Верность нравственным идеалам



Наши далёкие предки полагали, что Земля стоит на трёх китах. В это вряд ли кто поверит. Однако всё же мы часто задаёмся вопросом: «На чём держится мир?» Главный «кит», на котором покоится мир человека, —верность. Верность нравственным идеалам, Родине, служение избранной цели, идее, традициям, мечте, законам. Это и есть истинный путь человека.

Смысл слов «верность», «вера» очень схож, у них один корень. Если человек верит в добро, в то, что живёт он ради лучшего, высокого, светлого, ради того, чтобы помочь благоустроить мир, жизнь на земле, то он будет верен своей матери, будет верен памяти, заветам предков — деда, прадеда, земляков, будет стараться что-то сделать для своей земли, края, дома, для своей малой родины.

Однако наша Родина состоит из маленьких уголков, и все ручейки вливаются в большую реку. Делать «малое дело» — значит, и помогать своей большой Родине. (Приведите литературные аргументы.)

Что ещё служит ориентиром духовного пути человека? Конечно, верность данному слову, присяге, зако- нам чести …Верность традициям своего народа, знание его истории, песен, пословиц. (Приведите примеры русских народных пословиц.) Знать пословицы, народные песни — значит, быть верным народным традициям, родному языку. Они укрепляют нас на нашем жизненном пути.

Наконец, верность в любви, в дружбе... (Приведите литературные аргументы.)

Думается, что быть человеком — это чувствовать свою ответственность за выбранный путь. Жизнь без высоких нравственных идеалов не имела бы, в сущности, никакой цены, как и жизнь, прожитая без служения интересам общества.

Обыватель

Обыватель. Мещанин. Что это за человек? Духовное мещанство ненавидят многие, однако это зло, бороться с которым не просто. (Приведите литератур- ные аргументы из произведений А. Чехова и М. Горького.)

Зададим себе вопрос: кому же хочется становиться мещанином — быть врагом свободно думающих и чувствующих людей, губителем жизни? Представить себе человека, который сознательно хотел бы быть врагом и губителем, очень трудно. Но в том-то и беда, мещанином можно стать постепенно и для себя незаметно. Как это происходит и что к этому ведёт?

Начнём не с главного, но характерного — чересчур большая занятость вещами. Мещанство не случайно связывают со стремлением к уюту. Жить в материальном достатке каждый не прочь, но жить исключительно ради уюта и материального довольства способен только мещанин.

Модные вещи и увлечения сами по себе ничего не значат в жизни. Сами по себе они не способны ни возвысить, ни принизить человека. Мещанином его

делает не мода, а страстная преданность ей, добровольное рабство.

Ужасна атмосфера общения на мещанский лад. Один с важной серьёзностью относится только к тому, что говорит сам, всему и всем даёт быстрые и категорические оценки, другой на всё, что бы ему ни сказали, безапелляционно возражает. Третий всех поучает, четвёртый, боясь попасть впросак, пытается свести разговор к обмену никчёмными сведениями, новостями, анекдотами. Но все они похожи друг на друга тем, что не испытывают глубокого интереса и доверия друг к другу, предвзяты — не ждут друг от друга ничего нового, полезного для сердца и ума.

Многим свойственно молиться на вещь и моду. Это те, кто духовное ставят выше материального, совесть — выше расчёта, нравственный и гражданский долг — выше личного благополучия, кто живёт своим умом. (Приведите литературные аргументы из произведений М. Горького.) Эта нетерпимость идёт рука об руку с ограниченностью и самодовольством. Мещанин требователен и строг к инакомыслящим, но при этом слепо слушает чужие мысли, которые однажды принял, поддаётся внушению и грубой силе.

Поэтому в переломные моменты недалёкий человек может стать губителем жизни не только в переносном, но и в прямом смысле слова.

Часто, говоря о мещанстве, подчёркивают такие качества, как «умеренность и аккуратность». (Приведите литературные аргументы из комедии А. Грибоедова «Горе от ума».)

Мещанин враждебно относится к тем, кто, не желая ограничивать свои возможности, живёт и думает свободно. Если мы хотим, чтобы никто и ничто не могло подавить наши лучшие стремления, надо развивать в своей душе высокие чувства сострадания и великодушия, не отказываться от помощи тем, кто в нас нуждается, болеть за тех, кому сейчас плохо. Это и есть наш духовный путь.

Таким образом, богатая духовная жизнь не даст нам перейти эту грань, за которой начинается пустое мещанское бытие.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!