Читайте хорошую литературу, чтобы хорошо говорить



 

Широкий круг чтения и качественная литература – проверенный временем способ улучшить свой стиль. Такие издания, как The Spectator, The Economist, Guardian Weekly или FT Weekend, стоит читать ради качества изложения. Сосредоточьтесь на языке, особенно на незнакомых словах – у меня всегда включен онлайновый словарь – и интересных неологизмах. Польза от постоянного и заинтересованного чтения не ограничивается расширением словаря, хотя и это немаловажно.

 

 

По ту сторону очевидного

Очень важно уметь заглянуть по ту сторону очевидного и банального, и, как всегда, одним из первых это удалось Beatles:

«Послушайте ранние записи, которые не перестают удивлять изобретательностью и мастерством, с которыми Леннон и Маккартни выходят за грань очевидного, используя существующие стили и заставляя их звучать свежо, создавая замечательные песни, лаконичные и яркие».

Хью Баркер и Ювал Тейлор. Faking It. 2007 г.

 

 

Клише портят речь. Однако то, что одному кажется банальностью, для другого может стать откровением – поэтому не стоит сверяться со сборником клише, чтобы избавиться от них. Да, они существуют – и вы должны быть готовы к тому, что они могут сорваться у вас с языка.

 

 

Клише? У меня?

Как узнать, что в вашей речи много клише? Когда она даже для вас звучит неубедительно. Когда она кажется банальной даже вам самим. Это значит, что вы взяли фальшивую ноту – клише. Если вы произносите такие фразы, как «двигаться вперед», «в конце дня» или «это большой вопрос», или используете слишком много туманных слов, таких как «вопросы», «вызовы» или «жесткие рамки», аудитория будет слушать вас невнимательно.

Некоторые цитаты используются так часто, что почти превратились в клише. На память приходит фраза Ганди: «Если хочешь изменить мир, изменись сам». Я слышал ее на половине мероприятий, где мне пришлось присутствовать. Попробуйте найти что-нибудь более оригинальное и свежее.

 

 

Слово «вопрос» обычно используют неправильно, и хуже того, его вставляют тогда, когда теряют мысль или не находят синонима. У меня есть правило: я выключаю радио, услышав слово «вопросы» пять раз; обычно для этого не требуется много времени. Вот какой смысл в него обычно вкладывают:

 

• трудность;

• вызов;

• озабоченность;

• аргумент;

• тема;

• проблема;

• несогласие…

 

Я мог бы продолжить список, но не буду. Настоящим шоком стали для меня слова десятилетней подружки моей дочери, которая так отозвалась об однокласснике, который плохо себя ведет: «У него вопросы с умением себя контролировать». А однажды во время визита к клиенту я заметил напряженность в офисе и был изумлен, когда мне объяснили ее «некоторыми вопросами с доверием». Что тут скажешь!

 

Ценные цитаты

 

Хороший текст не обязательно должен быть вашим. Авторитетность и глубину вашей речи усилят правильно подобранные цитаты. Постарайтесь быть оригинальным и избегайте слишком часто используемых фраз. Например, эйнштейновское определение безумия – «проделывать то же самое снова и снова, но каждый раз ожидать иного результата» – звучит так часто, что я вычеркнул его из списка. Это похоже на песню, которая постоянно звучит по радио; в первый раз слушать ее приятно, но потом она просто надоедает. В качестве примера можно – с сожалением – привести Albatross группы Fleetwood Mac, Happy Фаррелла Уильямса или Rollin’ in the Deep Адель.

В бесконечном повторении слов Эйнштейна есть определенная ирония – результатом должно стать изменившееся мышление людей!

Расширьте круг источников за пределы очевидных, чтобы у вас не получилась фоновая музыка, которую проигрывают в магазинах. Старайтесь выбирать те цитаты, которые можно проанализировать более подробно. Свою лекцию о приоритетах для руководства инжиниринговой компании я начал с шутки комедийной актрисы Лили Томлин, которая сказала, что она всегда хотела кем-то стать, но потом поняла, что желания должны быть более конкретными.

Это не только вызвало смех, но и позволило перейти к вопросу о необходимости конкретных, поддающихся измерению и достижимых целей, а также подчеркнуть мысль, что будущее создается тем, что мы делаем сейчас .

Возможно, проблема соотношения наследственности и окружающей среды вас волнует не до такой степени, чтобы лишать сна по ночам, однако ей уже на протяжении нескольких веков занимаются философы, ученые и мыслители. Для начала обсуждения этой темы прекрасно подходит такое выражение: «Природа заряжает ружье, но на спусковой крючок нажимает окружающая среда!»

Это на первый взгляд простое утверждение вы затем можете проиллюстрировать огромным количеством научных данных.

Когда я говорю об инновациях, то всегда привожу слова Марка Андриссена, предпринимателя из Кремниевой долины; ему нравится, что люди удивленно смотрят на него, когда он говорит что-нибудь странное, на их взгляд, – для него это комплимент!

Инновации всегда кажутся «странными» с точки зрения привычного мышления. Мысль Андриссена может служить стартовой площадкой для описания любой инновации – от телефонов до ноутбуков и облачной технологии, – которая встречает яростное сопротивление, особенно со стороны капитанов индустрии и обычно до того, как их захлестнет волна разрушительной инновации.

Мне нравится история об одном из руководителей BlackBerry, которого спросили о вероятности того, что появившийся iPhone угрожает его компании. «Исчезающе мала» – таков был его вердикт. Прекрасная фраза для начала разговора с аудиторией! О том же говорил король инвестиций Уоррен Баффет, предупреждавший о главных опасностях для бизнеса: высокомерии, бюрократии и самодовольстве. Еще один триколон.

Вы должны не просто приводить цитаты. Анализируйте их и связывайте с темой.

Чтобы стать хорошим оратором, нужно любить и знать язык, и в этом неоценимую помощь вам окажет хороший словарь. И дело не только в педантичности и знании происхождения слов – словарь позволяет увидеть знакомое в новом свете. Столкнувшись с трудностями, я обращаюсь к Bloomsbury Dictionary of Word Origins.

Мне часто приходится выступать в технологических компаниях. (Независимо от того, принадлежит ли организация формально к этой отрасли, слово «технология» у всех на устах.) Поэтому я обратился к разным источникам информации, чтобы выяснить, что же все-таки означает это слово.

Есть идеи? Скорее всего, нет. Как у большинства людей в ведущих мировых компаниях, специализирующихся на технологиях. О каком любопытстве тогда можно говорить?

В переводе с греческого techne – это «искусство, мастерство или изобретательность». По крайней мере, наиболее близкие нам значения. Теперь наш разговор принимает совсем другое направление, правда? Особенно если учесть, что вторая часть, logos, означает «слово» или «знание». Искусство слова? В таком случае «Презентация в стиле рок» – это книга о «технологии»…

 

Используйте броские названия

 

В музыке для создания запоминающегося рефрена рекомендуется включать в него название песни. Но если ваша презентация называется «Усложненная математика» или «Ключевая девятая стадия», выговорить это будет непросто – язык поломаешь.

Одна моя знакомая, успешный популяризатор науки, придумывает своим лекциям необычные названия – «Зачем нам молекулы?», «Ноев ковчег и эволюция». Удачное название «цепляет» аудиторию и дает толчок к размышлениям: в первом случае – почему молекулярные исследования так важны для фармакологии, а во втором – о конкурирующих теориях эволюции. На протяжении всей лекции она все время возвращается к названию – это нечто вроде рефрена в песне.

 

 

Благоухающий сад

Одна страховая компания назвала мое выступление «Благоухающий сад». Странно? Я рассказывал о любви к клиенту и одержимости продуктом. Passion (Любовь) и Obsession (Одержимость) – это известные парфюмерные ароматы.

 

 

Один из способов сочинить броское название – опровергнуть общепринятое мнение. Хорошим примером такого подхода может служить книга Марка Маккормака «Чему не учат в Гарвардской школе бизнеса» (What They Don’t Teach You At Harvard Business School). Гарвард дал достойный ответ, выпустив книгу «Чему учат в Гарвардской школе бизнеса» (What They Teach You At Harvard Business School).

Название может быть провокационным, например «Как убить инновацию – практическое руководство» или «Почему нам безразличен Ричард III». Это не должно быть просто для красного словца, поскольку цель – придать остроту и яркость тому, что вы собираетесь сказать. И лучше, чтобы оно было кратким. «Она тебя любит» – банально, но незабываемо.

Если название вызывает у вас легкую тревогу, значит, вы на верном пути; точно так же составление собственного резюме заставляет вас морщиться. Это значит, что вы показываете себя в лучшем свете. «Лидерство и стратегия», «Герундий» или «Подъем нацизма» – все это фоновая музыка, которая не настраивает вас на верный тон. Добавьте немного рока!

Название не должно быть своего рода глазурью для темы. Мне понравилось, как один учитель математики построил свой урок, назвав его «Настоящие трудности в алгебре». Или специалист по безопасности, назвавший свою лекцию: «Скучный разговор о здоровье и безопасности». Его месседж заключался в том, что самонадеянность и скука – главный враг, причина несчастных случаев. Лучше всего, чтобы название вмещало в себя все, что вы хотите сказать.

Экономист Стивен Д. Левитт и журналист Стивен Дж. Дабнер назвали свой бестселлер «Фрикономика» (Freakonomics). Читатели разделились, как это часто бывает с новым подходом: часть считает его блестящим, другая часть – глупым. (Не стоит удивляться, что в числе критиков много экономистов и других ученых.) Привлекает внимание не только название книги, но и названия глав, особенно в продолжении «Суперфрикономика» (Superfreakonomics). Например, такие:

 

Что общего у проститутки и Санта-Клауса из супермаркета?

и

Почему террористам-самоубийцам следует страховать жизнь?

 

Не хочу быть спойлером и поэтому не буду сообщать вам ответы; попробуйте сказать, что вы не заинтригованы.

«Богемная рапсодия» (Bohemian Rhapsody) группы Queen – яркий пример исключения из принятого в музыке правила, что в рефрене должна присутствовать часть названия. Более того, слова «богемная» и «рапсодия» вообще не встречаются в тексте песни. И неспроста, потому что их трудно петь и еще труднее рифмовать. Композиция также отходит от традиционного формата, когда куплеты перемежаются с рефреном – до такой степени, что я начал по нему скучать. Поэтому если вы выбираете необычное название, то содержание должно быть не менее интересным.

 

Оригинальные названия

 

«Элеонор Ригби» (Eleanor Rigby), «Земляничные поляны навсегда» (Strawberry Fields Forever), «Люси в небесах с алмазами» (Strawberry Fields Forever), «Я – морж» (I Am the Walrus) – вот примеры интригующих названий группы Beatles. По мере того как Beatles выбирали все более смелые и амбициозные названия, они из самодеятельной группы, исполняющей каверы в стиле ритм-энд-блюз, превращались в мирового законодателя мод.

Эти названия работают, потому что рисуют картину в воображении слушателей. Возможно, у каждого она своя – но она возникает. Слушать музыку – все равно что видеть лица в облаках или тени в пламени. Мы сами создаем образы и увлекаемся увиденным, однако оно не обязательно совпадает с восприятием соседа. Необычное название облегчает создание общей для всех мысленной картины. Отдавайте предпочтение конкретному, а не абстрактному.

Следствием моего увлечения словами стал интерес к названиям песен и групп. Мое любимое название группы – «Я тебя люблю… но выбираю тьму» (I Love You… But I’ve Chosen Darkness). Это квинтет из Техаса (и они действительно хороши).

Замечательное название для песни придумала канадская группа Woodpigeon: «В битве солнца со шторами солнце проигрывает, и мы спим до полудня» (In The Battle of Sun vs Curtains, Sun Loses and We Sleep Until Noon). (Кстати, мелодия тоже замечательная.) Еще более странно выглядит шведская группа Ghost, всех участников которой зовут «Безымянный вурдалак». Полагаю, у них возникает интересная проблема, когда они хотят заказать столик в ресторане.

Меня восхищает свежесть, придаваемая английскому языку людьми, для которых он не родной. Нравится название песни датской группы Mew: «Я кривой? Нет!» (Am I Wry? No!) Или название альбома норвежской группы Kings of Convenience «Тишина – это новая громкость» (Quiet Is The New Loud).

Каков бы ни был ваш выбор, убедитесь, что название интригует слушателей и отражает тему. Название имеет значение.

 

Используйте золотые факты

 

Сколько американцев были убиты или ранены волками за прошлый год? Несколько сотен? Или тысяч? Запомните этот вопрос…

В нашу эпоху информационной перегрузки факт легко перепутать со знанием или мудростью. Бо́льшая часть того, что мы слышим, – это мнение, зависящее от контекста. Исследование может показать, что 33 % техасцев верят, будто людей похищают инопланетяне, но является ли это фактом? Учитывая склонность людей к экстраполяции, скоро так и будет! Легкое передергивание, и результаты этого исследования превращаются в «большинство американцев убеждены» или даже «значительная часть цивилизованных людей полагают…» и т. д.

Я называю это «инфляцией заблуждений».

Вы должны изгнать такого рода фактоиды из своей речи. Они не более точны, чем название песни Кэти Мелуа Nine Million Bicycles (in Beijing) («Девять миллионов велосипедов (в Пекине)». (Хотя оно создает мощный образ и довольно поэтично.) Результаты исследования – это всего лишь результаты исследования, но мы верим в них вопреки всякой логике. В нашу так называемую рациональную эпоху они играют роль волшебных сказок.

С другой стороны, существуют универсальные «факты». То, что происходит при взаимодействии двух химических веществ, математические уравнения для расчета предела прочности на разрыв моста – все это будет одинаковым и в Карачи, и в Кейптауне. Хотя интерпретация этих фактов может быть разной: как заметил Карл Юнг, все, что мы «знаем», имеет ауру неопределенности. Мне еще не удалось вставить эту цитату в свою презентацию.

Золотые факты содержат некую более глубокую истину, убедительны и остаются в памяти. Факты, которые вам нужны, раскрывают вашу тему и перекидывают мостик к более широкой концепции, которую вы объясняете.

Джордж Монбио – чрезвычайно красноречивый и страстный защитник окружающей среды. Однажды я присутствовал на его лекции, посвященной «одичанию окружающей среды», в частности исследованию пользы от возрождения популяции волков. Удивительно, но это усиливает биоразнообразие: животные, на которых охотятся волки, например олени, избегают открытых берегов рек, где начинают расти травы и деревья и т. д. Звучит здорово? Однако во многих странах существует глубоко укоренившееся предубеждение против волков, вне всякого сомнения подпитываемое многочисленными фильмами, в которых эти животные воют по ночам и в конечном итоге съедают храброго охотника.

В своих выступлениях Монбио подчеркивает иррациональность страха перед волками с помощью факта: за 2013 г. волки не убили ни одного человека. Если это вас не убедило, приведу еще один факт: семнадцать человек погибло в результате несчастных случаев с… торговыми автоматами!

 

 

Докажите – фактами

Комедийный актер Стюарт Ли описывает спор по поводу иммиграции, который у него состоялся с лондонским таксистом. Дискуссия закончилась, когда водитель сказал: «Конечно, с фактами можно доказать все, что угодно!»

 

 

Факты, заставляющие думать

 

Авторы «Фрикономики» искусно используют факты, чтобы рассказывать о парадоксальной истине. Многие американцы не хотели бы, чтобы их дети ходили в гости к друзьям, в домах которых есть огнестрельное оружие, однако вероятность утонуть в соседском бассейне во много раз выше, чем быть убитым из огнестрельного оружия. Шанс утонуть в бассейне составляет 1 на 11 000, а шанс быть застреленным – 1 на миллион.

После терактов 11 сентября многие люди по понятным причинам перестали летать самолетами. И это стало еще одним ужасным примером закона непреднамеренных последствий: количество машин на дорогах резко возросло, что привело к сотням жертв. Факты свидетельствуют, что летать гораздо безопаснее, чем передвигаться на автомобиле.

Все это примеры попыток заставить людей выйти за границы очевидного. Факты, подобно историям, должны содержать некий смысл, идею.

Иногда факты сами представляют собой занимательную историю.

Спросите американцев, что они думают об уровне преступности, и большинство печально покачают головой. Конечно, трагические инциденты случаются, но если обратиться к бесстрастной статистике, то станет ясно, что по сравнению с 1970-ми гг. число серьезных преступлений существенно сократилось. Мы так привыкли к «факту», что уровень преступности растет, что не видим спада, несмотря на убедительные фактические свидетельства.

Одним из ученых, обративших внимание на позитивную тенденцию, был известный профессор из Гарварда, Стивен Пинкер, прославившийся многочисленными работами о мозге и о лингвистике. Его вышедшая в 2011 г. книга «Лучшее в нас» (The Better Angels of Our Nature) доказывает, опираясь на сухие цифры, что за последние пятьдесят лет мир стал безопаснее, преступность в нем снизилась, а люди теперь здоровее и богаче – даже в Африке.

Если посмотреть на графики детской смертности, излечения от рака, продолжительности жизни, валового национального продукта и т. д., то везде можно увидеть позитивную тенденцию. Но это не значит, что на планете Земля все хорошо: серьезные вызовы, например изменение климата, могут обратить вспять все те достижения, которые накапливались за последние десятилетия.

Но то, что мы принимаем за факты, зачастую иррационально, и поэтому очень важно проявлять больше рассудительности – и скепсиса – в том, что такое факты и что они означают.

Просто убедитесь, что чрезвычайно интересные и необычные примеры, которые вы используете, содержат ответ на простой вопрос, возникающий в голове слушателя: «Почему это важно?» Возможно, в конечном итоге таксист был прав: с помощью фактов можно доказать все.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!