СОВРЕМЕННОЕ ЗВУЧАНИЕ РОМАНА М. А. БУЛГАКОВА 6 страница



В романе Замятин также показал, что не может быть счастли­вым общество, не учитывающее запросы и наклонности своих граждан. Я думаю, автор хотел рассказать нам не об ошибочных политических теориях, а о том чудовищном, во что может вылить­ся хорошее политическое движение, если оно извращается.

Я считаю, что нельзя истребить человеческое в человеке. Чело­вечество должно быть свободным, а будущее станет таким, каким мы его готовим.

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА Е. И. ЗАМЯТИНА «МЫ»

Роман Евгения Замятина «Мы» написан в 1921 году. Время бы­ло сложное, и поэтому, наверное, произведение написано в необыч­ном жанре «книги-утопии», модном в этот период. В жизни и твор­честве Е, Замятина роман «Мы» сыграл важную роль. Дело в том, что этот роман не удалось опубликовать в России. Он издавался и на чешском языке, и на английском. Только в 1988 году россий­ские читатели получили возможность прочитать роман Замятина. Над этим романом он работал в годы Гражданской войны.

Под названием романа «Мы» автор понимал коллективизм боль­шевиков в России, при котором ценность отдельной личности сни­жалась до минимума. Видимо, от страха за судьбу отечества Замя­тин перенес в своем романе Россию на тысячу лет вперед. Ведущей темой этого романа является драматическая судьба личности в

40


условиях тоталитарного общественного устройства, Роман *Мы» написан в форме дневниковых записей одного инженера под номе­ром Д-503. В романе Замятину удалось четко поднять важнейшие проблемы человеческой жизни.

Основная проблема — поиск человеком счастья. Именно эти по­иски счастья и приводят человечество к той форме существования, которая изображена в романе. Но и такая форма всеобщего счастья оказывается несовершенной, так как счастье это выращено инкуба­торным путем, вопреки законам органического развития. Мир, за­думанный автором, казалось, должен быть совершенным и абсо­лютно устраивать всех людей, которые в нем живут. Но это мир технократии, где человек — винтик огромного механизма. Вся жизнь человека в этом мире подчинена математическим законам и расписаниям по часам. Человек этого мира — абсолютно обезли­ченная субстанция. Люди здесь не имеют даже собственных, имен (Д-503, 1-330, 0-90, Е-13). Казалось бы, эта жизнь их устраивает, они привыкли к ней, к ее порядкам. Автор дает, на мой взгляд, яр­кое представление об этой жизни: все из стекла, и никто ничего не скрывает друг от друга, нет ничего живого и естественного. Зато за стеной Единого Государства в полную силу цветет жизнь. Там жи­вут даже одичавшие люди, которые не захотели насильного сча­стья. Второй проблемой романа «Мы» является проблема власти. Замятин очень интересно написал главу о Дне Единогласия, о вы­боре Благодетеля. Самое интересное то, что люди даже и не по­мышляют о том, чтобы выбрать кого-то другого на должность Бла­годетеля, кроме самого Благодетеля.

Им кажется смешным то, что у древних людей результаты вы­боров не были известны заранее. Для них Благодетель — это Бог, сошедший на землю. Благодетель — единственное существо, кото­рому позволено думать. Для него понятия любви и жестокости не­отделимы. Он суров, несправедлив и пользуется неограниченным доверием жителей Единого Государства. Кульминацией романа яв­ляется разговор главного героя Д-503 с Благодетелем, который со­общил ему формулу счастья: «Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и непременный признак ис­тины — ее жестокость*.

Чтобы окончательно разрешить поставленную задачу, автор вво­дит в сюжет романа революционную ситуацию. Находится часть ра­бочих, которая не хочет мириться со своим рабским положением. Эти люди в таких «машинных» не превратились в винтики, не утра­тили человеческий облик и готовы бороться с Благодетелем, чтобы освободить людей от власти технократии. Они решают захватить космический корабль, используя возможности Д-503, строителя «Интеграла». С этой целью 1-330 соблазняет его, Д-503 влюбляется и, узнав об их планах, сначала пугается, а потом соглашается по­мочь им. После посещения Древнего Дома и общения с живой при­родой у героя появляется душа, что сравнивается с тяжелым забо­леванием. В результате взрывается Зеленая Стена, и оттуда «все ри­нулось и захлестнуло наш очищенный от низшего мира город».

В развязке романа погибает любимая женщина главного героя в Газовом Колоколе, а он после операции по удалению фантазии об-

41


ретает утраченное равновесие и счастье. Роман «Мы» мне показал­ся интересным и легко читаемым. Писатель вложил в него основ­ные проблемы, волновавшие его.

Автор предсказал поэтапное развитие тоталитаризма в мире. «Мы» — роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного «я», даже во имя самых прекрасных теорий. ЗУМЯ-тин показал, как трагично и губительно может повернуться жизнь людей в таком тоталитарном государстве.

«МЫ» Е. И. ЗАМЯТИНА - РОМАН-АНТИУТОПИЯ

«Будущее светло и прекрасно9, — писал в своем небезызвестном романе «Что делать?» идеолог русской революции Н. Г. Чернышев­ский. С ним соглашались многие русские писатели прошлого столе­тия, создавшие свои варианты социальных утопий, а именно: Л. Н. Толстой и Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский и Н. С. Лесков. XX век внес в этот хор писательских голосов свои коррективы: в нашу историю пришло то, что получило название эпохи тоталита­ризма. Украсив себя лозунгами о социалистическом рае на земле, революционная власть провозгласила главенство политики над ис­кусством, наукой, над человеческой личностью с ее неповторимым духовным миром. В связи с этим литература рассматривалась всего лишь как послушный инструмент политического режима. Но даже в таких тяжелых условиях подлинный художник оставлял за собой право беспристрастного суда над временем и людьми. Пример то­му — роман Евгения Ивановича Замятина «Мы», увидевший свет в далеком 1925 году.

Уже в упомянутом выше романе Н. Г. Чернышевского нарисо­ван будущий «город солнца», воплощающий радость и гармонию на земле. Замятин во многом повторяет описание этой классиче­ской литературной утопии: перед нами предстают «стеклянные ку­пола аудиториумов», «стеклянный, электрический, огнедышащий «Интеграл», «божественные параллелепипеды прозрачных жи­лищ». Каково же отношение автора ко всему этому великолепию? Писателя интересуют не столько признаки материального благопо­лучия и прогресса, сколько духовное состояние будущего общества и прежде всего взаимоотношения личности и государства. В этом смысле роман «Мы» не фантастическая мечта художника эпохи со­циализма, а скорее проверка большевистской мечты на ее состояте­льность, «человечность». Именно с этим связана идея произведе­ния, вытекающая из авторских наблюдений за судьбой тех, кто со­ставляет народонаселение хрустально-алюминиевого рая будущего.

Повествование в романе ведется от лица рассказчика, личность которого заслуживает особого внимания. Это человек без имени, Д-503 — один из математиков Единого Государства. Он боготво­рит «квадратную гармонию» общественного устройства, которое заботливо обеспечивает «математически безошибочное счастье» для любого, живущего на этой земле. В обществе покорных «ну­меров» каждый получает сытость, покой, соответствующее заня­тие и полное удовлетворение физических потребностей. А что вза­мен? Совсем «немного»: надо отказаться от всего, что отличает те-

42


бя от других, избавиться от своей индивидуальности и стать без­ликим «нумером». Приняв эти условия, можно получить «полно­ценное» существование: это жизнь по законам Часовой Скрижали, отгороженность от мира Зеленой Стеной, постоянная слежка со стороны Хранителей из службы безопасности. В таком обществе все контролируется и подлежит строгому учету: музыка заменяет­ся Музыкальным заводом, литература — Институтом Государст­венных Поэтов и Писателей, пресса — Государственной Газетой и так далее. Важнейшим событием в жизни Единого Государства яв­ляется День Единогласия, когда осчастливленные властью Благо­детеля люди подтверждают радость своего рабского состояния.

Но даже такая хорошо отлаженная государственная машина да­ет сбой: человеческая природа упорно сопротивляется идее безли­кого, унылого существования. В этом противоречии кроется основ­ной конфликт произведения, прямо соотносящийся с судьбой глав­ного героя. Д-503 вдруг начинает ощущать в себе те самые запрет­ные чувства, которые нарушают гармонию Единого Государства. Герой влюбляется, его начинают посещать неясные мысли и сме­шанные чувства. Подобные процессы происходят и с тысячами дру­гих «нумеров», открывающих в себе что-то неповторимое, отличное от других. Для всемогущей государственной Системы это означает неслыханный заговор, опаснейший бунт! И действительно, зреющее недовольство перерастает в восстание низов, которое возглавляет возлюбленная главного героя — 1-330. Какие же цели преследуют бунтовщики? Это возвращение к нормальной, естественной, под­линно человеческой жизни, обретение права на любовь, творчество, свободное выражение своих мыслей. Но силы в этой борьбе явно не равны: безжалостная государственная машина подавляет этот по­рыв «неблагонадежных». В самом способе подавления проявляется поистине «высший разум» Единого Государства: им разрабатывает­ся и внедряется в практику операция по удалению «лишних» эмо­ций и фантазий, то есть всего человеческого в человеке. Такому чу­довищному эксперименту подвергается и сам Д-503: ему удаляют «центр фантазий» путем прижигания Х-лучами «жалкого мозгово­го узелка». И вот итог операции: «Никакого бреда, никаких неле­пых метафор, никаких чувств: только факты».

При чтении этих страниц романа испытываешь чувство грусти и безнадежности: сам принцип бездушной организации общества вне­дряется внутрь человека, полностью убивает его сознание. Мы ста­новимся свидетелями вмешательства государства в сокровенный мир личности, в его самые тонкие сферы. Все это сказывается в личной судьбе Д-503: герой-рассказчик теряет свое «я» и снова ве­рой и правдой служит Единому Государству, предавая свою воз­любленную (1-330 погибает под пытками, никого не выдав). В итоге торжествует идея механизированного, лишенного какой бы то ни было поэзии мира: «С закрытыми глазами, самозабвенно кружи­лись шары регуляторов; мотыли, сверкая, сгибались вправо и вле­во; гордо покачивал плечами балансир; в такт неслышной музыке приседало долото долбежного станка. Я вдруг увидел всю красоту этого грандиозного машинного балета...» Это наблюдение за одно­образной, равномерной работой машины — своеобразный апофеоз

43


несвободы, заложенной в основание Единого Государства, превра­щающего отдельное «я» в безликое «мы».

Финал романа возвращает нас к его названию, имеющему осо­бый смысл.

«Допускать, что у «я» могут быть какие-то «права» по отноше­нию к Государству, и допускать, что грамм может уравновесить тонну, — это совершенно одно и то же. Отсюда — распределение: тонне — права, грамму — обязанности; и естественный путь от ни­чтожества к величию: забыть, что ты — грамм, и почувствовать се­бя миллионной долей тонны...» Эти рассуждения героя вполне со­относятся с выводами автора: тоталитарное государство опирается не на сумму отдельных «я», а на миллионные доли огромного и мо­нолитного целого, именуемого «мы». Такому обществу суждено не­завидное будущее, которое обречет людей на безликое, лишенное жизненной яркости существование. Идея солидарности, равенства, братства, провозглашенная в свое время большевиками, у Замяти­на обретает характер антиутопии, определяющей жанровое своеоб­разие произведения. Это действительно антиутопия, отображающая пагубные и непредвиденные последствия слепого следования социа­льному идеалу как догме, претендующей на абсолютную истину.

Особенности жанра требовали от писателя особого метода изо­бражения. Замятин вырабатывает свой метод, созвучный стилю эпохи, — «неореализм», понимаемый как соединение реальности и фантастики. Фантастичны общество прозрачных стен, гигантская сверхмощная космическая машина «Интеграл», невиданные чудеса техники будущего. Реальны человеческие характеры и судьбы, их мысли и чувства, не заслоняемые волей верховного правителя — Благодетеля. Этот художественный сплав создает «эффект присут­ствия», делает повествование увлекательным и ярким.

В связи с особенностями метода следует обратить внимание на стиль Замятина. Прежде всего это ироническая и подчас сатириче­ская окраска монологов главного героя, обнажающая авторское от­ношение к ним. Вот рассуждения Д-503 об «отсталых» предках: «Не смешно ли: знать садоводство, куроводство, рыболовство (у нас есть точные данные, что они знали все это) и не суметь дойти до по­следней ступени этой логической лестницы: детоводства», К этому надо добавить особую динамику повествования: в романе много чисто кинематографических приемов изображения (достаточно вспомнить уже процитированную сцену «машинного балета»). Ди­намизм стиля соответствует процессу модернизации, индустриали­зации, которым была охвачена страна, пережившая социальную революцию. Такой стиль позволяет запечатлеть жизнь в ее движе­нии, развитии, дает возможность развернуть картины будущего в напряженной динамике будней Единого Государства.

Своеобразие замятинской стилистики наложило отпечаток и на отбор языковых средств в повествовании. Обращает на себя внима­ние обилие научно-технических терминов: касательная ассимптота, фнолектор, нумератор, поршневый шток и тому подобное. Все это как нельзя лучше передает атмосферу, царящую в технократиче­ском обществе, лишенном подлинных представлений о прекрасном. Вспомним рассуждения Д-503 в 12-й записи: «Я думал: как могло

44


случиться, что древним не бросалась в глаза нелепость их литера­туры и поэзии. Огромнейшая великолепная сила художественного слова тратилась совершенно зря. Просто смешно: всякий писал, о чем ему вздумается. Так же смешно и нелепо, как то, что море у древних круглые сутки билось о берег, и заключенные в волнах силлионы килограммометров уходили только на подогревание чувств у влюбленных». Герой-рассказчик постоянно что-то доказы­вает, обосновывает, разъясняет самому себе, будучи абсолютно уве­ренным в высшей гармонии нового времени. Отсюда — множество риторических эмоциональных конструкций, делающих монологи живыми и полемичными. В итоге, несмотря на ложность многих рассуждений главного героя, все время ощущаешь его живым чело­веком, несчастным в своей слепой вере в чудеса тоталитарного про­гресса («Сердце во мне билось — огромное, и с каждым ударом оно выхлестывало такую буйную, горячую, такую радостную волну»). Проснувшееся в безымянном «нумере» поэтическое начало создает резкий контраст с неподвижным миром техники: «Я — один. Ве­чер. Легкий туман. Небо задернуто молочно-золотистой тканью, ес­ли бы знать, что там — выше?» Таким образом, язык и стиль рома­на тесно связаны с его проблематикой и образной системой.

Наблюдения над текстом романа-антиутопии приводят к выводу и о высоких художественных достоинствах произведения. Кроме то­го, язык и сама проблематика романа воспринимаются сегодня не ме­нее остро, нежели в двадцатые годы. К сожалению, многие догадки и фантазии Замятина стали в нашей истории суровой реальностью: это и культ личности, и пресловутые «свободные выборы», и всемогу­щий и страшный Архипелаг ГУЛАГ, и заключенный Щ-854 из пове­сти А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»... Сегодня мы много спорим о судьбе России, о возможных путях реформ, о нужно­сти или ненужности «железной руки» в управлении государством. В этом смысле роман Замятина был и остается книгой-предостереже­нием, весомым аргументом в современной борьбе идей. Читая «Мы», понимаешь, как важно уметь разглядеть за громкими лозунгами и красивыми посулами сущность происходящего в обществе. Важно всегда и везде оставаться личностью, не следовать сомнительным «веяниям времени», оставлять за собой право сомневаться. В этом смысле фантастика Замятина для нас есть и остается реальностью се­годняшнего во многом «пронумерованного мира».

РОМАН-ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ (Е. И. Замятин. «Мы»)

Роман Евгения Замятина «Мы» был написан в последние годы Гражданской войны, когда было уже понятно, что власть останется в руках большевиков. В это время общество волновал вопрос о том, какое будущее ждет Россию, и многие писатели и общественные де­ятели пытались дать на него свой ответ.

Среди них был и Евгений Замятин, представивший собственный взгляд на проблему в своем романе-антиутопии «Мы».

Он высказал сомнение по поводу возможности построения идеа­льного общества при помощи вмешательства в естественный ход жизни и подчинения ее какой-либо теории. Замятин показал читате-

45


лю общество будущего, явившееся результатом таких действий, где человек только винтик в бездушной машине Единого Государства, лишенный свободы, души и даже имени; где провозглашаются тео­рии о том, что «несвобода» — истинное «счастье», естественное со­стояние для человека, потерявшего свое «я» и являющегося ничтож­ной и незначительной частью всеохватывающего безличного «мы». Вся жизнь граждан Единого Государства строго регламентирована и открыта всеобщему обозрению, что было сделано для эффективности обеспечения государственной безопасности. Итак, перед нами тота­литарное государство, к сожалению не далекое от реальных приме­ров, имевших место в мировой практике. Дело в том, что Замятин в своих прогнозах не ошибся: нечто подобное действительно было по­строено в Советском Союзе, для которого был характерен примат го­сударства над личностью, принудительный коллективизм и подав­ление легальной деятельности оппозиции. Еще один пример — фа­шистская Германия, в которой добровольная сознательная деятель­ность человека сводилась к удовлетворению животных инстинктов.

Роман Евгения Замятина «Мы» был предостережением для его современников и их потомков, предупреждением о надвигающейся опасности вмешательства государства во все сферы жизни граждан­ского общества, что может обеспечиваться за счет строгой регла­ментации «математически совершенной жизни», всеобщим стука-чеством и совершенной техникой.

Главный герой романа Д-503, от лица которого ведется повест­вование, считает жизнь общества Единого Государства совершенно нормальной, а себя — абсолютно счастливым человеком. Он рабо­тает над строительством гигантского космического корабля «Интег­рал», призванного подчинить «благодетельному игу разума» жите­лей соседних планет, находящихся в «диком состоянии свободы». Но нашлись люди, недовольные существующим положением дел и желающие вести бррьбу с порядками, установленными в Едином Государстве. Они создают заговор с целью захвата космического ко­рабля, для чего решают использовать возможности Д-503. В это время главный герой знакомится с женщиной, к которой вскоре начинает испытывать необыкновенное, необычайное чувство, кото­рое он до этого не знал. Это чувство его далекие предки назвали бы любовью. Его любовь — женщина «нумер» 1-330 — не просто «ну­мер», в ней сохранились обыкновенные человеческие чувства, есте­ственность и индивидуальность. Для Д-503 это настолько ново, не­ожиданно и незнакомо, что он не знает, как далее вести себя в дан­ной ситуации. Вместе с любимой женщиной от посещает Древний Дом, видит живую природу за Стеной. Все это приводит к тому, что Д-503 заболевает опаснейшей болезнью в Едином Государстве — у него появляется душа. В итоге заговор подавлен, 1-330 погибает в Колоколе, а главный герой после операции по удалению фантазии получает обратно утерянное спокойствие и «счастье».


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 179; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!