Ф. М. Достоевский «Униженные и оскорблённые»



В романе Ф. Достоевского «Униженные и оскорблённые» проблема всепрощающей родительской любви сталкивается с проблемой отношения детей к своим родителям. Героиня романа Наташа предаёт свою семью, убежав из дома с любовником. Её отец болезненно воспринимает уход дочери к сыну своего врага. Он расценивает её поступок как позор и проклинает дочь. Потерявшая любимого, отвергнутая отцом, Наташа глубоко переживает, ведь она лишилась всего ценного, что у неё было в жизни — чести, доброго имени, любви, семьи.

Однако Николай Ихменев, несмотря ни на что, всё ещё безумно любит дочь, и в финале повести, после долгих душевных терзаний, он находит в себе силы простить её.

На этом примере мы видим, что родительская любовь является самым сильным и бескорыстным чувством.

 

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Вариант 1

В семье Ростовых отношения строились на доброте и искренности, уважении и понимании, поэтому дети — Наташа, Николай и Петя — стали по-настоящему достойными и счастливыми людьми.

Если же сравнить их отношения с отношениями, царившими в семье Курагиных, то можно понять, почему в семье, в которой деньги и карьера решали всё, появились такие безнравственные эгоисты, как Элен и Анатоль.

 

Вариант 2

Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.

А. Н. Островский «Гроза»

Пьеса Островского является примером конфликта поколений. Мечтательная и открытая Катерина не способна притворяться и грубить. В семье, куда она попала, царят «жестокие нравы». Хозяйка семейства Кабанова за детей все решения, привыкла держать всё в своих руках, всех подчинять своей воле, нещадно била слуг. Её ласка, как и ласка Тихона для Катерины, «хуже побоев». Марфа Игнатьевна привыкла жить по собственным неписанным законам, которые она, если ей это выгодно, с лёгкостью перекраивает.

Катерина понимает, что бороться бессмысленно. После её гибели молодое поколение во всеуслышание выказывает неповиновение, бунтует против деспотизма «отцов». Гроза очищает атмосферу для новой жизни.

 

И. А. Гончаров «Обломов»

Образ жизни Ильи Обломова является примером влияния семьи на становление характера человека. Илюшу в семье все опекали и любили, обували, одевали и кормили множество слуг. Он вырос мягким и робким человеком, не привыкшим к труду.

Илья Ильич никогда не спорил, не бунтовал против предков, а повторил их судьбу. Отцы обрекли своих детей на праздное и бессмысленное прозябание. Его лень возникла из-за неправильного воспитания, впоследствии она наложила свой пагубный отпечаток на жизнь Обломова.

 

А. П. Чехов «Вишнёвый сад»

Проблема беспамятства детей, их отрыва от родителей отражена в образе надменного лакея Яши из пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад», который не знает и не помнит своей матери, а мечтает лишь поскорее уехать в Париж. Не ощущая ни с кем родственной связи, ни к кому не чувствуя любви, он живёт в одиночестве, словно гонимый ветром листок.

 

С. Есенин «Письмо матери»

В стихотворении лирический герой успокаивает свою мать, просит её не волноваться за него. Хотя его жизнь разгульна и беспутна, но он отрекается от звания «горького пропойцы» и проявляет заботу по отношению к матери. Это извечный разговор матери и сына, когда оба говорят не друг с другом, скорее, сами с собой. Они — разные, однако семейные узы соединяют неграмотную крестьянку и её городского сына, одного из самых известных поэтов России.

Поэт беспокоится о том, что ей не по себе от новостей о его поведении. Он хочет успокоить мать, называя видения о «финском ноже под сердце» «тягостной бредью», просит не возвращаться к прошлому и не «грустить так шибко» о нём. Лирический герой понимает, что матери смириться с дурной славой поэта непросто, но всё же пытается успокоить и уверить её, что он в здравии и всё у него в порядке.

А. А. Фадеев «Молодая гвардия»

В романе А. Фадеева «Молодая гвардия» есть лирическое отступление о матери, в котором автор говорит о том, что её забота с детства воспитывает в каждом из нас нравственность и умение ценить жизнь.

Это взволнованный лирический монолог, в котором с любовью создан один из самых ярких образов романа — образ матери. Этот монолог можно назвать гимном материнской любви, её самоотверженности и неутомимому труду.

Связанное по композиции с образом Олега Кошевого лирическое отступление перекликается с мыслями самого автора. А. Фадеев, поднимая проблему роли матери в жизни человека, сам отвечает на неё, подбирая самые трогательные, проникновенные и нежные слова.

В этих словах — и любовь ко всем матерям, и сочувствие, и восхищение перед их природной верностью к чувству любви и своему ребёнку.

А. А. Ахматова «Реквием»

В поэме Ахматова описала перенесённые ею самой события, связанные со сталинскими репрессиями, когда в тюрьме оказался её сын. В течение 17 месяцев она испытывала ужас ожидания хоть какой-нибудь ве

сточки о нем.

В поэме чувство родительской любви показано с пронзительной болью и искренностью:

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой.

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Всё перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Тяжело читать строки, в которых звучат боль, безысходность, безнадёжность матери после вынесения приговора её единственному сыну:

И упало каменное слово

На мою ещё живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

И с каким уважением начинаешь относиться к этой женщине, матери, когда видишь, что несмотря ни на что, А. Ахматова верит в будущее. Она возвращается к жизни:

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 521; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!