РЕЦЕНЗИЯ ПО РОМАНУ О. ГОНЧАРА «ЧЕЛОВЕК И ОРУЖИЕ» 8 страница



J -3959                                                   481


равне с классикой отечественной комедии и американскими боеви­ками. Пока это едва ли не главный показатель того, что фильм дей­ствительно замечен зрителями. Он нужен русским, так как подчер­кивает смысл нашего сегодняшнего существования и образа жизни многих русских, и не только «новых».

На мой взгляд, самой высокой оценки заслуживают и режиссер­ская, и все без исключения актерские работы (особенно потрясаю­щий воображение образ главного героя, созданный молодым акте­ром Сергеем Бодровым), буквально заставляющие зрителей «вклю­читься* в сюжет, и множество поднятых в фильме проблем, други­ми глазами посмотреть на новое «потерянное» поколение пришед­ших с войны молодых людей, обожженных изнутри и потому рав­нодушных ко всему, что кажется нам таким естественным: добро­та, сострадание, а также простое человеческое стремление радова­ться жизни и каждому новому дню.

Несмотря на «черный» сюжет, не столь развлекающий зрителя, сколько ужасающий его, картина «Брат» не оставляет чувства без­надежности и опустошения — она зовет «вырваться» из плена мрачных переживаний и сделать что-нибудь действенное для того, чтобы каждый из нас ощутил светлую радость жизни, вспомнил и не дал забыть другим о том, что человек создан для счастья, любви и созидания.

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ЧЕЛОВЕК-АМФИБИЯ»

(Режиссеры Владимир Казанский, Владимир Чеботарев)

Роман Александра Беляева «Человек-амфибия» появился в 1928 году. Одноименный фильм — тридцать четыре года спустя. Книга написана в год официального рождения звукового кино. Фильм снимался в ту пору, когда съемочная техника уже освоила морские глубины. Беляев сочинил печальную утопию, в которой мотивы открытия новых жизненных пространств рифмовались с животрепещущей темой синтетического человека. Падкие до нажи­вы обыватели тянули сальные щупальца к открытию доктора Саль-ватора, лютовали спецслужбы, прогрессивный журналист Ольсен бился о стену молчания как рыба об лед, а полурыба-получеловек, волшебный мутант Ихтиандр воплощал границы дерзания, кото­рые оказались куда шире границ общественной терпимости. Мор­ской дьявол загибался в мире желтого дьявола, пытливый разум пасовал перед капиталом, а науки — перед людской низостью.

В конце двадцатых особой романтикой наделялось позитивное знание социального будущего. Начало шестидесятых было эпохой романтического настоящего. Толковали о фильмах и «лириках», о том, стоит ли отправляться на Марс, брать с собой веточку сирени и цитировать наизусть строчку-другую Аполлинера. В моду входит все хрупкое, контрастное, причудливое, как Пикассо на мещан­ских обоях, транзистор в тайге или объяснение в любви под свода­ми имперского метрополитена.

Беляевский сюжет должен был соблазнить шестидесятые годы уже тем, что разворачивается в морских глубинах. Кораллы, ра­кушки, диковинные рыбы и водоросли, наполняющие обитель без-

482


молвил и покоя, вообще давно присмотрены в качестве кинемато­графической натуры.

У нас глубоководный культ перекликался с суровой поэзией одиночества. За три года до «Человека-амфибии» на «Ленфильме» сняли «Последний дюйм», в котором двухсотпроцентно хемингуэ-евский Николай Крюков насмерть бился под водой с акулами-лю­доедами. Еще через несколько лет воображение советских зрителей навсегда поразит сцена подводных похорон из франко-итальянских «Искателей приключений», когда под переливчатый вокализ тело Джин Шимкус медленно опустится на дно. Так вплоть до конца вось­мидесятых, до «Голубой звезды» Люка Бессона, нырнувшего отдох­нуть на полпути из парижской подземки к американскому экрану.

Не менее экзотичной средой, чем облака или толща вод, для со­ветского кино была заграница. Конструируя ее, советское кино всегда садилось в лужу. Париж, снятый во Львове, или Таллин, за­гримированный под Берлин, неизменно выдавали рукоделие и кус­тарщину. «Человек-амфибия» оказался в числе немногих фильмов, где заграница получилась без поддавков и стильно. Южный порто­вый город, темно-синее небо, яркое солнце и пыль, длинные жаров­ни и маленькие лавочки, почти пахнущие с экрана ванилью, имби­рем и табаком, не были потугами на копию асфальтовых джунглей или тщетной попыткой подглядеть в щелочку железного занавеса. Марсель, Алжир, Лиссабон? Может быть, Маракайбо или Джордж­таун? Или Касабланка? А вернее всего Зурбаган — столица мечты, призрачный город, придуманный и занесенный на карту шестиде­сятых Александром Грином. В экранном варианте «Человека-ам­фибии» Грин как будто и впрямь переписал Беляева. И не только потому, что 'сыгравшая Гуттеэре Анастасия Вертинская за год до этого снялась в роли Ассоль из «Алых парусов» (еще через два года она станет Офелией в козинцевском «Гамлете» и окончательно утвердит себя как муза шестидесятых). Беляев сочинял социаль­ные утопии, Грин придумывал утопии чувствительные. То есть по­зволял чувствам стать тем, чем они могли бы быть, окончательно порвав с реальностью. В начале шестидесятых два мифа срослись воедино. Романтическая история чужака, отшельника и изгоя ста­ла не менее романтической историей любви, оглушительной мело­драмой с фантастическим допуском. Задолго до мыльных опер в ней была причудливая тропическая среда, море, солнце, ловцы жемчуга, ночные кабаки, классная баллада Андрея Петрова о том, что «лучше лежать на дне», и знаменитые буги-вуги «Эй, моряк, ты слишком долго плавал!». Притча о нетерпимости стала больше похожей на жанровый фильм. Профессор Сальватор стал благород­ным отцом, нудновато-положительный Ольсен — другом-наперсни­ком, а жадный Дон Педро — роскошным злодеем. Неправдоподоб­но прекрасный Владимир Коренев до сих пор заставляет вспоми­нать Рудольфа Валентине — в своем земном воплощении человек-рыба принес на наш экран образ волоокого латинского любовника. Его чешуйчатый наряд, предвосхитивший причуды поп-артовских кутюрье, взывал к океану и к космосу — не случайно в костюме Ихтиандра играл одно из своих последних шоу Сергей Курехин. Свободный цивильный костюм и небрежно повязанная бандана точ-

483


но указывали на происхождение образа. Ущербное чудо доктора Сальватора, сребротелый Ихтиандр в миру оказывается «золотым мальчиком», свободным от постылых условностей. Он не знал цены деньгам, но деньги у него были. Облагодетельствованный рыбак во­пил: «Сумасшедший миллионер!» И это была сущая правда, потому что только безалаберные богачи могут купаться в уличных фонта­нах и расплачиваться мокрыми копьями денег.

Диктатору стиля Дэвиду Води понадобилось более десяти лет, чтобы осознать близость инопланетянина и плейбоя. Ихтиандр был и тем и другим с той же легкостью, с какой менял наряды. К тому же Владимир Коренев оказался едва ли не первым советским акте­ром, которого начали снимать как откровенно конфетного жанро­вого красавца. Все герои «Человека-амфибии» были вообще удиви­тельно, фантастически красивы — эталонно-шестидесятнические глаза Вертинской, седая грива Николая Симонова, резкие скулы и эспаньолка Козакова дали фильму нечто большее, чем жизнь. Они дали ему стиль.

Что касается скафандра и шлема-плавника, и здесь эксклюзив можно оспаривать. Во второй половине пятидесятых американец Джек Арнольд запустил классическую киносерию «Чудовище чер­ной лагуны», где плавающий монстр поразительно напоминает на­шего Ихтиандра. Разница лишь в том, что тамошний жабродыша-щий запутался в инстинктах и душегубстве, а наш поднял со дна жемчужное ожерелье романтики и свободы. Можно ли сказать, что по эту сторону «железного занавеса» жилось веселее? Неизвестно. Однако только в год выхода «Человека-амфибию» посмотрели шестьдесят пять с половиной миллионов зрителей.

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ОВОД»

Вчера я посмотрел фильм по роману Лилиан Войнич «Овод», в котором рассказывается о юноше по имени Артур, который возгла­вил движение за освобождение Италии от гнета Австрии. «Овод» — так назвал себя Артур; когда-то такое прозвище взял себе Сократ, для того чтобы поднять народ на восстание в Афинах.

Итальянец по происхождению, Артур жил в семье англичан, ко­торые занимались торговлей и были весьма уважаемы. Артур очень любил Италию и поэтому встал в ряды организации, которая боро­лась за свободу Италии. У Артура был наставник, падре Монтанел-ли, которому он доверял свои самые сокровенные мысли. Он рас­сказывал ему об освободительном движении, о том, что они перево­зят оружие и запрещенную литературу, и, когда падре спрашивает его, зачем он это делает, он отвечает: «Ради Бога и народа».

Однажды, придя в церковь на исповедь, он рассказал святому отцу о планах организации и назвал имя Джордано Боллы, предво­дителя организации. Он не знал, что святой отец окажется предате­лем. Надо оговориться, что святым отцом был не падре Монтанел-ли. Артура забрали в тюрьму и показали бумаги, где якобы Болла дал показания, что Артур состоит в организации. Артур понял, что это подделка, и сказал в лицо начальнику полиции, что тот лгун и мерзавец, за что был брошен в карцер. Вскоре он оттуда вышел под

484


поручительство падре. Выходя из тюрьмы, он встретил Джемму, девушку, которую любил, и та сказала ему, что якобы Артур пре­дал Боллу. Она не верила в это, но Артур признался, что это прав­да. Она была шокирована этим, Артур пытался ей все объяснить, но она не слушала его и не захотела больше видеть.

Артур был полностью подавлен, он предал друга, он потерял свою девушку, он опозорил семью, и поэтому он не нашел другого выхода, кроме как покончить с собой. Но ему помешала его маче­ха, и в порыве гнева она рассказала тайну, которая хранилась очень долго. Она рассказала ему, что падре Монтанелли его отец. Это было еще одно сильное потрясение, и Артур из-за шока стал за­икой.

Однажды была перестрелка, Джемме и его отцу сказали, что Артур утонул. Но Артур был жив, он тайком уплыл в Южную Аф­рику, где пять лет провел в нищенстве. Он работал актером и дол­жен был выходить на сцену, даже когда был болен. Все эти пять лет над ним издевались, использовали как раба. Однажды он упал прямо посередине зала из-за болезни, когда он очнулся, то вокруг него стояли люди. Они смеялись над ним, плевали ему в лицо, топ­тали его. Он жил бы так и дальше, если бы не одна экспедиция, ко­торая в буквальном смысле спасла его. Там он примкнул к отряду, который тоже сражался за независимость.

Через шестнадцать лет он вновь приехал в Италию. Он уже был главарем группы, которая носила название «Красные пояса». Он изъявил желание помочь подпольной организации, которой руко­водила Джемма. Он решил помочь, потому что он до сих пор любил Италию и желал ее освобождения, и, главное, он любил Джемму. Он вернулся в храм, где когда-то исповедовался священнику-преда­телю, нашел его и убил, но не как священника, а как предателя. Он любил Джемму, но она даже не узнала его, так как это был не тот Артур, которого она любила, это был человек, весь покрытый шрамами, с перчаткой на левой руке, так как она была изуродова­на пулями, с другим именем. Для нее он был мертв. Она чувствова­ла, что она связана с этим человеком, но не могла понять почему. Артур также любит своего отца, хотя делает вид, что ненавидит его.

Вместе с Джеммой и ее соратниками Артур придумывает план, как начать восстание. Они решают похитить из четырех провинций по кардиналу и, захватив их, продиктовать свои условия. Артур посылает человека в провинцию, для того чтобы тот нашел оружие, но из-за предательства этот человек погибает, и Артуру приходится ехать самому.

Перед отъездом Джемма и Артур остаются одни. Артур шутит, хотя понимает, что он уже не вернется к ней, а Джемма упрекает его в несерьезности к предстоящему делу. И когда Артур уезжает, он перед выходом оборачивается, и в его глазах стоят слезы, он пы­тается сказать Джемме, что он ее любит и что он тот самый Артур, но останавливается и уходит.

Артур приехал в провинцию, .все шло по плану, если бы не не­предвиденная случайность. В церковь ворвались солдаты и пыта­лись арестовать Артура; завязалась стрельба, и Артур ранил офице-

485


ра. Он уже хотел добить его, но между ним и офицером встал кар­динал. Артур не смог, да и не мог застрелить отца. Его схватили и посадили в тюрьму, откуда он уже выйти не сможет. Артура пыта­ются судить военно-полевым судом, но кардинал против и просит привести Артура к себе для разговора. При встрече Артур пытается сказать отцу, что он жив, но кардинал своими вопросами отбивает охоту у Артура говорить что-либо. Друзья Артура готовят ему по­бег, и все уже готово, решетки перепилены, калитка, ведущая в подземелье, открыта, но Артур, сраженный болезнью, падает в двух шагах от свободы. Он опять в тюрьме. К нему приходит кар­динал, так как у Артура двойная привилегия — он узник и он бо­лен. Во время разговора Артур называет Монтанелли падре: так он называл его в течение всей своей жизни. Кардинал думал сначала, что ему это послышалось, но Артур говорит ему все, что произошло с ним, и происходит встреча отца и сына. Падре очень рад, он пла­чет, так как думал, что потерял его, но это еще не самое страшное. Он должен подписать бумагу о передаче Артура под военно-полевой суд, а это смерть. Артур пытается уговорить отца отказаться от Бо­га и пойти с ним. Вот тут наступает самое страшное для падре. У него самый сложный в мире выбор — отказаться от Бога, в которо­го он верил все эти долгие и мучительные годы, или отказаться от сына и потерять его теперь навсегда. Артур не понимает отца, он говорит: «Я не приму помощь от священника, поэтому тебе придет­ся подписать указ», — и бедному отцу ничего не остается, как под­писать сыну смертный приговор.

Артура приговорили к расстрелу. Он имел право на последнее желание, и он попросил перо, чернила и бумагу. Он написал пись­мо Джемме, где последние строчки звучали примерно так: «Я обе­щал сказать тебе одну вещь, а обещания надо держать. Я любил те­бя, когда ты была маленькой девочкой и заплетала косички, я люб­лю тебя и сейчас.

Прощай, Артур».

И в конце он сказал: «Финнта ля комедия».

Он попросил коменданта не завязывать ему глаза и оставить ру­ки свободными. К нему пришел отец, но было поздно, приговор был приведен в исполнение. И в последнюю минуту Артур произ­нес: «Ну что, теперь ваш Бог доволен?»

Не перенеся потери сына, отец умер прямо на службе в церкви. И последние его слова были: «Господи! Больно-то как...»

Отец принес своего сына в жертву так же, как Бог принес в жертву своего сына во искупление грехов людских, но была одна лишь маленькая и в то же время большая разница — сын падре ке воскреснет.

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ТИТАНИК»

(Режиссер Джеймс Кэмерон) {/ вариант)

Вот уж что нельзя проигнорировать, так это новый фильм «Ти­таник». На сей раз история грандиозной катастрофы показана гла­зами влюбленных героев. Бедный художник и невеста миллиардера влюбляются друг в друга. То, что эта картина будет зрелищной, ни

486


у кого не вызывает сомнений. Джеймс Кэмерон, режиссер и автор сценария фильма, создавая эту философскую драму, никак не пред­полагал, что на премьере пустят скупую слезу даже видавшие виды акулы кинобизнеса. Ко всему вышесказанному остается добавить, что одну из главных ролей играет красавец Голливуда Леонардо Ди Каприо.

«Титаник»... Название будоражит воображение. Непотопляемое судно, невообразимая катастрофа. Роман настолько страстный, что ничего на свете не может остановить его. Столкновение двух жиз­ней, которое могло произойти только на этом корабле мечты. «Ти­таник» — столкновение с судьбой. Нас сразу втягивает сюжет фи­льма. До сих пор затонувший корабль будоражит мысли и вообра­жение людей. Эта катастрофа осталась такой же актуальной и в на­ши дни. Фильм по своему качеству неоспоримо хорош.

Великолепна игра актеров, подбор их. Прекрасно сыграл свою роль Леонардо Ди Каприо. Костюмы актеров подобраны очень точ­но.

Это самый высокобюджетный фильм в истории кинематографа, и это показывает, что фильм действительно замечательный. Мил­лионы людей спешат посмотреть уникальную постановку. Обста­новка на корабле в точности соответствует той, которая была на ре­альном «Титанике». Ковровые покрытия в салонах и каютах были сделаны на тех же заводах, которые когда-то оснастили злополуч­ное судно. Кэмерон виртуозно выстраивает обязательные спец­эффекты в нескончаемый поток изящно снятых сцен, показывая корабль от верхушек труб до дверных ручек кают. Режиссер прида­ет деталям особое значение. Поэтому он настоял на том, чтобы сни­малась не модель в миниатюре, а настоящий корабль, который по-настоящему тонет. В точности были восстановлены все детали «Ти­таника». Декорация самого «Титаника» была лишь на десять про­центов меньше реального лайнера.

Сцены кораблекрушения очень убедительны, будь то момент, когда «Титаник» вздымается вверх перед своим легендарным фина­льным погружением, или картина гибели сотен пассажиров в ледя­ной воде. 15 апреля 1912 года в два часа ночи температура воздуха упала до нуля градусов, а температура воды составляла минус пять градусов. Шестнадцать шлюпок «Титаника» могли вместить только 1178 человек. Остальные 2207 человек, находящиеся на борту, ока­зались в ледяной воде такой температуры, при которой смерть на­ступает примерно через полчаса.

Разделенные в течение всего путешествия на первый, второй и третий классы, богатых и бедных, старых и молодых, мужчин и женщин, в последнюю ночь они оказываются разделены на выжив­ших и погибших. Конечно, прекрасная любовь, которая возникла на этом корабле, могла бы иметь продолжение, если бы не эта ужасная трагедия, которая унесла за собой жизни миллионов та­ких же влюбленных людей. Страшно подумать, ведь у каждого бы­ли свои мечты, цели, и все они в одно мгновение оказались на дне морском. Как иногда несправедлива судьба, которая сначала соеди­няет человеческие души, а потом разлучает навсегда.

Музыка, которая захватывает дух, прекрасно дополняет сюжет,

487


помогает до конца понять все внутренние переживания главных ге­роев.

Пройдут годы, может быть, десятки лет, но, безусловно, в памя­ти всех людей мира останется неизгладимый отпечаток ужасной катастрофы и трагической гибели лайнера «Титаник».

РЕЦЕНЗИЯ НА КИНОФИЛЬМ «ТИТАНИК»

(Режиссер Джеймс Кэмерон) (// вариант)

На глубине двух с половиной миль, на дне Северной Атлантики покоится легендарный «Титаник», унесший в пучину тайну траги­ческой истории любви и смерти, мужества и чувства долга, отваги и преданности... И среди них художник без гроша в кармане, на­шедший на борту лайнера сокровище, свою судьбу, свою любовь. Казалось, их свела судьба и ничто на земле не может противосто­ять этой страсти. Но нельзя было предположить, какой ужасный ждал их жребий. ...Столкновение судеб, которое могло случиться только на этом Корабле Мечты. Фильм мастера спецэффектов Джеймса Кэмерона уже вошел в историю как самый дорогостоя­щий проект, ведь его бюджет составляет больше двухсот миллио­нов долларов, сразу стал претендентом на «Оскар». Невероятные спецэффекты и блестящее созвездие актеров первой величины вдохнули в эту известную историю о катастрофе суперлайнера то новое, что заставляет смотреть зрителей фильм с огромным интере­сом. Перед съемками фильма Джеймс Кэмерон не только совершил несколько глубоководных погружений, чтобы посмотреть на облом­ки «Титаника», но и тщательно изучил книги о самой знаменитой катастрофе века. Сценарий был написан на одном дыхании и ока­зался очень удачным. Исторический фильм-катастрофа со множест­вом спецэффектов, и волнующая лирическая история семнадцати­летней девушки, которая охладевает к своему богатому жениху, постепенно увлекшись симпатичным молодым художником третье­го класса.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!