Краткое жизнеописание автора, Шрилы Вриндавана даса Тхакура 30 страница



Слова трансцендентного прославления рекою лились из его уст:

- Ты Верховный Господь Вишну. Ты - Господь Кришна. Ты Господь всех жертвоприношений. Самая священная из всех рек, Ганга, берет начало у Твоих лотосных стоп. Ты сама жизнь и возлюбленный сын царя Дашаратхи - Господь Рамачандра, Ты Господь Нрисимхадева. Господь Брахма и Господь Шива, словно шмели, ищущие меда, кружат у Твоих лотосных стоп. Ты знаток и вместилище всех Вед, Ты верховный Господь Нараяна. Ты приходил как Господь Вамана и обманул Бали Махараджу, Ты Господь Хаягрива. Ты душа вселенной, Ты Господь Джаганнатха - луна Нилачалы. Ты Верховный Господь, причина всех причин. Есть ли кто, неподвластный Тебе, Твоей неодолимой материальной иллюзии или Твоей вечной духовной энергии? Лакшмидеви даже не догадывается об этом, хотя всегда пребывает рядом с Тобой. Что говорить, если даже Господь Ананта-Шеша - Твой друг, товарищ и брат, который всегда благоговейно служит Тебе - бывает ослеплен Твоей иллюзорной энергией? Что же говорить о других?

Ты поместил меня в этот темный колодец беспамятства семейной жизни. Мое редкое человеческое рождение бессмысленно и пусто, раз я не узнал Тебя. Всеми путями Ты обманывал меня, мой Господь, облачаясь в прекрасные одежды, поэтому я не мог узнать Тебя. О Господь моего сердца, послушай. Повстречавшись с Тобой, я забыл о своих страхах, мои страдания и печали исчезли. Кончилась непроглядная ночь, я заново родился, начался мой новый день! В эту минуту моя жизнь обрела успех, солнце удачи взошло в моем сердце. Мои предки обрели освобождение, а дом - благословение. Никогда прежде глаза мои не наслаждались созерцанием Твоего прекрасного облика. Я вижу Тебя, чьим лотосным стопам поклоняется богиня удачи!

Глядя на трансцендентный облик Господа, Шриваса Тхакур, не в силах более держать себя в руках, погрузился в экстатический транс. Волны радости пробегали по его телу, он утопал в океане блаженства и плакал от счастья, поднимая руки к небу.

Улыбаясь, Господь принимал молитвы Шривасы с великим удовольствием.

- Приведи из дома всех своих родственников. Пусть они тоже узрят Меня! - повелел Он. - Вместе с женой поклоняйтесь Моим стопам и просите всего, что пожелает сердце.

Исполняя волю Господа, Шриваса кинулся в дом, созвал всю свою семью и поскорее вернулся. Плача слезами радости, Шриваса предложил лотосным стопам Господа Чайтаньи все цветы, которые приготовил для поклонения Господу Нрисимхе. Вместе с женой, братьями, слугами и служанками он предлагал Господу ароматные цветы, благовония и светильники. Склонившись к лотосным стопам, все искренне молились Господу о защите.

Шриваса был очень дорог Гауранге, и Господь благословил его, как и всех домочадцев, поставив Свои лотосные стопы им на голову. Улыбаясь, Он сказал:

- Пусть ваша привязанность ко Мне растет день ото дня!

Через мгновенье Его голос зазвучал, как львиный рык:

- О Шриваса, ты боишься чего-нибудь? До меня дошла новость, что тебя хотят схватить правительственные солдаты. Они уже прибыли в Навадвипу на двух лодках. Я Сверхдуша в сердце каждого, Я контролирую и направляю поступки людей согласно Моей воле. Царь схватит тебя, только если Я, находясь в его сердце, внушу ему сделать это. Но если он не прислушается к Моему голосу внутри своего сердца и отдаст такой приказ, Я первым вступлю в лодку и предстану перед царем. Увидя Меня, ты думаешь, он останется сидеть на своем троне? Я обману его и подчиню Своей воле. Но если царь не поверит собственным глазам, Я скажу ему: Послушай правду, о царь. Созови сюда своих придворных судей и священников. Собери своих слонов, коней, животных, птиц и прочее, собери здесь все, что ты имеешь, а потом прикажи своим священникам читать ваши писания так, чтобы слушатели заплакали от волнующих духовных чувств. Если и после этого он не поверит Мне, Я раскрою Себя царю: О царь, опираясь на советы священников, чьей духовной силы мы были сейчас свидетелями, ты хочешь запретить совместное воспевание святого имени Бога! Так узри же Мое могущество, пусть глаза твои возрадуются! Я свяжу бешеного слона и приведу его тебе вместе с другими слонами, конями, оленями и разными животными, и заставлю всех их, плача в экстазе, петь имя Кришны! Я заставлю царя и всех его слуг петь имя Кришны. Я знаю, что ты не веришь, ты думаешь, что это невозможно, но Я обещаю, ты увидишь это собственными глазами!

Тут Господь заметил маленькую девочку, племянницу Шривасы Пандита, по имени Нараяни:

- Нараяни, пой имя Кришны! Плачь от восторга!

И на глазах у всех четырехлетний ребенок погрузился в невиданной силы духовный экстаз. Со слезами на глазах она воскликнула: О Кришна!- и стала танцевать и прыгать от радости. Девочка что-то неразборчиво говорила и каталась по земле, а через мгновение утратила всякое восприятие окружающего. Улыбаясь, Господь Вишвамбхара спросил Шривасу:

- Теперь ты избавился от сомнений?

Шриваса, ученый пандит, широко осведомленный во всех священных писаниях, протянул руки к Господу и сказал:

- О мой Господь, когда Ты проявляешь ужасный облик всепожирающего времени и уничтожаешь это материальное творение, я бесстрашно повторяю твое святое имя. А теперь Ты стоишь передо мной, в моем доме, чего же мне бояться?

Созерцая проявленные Господом богатства Вайкунтхи, Шриваса вместе с женой и родственниками погрузился в экстатический транс. Даже слуги и служанки Шривасы Тхакура могли видеть трансцендентный облик Господа, о чем мечтают сами Веды. Слава Шривасы Пандита беспредельна, даже щепотка пыли с Его лотосных стоп может очистить все творение. Его дом стал постоянным местом игр Господа Чайтаньи в Навадвипе. Шривасу Пандита любили все вайшнавы. Кто бы ни пришел в его дом, испытывал великую радость. Даже слуги и служанки этого возвышенного преданного обрели великий дар - они узрели Верховную Личность Господа, потому что служение чистому преданному - это лучший путь достижения высшей цели. Милостью вайшнава можно обрести прибежище лотосных стоп Господа.

- Но никому не говори о том, что ты узнал сегодня, - повелел Господь Вишвамбхара Шривасе. Он успокоил Шривасу и вернулся домой. Но дом Шривасы охватило великое ликование.

 

 

* * *

 

Видя экстатический транс Господа Чайтаньи, вайшнавы погружались в волны трансцендентного блаженства. Господь Чайтанья дорожил Своими преданными больше собственной жизни. Повторяя имя Кришны и плача в разлуке с Господом, Он обнимал их, а преданные, ни на шаг не отходя от Него, обливаясь слезами радости и любви.

Даже каменные сердца таяли при встрече с Господом Чайтаньей. Преданных больше не интересовало богатство, семья, дети и прочее. Днем и ночью они оставались рядом с Господом, повторяя имя Кришны. Господь Гаурачандра был постоянно охвачен любовью к Кришне. Слушая беседы о Господе, Он чувствовал глубокое волнение и забывал обо всем. В Нем пробуждалась Его божественная природа, и Он говорил: Я - и есть Он, Верховный Господь, - и смеялся.

А где этот старик - Адвайта Ачарья, который привел Меня сюда из Моей духовной обители?! Я исполню его желание и одарю любовью к Богу каждый дом! И через мгновение Он взывал: О Кришна! О Мой возлюбленный Господь! - и плакал, уронив голову на колени, и Его кудрявые темные волосы рассыпались по ногам. Потом Гауранга читал стихи из Шримад-Бхагаватам, рассказывая о том, как Акрура увез в Матхуру Кришну и Балараму. Словно Акрура, Он падал в почтительном поклоне на землю прямой, как палка. Пребывая в экстатическом трансе, Он говорил:

- О Нанда, позволь мне увести Кришну и Балараму в Матхуру! Пусть Они посмотрят великий праздник во дворце Камсы!

Наблюдая удивительные игры Господа Чайтаньи, преданные чувствовали безграничную радость.

Шриваса Тхакур и его три брата пели сладкие песни, Харидаса повторял: Хари! Хари! Все слилось в общем восторге прославления трансцендентных качеств Гауранги. Мурари Гупта и Мукунда, похожие на двух обезумевших шмелей, кружились у лотосных стоп Господа, наслаждаясь нектаром любви, и тоже прославляя Махапрабху.

Окружив Гаурангу, преданные блаженно повторяли: Джай! Джай!, а Господь танцевал в середине. Все обезумели от любви к Кришне. Кто-то нежно обнимал соседа, другие пели славу Гауранге. Гададхара Пандит не выдержал наплыва чувств и, упав Господу в ноги, воскликнул:

- Что за несравненная красота!

Лицо Гауранги порозовело от экстаза, мелкая сыпь, словно нитки золотого жемчуга, покрыла Его трансцендентное тело. Господь Гауранга являл еще невиданную в мире любовь к Кришне, сладостным блаженством сводя с ума всю вселенную.

Красоту Господа Гаурасундары невозможно было сравнить и с миллионом Купидонов. Его плечи были крепкие и могучие, как у льва, а лицо неописуемо прекрасно. Глаза были подобны лепесткам лотоса, а гладкая, словно раковина, шея отмечена благоприятными линиями. Не расставаясь с вайшнавами, Гаурахари продолжал Свои игры. Они были у Шачиматы в доме, когда Господь сказал вдруг глубоким голосом:

- Я вижу каких-то удивительных существ с четырьмя, пятью и шестью головами. Как это смущает Меня!

- Полубоги, подобные Брахме, с четырьмя головами или с пятью, пришли увидеть Тебя, мой Господь, - высказал свое мнение Шриваса Пандит, сидя рядом с Господом. - Они молят Тебя о сокровище премы, потому что Ты океан любви!

Махапрабху сел на божественную асану, возложив ногу на одного из преданных, а рукой опираясь на другого. Полубоги и преданные замерли у лотосных стоп Господа, продолжая взывать о милости:

- Ты самый сострадательный, пожалуйста, награди нас сладким нектаром любви к Тебе!

Гауранга милостиво улыбнулся в ответ, и в то же мгновенье все почувствовали такое трансцендентное блаженство, что с дрожью в членах стали обливаться слезами любви. Вайшнавы, глядя на танцующих полубогов, счастливо пели: О Радха-Говинда! Полубоги продолжали танцевать в экстатическом трансе, ничего не замечая вокруг, волосы у них встали дыбом. Еще через мгновенье они уже скакали и ревели: Хари бол! Хари бол! Гаура-Говинда! Гаура-Говинда! - а еще через мгновенье припадали головами к стопам Гауранги и молились:

- Пусть наши сердца и мысли навсегда останутся у Твоих лотосных стоп!

Господь широко улыбнулся:

- Все вы обретете любовь к Кришне!

Затем полубоги вознеслись на небо, возвращаясь в свои небесные обители. Видя эту удивительную картину, собравшиеся вайшнавы восторженно захлопали в ладоши.

Шукламбара Брахмачари был чист душой и телом и обладал самым кротким и мягким нравом, поистине, он был олицетворенным местом паломничества. Видя, какой невероятной милостью Господь наградил полубогов, Шукламбара тоже возжелал обрести любовь к Богу и, не боясь, раскрыл свое сердце Гауранге.

- О Гауранга, - сказал он, - Ты Верховная Личность Господа. Прошло много времени, пока мои глаза нашли себе утешение. Я посетил многие места паломничества - Матхуру и Двараку - но не нашел там счастья. Молю, одари меня сокровищем Кришна-премы!

- Шукламбара, - ответил Господь, - множество людей, подобных собакам и лисам, часто посещают эти святые места. В этом ли суть? Пока Кришна не пробудится в сердце, нет толку в посещении святых мест. Любовь к Кришне - единственная религия. Это говорит Нарадия-Пурана: Рыба живет в воде, овца - среди листвы, вол - всегда в работе, журавль - в медитации. Мышь живет в норе, а лев в лесу. Все так называемые отреченные монахи напоминают этих животных. Без очищения сознания аскезы и медитация не принесут плода. И в Нарада-Панчаратре говорится: Тот, кто поклоняется Хари, свободен от совершения аскез, так же как и тот, кто отвергает служение Хари. Тот, кто видит Господа внутри себя и вовне, тоже не нуждается в аскезах, и тому, для кого Хари не проявлен ни внутри, ни снаружи, совершать аскезы бесполезно.

Услыша эти объяснения, Шукламбара с плачем упал на землю. И Гаурасундара, не в силах выносить страдания Своего преданного, благословил его любовью к Богу. Шукламбара с головы до пят покрылся экстатической сыпью полнейшего блаженства, он плакал и дрожал в радости Кришна-премы. Это зрелище доставило огромное удовольствие собравшимся преданным.

В другой раз Гауранга погрузился в игры Господа Варахи, огромного божественного Вепря, и бросился в дом Мурари Гупты. Мурари Гупта был дорог Господу Чайтанье так же, как Господу Рамачандре - Хануман. Гауранга, погруженный в глубокий экстаз игр Господа, обливался потом, щеки были в пятнах. Из глаз лились слезы, словно Ганга. Увидя на пороге дома Господа Гаурачандру, Мурари Гупта почтительно поклонился Его лотосным стопам, но Господь, ничего не видя вокруг, промчался мимо, крича: Вепрь! Вепрь! Ошеломленный Мурари Гупта оглядывался вокруг, не понимая, что происходит. А Господь ворвался в храмовую комнату Господа Вишну и неожиданно проявил облик Господа Варахи. В таком состоянии Он поднял клыками латунный кувшин для воды, который стоял в углу, и, громко хрипя, на мгновенье замер. Потом Он опустил кувшин на пол и, широко открыв рот, повелел:

- Возноси Мне молитвы, Мурари!

Но Мурари был ошеломлен, он не мог произнести ни слова.

- Говори, Мурари! Говори! Ты не должен бояться. Разве ты не узнаешь Меня?

Дрожа от страха, Мурари обратился к Господу:

- О Господь! Только Ты знаешь, как прославлять Тебя и возносить молитвы. Господь Ананта-Шеша, поддерживающий на Своих головах все творение, тысячей ртов прославляет Тебя и сокрушается, не видя предела Твоей славы. Кто еще, кроме Ананта-Шеши, может прославить Тебя? Вся вселенная живет по закону Вед, но и Веды не могут раскрыть во всей полноте Твоей трансцендентной абсолютной природы. Я слышал, что бесконечное число вселенных в этом материальном творении исходят из пор Твоего трансцендентного тела. Ты во всем независимый верховный Владыка, исполненный блаженства. Кто же может описать Твои игры? О Господь, только Ты знаешь Себя до конца, а другие могут познать Тебя только по Твоей беспричинной милости. Откуда у меня слова, чтобы молится и прославлять Тебя?

Сказав это, Мурари Гупта упал к лотосным стопам Господа.

- Могут ли Веды описать Меня, Мурари?

- Даже Ананта-Шеша не может познать Тебя до конца. Как же Веды сделают это? Никто не знает Тебя.

- Слова Вед легко исказить! - сказал Гаурахари. - Послушай, что говорит Шветашватара-Упанишада: Всепроникающая Верховная Личность Господа не имеет материальных рук и ног, и все же передвигается быстрее всех, принимая подношения; у Него нет материальных глаз, но Он видит все; у Него нет материальных ушей, но Он слышит все. Он знает все, но Его не знает никто. Знающие брахманы говорят, что Он - Верховная Личность. Начитавшись об этом, в Варанаси появился обманщик санньяси, который хочет изувечить Мой трансцендентный облик, говоря, что Господь лишен рук, ног, глаз и ушей. Он читает Шветашватару-Упанишади отвергает Мое трансцендентное тело. У этого мошенника много учеников. В результате такого богохульства, его преследует страх.

Я Господь всех писаний - Верховный Господь Вишну. Мое трансцендентное тело лишено изъянов. Господь Брахма и Господь Шива все время прославляют Мое трансцендентное положение. Все очищается и одухотворяется прикосновением ко Мне, но этот мошенник имеет наглость объявлять Мое трансцендентное тело несуществующим. Так вот, послушай Мое мнение, Мурари Гупта. Я раскрою тебе то, что не раскрыто в Ведах. Я принял облик Вепря и поднял землю из вод невежества, и познать Меня - это конечная цель Вед. Сейчас Я снова снизошел на землю одарить мир воспеванием святого имени Кришны, и как прежде Я уничтожу всех негодяев и возьму под Свою защиту возлюбленных преданных. Мне нестерпимо слышать угрозы, обращенные к Моим преданным, чтобы защитить их Я убил даже собственного сына Нараку. Поверь, Мурари, Я не лгу!

Слушай внимательно. В Своем воплощении вепря Варахи Я поднял Землю, и от этого прикосновения мать Земля зачала ребенка. Она дала рождение мальчику по имени Нарака. Это был Мой сын - сильный и могущественный. Я дал ему все духовные наставления. Это был очень могущественный царь, оказывавший покровительство полубогам, брахманам, духовным учителям и преданным. Однако в свой час рука Провидения все повернула иначе - Мой сын Нарака стал общаться с царем Вену и под дурным влиянием проявил преступную жестокость к преданным. Для Меня нестерпимы никакое насилие и злоба, изливаемые против преданных, и потому Я убил своего сына. Узнай, Мурари, что Я открыл тебе эти сокровенные истины, потому что ты преданно служишь Мне уже много жизней.

Мурари Гупта был взволнован. Слушая Гаурангу, он плакал от радости и молился:

- О мой Господь, будь милостив ко мне, одари любовью к Богу!

 

 

* * *

 

Однaжды Шривaсa Тхакур совeршaл шрaддху - жeртвоприношeниe Господу Вишну - по своeму умeршeму отцу. Ведические брахманы пели тысячу имeн Господa Вишну как это было принято в подобных случаях. А Шриваса Тхакур слушал их. Вдруг в eго домe появился Господь Гaурaхaри - послушaть имeна Господa Вишну было для Него большим удовольствием. В полной тишине звучали стройные голоса брахманов: Аум-м... Все было сосредоточено на этом звуке - он заполнил собой пространства вселенной. Казалось, существует только Господь - великий, беспредельный, трансцендентный. Сладкий запах благовоний, мерцающий огонь - с каждым мгновеньем слушание святых имен все дальше и дальше уносило в иной мир. Наконец, прозвучaло имя Нрисимхaдeвы, и вдруг Господь Чaйтaнья впал в сильнeйшee бeспокойство. Глaзa Его нaлились кровью, волосы встaли дыбом, и всe тeло зaтрeпeтaло. Он вошел в настроение Господа Нрисимхадева и разгневался. Страшный львиный рык изошел из Его груди. Нeожидaнно Он схвaтил булaву и выбeжaл на улицу. Казалось, сейчас Он расправится со всеми безбожниками. Господь был таким свирепым и грозным, что люди в ужасе разбегались от Него и прятaлись. Чeм мы могли рaзгнeвaть Господa? - в ужасе думали они.

Всеобщий страх и суматоха заставили Гаурангу придти в Сeбя. Он бросил булаву и пошел обратно, в дом Шривaсы Тхaкурa. Господь выглядел несчастным и мрачным:

- Люди в стрaхe рaзбeгaлись от Мeня из-за оскорблений, которые они совершают. Это не дает им ощутить любовь в сердце и вознести Господу сладостные молитвы.

- Всякий, кто готов принять Твоe святоe имя, срaзу жe освобождaeтся от дeсяти миллионов оскорблений, - отвeтил Господу Шривaсa Тхaкур. - Нe огорчaйся, что люди в стрaхe рaзбeгaлись от Тeбя. Им повeзло - увидeв Тeбя тaким свирeпым, они ужe обрeли освобождeниe.

И Шривaсa Тхaкур почтительно склонился пeрeд Господом. Шри Чайтанья улыбнулся. Ему стало легче на душе, и Он спокойно вeрнулся домой.

Так Господь Чайтанья посещал дома всех Своих преданных и по беспричинной милости раскрывал им Свою божественную природу. Его преданные слуги с изумлением видели в Нем Своего Верховного Господа, и сердца их переполнялись экстазом блаженства.

 

 

Глава 14

ПОЯВЛЕНИЕ НИТЬЯНАНДЫ

Преданные стали бесстрашными и больше не обращали внимания на злобные нападки безбожников. Громко воспевая имя Кришны, они свободно ходили по всей Навадвипе, проповедовали в собраниях. Не было только Господа Нитьянанды, и это очень печалило Шри Гаурасундару. Господь Вишвамбхара постоянно думал о Шри Нитьянанде, эта разлука становилась просто невыносимой, потому что Господь Вишвамбхара знал, кем был Нитьянанда: Верховным Господом, Шри Ананта-Шешей.

Появившись в Надии, Господь Нитьянанда сразу почувствовал ту духовную атмосферу, которая создалась здесь благодаря присутствию Гауранги и Его чистых преданных. В великом наслаждении Он шел по улицам Навадвипы, направляясь к дому Шри Нанданачарьи.

Этот великий преданный жил в середине трансцендентного лотоса Навадвипы, на южной границе Антардвипа, где встречаются Ганга и Джаланги. Его дом стоял посреди большого и знаменитого на всю вселенную сада Шри Ишодхьяна. Этот сад был полон ароматных цветов, ягод и бесконечных фруктовых деревьев, на ветвях которых щебетали птицы, меж деревьев величественно прогуливались павлины. Все было великолепно как во Врадже, и Нитьянанда почувствовал Себя дома. Мой младший брат Махапрабху страстно желает увидеть Меня, - думал Он. - Я тоже хочу Его видеть, но пусть наша встреча станет приятным сюрпризом. Я нашел его в Навадвипе, так пусть же Он найдет Меня в этом саду!


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!