Вы сами как наглядное пособие



 

Не забывайте о том, что лучшее наглядное пособие – это вы сами. Поэтому наденьте красные кроссовки. Именно так поступает один мой безупречно одетый коллега (у него есть три пары красных кроссовок Puma Ferrari). Он утверждает, что тем самым дает аудитории визуальную зацепку, подкрепляя свою мысль о необходимости нестандартного мышления. И его невозможно не запомнить.

Но ваша одежда не должна отвлекать. Если вы выйдете к аудитории в красном спортивном костюме, вас запомнят – но совсем по другой причине. Достаточно одной необычной детали в вашем костюме; предложите слушателям нечто интересное, что привлечет их внимание.

Но какую степень внимания к внешним аспектам можно себе позволить? Мы превратились в расу, которая требует больше визуальных стимулов, чем раньше. Видео не просто убило звезд радио – оно завладело нашим сознанием.

Эту мысль удачно сформулировала моя дочь, вернувшись с вечеринки в честь своего совершеннолетия:

 

«Родители моих родителей росли в эпоху черно-белого кино, родители – цветного. Мое поколение растет в 3D!»

 

Мой многострадальный коллега Роберт Магуайр вышел на презентацию в шлеме викинга (чтобы поговорить на серьезную тему продажной стоимости – то есть быть «воином стоимости»). В Гамбурге он появлялся на сцене, надев на себя маску крокодила, чтобы проиллюстрировать тезис об агрессивных стратегиях покупок, используемых против торговых агентов, собравшихся в зале.

Наглядное пособие эффективно, если вы связываете визуальное с вербальным, используя объект как средство введения в тему или подведения итога.

 

Используем «живой звук» – как работает Lo-Fi

 

Живой гранж в исполнении нервного Курта Кобейна и группы Nirvana на концерте MTV Unplugged в Нью-Йорке в 1993 г. производит сильное впечатление. Есть что-то особенное, волнующее в этом необработанном полуакустическом звучании, хотя певец явно экспериментировал со своим голосом.

Поражает контраст между сложившимся образом тяжелой электронной музыки Nirvana и этим акустическим исполнением: диссонанс делает эту простоту еще более захватывающей.

Если вам нужно передать какую-то идею, подумайте, когда можно использовать «живой звук» – шептать, а не кричать? Предмет может быть любым – корпоративные коммуникации, рекламная кампания. Иногда чрезмерная гладкость или громкость создает барьер между вами и аудиторией, особенно в условиях питча.

Выступление певца и композитора Райана Адамса – это настоящее откровение. Несмотря на то, что он, подобно Нику Дрейку, любит играть на старой гитаре, обшарпанной и не слишком хорошо настроенной. «Теперь вы можете слышать меня, – говорит он в паузах между песнями. – И мой голос не глушится реверберацией». Он прекрасно понимает разницу между громкими электронными композициями и более задушевными, акустическими.

Какая «реверберация» мешает ясности и непосредственности вашей презентации? И как сделать общение с аудиторией более простым, подходящим для человеческого уха? Другими словами, как добиться «живого звука»?

 

Техническая катастрофа

 

Иногда обратиться к простой акустике вынуждает техническая катастрофа. Именно так произошло со мной – как выяснилось, к счастью.

Я в замешательстве стоял на сцене – где-то в Европе, перед 150 руководителями известной компании, ждавшими начала моего выступления. В тот день законы Мерфи работали в полную силу. За несколько минут до начала организатор шепотом сообщил мне, что вместо полного часа у меня есть всего сорок минут. Почему? Потому что утренние доклады затянулись, а председатель совета директоров должен выступить вовремя – иначе он опоздает на самолет. В этом бизнесе имя руководителя произносили с благоговением. Я был вынужден согласиться.

Ничего страшного; я быстро прикинул, что можно опустить. Но ведущий умудрился растянуть представление да еще ошибся в названии моего доклада. Кроме того, он использовал пару фраз, которыми я обычно представляю себя сам.

Когда на экране появился начальный слайд, я увидел, что это другая презентация – мне казалось, что вчера вечером я ее стер. Не желая, чтобы моими первыми словами были: «Это не те слайды» (что равносильно признанию: «я самозванец»), я махнул рукой помощнику, чтобы изображение сменили. К несчастью, мы заранее не договорились о сигналах, и на большом экране конференц-зала появилось изображение рабочего стола компьютера – помощник просматривал библиотеку PowerPoint. Там было что угодно, даже фотографии из отпуска, но только не нужный набор слайдов.

Теперь меня уже представили и я стоял на сцене, а ожидание, которое обычно следует за приветственными аплодисментами, превратилось в неловкое молчание. Люди обратились к обычному для XXI в. занятию – достали свои мобильные телефоны. Я говорил, что все это происходило после обеденного перерыва?

Оставим нас на некоторое время в таком положении. Что вы сделали бы – или уже делали, – осознав, что вся ваша тщательная подготовка пошла прахом? Когда я задавал этот вопрос людям, которых обучал искусству презентации, то всегда удивлялся, что в своих ответах они используют метафоры из области, с которой хорошо знакомы. Например, если вы увлекаетесь спортом, то можете обнаружить, что думаете или говорите нечто вроде: «Когда силы уже на исходе». Если ваша страсть – история, вы вспоминаете слова Черчилля: «Мы не сдадимся никогда».

Возможно, в ситуации, когда ничья жизнь не подвергается опасности – не только жизнь, но даже работа, – это звучит слишком пафосно. Но попробуйте объяснить это человеку, который стоит перед полным залом занятых людей, исполненных ожидания и нетерпения. Возможность публичного унижения испугает и самого опытного оратора.

Мой мозг всегда настроен на музыку, и именно к этой области я обратился за помощью. Пока я стоял, изображая позитивную улыбку, в голове у меня сформировалась первая фраза.

«Леди и джентльмены, давайте попробуем «живой звук». Я не слишком преуспел в том, чтобы отвлечь аудиторию от переписки и разговоров с соседями. Они выглядели немного растерянными, и моя следующая шутка о том, «что технологией мы называем нечто, что не слишком хорошо работает… пока», была воспринята без особого энтузиазма – хотя нужно учитывать, что компании принадлежала немалая доля на рынке технологий.

 

Акустическое звучание

 

«Если сомневаешься, действуй», – подумал я. И спрыгнул со сцены. Она оказалась чуть выше, чем я думал. Тем не менее все кости остались целы. Переместившись в проход, я остановился и заговорил снова:

– Попробуем интерактивный метод. То есть акустику вместо электроники. Вы мне поможете?

На этот раз реакция была на удивление бурной. На меня обратили внимание. Промелькнула мысль, что это похоже на структуру «вопрос-ответ» в блюзе или музыке госпел. Тема лекции была «Внедрение инноваций», и где-то на жестком диске компьютера организаторов конференции хранилось множество фотографий и моделей. Чтобы изложить свои мысли, мне следовало упростить текст, максимально использовать свое тело, ходить по проходу между рядами, быть ближе к слушателям и рассказывать больше историй . Фактически все это – важные компоненты хорошей презентации!

Я заручился поддержкой аудитории. В своих выступлениях я иногда пользуюсь четырехквадрантной моделью психологической установки: по одной оси «отношение» (от негативного к позитивному), а по другой – «энергия» (от низкой к высокой). Квадранты можно обозначить как «живой труп» (низкий уровень энергии и не слишком позитивное отношение), «наблюдатели», «циники» и «игроки».

Чтобы объяснить эту модель, требуется несколько строчек текста – или всего один рисунок. Поэтому я вызвал добровольцев, чтобы они выступили в качестве визуального материала и играли разные роли. В конечном итоге все слушатели переместились на те места, которые соответствовали их отношению к новой и еще не проверенной стратегии компании по выходу на рынок – от «живых трупов» до «игроков».

Я импровизировал, но непосредственное участие аудитории означало, что люди будут внимательными и вовлеченными. Более того, до руководителей действительно «дошло», что многие сотрудники все еще «наблюдают», желая посмотреть, окажется ли новая стратегия успешной, или относятся к категории «циников». Когда я сказал, что циники – это люди, которые считают себя всего лишь разумными скептиками, хотя сильно подавляют окружающих, несколько человек вышло из этой зоны. Началось обсуждение, продолжившееся и после моего доклада.

Если продолжить музыкальную метафору, то я взял «лучшие хиты» из своей речи и на них построил выступление. Не все сработало, но, судя по благожелательной реакции аудитории, удач было больше, чем промахов. И я уложился в отведенное время, что было бы трудно при использовании PowerPoint.

На сцену вернулся ведущий: «Спасибо, Найджел. Это настоящий рок!» Не знаю, под моим влиянием возникла эта фраза или нет, но она произвела на меня большее впечатление, чем стандартная похвала. Я понял, что, доверившись «живому звуку», я сумел «добавить рока» в свой материал. Опора на выразительность, страсть и энергию – вот суть любой хорошей речи.

Одна моя знакомая, руководительница компании, при обращении к сотрудникам всегда использует самые новейшие технологии и мультимедиа. Они бывают впечатлены, но зачастую остаются равнодушными. Я предложил идею «живого звука». Преодолев психологический барьер, моя знакомая научилась выступать без заметок, без PowerPoint, спонтанно и без тщательной подготовки. Она говорила искренне, рисовала на доске и вовлекала аудиторию в разговор.

Сначала ей было очень страшно. Ей казалось, что без технических средств она как без рук. Однако вовлеченность и живая реакция на этих новых совещаниях разительно отличались от того, что происходило раньше, при отстраненном стиле изложения. Она почувствовала, как рушатся стены между нею и остальными участниками. Направляла разговор все равно она, но это был разговор, а не лекция.

«Живой звук» может прекрасно подойти для питча, отчасти из-за своей свежести и доверительности, а также потому, что выгодно отличается от стандартных, насыщенных техническими средствами презентаций. Ваше звучание должно быть акустическим, а не электронным.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!