Краткое жизнеописание автора, Шрилы Вриндавана даса Тхакура 34 страница



Как только эти слова коснулись слуха Пундарики Видьянитхи, он начал плакать. Слезы экстатической любви к Богу катились по щекам, словно потоки Ганги. Он проявлял все признаки высочайшей любви, пока, наконец, не потерял сознание. Вскоре, придя в себя, он лишь громко просил: Говори, говори! - и снова падал. Во власти духовного экстаза он раскидывал все, что попадалось ему под руку, все сверкающие и дорогие предметы летели на пол. Блестящие латунные кувшины с водой, тарелки с листьями бетеля, подушки, простыни на кровати - все смешалось в кучу. Он рвал на себе дорогие одежды, а его ухоженные волосы растрепались. О Кришна! О мой Господь! Моя душа, моя жизнь! Забыв о Тебе, я сделал свое сердце твердым как камень! - кричал он. Пундарика громко сокрушался и жалобно плакал: Я лишен общения с Господом в Его самом милостивом воплощении! Все испугались, что он переломает себе кости. Его так трясло, что трое слуг не могли удержать его. Он раскидывал все, на что натыкался, и его ученики не в силах были удержать его. Через некоторое время лавина экстатической любви стихла, и Пундарика впал в забытье, погрузившись в блаженство.

Гададхара Пандит с великим изумлением наблюдал за ним и горестно думал про себя: Как плохо, что я оскорбительно подумал о такой великой личности. Благодарный Мукунде, он обнял его, и, обливаясь слезами любви, сказал:

- Мукунда, ты поступил как настоящий друг, ты показал мне чистого преданного. Наверное, во всем творении невозможно найти другого такого чистого вайшнава, как Пундарика. Увидя этого возвышенного преданного, всякий очиститься от грехов. Ты спас меня сегодня от великой катастрофы. Когда я увидел эту роскошь, окружающую Пундарику Видьянитхи, я подумал, что он материалист, привязанный к радостям жизни. Ты угадал мои мысли и великодушно явил безграничное величие Пундарики Видьянитхи, его любовь к Богу. Сегодня я совершил оскорбление, и по твоей милости оно немного уменьшилось. Ты должен быть еще более милостив ко мне и очистить мое сердце. Все преданные, вступающие на путь служения Господу, принимают покровительство духовного учителя и живут под Его руководством, и поскольку у меня нет такого наставника, я решил принять прибежище у Пундарики Видьянитхи и следовать за ним в преданном служении. Я знаю, что полностью избавлюсь от оскорбления, став его учеником.

- Очень хорошо, очень хорошо, - довольный этим решением ответил Мукунда и ласково погладил Гададхару по спине.

Шри Пундарика Видьянитхи не приходил в себя в течение шести часов, потом он очнулся и спокойно сел. Гададхара Пандит не в силах был сдержать слезы радости, которые наворачивались на глаза. Он так плакал, что вся его одежда стала мокрой. Увидя это, Шри Видьянитхи обнял Гададхару и прижал к груди. Захваченный экстатическими чувствами, Гададхара не мог успокоиться.

Тут заговорил Мукунда, раскрывая намерения Гададхары:

- Увидя роскошь, которая окружает тебя, Гададхару охватили сомнения. Но сейчас он очень раскаивается и хочет принять у тебя посвящение. Гададхара - отреченный преданный Господа, и хотя он молод, он духовно зрел и происходит из очень добродетельной семьи Мадхва Мишры. С раннего детства он привязан к Верховному Господу. Я думаю, это будет прекрасно - такой возвышенный духовный учитель как Пундарика Видьянитхи и достойный его ученик - Гададхара Пандит. Пожалуйста, подумай над этим и выбери благоприятный день для посвящения его в мантру дикшу.

- Будь уверен, я сделаю все как ты говоришь. По милости Господа, мне выпала великая удача встретить такую возвышенную личность как Гададхара Пандит, драгоценный камень среди брахманов. Найти такого ученика как он - это плод благочестия многих жизней. Очень благоприятен двенадцатый день прибывающей луны. Приходи ко мне, и мы исполним этот план.

Гададхара Пандит в великой радости поклонился и простился с Пундарикой Видьянитхи.

Мукунда и Гададхара направились прямо к Господу Гаурачандре, который был счастлив получить новость о появлении в Навадвипе Шри Видьянитхи.

Ночью, когда его никто не видел, Пундарика оставил своих учеников и пошел увидеться с Господом Гаурачандрой. Приблизившись, он упал прямой как палка, выражая почтение Господу. Его охватил экстатический транс, он лежал на земле, утопая в волнах радости. Вскоре он пришел в себя и, громко плача, стал ругать себя:

- О дорогой Кришна, Ты мой Господь и Отец. Я величайший оскорбитель, накажи меня, негодяя! О Господь, Ты освобождаешь всех в этом мире и только я лишен этой милости.

Слушая эти горестные слова, собравшиеся вайшнавы, которые знали Шри Видьянитхи, как великого возвышенного преданного, почувствовали боль в сердце и стали плакать. Верховная Личность Бога, Господь Чайтанья, всегда милостивый к Своим чистым преданным, с любовью посмотрел на Пундарику, поднял его и заключил в объятия. У Него по щекам тоже бежали слезы:

- О Мой отец, Пундарика, наконец, Я вижу тебя, - сказал Он.

Это была такая удивительная сцена, что пером ее описать невозможно.

Господь Гаурасундара держал Пундарику Видьянитхи в любовном объятии, обливая его слезами. Понимая, как дорог был Пундарика Господу, преданные чувствовали к нему любовь, уважение и близость. Господь продолжал держать Пундарику у Своего сердца, словно хотел растворить Себя в нем. Какое-то мгновение Он даже не мог сдвинуться с места и был похож на статую, не выпуская Видьянитхи из Своих объятий. Выйдя из состояния транса, Он стал громко петь имя Хари, а потом сказал:

- Сегодня Господь Кришна очень милостив ко Мне, Он исполнил все Мои желания. Я встретил Видьянитхи, как жаждало Мое сердце этой встречи!

Вайшнавы стали петь святое имя, а потом Господь обратился ко всем:

- Перед вами Пундарика Видьянитхи. Господь создал его, чтобы распространить во вселенной любовь к Богу.

В ответ преданные подняли руки к небу и воскликнули: Хари! Хари!

- Сегодня особый день. Случилось нечто удивительное. Я проснулся, и глаза мои наполнились океаном любви к Богу, который воплощает в себе Пундарика Видьянитхи.

Все это время Пундарика Видьянитхи пребывал в экстатическом трансе и ничего не слышал и не видел вокруг. Неожиданно он пришел в себя, заметил вокруг преданных и сразу поклонился Господу, впервые узнав его за все время встречи. Потом он поклонился Адвайте Ачарье, обменялся поклонами со всеми вайшнавами. Это была чудесная картина. Преданные плавали на волнах экстаза, взволнованных встречей с Пундарикой Видьянитхи, который воплощал в себе океан любви к Богу. Только благочестивые и удачливые люди могут описать эту сцену.

Гададхара Пандит испросил у Господа Вишвамбхары позволения принять посвящение у Пундарики Видьянитхи:

- Я не понял необычного поведения этой великой личности и допустил греховные мысли, - сказал Гададхара. - Теперь, чтобы очиститься, я хочу стать его учеником и служить ему. Без сомнения, как мой духовный учитель, он снимет с меня бремя вины.

- Да, сделай это, как можно скорее, - ответил Господь, понимая состояние Гададхары.

 

 

* * *

 

Шриваса Тхакур был близким другом Шри Гададхары Пандита и пользовался исключительным уважением всех вайшнавов Навадвипы. В действительности в играх Господа Чайтаньи это было воплощение Нарады Муни.

Нарада - один из двенадцати ведических авторитетов во вселенной, чистый преданный Господа, очень близкий Ему. Преданность Нарады столь велика, что Господь благословил его вечно духовным телом. Он всегда путешествует по духовным и материальным мирам и, играя на вине, поет святые имена Кришны, пробуждая в живых существах сознание Бога. И Шриваса Тхакур тоже с особым наслаждением отдавался пению святого имени, а на месте его дома в Навадвипе, где проходили сокровенные сладостные киртаны Махапрабху, теперь воздвигнут храм.

Хотя Шриваса был домохозяином, вайшнавы до сих пор почитают его как брахмачари, потому что Нарада Муни хранит вечный целибат. Он действительно часто одевал шафрановые одежды и брил голову, хотя иногда отпускал волосы и одевал белый цвет. В киртане Шриваса выглядел особенно привлекательным. С огромными лотосными глазами, из которых часто катились слезы, он, словно дождем, обливался потом, ни на мгновенье не прерывая экстатического пения и танца. Все его тело было украшено слезами любви, смешавшимися со струившимся со лба капельками пота. Он возглавлял преданных, которые, словно черные шмели, пили мед с лотосных стоп Шри Чайтаньи, и всегда был занят служением Кришне. До сегодняшнего дня преданные прославляют Шривасу как ади, олицетворение идеального слуги Господа.

Шрила Нитьянанда Прабху с тех пор, как появился в Навадвипе, не покидал дома Шривасы Пандита. Он чувствовал Себя ребенком, так что матери Малини приходилось самой кормить Его. Это приносило ей огромное удовольствие, потому что она видела в Нитьянанде своего сына.

Однажды Господь Чайтанья завел со Шривасой разговор о Кришне, а потом неожиданно спросил:

- Зачем ты держишь у себя дома и заботишься об этом авадхуте Нитьянанде? Знаешь ли ты что-нибудь о Нем? Кто Он, откуда и что у Него за семья? Я должен предупредить, что ты слишком мягок и добр с Ним. Если ты хочешь спасти свое доброе имя от слухов и разговоров, немедленно выстави этого авадхуту за дверь!

- О Господь, зачем Ты проверяешь меня - это нехорошо, - с упреком в голосе ответил Шриваса Пандит. - Ты Верховный Господь, и между Тобой и Господом Нитьянандой нет различий. Я Ваш слуга, и всякий, кто служит Вам, станет моим хозяином. Даже если Господь Нитьянанда будет пьяницей и мясоедом, и, общаясь с Ним, я запятнаю свою репутацию, потеряю богатство и все, что имею, сознаюсь Тебе - я не в силах отказаться от служения Его и Твоим лотосным стопам.

Услыша ответ Шривасы, Господь радостно вскочил на ноги и громко воскликнул:

- Что Я слышу, Шриваса Пандит? Ты проникся такой верой и любовью к Нитьянанде Прабху?! Да, ты узнал истину о Моем самом дорогом и близком спутнике. Мне так приятно это, что Я хочу благословить тебя: если настанут времена, когда даже Лакшмидеви, богиня удачи, вынуждена будет бродить по миру с протянутой рукой, твой дом никогда не узнает тягот нужды. Все, кто живут у тебя - даже твои домашние собаки и кошки - обретут прибежище у Моих лотосных стоп. Поэтому я поручаю Господа Нитьянанду Прабху твоим заботам. Ухаживай за Ним и служи Ему.

С этими словами Господь вернулся домой.

 

 

* * *

 

Шрила Нитьянанда проводил дни, гуляя по Навадвипе. Иногда Он спускался к Ганге купаться и счастливо отдавался на волю волн и быстрого течения. Иногда Он играл с мальчишками, и в этих играх вместе со Своими маленькими друзьями забывал о разнице в возрасте. Он заходил в гости к Гангадасу Пандиту и Мурари Гупте, а потом бежал к Господу Чайтанье, где Шачимата ласково встречала Его. Чувствуя Себя ребенком, Господь Нитьянанда пытался коснуться ее лотосных стоп, а она все не могла от Него отделаться.

Однажды ночью Шачимата увидела сон, о котором потом по секрету рассказала Господу Вишвамбхаре:

- Глубокой ночью я увидела во сне Тебя и Нитьянанду, Обоим вам было не больше пяти лет. Вы бегали повсюду, играли и боролись. Потом Вы забежали в алтарную и вышли оттуда с Божествами в руках: Ты нес Господа Балараму, а Нитьянанда - Кришну, и все четверо Вы начали бороться.

Господь Баларама и Господь Кришна были очень сердиты и кричали Тебе: Эй, Ты обманщик, Ты самозванец, уходи отсюда! Этот дом и эта комната - Наши, и все, что тут лежит - сладости, творог и молоко - тоже Наши! Но Нитьянанда ответил: Прошли те дни, когда Вы воровали масло и творог! Вы больше не мальчики-пастушки. Теперь Вы стали юными брахманами, так что оставляйте все Ваши сладости, йогурт и молоко. Если Вы не послушаетесь по-хорошему, Мы убедим Вас кулаками. Кто будет терпеть Ваш разбой и хулиганство?!

Господь Баларама и Господь Кришна ответили: Если Вы еще раз пойдете против воли Кришны, мы свяжем Вас, самозванцев и бросим тут, и никто не обвинит Нас за это! - Кто боится Твоего Кришну?! - ответил Господь Нитьянанда. - Мой Господь и Хозяин - Шри Вишвамбхара!

Все четверо Они начали бороться, вырывая сладости друг у друга из рук или прямо изо рта и поспешно запихивая себе в рот. Нитьянанда позвал меня: Мама, принеси Мне поесть, Я голоден. Я поднялась, но ничего не поняла в этом сне, и поэтому спрашиваю Тебя - что все это значит? Слушая сон матери, Господь ласково улыбнулся ей:

- Хороший сон тебе приснился, мама. Но никому больше не рассказывай о нем. Наши Божества действительно живые и очень могущественные. Твой сон увеличивает и укрепляет Мою преданность и веру в Них. Интересно, ты увидела во сне то, что Сам Я не раз замечал, но стыдился сказать. Например, когда твоя сноха готовит пищу и предлагает нашим Божествам - Господу Балараме и Господу Кришне - на тарелке остается половина. Я стал подозревать Мою жену, но теперь Мне все стало ясно.

Вишнуприя, мать вселенной, слыша из соседней комнаты сон Шачиматы, улыбнулась словам своего мужа.

- Мама, позволь мне привести к нам Нитьянанду и угостить Его, - попросил Господь Вишвамбхара.

Шачимата, радостная, быстро принялась готовить. Господь Вишвамбхара разыскал Нитьянанду и пригласил к Себе, заранее предостерегая:

- Сегодня мы сделаем особое подношение Божествам, так что, пожалуйста, веди Себя прилично.

Нитьянанда Прабху заткнул уши и воскликнул: Вишну! Вишну! Только сумасшедшие могут дурно вести себя. Ты думаешь так обо Мне, потому что привык судить по Себе. Так, перебрасываясь шутками и беседуя о Кришне, Они подошли к дому Вишвамбхары. Они вошли во двор, омыли стопы, а потом сели напротив друг друга. Их окружили Гададхара Пандит и другие друзья. Эта картина напоминала Рамачандру и Лакшману, сидящих во дворце. Они пребывали в таком же настроении, с такой же любовью относились друг к другу и были теми же личностями.

Мать Шачи была счастлива и взволнована и торопливо накладывала на кухне по три полных тарелки прасада каждому. Когда она вошла в комнату, она увидела, что на месте Вишвамбхары и Нитьянанды сидят два пятилетних мальчика. Один из них был темный, а другой светлый. Оба Они были чарующе прекрасны и без одежды. У одного было четыре руки, в которых Он держал раковину, диск, палицу и лотос. Грудь была отмечена знаком Шриватса, на шее сверкал бесценный камень Каустубха, а в ушах были продеты красивые висячие серьги в форме рыбы. У другого мальчика в руках был плуг и пестик от деревянной ступы. Она увидела и свою сноху Вишнуприю, которая сидела рядом с одним из них.

Мгновение Шачимата созерцала прекрасную картину, а потом все исчезло. Шачимата застыла в изумлении, слезы катились из ее глаз так обильно, что сари ее стало мокрым. Она даже не заметила, как посыпались у нее из подноса все тарелки с прасадом. Через мгновенье она без сознания упала на пол.

Господь Вишвамбхара скорее ополоснул руки и рот и подбежал к матери. Он поднял ее на руки:

- Мама! Мама! Пожалуйста, поднимись, успокойся, возьми себя в руки. Почему ты вдруг упала?

Шачимата медленно приходила в себя. Очнувшись, она быстро собрала растрепавшиеся волосы. Не проронив ни звука, она ушла в свою комнату и стала плакать. Ее переполняла любовь к Богу и больше ничего не существовало для нее. Ее дыхание было глубоким и частым и дрожь пробегала с головы до пят.

Тем временем слуга, Ишана, мыл столовую. Он собирал с пола прасад, который просыпала Шачимата, и с наслаждением ел. Ишане очень повезло - каждый день он съедал в доме остатки прасада. Он был слугой, но никто не знал, что в действительности Ишане были доступны самые высочайшие трансцендентные истины.

 

 

* * *

 

Итак, ближайшие спутники Верховного Господа - Шрила Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Гададхара Пандит и Шриваса Пандит - собрались вокруг Господа Гауранги в Навадвипе. Вместе они образуют Панча-Таттву, пять истин (или пять качеств Бога), внутреннюю философию которой понимать чрезвычайно важно, чтобы избежать сентиментальности и дилетантства в сознании Кришны.

 

Все писания вайшнавов утверждают единство Бога: нитьо нитьянанам четанаш четананам - Есть одно Верховное Вечное Существо, которое поддерживает все другие живые существа ("Катха-упанишад", 2.2.13). Но в то же время, говорится о непостижимом единстве и различии - ачинтья-бхедабхеда-таттва, которое познается не только в отношениях различных проявлений Бога, но распространяется так же на отношения Бога с обычными живыми существами. Этому учил Господь Чайтанья, вслед за которым Гаудия-вайшнавы говорят, что живое существо качественно не отлично от Бога, обладая такой же духовной природой вечности, знания и блаженства, но количественно различается: Господь безгранично велик, а живое существо бесконечно мало. Примером эту сложному философскому положению служит капля воды из океана и сам океан. По составу они одинаковы, но океан содержит бесконечно число таких капель. Господь обладает безграничным величием, красотой, знанием, силой, богатством и славой, а живое существо - лишь в незначительном количестве.

Гаудия-вайшнавы признают взаимоотношения и между различными проявлениями Бога: такие проявления так же одновременно едины и различны, то есть все они - Бог, но проявлены в разных личностях. Например, Брахман, Параматма и Бхагаван - три ведических модели Абсолюта. Эти три проявления Бога рассматриваются равными, и все же они выражают разные аспекты Его вечной духовной природы. Брахман относится к безличному аспекту Абсолюта - как Вселенский Дух Он пронизывает все, что существует. Далее, когда этот Дух локализуется и проявляется как Сверхдуша в каждом живом существе и в каждом атоме творения, Его называют Параматмой. Наконец, как Бхагаван, Господь проявляет свою внутреннюю природу Всемогущего Бога, Верховной Личности.

Хотя Брахман, Параматма и Бхагаван абсолютны и неотличны, они существуют в определенной иерархии, что является сутью теологии вайшнавов. Чтобы проиллюстрировать это положение, часто используется аналогия трех деревенских жителей, которые пришли в город, посмотреть, что такое поезд. Придя на станцию, они увидели с расстояния фонарь приближающегося поезда. Один из жителей, ослепленный этим ярким светом, подумал, что это и есть поезд, и довольный вернулся домой, оставив двух своих спутников, Через несколько минут второй увидел за светом фонаря локомотив и за ним цепь вагонов. Довольный, что знает теперь, что такое поезд, он тоже покинул станцию. Но третий, однако, был так любопытен, что вошел внутрь и встретился с машинистом и пассажирами, и его представления о поезде были самыми полными, по сравнению с двумя его друзьями.

Брахман, как эпизод с первым жителем, это фундаментальное откровение Абсолюта; Параматма познается практиком, который идет глубже, а Бхагавана постигает только продвинутый преданный Бога, достигший наивысшего духовного опыта, познав два предыдущих уровня.

Бхагаван проявляется во множестве форм: Нрисимха, Рама, Вамана, Вишну и так далее. Эти воплощения существуют в иерархии, вершиной которой является Кришна - Сваям Бхагаван - Верховная Личность Бога. Как Кришна проявляет все Свои божественные формы и экспансии - подробно описано в Шримад-Бхагавата-Пуране, а также объяснено Шри Чайтаньей Махапрабху в Его наставлениях Санатане Госвами.

Теологи Гаудия-вайшнавы сходятся во мнении, что Один становится Многими, чтобы обмениваться и распространять Божественную Любовь. Кавираджа Госвами пишет (Ч.-ч. Ади, 7.21), что качества Кришны понимаются как сокровищница трансцендентной любви. Хотя эта сокровищница любви была у Кришны, когда Он приходил в мир (пять тысяч лет назад), но она хранилась за семью замками. Когда пришла Панча-Таттва (пятьсот лет назад), Они взломали и разграбили сокровищницу, чтобы испить трансцендентной любви к Кришне и дать почувствовать ее вкус всем падшим душам века Кали. Чем больше Они пили и раздавали этот нектар, тем сильнее была Их жажда. Такова природа божественной любви - она всегда нарастает.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 126; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!