Воздействие природы на человека



Нравственное воздействие природы на человека измеряется той правдой, которую она ему открывает. Читая стихи русских поэтов, приходишь к мысли: природа — единственная книга, страницы которой полны глубоким содержанием. (Приведите поэтические литературные аргументы.)

Для русской литературы традиционным является отождествление природы с определённым настроением и состоянием человеческой души. Приём образного параллелизма широко использовали русские позты, сравнивая увядающую природу с измученной человеческой душой. Поэзия с изумительной точностью передаёт красоту осени, вызывающую одновременно и восхищение, и грусть. Особенно удивляют необычные и всегда точные эпитеты. (Приведите примеры.)

Кроме того, в русской литературе очень интересно используется приём образного параллелизма. Природа предстаёт участницей жизни влюблённых, она помогает понять их чувства, выразить эмоции. (Приведите литературные аргументы, подтверждающие это.)

В изображении природы многих поэтов сближают общие мотивы: понимание природы как могучей силы, как содружества стихий. Это мотивы моря и огня, образ звёздного неба как могущества природы, её величия и силы. (Приведите литературные аргументы, подтверждающие это.)

Поэты призывают обращаться к природе в сложную минуту, искать у неё вдохновения и поддержки. (Приведите из произведений Тютчева и Фета литературные аргументы, подтверждающие это.)

Итак, мы рассмотрели отношение к природе крупнейших поэтов. Для них она является могущественной силой, носителем величайшей мудрости. Часто, изображая природу, поэты передают состояние своей души.

Любовь

В любви, как в истории жизни и мысли на земле, постоянно появлялось нечто новое. Оставаясь уникальным духовно-телесным совпадением двух личностей, она обогащалась новыми состояниями человече- ской души — живой, ищущей, развивающейся.

Поэты всегда открывали в ней возвышенно-нравственное начало — нежность, гармонию, человечность. (Приведите литературные аргументы, подтверждающие это.)

Человеческое сердце, подобно ребёнку, делало открытие за открытием. Оно наслаждалось этими озарениями, как наслаждался человек сиянием солнца. Человек учился видеть человека. Именно в любви открывалось нечто великое, бесконечная ценность человеческой личности, радость милосердия и умаления себя ради того, кого любишь.

Пожалуй, нет двух любящих, которые бы видели что-то совершенно одинаковое в тех, кого они любят. Каждому открывается в любимом что-то совершенно особенное, единственное, отвечающее потребностям именно его души. Что ни любовь, то новая истина. Но несмотря на разнообразие этих истин, существует и нечто абсолютное, объединяющее их, — чувство бесконечной ценности человеческой личности.

Нравственный труд по развитию этой ценности в любимом существе и должен составлять содержание любви. И совершён он может быть только сознатель

ным усилием. Из состояния «для себя» человек должен перейти в состояние «для тебя», перенести центр личного существования из «я» в «ты».

Истинная любовь — духовное материнство. Она раскрывается в вынашивании лучших частей души любимого человека, они вынашиваются с материнской самоотверженностью и материнским терпением. Именно тут и ожидает нас чудо... (Приведите литературные аргументы, подтверждающие это.)

История человеческих чувств — история восхождения к человечности.

Самое романтическое в истории человеческих чувств — романтизм русской любви. (Приведите литературные аргументы из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» и др.)

Главное свойство любви — всё возвышать и облагораживать. И это чудо любви было у многих. Во все времена тысячи простых мужчин и женщин ничуть не уступали великим мира сего в понимании и переживании любви, потому что и для них она была не утехой, а поиском великой истины в человеческих отношениях и битвой, порой трагической, за сокровища человечности.

Любовь к родине

Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина?

Родина очень много для нас значит. У каждого она своя. Это тропинка с бродом через ручей, пространство в одну шестую всей земной карты, ракета, нацеленная к Марсу, и птицы, пролетающие над нашим домом на юг. Это и Москва, и совсем малые деревеньки. Это имена людей, названия новых машин, балет, которому неистово рукоплещут во всём мире. Это конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мы с нашим миром чувств, радостями и заботами. (Приведите литературные аргументы.)

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.

Корни — это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело. Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ, сколь ни высоки его здания из алюминия и стекла.

Лет восемьдесят назад многие думали, что всё это лишнее. В прошлом было действительно много, от чего в новом мире надо было избавиться. Но оказалось, не всё надо сбрасывать с корабля истории.

В крутые годы войны мы призвали на помощь себе нашу историю. Многих вдохновляли мужественные образы наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Нас вдохновляли эти имена. В соединении с духом наших идей прошлое стало оружием. Силу его никто не измерил. Но можно сказать, что была она не слабее знаменитых «катюш».

Оно, прошлое, и теперь нам послужит, если дела в мире примут крутой оборот.

Без прошлого невозможно ни хорошо жить, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в зем лю. Давайте будем помнить об этих корнях.

Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Мы должны помнить и чтить деяния пращуров, ратный и трудовой подвиг отцов.

Дела наши, мир природы и огонь домашнего очага выражаются дорогим словом — Отечество.

Невозможно заставить любить своё Отечество. Любовь надо воспитать. Солнце на земле одинаково светит для всех, но человеку с Родиной оно светит ярче.

 

О благородстве

«Он поступил благородно», «благородный поступок» — говорим мы, когда встречаемся с проявлением великодушия, бескорыстия, беззаветной верности долгу.

Благородство — это когда ты делаешь доброе незаметно, не ради признания и наград. (Приведите литературные аргументы.)

В годы войны тысячи советских людей отдавали свои сбережения на строительство танков и самолетов, чтобы приблизить победу. Если бы они этого не сделали, их никто бы не упрекнул — люди и без того отдавали все силы для достижения победы над врагом.

Не надо думать, что благородство проявляется в каких-то особых случаях. (Приведите примеры.)

Выполнить простую, казалось бы, просьбу бывает подчас не так уж просто — каждый из нас знает это по себе. Особенно когда никто не видит и не знает, не увидит и не узнает никогда.

Если вы умеете ценить то,что возвышает человека и поднимает его в собственных глазах, вы на правильном пути.

Если вы скептически относитесь к проявлению великодушия, бескорыстия, всегда прикидываете: «А что я с этого буду иметь? » — вам есть над чем серьёзно задуматься.

И если вы искренне хотите поступать благородно, попробуйте для начала сделать что-нибудь хорошее и доброе для других, чтобы об этом никто не узнал. Пусть это будет вашей тайной.

 

4. Выберите одну из сформулированных проблем и напишите сочинение, приведя литературные аргументы.

1) Воздействие природы на душу человека.

2) Постижение прекрасного в природе, восприятие красоты природы.

3) Восхваление осени русскими писателями и художниками.

4) Любовь к природе.

5) Неразрывная связь человека и природы.

6) Тесная эмоциональная связь животных с их хозяевами.

7) Отношение человека к животным, недостаток милосердия по отношению к животным.

8) Бережное отношение к природе.

9) Противостояние человека и природы.

5. Напишите сочинение по рассказу А. Солженицына «Матрёнин двор» , придерживаясь следующего плана:

1) Матрёну вспоминают в селе по разным поводам.

2) Отзывы односельчан о героине, которые отражают: а) неодобрение; б) презрение; в) сожаление.

3) Размышление автора о личности и судьбе Матрёны: она другая, не такая, как все, её никто не понимает.

4) Итог на основе впечатлений и воспоминаний: «она тот самый праведник...»

Используйте при этом следующий текстовой комментарий: «Проблему праведничества Солженицын раскрывает на примере жизни простой русской женщины крестьянки Матрёны. Писатель обращает внимание на то, что её вспоминают и после её смерти, хотя отзываются о ней неодобрительно. Солженицын отмечает, что образ жизни героини отличается

от привычного. Описывая жизнь Матрёны, её быт, автор подчёркивает её духовные качества и мелочность окружающих. Он сопоставляет героиню с другими жителями села, она намного богаче духовно. Золовка, муж, односельчане недолюбливали её только за то, что она бескорыстна, не живёт ради вещей и всегда старается помочь людям».

 

6. Прочтите текст. Подумайте, какую тему затрагивает писатель. Напишите сочинение, приведя описанное автором в качестве литературного аргумента.

Он был болен уже давно; но не ужасы каторжной жизни, не работы, не пища, не бритая голова, лоскутное платье сломили его: о! что ему было до всех этих мук и истязаний! <…>

Он страдал от мысли: зачем он тогда себя не убил? Зачем он стоял тогда над рекой и предпочёл явку с повинною? Неужели такая сила в этом желании жить и так трудно одолеть его? Одолел же Свидригайлов, боявшийся смерти?

Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять, что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь.<...>

Он пролежал в больнице весь конец поста и святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда ещё лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осуждён в жертву какой- то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одарённые умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали заражённые. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нём одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовёт, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремёсла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всём мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, не слыхал их слова и голоса.

Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грёз. (Ф. Достоевский )

РАЗДЕЛ 2


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 202; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!