Психологическое взаимодействие



 

Для того чтобы избежать «смерти от PowerPoint», часть ваших визуальных материалов должна быть психологически интерактивной . Я называю эту черту «инструментальной». Вместо скучного, пассивного процесса просмотра изображений на экране используйте ключевые фразы и вопросы.

Мне нравится юмор и изобретательность сантехнической фирмы из Южного Лондона Patel & Patel, которая принадлежит индийцам. Их реклама начинается так:

 

Вы имели дело с ковбоями.

 

А затем делает неожиданный поворот:

 

Теперь попробуйте индийцев!

 

Это кажется очевидным, но я часто видел, как ораторы все портили, показывая сразу весь текст или все изображение. Например, как с этой цитатой из английского гуру ретейла сэра Филипа Грина:

 

Компании-неудачники устраивают совещания.

 

Затем:

 

А успешные – вечеринки.

 

Создавая напряжение в картинке или теме, мы лучше настраиваемся на ритм слушателя.

Есть у вас визуальные материалы, в которых можно создать напряжение? Пусть аудитория угадывает тенденции и цифры. Внесите интригу, сообщив, как вы представляете их ответ, – и только потом назовите реальную тенденцию или цифру. Нарисованные от руки графики могут производить большее впечатление, чем традиционные шаблоны PowerPoint.

Простые вопросы помогают поддерживать аудиторию в тонусе. Предположим, вы хотите сообщить, что большинство американских специалистов по продажам не могут правильно назвать преимущества или отличия своего продукта по сравнению с более дешевым аналогом конкурента.

Идея в том, чтобы предложить слушателям несколько ответов на выбор – им нужно крикнуть или нажать на соответствующую кнопку устройства для голосования. Предложите им четыре возможных ответа:

 

• 56 %;

• 68 %;

• 83 %;

• 99 %.

 

Ценность устройства для голосования не в том, что результат появляется на экране, а в последующем обсуждении, почему он оказался верным или неверным.

В ответах на вопросы может заключаться и более глубокий смысл: вы должны стремиться, чтобы аудитория почувствовала логику ваших рассуждений.

Интерактивный характер ваших визуальных материалов и идей помогает им закрепиться в памяти слушателей. По возможности отдавайте предпочтение активным методам, а не пассивным. Именно это я имею в виду под «инструментальным» подходом: взаимодействие с мышлением аудитории. Слушателям не обязательно говорить вслух – в любом случае нейроны их мозга заняты установлением тех связей, которые вам нужны.

Считается, что видеоматериалы «повышают энергию» презентации. Так и есть, но только в том случае, если они короткие и увлекательные. В противном случае они вызовут в зале реакцию пассивного телезрителя. Самыми эффективными обычно оказываются не профессиональные, готовые к трансляции клипы, а самодельные, «глас народа» ваших слушателей или учеников, особенно спонтанные. Новые цифровые технологии позволяют создавать движущиеся изображения вместе с титрами и музыкой, что может оказаться более интересным, чем какой-либо клип, найденный на YouTube, – его может найти каждый в свой обеденный перерыв.

 

Жизнь в PowerPoint – 10 главных принципов

 

Я работал с лучшими в мире командами по управлению мероприятиями. Они создавали эффективные визуальные материалы и брендинг для требовательных клиентов, устраивали профессиональные питчи и корпоративные конференции по всему миру. Обсуждая с ними мероприятия, я не без труда выяснил десять главных принципов создания эффективных визуальных материалов:

 

1. Образы – запоминающиеся, красивые и неочевидные. Ищите альтернативы.

2. Шрифты – по меньшей мере на два пункта больше, чем вы думаете. То, что выглядит крупным на компьютере, потеряется на экране конференц-зала.

3. Напряжение – не переусердствуйте. Этот прием отвлекает от содержания речи. Оставьте только для ключевых моментов.

4. Карикатуры – ни в коем случае! (Если только они не от Гэри Ларсона, но тогда вам придется заплатить роялти.)

5. Пространные определения и цитаты – не стоит. Вы можете их запомнить или прочесть, а на слайдах должна быть только суть.

6. Жирные точки для выделения главного – только если это действительно необходимо (на самом деле нет, потому что они предназначены для вас, чтобы вы структурировали свой материал). Слушатели все равно не обратят на них внимания.

7. Слова – как можно меньше.

8. Графики/гистограммы/диаграммы – максимально простые. Потом упростите их еще раз. Именно при их демонстрации необходимо создать напряжение.

9. Эффекты (тени, исчезновения, звуковые эффекты) – по необходимости.

10. Меньше – значит больше – меньше информации, меньше слайдов, меньше текста, меньше всего.

 

Пол «Чабби» Эванс занимается управлением мероприятиями в Partytecture – организовывает конференции по всему миру для самых требовательных корпораций. За десять лет он присутствовал на нескольких тысячах (в буквальном смысле) презентаций в разных уголках земли. Вот что он говорит:

 

«Если вы просто читаете главные пункты, выделенные жирными точками, это напрасный труд – аудитория может сделать это без вас. Технические средства нужно использовать только тогда, когда они подкрепляют и усиливают ваш месседж. Если вы обсуждаете тему, которая требует сложных графиков, убедитесь, что визуальный материал можно охватить одним взглядом – и понять. Обязательно запаситесь материалом, который можно отправить по электронной почте, и сообщите аудитории, что разошлете его. Когда люди разглядывают изображение на экране, они вас не слышат. Если у вас имеется двухминутный видеоролик, интерес в котором представляет двадцать секунд, покажите только эти двадцать секунд».

 

Если оратор говорит: «Надеюсь, вам видно с последнего ряда» – это значит, что даже сидящие в первом ряду должны обладать орлиным зрением, чтобы прочесть слова на экране. Сойдите со сцены и проверьте, как ваши визуальные материалы выглядят из глубины помещения. Для этого нужно совсем немного – уважение к аудитории.

 

Без жирных точек

 

Визуальные материалы должны быть… визуальными. Это кажется таким очевидным, но я вижу, что этот простой совет постоянно игнорируется.

Жирные точки исключаются. Длинные цитаты исключаются. Слишком сложные графики однозначно исключаются. О сложных стратегических матрицах не стоит даже думать.

Что остается: рисунки, афоризмы или короткие цитаты, простые графики и видео. Более чем достаточно для работы!

iStockphoto и Shutterstock – вот два превосходных источника фотографий, которые обойдутся вам совсем дешево; при соблюдении определенных условий их можно использовать в профессиональной деятельности. Но независимо от источника изображений – сегодня у всех в телефоне есть камера, так что можно фотографировать самому, – старайтесь отказываться от очевидных, набивших оскомину снимков, таких как портреты Эйнштейна или Ганди. Вы можете найти сгенерированный компьютером необычный портрет великого физика или фотографию огромной толпы индусов, сидящих на берегу и ждущих Ганди.

Эффективна также интрига, когда изображение выглядит немного странным или когда с ним связана история, поясняющая его смысл.

 

 

Слайды, способные удивить

Мой критерий для интересного комплекта слайдов – невозможность предугадать, глядя на изображения, какие будут произнесены слова. Вы уловите основные положения, но самое главное, вы почувствуете «тональность» или «атмосферу». Оживить выступление, придать ему стройность и яркость – это ваша задача.

Слайды – ваши слуги, а не ровня и не хозяева.

 

 

Без PowerPoint

 

В данном случае мы используем PowerPoint как сокращение для слайдов, хотя Keynote, как вы можете догадаться, все же круче. Вот что написал Роберт Симпсон в своем блоге Orbiting Frog: «Keynote носит черные очки, курит самокрутки и делала слайды еще до того, как это вошло в моду».

Хотя PowerPoint может показаться вам более удобной – из-за своей популярности. На бизнес-мероприятиях с этой программой у вас вряд ли возникнут проблемы совместимости.

PowerPoint и Keynote – не единственные системы для создания презентаций. Один из новичков называется Prezi – разработчики позиционируют ее как «масштабируемую» технологию. Она позволяет начать со страницы, похожей на мысленную схему, своего рода канвы, масштаб отдельных частей которой можно увеличивать и уменьшать. Теоретически это обеспечивает связь между общей картиной и мелкими деталями. Программа дает возможность переключаться между видео, текстом и рисунками – таким образом у программы Prezi есть потенциал стать более интересной и увлекательной, чем линейная PowerPoint.

Я видел как удачные, так и неудачные примеры ее использования: вам обязательно придется потратить время, чтобы привыкнуть к любому выбранному средству, чтобы презентация прошла гладко – достоинства визуальных средств не должны отвлекать внимание аудитории от вас.

Достоинства Prezi наиболее полно проявляются во время питча. Один мой коллега, выступавший с питчем перед работниками консалтинговой фирмы, разделил домашнюю страницу Prezi на следующие разделы, представленные иконками:

 

• О нас.

• О вас.

• Ваши вызовы.

• Решения.

• Исследования, которые мы провели.

• Практические выводы.

 

Затем слушателям предложили выбрать, какой раздел они хотели бы услышать первым . Программа Prezi позволяет увеличить любую из иконок и мгновенно перейти к трехмерному визуальному представлению ваших идей. С помощью более привычных технологий просмотра слайдов сделать это сложнее: их придется долго листать, что вызывает раздражение, и у вас нет возможности просто увеличить масштаб и открыть новое окно возможностей.

Естественно, такой разговор должен быть тщательно отрепетирован. Суть в том, чтобы проработать связи со следующей областью, особенно если аудитория бросает вам вызов и хочет сначала увидеть решения! Это связано с риском, но может быть интереснее, чем усердно перебирать слайд № 1, слайд № 2, слайд № 3 и т. д.

Лично я считаю проблемой Prezi тот факт, что технология может отвлекать от месседжа. Подозреваю, что через несколько лет мы привыкнем заменять программой целую команду по производству видео – именно так это выглядит, – и преимущества перевесят недостатки. Попробовать стоит, но не слишком увлекайтесь.

Другой подход реализован в PechaKucha. В данном случае это не столько технология, сколько формат: двадцать слайдов, которые автоматически сменяют друг друга через двадцать секунд. Доклады формата PechaKucha читаются более чем в семистах городах мира, и это указывает на демократичность процесса. С помощью этого метода свою историю могут рассказать даже пятилетние дети.

Вы можете попробовать ввести последовательность PechaKucha в один из разделов своего выступления или использовать этот формат для репетиций, чтобы сделать свою речь более краткой и визуальной. Для получасового доклада это будет утомительно – слишком много внимания изображениям и недостаточно внимания оратору.

Тема интересных видеоматериалов была бы раскрыта не полностью, если бы я не назвал две «библии» на эту тему, которые расширят ваши представления о возможном. «Презентация в стиле дзен» (Presentation Zen) Гарра Рейнольдса – это практические советы, как сделать слайды более упорядоченными, красивыми и эффективными. Вероятно, это единственная книга, изложенная с помощью PowerPoint, – кратко, емко и по делу.

«Информация – это красиво» (Information Is Beautiful) Дэвида Маккандлесса идет еще дальше. Представляя результаты исследований по самым разным вопросам, от узких – например любимые напитки или средства от похмелья, – до самых широких, таких как выбросы углекислого газа, дизайнер Дэвид Маккандлесс использует изящный и оригинальный метод, чтобы оживить эти результаты. Плоская страница со словами и цифрами мастерски и остроумно превращается в практически объемную голограмму. Возможно, воспроизвести этот метод у вас не получится, но вы поймете, как сухие и скучные данные можно сделать яркими и живыми. Да и кроме того, некоторые визуальные материалы Маккандлесса действительно красивы.

 

Сила наглядных пособий

 

Наглядные пособия позволяют сделать ваш контент многосенсорным, объемным, отличающимся от плоских мыслей и слайдов. Сенсорное восприятие помогает связать теорию и реальность.

Брюс Дикинсон, солист группы Iron Maiden, пилот и предприниматель, – выдающийся человек. Я брал у него интервью перед большой аудиторией и предложил ему принести с собой какой-нибудь предмет – отчасти из-за своего разочарования тем, что он отказался петь. Брюс пришел с терменвоксом и поставил его на сцене.

Терменвокс – это необычный музыкальный инструмент, на котором играют, не прикасаясь к нему. Этот инструмент запатентовал и изготовил Лев Термен в 1928 г. Проводя рукой вблизи двух антенн – одна меняет частоту, другая громкость, – вы усиливаете сигнал, который затем воспроизводится с помощью динамика. Протяжный звук, извлекаемый из инструмента с помощью движений руки, очень мелодичен и ассоциируется с чем-то неземным.

После интервью люди подходили и пробовали играть на терменвоксе, выражали Брюсу свое восхищение инструментом. Дикинсон – фанат инженерного дела и инноваций, и это стало оптимистичной кодой его выступления, когда он рассказывал о Термене.

К звуку и изображению можно добавить и осязание. Если у слушателей появится возможность потрогать и взять в руки какой-либо предмет, особенно работающий, вроде терменвокса, это придаст материальность и значимость вашему рассказу, поможет запомнить его. Вы сделаете неосязаемое осязаемым.

 

Простые наглядные пособия

 

Эффективное наглядное пособие не обязательно должно быть сложным. Чтобы завязать дискуссию о внимании к потребностям клиента, я использовал обычную вешалку-плечики для одежды. Для меня отель, который не побеспокоился предоставить удобные вешалки, обязательно напортачит и в чем-нибудь другом.

Размахивая вешалкой, принесенной из своего номера – удобной или никуда не годной, – я прошу группу вспомнить о собственных «вешалках»: вещах, которые изнутри организации выглядят мелочами, но, с точки зрения клиента, доставляют массу неудобств. Это мощное средство, раскрывающее аудитории глаза, особенно потому, что многие барьеры между вами и вашими клиентами легко убрать – стоит лишь их увидеть. Люди запоминают метафору «вешалки» гораздо лучше, чем увещевания «смотреть на мир глазами клиента».

Какие визуальные и осязаемые мнемоники есть в вашем распоряжении? В случае серьезного доклада на серьезную тему это может показаться детской игрой. Да так и есть – это взрослый вариант игры «покажи и расскажи», практическое воплощение слов Эйнштейна, назвавшего творчество «серьезной игрой».

В компании Hewlett Packard Printing Том Браун известен использованием наглядных пособий и ролевых игр как средств запоминания. Он называет себя «специалистом по чернилам» и утверждает, что делает лучшую в мире «маргариту».

Том приглашает слушателей на сцену, чтобы они попробовали его знаменитый напиток, а затем предлагает самим смешать более дешевую версию коктейля из купленной по скидке текилы, а также порошка лайма и заменителя сахара вместо нектара агавы и свежего лайма. Получается жуткое пойло, и Том может плавно перейти к некачественным чернилам для струйной печати, которые не идут ни в какое сравнение с фирменным продуктом Hewlett Packard. Он наглядно показывает, почему хорошие чернила стоят дороже, но покупать лучше именно их.

Я спрашивал у тех, кто присутствовал на его лекциях, – они помнили трюк с коктейлем по прошествии многих лет. Все остальное напрочь стерлось из памяти – кроме выступления Тома.

 

 

Лестница Гора

В своем выступлении для фильма «Неудобная правда» Альберт Гор визуально подкрепляет тезис об изменении климата, взбираясь на лестницу. Он делает это, чтобы показать, что негативные показатели стремительно растут, уходя за рамки экрана. Прямолинейно, но эффективно. Все, что помогает «выйти за рамки», делает вашу аргументацию интереснее.

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!