказывается в тюрьме.

Семь лет! Что означают семь лет, когда человек находится на по­роге новой взрослой жизни, когда он своими руками создает свое будущее! Пропавшая молодость, разбитые надежды и мечты, поте­рян смысл жизни. Дальше пересылка этапом в Воркуту, где она сможет выступать на сцене «Речлага». Пение — единственное, что у нее осталось, единственная отрада в жизни. Там были разные жен­щины: отпетые преступницы, для которых тюрьма — дом родной, «враги народа», а также просто находившиеся на оккупированных территориях в годы войны. Там Надин срок казался детским, ведь большинство зечек уже не надеялась когда-либо оказаться на свобо­де. Надя, «политически устойчивая», никогда не сомневавшаяся в правильности линии партии и правительства, начинает все воспри­нимать по-новому, уже имея опыт «горькой» жизни, уже испытав «прелести» каторжной работы в хлеборезке с утра до ночи, когда сил совсем не остается. Но, как известно, не бывает худа без добра. Среди таежных снегов, в застенках «Речлага» Надя встречает свою первую настоящую любовь. Красавец охранник, волею судьбы зане­сенный далеко на северо-восток, становится для нее смыслом жиз­ни, заполняет ее разбитое сердце. В попытках добиться досрочного освобождения проходят пять лет, а дальше — свобода и мечты о счастье с любимым человеком. Но по суровым законам жизни белые полосы сменяются черными. Так и на этот раз. В день, когда Надя получила полную свободу и была вне себя от счастья, от руки бегло­го бандита погиб ее жених, погибла ее любовь, ее жизнь. Опять раз­битое сердце, разбитые надежды и мечты, и остались силы только на крик. Возвратившись домой, она оказалась совсем одна. Мать умерла, родственников рядом нет, дом заняли соседи. «Вольный мир» стал для нее непонятен и жесток. Но жить надо, пусть нет ни сил, ни желаний. Она находит работу на стройке в Москве, готовит­ся к экзаменам в консерваторию, пробуждается от «кошмарного сна». Потом находит друзей, выходит замуж, учится пению. Это уже другой человек, но пять лет зоны просто так из жизни, из серд­ца не выкинешь, стену рокового прошлого, на которую всякий раз натыкаешься, просто так не сломаешь. Прошлое! Как сильно может страдать человек из-за совершенных ранее ошибок. Но судьба — ■ штука странная и страшная, никогда не знаешь, что случится с то­бой в следующий момент, как может измениться твоя жизнь.

Волею судьбы встречает наша героиня того беглого уголовни­ка — убийцу ее жениха. Она уничтожает его, как болезнь, как бе-

429


шеное животное, чтобы он не существовал больше, чтобы навсегда

исчез с лица с земли. Надя была убеждена и свято верила, что не сама она, а Провидение шаг за шагом вело ее к исполнению этого предначертания. Оттого и не страшилась она людского суда, уве­ренная в том, что была лишь орудием в руках Высшего судьи. На смену ее недавнему унылому отупению к ней пришло чувство радо­стного освобождения, настоящей свободы! Стена рухнула!

Теперь началась новая жизнь, теперь она могла быть по-настоя­щему счастлива со своим мужем. Она знала, что он все поймет и простит.

Я считаю, что в образе Нади Михайловой автор отобразил свою трудную судьбу, а в образе окружающего мира — нашу страну в го­дину жестоких репрессий. Сколько душ загубили, сколько жизней искалечили! Далеко не все зеки оказались в конечном итоге так счастливы, как наша героиня. Каждая строка этого романа просто пропитана пережитой болью, страданием, но также талант автора позволяет почувствовать и редкие радости на фоне всеобщего бедст­вия. Здесь есть чему поучиться. В романе раскрываются вопросы не только политические и исторические, но и вопросы, затрагиваю­щие человеческую душу, мораль. Как преодолеть все трудности, как выстоять перед лицом несчастий? На примере судьбы и борьбы Нади с нею можно многое узнать. Женщина всегда остается жен­щиной, даже после жутких условий, отношений и испытаний, да­же окруженная злобой, жестокостью и несправедливостью. Чело­век может победить все.

Я считаю, что эту книгу можно читать множество раз, но она всегда будет открывать что-то новое, вновь и вновь потрясая и пе­реворачивая наши души, надолго оставаясь в сердце,

РЕЦЕНЗИЯ НА РАССКАЗ Л. УЛИЦКОЙ «ДОЧЬ БУХАРЫ»

Рассказ Людмилы Улицкой был написан в 1994 году. Очень сильно поражает, что многие рассказы современности посвящены не сегодняшнему времени, а именно времени начала века, войне и

послевоенному времени. События в рассказе происходят в конце мая сорок шестого года, когда люди еще не оправились от военных потрясений. Описывается бедная «архаическая и слободская мос­ковская жизнь, ячеистая и закоулочная». После таких описаний читатель сразу погружается в простую и в то же время как-то угне­тенную жизнь людей, в их проблемы.

В Москве много нищих и полуголодных, и резкий контраст воз­никает при появлении сына старого доктора Димы: «...во двор въе­хал «опель-кадет» и остановился возле калитки докторского дома». Может быть, события рассказа несколько неправдоподобны, но здесь четко показаны возможные проблемы и беды героев. Так, на­пример, сложно представить, что в Москву после войны можно привезти «красавицу» с Востока, однако впоследствии образ Буха­ры (так назвал Дима свою жену) вписывается в повествование, и черта между московской обыденностью и появлением девушки с Востока вскоре стирается.

Но после прочтения рассказа возникает очень тяжелое чувство.

430


Даже сейчас люди редко обращают внимание на нищих, инвалидов, которые встречаются им на улице. Лишь немногие люди действите­льно понимают беду конкретного человека и то — поверхностно, не подозревая, что же может быть у него в душе. Но если войти хоть на миг в этот мир, посмотреть на проблемы таких людей, то можно ужаснуться, закрыть лицо руками и сразу убежать оттуда.

Бухара родила Дмитрию дочь, которую они назвали Милочкой, но сразу же после появления ребенка в доме отец Димы увидел, что девочка была вялая, отечная, у нее наблюдалась мышечная рас­слабленность и полное отсутствие хватательного рефлекса. Уже по­сле смерти отца Дмитрий отвез Милочку в Институт педиатрии, где доктор «провозгласил диагноз по тем временам редкий — класси­ческий синдром Дауна». Конечно, сложно было выдержать такое потрясение, и скоро Дима оставил Бухару с дочерью и ушел к дру­гой женщине. В этом он проявил свою невыдержанность, отсутст­вие силы воли, а может, он и не любил Бухару и его прельщала в ней только красота?

Но Бухара смогла достойно воспитать Милу: она водила ее в школу для отсталых детей, куда и сама устроилась работать. Она сопровождала дочь везде, старалась научить ее как можно более разнообразным вещам: готовить, держать иголку в руках. Сразу после ухода мужа Бухара заболела и знала, что скоро умрет. Она очень боялась за Милу, которая останется в этой жизни совсем од­на, такая беспомощная. Бухара свозила дочь на родину и привезла оттуда травы и различных сухих фруктов. Она знала, что если бу­дет пить отвар из травы, то проживет дольше, и всячески старалась не думать о том, что же будет дальше.

Еще одно затеяла мать Милы — выдать дочь замуж, Работая в. бо­льнице, она видела много больных и однажды увидела доброго стари­ка, который пришел к ней со своим больным сыном. Позже старик узнал о намерении Бухары, и он не был особенно против. Сразу после свадьбы Бухара уехала на родину и там умерла, оставив Милу и Гри­гория совершенно одних. Казалось бы, что жизнь для них была кон­чена, ведь они должны были скоро умереть, но они были счастливы. Здесь как-то невольно просыпается жалость. Григорий каждый день провожал Милу до остановки и встречал ее: «...они шли по улице, взявшись за руки, маленькая Милочка на каблуках, в девичьем розо­вом платье Бухары, и ее муж, большеголовый Григорий с поросшей пухом лысиной, оба в уродливых круглых очках, выданных им бес­платно, — не было человека, который не оглянулся бы им вслед». Многие показывали на них пальцем и даже смеялись. Но они не за­мечали чужого интереса. Ведь сейчас есть множество здоровых, пол­ноценных людей, которые могли бы только позавидовать их счастью!

РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН А. ЖИТИНСКОГО «ПОТЕРЯННЫЙ ДОМ, ИЛИ РАЗГОВОРЫ С МИЛОРДОМ»

«Иногда, чтобы приблизиться к жизни, нужно довольно далеко отойти от нее. И я не хочу спасательного круга с надписью «Прав­доподобие», когда под рукой Реализм в широком понимании этого слова.

431


— Реализм «без берегов»?

— Нет, с берегами, с руслом, с холмиками на берегу, со стадами
коров, дающих реалистическое молоко, но чтобы река была широ­
кой и живой — Волга, к примеру, а не прямая, как палка, Лебя­
жья канавка, — ибо нашу удивительную российскую действитель­
ность может вместить река разнообразная и не менее удивитель­
ная».

Так в начале своего романа «Потерянный дом, или Разговоры с милордом* заявляет о своем творчестве ленинградский прозаик, поэт и публицист Александр Житинский.

Что такое потерянный дом или кто же такой милорд? Ми­лорд — это английский писатель XVIII века Лоренс Стерн, пора­жавший современников мудростью, веселостью, бесконечной вы­думкой, раскованностью письма. Житинский, называя Стерна од­ним из своих учителей, смело приглашает классика в соавторы. Присутствуя в романе то в виде 61-го тома из «Библиотеки всемир­ной литературы», то переходя в конкретный образ, учтивый и иро­ничный милорд сопровождает повествование до самого конца. Под двойным углом зрения — автора и милорда — все происходящее в романе обретает совершенно особый объем.

Впрочем, и события, о который повествует книга, — тоже осо­бенные. Как и в предыдущих произведениях (повести «Лестница», «Снюсь», «Хеопс и Нефертити» и других), Житинский ставит сво­их героев в обстоятельства неординарные, порой фантастические. В данном — улетает ...дом, кооперативный дом. Весенним вечером вместе со своими обитателями он снимается с фундамента и, взле­тев ввысь, словно огромный дирижабль, переносится из района но­востроек с улицы Кооперации на Петроградскую сторону, к Тучко­ву мосту. Там и оседает, перекрыв собой проезжую часть старой улочки. С этого момента все персонажи романа начинают существо­вать в новых условиях, с изумлением осмысливая случившееся и ломая головы над тем, как быть дальше.

И, как всегда у Житинского, его абсолютная фантастика разра­батывается затем в мельчайших достовернейших подробностях тем самым «реализмом в широком понимании», о котором уже упоми­налось выше. Кооператоры — так именуются жильцы потерянного дома — это самые обычные люди, из тех, кого увидишь в семье, на работе, в уличной суете. Обычные, но отнюдь не заурядные. У каж­дого — своя судьба, а за судьбой личной — наша общая судьба, об­щее наше время. Вот, например, суетящийся, талантливый, но ду­шевно сломленный годами творческого застоя архитектор Евгений Демиле. Он стесняется своей фамилии, давно разочаровался в идеа­лах, расстался с мечтой создать прекрасное здание, где могли бы жить счастливые люди со всех концов земли, а также не слишком предан семье.

Дом, в котором у него крохотная квартирка для бытия, пожа­луй, единственное, что еще ему служит опорой. Но ...дом улетает в неизвестном Демиле направлении, и архитектору нечем и незачем жить... За этой невеселой судьбой видится многое, и прежде всего участь целого поколения интеллигенции, которой предстоит прео­долеть внутренний кризис и вновь обрести духовные силы.

432


А вот другой герой — майор Рыскаль, честный служивый, кото­рому поручено опекать растерявшихся кооператоров. Майор — опытный организатор праздничных шествий, мастер направлять людские массы в нужные русла, он бескорыстно предан принципам и идеям коллективизма. Убеждения Рыскаля — осознанное подчи­нение собственного «я* общему делу. Но, будучи тонким сатири­ком, Житинский отнюдь не издевается над своим героем. Он пони­мает, что и на таких характерах многое в жизни держится и будет держаться впредь, они не списаны временем.

Другие герои романа — такие же обыватели, чудаки, пенсионе­ры, дворники-поэты, сторожа-астрофизики, доморощенные филосо­фы и элегантные приспособленцы с «дипломатами» в руках. Жи­тинский как бы создает в своем потерянном доме все наше пережи­вающее новое становление общество, болеет за своих кооператоров, причисляя к ним и самого себя. Он желает им счастья, и пусть взгляд писателя на своих героев и окрашен иронией, но при этом начисто лишен снобизма. Вместе со своим соавтором — милор­дом — автор твердо уверен: на пути в будущее можно вынести все, «если знать зачем». А знать, по мнению писателя, пора, потому что в недавнем прошлом «каждый год приносил успехи цинизму, и его чудище росло, как на дрожжах».


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!