Критерии оценки итогового сочинения



РАЗДЕЛ 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ

Особенности сочинения

Сочинение представляет собой творческое и очень личностное произведение, в котором отражаются особенности мыслительной деятельности учащегося, его знание литературного наследия и умение ориентироваться в том литературном мире, с которым его знакомили в течение одиннадцати лет.

Чтобы правильно сориентировать учащегося на собственное творчество, необходимо прежде всего проана- лизировать прагматику функционально-смысловых типов речи, а также выработать строгую композиционную структуру сочинения.

Под рассуждением в лингвистике понимают словесное изложение, разъяснение какой-либо мысли с целью выяснить какое-нибудь понятие, развить, доказать или опровергнуть чью-то мысль[1].

С точки зрения логики рассуждение — это цепь умозаключений на какую-нибудь тему, которые излагаются в определённой последовательности. К рассуждениям относят и ряд суждений, относящихся к какому-нибудь вопросу, следующих одно за другим таким образом, что из предшествующих суждений обязательно вытекают последующие, а в результате мы получаем ответ на поставленный вопрос.

Рассуждение характерно для научных и публицистических текстов, задача которых — сравнить, резюмировать, обобщить, обосновать, доказать или опро- вергнуть какую-либо информацию, а также дать определение, пояснение или объяснение вышеизложенному факту, явлению или событию.

В художественной литературе рассуждение, как правило, используется в лирических или авторских отступлениях, которые объясняют психологию и поведение персонажей. Рассуждение необходимо также для выражения морально-нравственной или гражданской позиции самого автора, его оценки изобра- жаемых фактов, его философского осмысления реалий действительности.

Цель его заключается в исследовании предмета или явления, в выявлении их внутренних признаков, рассмотрении причинно-следственных связей между описываемыми событиями или явлениями. Рассуждение служит для передачи размышлений автора о некоем предмете или явлении, для их оценки, а также обоснования, доказательства или опровержения той или иной мысли или положения.

Особенностью рассуждения является использование не сюжетного (как в повествовании), а логического принципа построения текста.

Модель текста-рассуждения можно представить следующим образом:

Тезис Доказательство Вывод
  Аргументы: факты, ссылки на авторитеты, бесспорные или заведомо истинные положения Умозаключения

Схематично рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение на практике довольно часто актуализируется в сокращённом виде: иногда опускается вопрос, зачастую отсутствуют выводы, а иногда нет и экспозиции. Подобные пропуски можно объяснить тем, что рассуждение является понятным даже без всех пропущенных компонентов, потому что их можно легко домыслить, понять или восстановить.

Таким образом, к обязательным частям рассуждения относятся тезис и его аргументированное доказательство или подтверждение, в то время как экспози- ция, проблема или проблемный вопрос, а также выводы могут как присутствовать, так и отсутствовать в тексте.

Виды и структура рассуждений

  Рассуждение- размышление Рассуждение- доказательство Рассуждение- объяснение
Структурная схема 1. Экспозиция (подведение к вопросу). 2. Вопрос. 3. Ответ на вопрос (тезис). 4. Доказательство тезиса. 5. Выводы   Доказательство истинности тезиса — это основная часть рассуждения   Рассуждение-объяснение основывается на том, что главный тезис текста уже верен, поэтому доказывать его истинность или ложность нет необходимости, а главная задача рассуждения — раскрыть содержание представленного утверждения
Используемые лексические единицы   Вопрос почему? оказалось...; дело в том, что…; вот почему; вот, например…; об этом свидетельствуют такие факты, как...; как выяснилось...

Рассуждение-размышление выстраивается, как правило, в форме вопросов и ответов. И на эти вопросы в тексте не всегда даётся ответ. Рассуждение-размышление представляет собой объяснение или доказательство, а в их роли выступают примеры, которые необхо- димо сопоставить или противопоставить; можно также указать на существующие или возникающие между ними причинно-следственные отношения, требующие ограничения, расширения или обобщения.

Текст-размышление выстраивается по единой для всех разновидностей рассуждения схеме, однако в отличие от объяснения и доказательства он содержит не одну смысловую пару вопрос — ответ, а целую систему вопросов и ответов, которые последовательно дополняют друг друга[2].

Схему сочинения можно представить следующим образом:

1) экспозиция (т. е. подведение читателя или слушателя к проблемному вопросу);

2) система проблемных вопросов;

3) ответы на них;

4) выводы.

С точки зрения логики сочинения-рассуждения можно классифицировать на следующие группы:

1. Индуктивные рассуждения, в которых устанавливаются некие умозаключения от частного к общему, от конкретного к абстрактному.

2. Дедуктивные рассуждения, в которых присутствуют некие умозаключения от общего к частному, от абстрактных размышлений к частным выводам.

Кроме того, рассуждение может строиться как доказательство истинности или ложности выдвигаемого тезиса. На основе данного принципа можно выделить группы:

1. Рассуждения-утверждения.

2. Рассуждения-опровержения.

Они могут сопровождаться прямыми доказательствами или доводами, которые обосновывают справедливость выдвинутого тезиса, а также доводами или доказательствами от противного, когда истинность выдвигаемого тезиса доказывается методом опровержения различных предположений, противоположных доказываемому.

Основа любого рассуждения — это перечисление фактов, доказательств, доводов и аргументов, обосновывающих тот вывод, к которому автор и стремится подвести читателя или слушателя, тот заключительный аккорд, который звучит в конце сочинения, если умозаключение логично выстроено, обосновано и подтверждено, то есть доказано.

Чтобы правильно реализовать задачу рассуждения и провести всю цепочку от факта к мысли, а затем опять к реалии, существуют разные формы и способы представления умозаключительной связи между предложениями.

Цепной способ — это движение мысли от одного предложения к другому, причём слова из предыдущего предложения обычно повторяются в последующем.

Параллельный способ — когда предложения употребляются таким образом, чтобы в них был одинаковый порядок слов, однотипные грамматические формы выражения членов предложения, а также видовременная соотнесённость данных предложений.

На основании этого рассуждение может строиться по ещё более упрощённой схеме:

1. Тезис — основная мысль.

2. Доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождающиеся примерами.

3. Вывод, или заключение.

Между тезисом и соответствующими ему аргументами, а также между всеми отдельными аргументами в тексте обязательно должна быть установлена логическая и грамматическая связи, причём логическая связь — это связь смысловая (то есть всё должно подтверждать выдвигаемый тезис, должно быть убедительным). Для связи между тезисом и аргументами, а также между отдельными аргументами чаще обычного могут использоваться вводные слова и подчинительные союзы.

При комбинировании цепного и параллельного видов связей между предложениями возникает смешанная связь. Для подобного способа связи характерно использование глаголов в форме настоящего или будущего времени, а также присутствие в тексте безличных глаголов или личных глаголов в безличной форме.

Примером рассуждения может стать отрывок из рассказа К. Паустовского «Искусство видеть мир» (книга «Золотая роза»).

«...Больше всего обогащает язык прозаика знание поэзии. Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную девственную свежесть. Самые стёртые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!

Чем это объяснить, я не знаю. Я предполагаю, что слово оживает в двух случаях.

Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А это сделать в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в романсе слова сильнее действуют на нас, чем в обычной речи.

Во-вторых, даже стёртое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.

И, наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из её драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза.

Но главное не в этом.

Главное в том, что проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией».

 

Чтобы успешно написать сочинение, надо иметь чёткое представление о функциональных типах речи.

Любая речь (тема, композиция и языковое оформление) зависит от цели, мотива общения и описываемой ситуации. Высказывания можно свести к трём видам:

1) статичные, воспринимаемые предметно, они реализуются в форме описания;

2) динамичные, воспринимаемые в движении и во времени, которые реализуются в форме повествования;

3) причинно-следственные связи реализуются в форме рассуждения.

Работая над сочинением, следует помнить не только об особенностях функционально-смысловых типов речи, но и представлять себе композицию сочинения.

Необходимо учитывать и то, что при написании выпускного итогового сочинения вы будете волноваться больше, чем на тренировочных контрольных работах.

Критерии оценки итогового сочинения

К проверке по пяти критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование № 1. «Объём итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов — от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объёма своего сочинения участник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 1 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка даётся в свободной форме). Объём цитирования не должен превышать объём собственного текста участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по пяти критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям:

1. Соответствие теме.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

3. Композиция и логика рассуждения.

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность.

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также «зачёт» по одному из других критериев (№ 3-5).

Критерий № 1. «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

«Незачёт» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь

упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 3. «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

 

Критерий № 4. «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. «Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий № 5. «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачёт» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!