ВЫВОДЫ: ЗУБЫ И УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.



1. Смена зубов и трансформация мышления.

С наступлением периода смены зубов ребёнок становится способным к формированию чётко очерченных понятий. Такая трансформация происходит в силу того, что эфирные силы, расходуемые на строение человеческого тела, частично высвобождаются и идут отныне на формирование понятийной системы.

Во время еды зубы измельчают пищу. Человеческое мышление таким образом анализирует явления окружающей действительности.

Зубы - это материальные слепки с мыслительной деятельности. В системе речевого организма они становятся помощниками процесса мышления, ибо звуки, образующиеся на зубах, в так называемой "точке сердца", служат прежде всего для выражения мыслей.

2.Сага о Зигфриде и точка сердца.

Метаморфоза места артикуляции звуков "точки сердца" располагается между лопатками, примерно у четвёртого грудного позвонка. Эта точка играет важную роль в саге о Зигфриде. Артикуляция звуков "точки сердца" - отражение победы человеческого "Я" над его низменной природой.

VIII. НЁБО И ТУЛОВИЩЕ.

I. АРТИКУЛЯЦИЯ НЁБНЫХ ЗВУКОВ.

После сказанного выше метаморфоза речевого организма в значительной степени становится обозримой. Мы увидели в лёгком метаморфозу образования ног, а в гортани метаморфозу детородного органа. Оба органа, лёгкое и гортань, в системе организма занимают вертикальное положение.

Но вот, "человек-речь" изменяет направление тела, наклоняется. Теперь его "туловище" и "голова" находятся в горизонтальном положении. "Туловище" образуется полостью рта, где язык является "речевым сердцем". "Голову" же представляют зубы, а вся полость рта, словно материнскими объятиями, охватывают губы. Губы - это метаморфоза грудных желез.

Рис. 15. Точки метаморфозы речевого организма. Рисунок сопровождается следующими надписями (сверху вниз): живот, грудная клетка, голова, грудные железы, сердце, продолжение рода.

На нёбном своде чётко различаются твёрдая и мягкая часть. В этом мы можем увидеть метаморфозу двух основных частей туловища (грудной клетки и живота). Поперечные бороздки твёрдого нёба напоминают нечто вроде рёбер.

В полости рта находятся три пункта, так сказать, трое ворот, где во время артикуляции различными способами происходит то смыкание, то размыкание.

 

Губные звуки:           В, Р, М   (губы-зубы).

Звуки "точки сердца": L, D, T, N, R, S.

Нёбные звуки:           G, К, NG, CH, J.

При произнесении нёбных звуковдыхательный поток подходит к "задним воротам". Задняя спинка языка приподнимается в изгибе, образуя препятствие у задней части нёба. При этом дыхательный поток соответствующим образом меняется.

Рис.16. Образование нёбных звуков.

Небные звуки образуются благодаря подъему задней спинки языка к мягкому небу. Задняя часть языка принимает очень высокое положение.

Разгадку к объяснению действия этой артикуляционной зоны вновь предлагает процесс приёма пищи. Какие вкусовые ощущения воспринимает задняя часть языка? Горькое, так сказать, есть холерический компонент пищи. И действительно, язык ведёт себя в этой части как откровенный холерик, произнося G, К, J, СН. Мягкое нёбо олицетворяет силу воли. Его задача - при необходимости разъединять или соединять полости рта и носа. При назальных звуках М, N, NG происходит их соединение. В этом случае нёбная занавеска опускается, становится расслабленной. При образовании же всех остальных звуков немецкого языка носовая полость отделена от ротовой. Но если заметное количество воздуха всё-таки проходит через нос, то налицо явная гнусавость речи. Причину, как правило, следует искать в недостаточной функциональной деятельности нёбной занавески.

Кстати сказать, гнусавость речи иногда выражает слабую волю, что, например, карикатурно представлено в образе графа Бобби, венского комического персонажа. Бобби совершенно безволен и в то же время ужасно рассудителен. Но его рассудительность никогда не соответствует реальному положению вещей. Всё, что говорит Бобби, носит назальный призвук.

О назальных звуках речь пойдёт позже. Пока же хотелось бы сказать следующее: они характеризуются именно тем, что при их образовании "языковая воля" не проявляется, отказываясь действовать. Особый интерес представляет звук NG. Он артикулируется в задней части, являясь таким образом, "волевым" звуком. Но в то же время через открытую нёбную занавеску этот звук выражает свой отказ от активного действия.

В некоторых языках, например во французском, португальском, а также в определённых немецких диалектах, гласные звуки иногда произносятся с сильной назальностью, что придаёт этим языкам известную проницаемость для духовного. Своеволие говорящего на таком языке отступает назад, поэтому с особой силой может быть выражено духовное, интеллектуальное начало.

Здесь, в задней части нёба располагается место, где пища покидает полость рта и переходит в пищевод. С помощью задней спинки языка пиша в виде кашицы отбрасывается назад, а затем она полностью исчезает из поля зрения сознания. Что происходит с ней потом в желудке и кишечнике, здоровому человеку неведомо: съел и забыл.

Совершенно противоположный процесс происходит при артикуляции нёбных звуков. Сознание при этом проясняется. Звуки как бы выплывают на поверхность из глубин сознания: СН в своём сдержанном пламени, яркий огонь J, искромётное громкое остриё К и, наконец, высвобожденная, воля в G.

Всем этим звукообразованиям присуща изначальная сила воли. Они появляются на свет, как титаны из глубины ночного царства.

БИТВА ИАКОВА.

Мы пытались показать, как сага о Зигфриде бросает духовный свет на те процессы, которые происходят при артикуляции зубных звуков. Похожий мотив встречается в притче о Иакове, но уже применительно к нёбным звукам.

В повествовании о битве Иакова особо существенную роль играет бедро, которому через метаморфозу соответствует задняя часть нёба. В Библии эта сцена описывается следующим образом: "И остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари. И, увидев, что не одолевает его, коснулся бедра его, и повредил бедро у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: "Отпусти Меня ибо взошла заря". Иаков сказал: "Не отпущу тебя, пока не благословишь меня". И сказал: "Как имя твоё?" Он сказал: "Иаков". И сказал: "Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь". Спросил Иаков, говоря: "Скажи имя Твое". И Он сказал: "На что ты спрашиваешь о имени Моём". И благословил его там. И нарёк имя месту тому Пенуэл, ибо говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл, и хромал он на бедро свое."* (* Первая книга Моисеева. Бытие. Глава 32, Стихи 24-31. Цитируется по Библии. Книга Священного писания Ветхого и Нового завета каноническая. В русском переводе с параллельными местами.)

Испытание духа Иакова проходило ранним утром, перед восходом солнц. Эмиль Бок в своей "Древней истории" пишет об этом так; "На его пути встретилось ему большое призрачное существо. Иакову приходится в битве пробивать себе путь. Первая часть этой тяжёлой битвы за пробуждение с самого начала пронизанной священным смыслом, проходит под знаком желания Иакова освободиться. Но кажется, что духовная сила, которая крепко держит его, говорит: "Я не отпущу тебя ибо ты выдержал испытание". Иаков одерживает победу, но теперь он, чувствуя божественность соперника, не хочет, чтобы тот отпустил его и говорит: "Я не отпущу тебя пока ты не благословишь меня..."

Место утренней битвы в конце своего пути Иаков назвал Пенуэл, "лик божества", ибо там после боя ему явилась духовная сущность мира в ее облике солнцеподобного архангела Михаила".

Эмиль Бок продолжает дальше, обращаясь к одному преданию вне библейской традиции, в котором ещё сильнее подчёркнут мотив начинающегося дня, мотив пробуждения: "Утренняя заря позвала архангела Михаила обратно к Солнцу. Ангел попросил Иакова отпустить его, т.к. должно взойти солнце. Иаков ответил: "Что же ты вор или разбойник, что боишься солнечного света?" Тут появились толпы ангелов, восклицавших: "Михаил, поднимайся! Пришла пора утренних песнопений. Если ты не начнёшь пение, наша молитва невозможна".44

Для понимания этой духовной битвы важно знать, на какой стадии находилось тогда сознание древнееврейского народа. В ходе духовно-душевного развития у иудеев вытеснялось одно свойство, сохраняющееся в укладе жизни народов значительно дольше.

Вот что сказано об этом у Р.Штайнера: "Древнееврейский народ должен был развиваться таким образом, чтобы переживания душ людей во время сна отходили от них, и не переносились на дневную жизнь. Всё, что воспринималось ими как внушение из духовного мира, должно было приходить не из области сна человека, а извне. Для этого народ и был избран. Прежнее ясновидение постепенно должно было вытесниться живым предметным сознанием".45

Здесь заключён духовно-исторический фон битвы Иакова с архангелом Михаилом. Михаил отбирает у Иакова то, что шло из глубины физической природы людей его времени: древнюю способность к ясновидению. Образное выражение этот мотив находит в эпизоде с вывихом бедра.

Эмиль Бок в книге "Моисей и его эпоха" указывает на то, что в области бедра как бы дремлет та древняя человеческая способность к ясновидению, которая и сегодня может быть разбужена благодаря специальным упражнениям по системе "Йога". В учении "Хатха-йога" говорится: "У Брамадвары, врат Брамы, расположенной на окончании позвоночника, меж двумя потоками спит змея Кундалини, юная печальная вдова. С помощью нужных упражнений она может подняться, как жезл, и перейти на средину, туда, где находится оккультный, эфирный позвоночник...

И именно из этого образа следует, что древний путь змеи начинался в месте расположения самых тёмных и подсознательных сил человеческого существа".46

По хирофонетике нёбным звукам соответствует область ниже линии талии. Естественно, было бы ошибкой полагать, что их применение способно пробудить древнее ясновидение. Как раз наоборот: благодаря хирофонетике усиливается речевой импульс. Хирофонетика, будучи метаморфозой процессов речи, информирует всё тело человека о том, что иначе происходит лишь в узкой области непосредственного речевого организма.

В заключении представим себе ещё раз образование нёбных звуков. Итак, встречаются волевая область языка и волевая область нёба или, говоря другими словами, волевой поток сердца и волевой поток сферы обмена веществ. Сердце, таким образом, оказывается на пути у обмена веществ. Наша солнечная суть встречается с ночной сутью: это событие, олицетворяемое наступлением утренней зари.

Можно сказать, что при образовании нёбных звуков мы видим отражение битвы Иакова, борение тёмной волевой силы в человеке с солнценосным архангелом Михаилом. В этой борьбе берёт начало энергия соответствующих звуков, словно, благословение, преображенное в речи: "Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня".

Можно спросить себя, почему таким незначительным и мелким событиям, как артикулиряция звуков, отводится столь большая роль? Нужно отдавать себе отчёт в том, что в жизни выдающихся личностей, о которых мы здесь говорили в качестве примера, сила Логоса проникала очень глубоко, охватывая всё их существо. Жизнь такого человека пронизывает духовный поток, делающий его инструментом действия Логоса. Так что биография этого человека становится отражением объективных духовных законов. Язык судьбы - это прообраз. Мы находим тот же прообраз в формирующих закономерностях речевых процессов. В обоих случаях действует один и тот же Логос.

Гёте называл цвета результатом деяний и страданий света. И если мы то духовное начало, которое в человеке олицетворяет язык, называем Логос, то можно сказать: "Звуки - это деяния и страдания Логоса".

Свет Логоса освещает во мраке существование человека, в той мере, в какой человек воспринимает свет Логоса, в его судьбе выявится то, что заключено в речи: деяния и страдания Логоса.

ВЫВОДЫ: НЁБО И ТУЛОВИЩЕ.

I. Артикуляция нёбных звуков.

Задняя спинка языка - метаморфоза воли сердца, словно волевая холерическая его часть прикасается к нёбу. В артикуляционном пространстве нёбо представляет организацию обмена веществ. Таким образом, воля сердца соприкасается с волей системы обмена веществ. Тогда, как пища покидает в области нёба сферу сознания, нёбные звуки возникают именно там, вступая в эту сферу. Они являются звуками пробуждения.

2.Битва Иакова.

Речевые процессы находят своё отражение в древнейших мифах. Битва Иакова с архангелом Михаилом, проецированная на судьбу языка, представляет собой отражение артикуляции нёбных звуков.

IX. НОС И ЛЁГКОЕ.

ОБОНЯНИЕ.

С одной стороны, нос служит для восприятия запахов, а с другой - для формирования речи. Можно предположить, что обе задачи заложены в характерных особенностях функций носа.

Поле обоняния у человека, по сравнению с другими органами чувств, относительно невелико. Животное же, напротив, вряд ли притронется к пище, предварительно её хорошенько не обнюхав. Оно так же узнаёт помощью обоняния, где можно найти особей противоположного пола. В обоих случаях поддерживается сама его жизнь, его вид. Поэтому животное действует с такой уверенностью. Его инстинкты в значительной мере управляются чувством обоняния.

Человек должен черпать чувство уверенности из других источников, Собственно говоря, тот участок мозга, который у животных отвечает за восприятие запахов, у человека становится органом формирования понятий. Поэтому только в понятийной сфере человек может найти замену утерянной некогда тонкости обоняния.

Сильнее всего отличается человеческое обоняние от обоняния у насекомых. У последних отсутствует лёгочное дыхание. Поэтому их органов обоняния должен касаться потока воздуха извне, вследствие чего запахи воспринимаются ими лишь во время полёта.

Человек ощущает тот или иной запах внутренней частью носа. Он должен быстро втянуть воздух внутрь. Благодаря этому струя воздуха протекает с необходимой скоростью через узкий носовой проход мимо рецепторов, как бы повторяя взмахи насекомых крыльями. У человека дегенерировалась способность к осознанному восприятию запахов, но зато сформировалась способность к образованию понятий. Наблюдая процесс поиска понятий изнутри, можно обнаружить, что он, скажем, напоминает полёт пчелы. Так, например, при разгадывании загадок люди действуют, руководствуясь как бы следом запаха.

Однако то, что недоступно прочим существам, дышащим через лёгкие, возможно для человека. Хотя его душа загнана в узкие рамки физического тела, и таким образом в страх, он способен освободиться. За осознанием, наступает избавление от страха.

РОДНИЧОК РЕЧЕВОГО ОРГАНИЗМА.

Шиллер как-то написал следующее стихотворение:

О, счастливый младенец,

Сейчас тебе твоя колыбель

Кажется бесконечным пространством.

Стань взрослым

И тебе покажется маленьким

Бесконечный мир.

Младенец в первую очередь открывает и осваивает даже не пространство колыбели, а значительно меньшее пространство своего дыхания. И лишь постепенно оно увеличивается до размеров того помещения, которое ребёнок подчиняет себе с помощью хватания и ползания, взглядов и шагов.

А когда движения конечностей человека переходят в более совершенные артикуляционные движения, происходит освоение дальнейшего пространства - пространства языка, наполненного духовной жизнью. Во время процесса артикуляции образуются полости, закрываются и снова различным путём открываются "ворота", возникают препятствия, сужающие дыхательное пространстве. Таким образом, поток дыхания проходит через систему отверстий, замыканий и сужений и выносит наружу то, что узнал при своём продвижении. Возникающие формы воздушного потока становятся различимы слухом.

Но существуют звуки, избегающие чётких артикуляционных образов. Это назальные звуки. Воздушный поток подходит к трём артикуляционным точкам и обнаруживает их закрытыми. Купол нёбного свода приоткрыт в области мягкого неба, поэтому воздушный поток попадает в полость носа, а оттуда на свободу.

Архитектура ротовой и носовой полости весьма напоминает романское или барочное купольное сооружение с так называемым фонарем. С назальными звуками происходит следующее: они как бы вылетают на свободу через такой "фонарь".

Череп также имеет форму купола, который, как известно, полностью закрывается только после рождения. Отверстие - родничок является важным свидетельством того, насколько "открыт" младенец миру, как сильно он связан с небом.

Купол нёбного свода также имеет "фонарь", но как бы гибкий. Через этот то открывающийся, то закрывающийся "родничок" образуются назальные звуки.

Нёбный свод при рождении у человека закрыт. И если к этому моменту у него не совпадают левая и правая части, то на твёрдом или мягком нёбе, а иногда и на губах, остаётся складка. В таких случаях его речь приобретает назальный оттенок, т.к. область, связывающая ротовую и носовую полости, не может быть перекрыта. Звукооброзовательному потоку неотчего оттолкнуться. Требуется особое мастерство хирурга, чтобы восстановить хотя бы до известной степени необходимые фонетически условия, а также искусство логопеда - для обучения ребёнка правильному звукообразованию.

В нормальных ситуациях, как уже подчёркивалось, остаётся отверстие, закрываемое нёбной занавеской. Оно открывается при дыхании через нос и закрывается при глотании и артикуляции. Исключение представляют назальные звуки. В этом случае речевой организм имеет возможность превратиться в грудного ребёнка с не заросшим родничком.

МЕТАМОРФОЗА.

Когда нёбная занавеска перекрывает носовую полость, образуется опора для потока речевой воли. При произнесении назальных звуков эта опора устраняется, происходит отказ от завершающего волеизъявления. Открывается "речевой родничок". Речевой организм переходит в состояние, соответствующее состоянию младенца или очень ранней ступени развития человечества, когда прачеловек ещё передвигался в водно-воздушной среде.

Норберт Глас в своих рассуждениях о физиогномике поясняет, что в строении средней части лица отражается общая ритмическая система, причём нижний участок носа даёт информацию о процессах, протекающих в легких. Взгляду человека, опытного в физиогномике, открывается, в частности предрасположенность к определённым лёгочным заболеваниям.47 Итак, можно установить сходство между формой носа и лёгочным процессом.

Вся дыхательная система построена на полярности узости и простора. Как говорит Гёте: "Возблагодари Господа, когда он тебя сжимает в тиски и возблагодари, когда он тебя снова отпускает на волю". И уже в этом заключён смысл разрастания.Индивидуальное "бытие в себе" устраняется через речь, в большинстве случаев через произнесение назальных звуков. Они свидетельствуют о том, что нос образовался благодаря выворачивали наизнанку функций лёгких. То, что происходит внутри лёгкого, выворачиваясь наизнанку при произнесении назальных звуков, выходит вовне. Таким образом становится слышна жизнь легких.

Можно сказать: назальные звуки несут жизнь легких на своих крыльях.

Может возникнуть недоразумение: почему же метаморфоза легких представлена дважды? В первом случае речь шла о метаморфозе ног как органов движения в легкие, как орган речи. В этом же случае мы рассматривали метаморфозу легких как дыхательного и жизнеобеспечивающего органа в носу как органе речи.

Система всего организма                               Речевой организм
Передвижение:      ноги                               метаморфоза в легком

Дыхание:               легкие                            метаморфоза в носу

ВЫВОДЫ. НОС И ЛЕГКИЕ.

1. Обоняние.

Нос как орган речевого организма объясняется через обоняние. Животное нуждается в запахах для сохранения своей жизни и вида. У человека эта сфера чувств крайне ограничена. Вместо участка мозга, ответственного за обоняние, у него получил развитие понятийный участок.

Насекомое воспринимает запахи во время полета. У человека работа легких восполняет движения крыльев. С наступлением эры легочного дыхания в развитии человека он становится обособленным индивидуальным существом.

2. Родничок речевого организма.

Назальные звуки избегают ограничительного артикулирования в полости рта. Это становится возможным благодаря тому, что нёбная занавеска образует нечто вроде подвижного родничка.

3.  Метаморфоза.

Нос, будучи принадлежностью речевого организма, является метаморфозой лёгких. Назальные звуки - это зазвучавшие образы прачеловеческой дыхательной функции.

X. ЕВСТАХИЕВА ТРУБА И РУКИ.

ИМИТАЦИОННОЕ ПОНИМАНИЕ РЕЧИ.

Евстахиева труба соединена барабанной полостью с носоглоточной полостью. Барабанная полость – наполненное воздухом пространство, находящееся за барабанной перепонкой, в котором расположены три слуховые косточки. Евстахиева труба имеет примерную длину 35 миллиметров.

Одна треть трубы в виде костяных стенок переходит в пирамиду височной кости, а другая, хрящевидная часть упирается в барабанную полость. В костяной части трубы есть постоянно открытый просвет, стенки хрящевидной трубки наоборот, расположены в самом узком месте трубы. При глотании или зевании отверстие между ними увеличивается, благодаря чему давление воздуха в среднем ухе уподобляется внешнему давлению. Если евстахиева труба слипается, выравнивания давления не происходит, и слух ухудшается.

Кроме физиологической задачи проведения воздуха через среднее ухо, у евстахиевой трубы есть еще одна важная задача, которую Р.Штайнер описывает следующим образом:48

"Если мы слушаем, как кто-то говорит и произносит, к примеру, слово "дерево", то наше эфирное тело также произносит слово "дерево". Мы действуем как имитаторы и поэтому можем понять последовательность звуков в слове "дерево". Просто обычно этот процесс воспринимается нами не в достаточной мере.

"Если Вы слышите слово "дерево", то Вы потом тихо произносите его в своем эфирном теле, - не в физическом теле, а в вашем эфирном теле, - говорит Штайнер, - Через так называемую евстахиеву трубу, ведущую изо рта в ухо, эфирно звучит слово "дерево", навстречу звучанию слова "дерево", идущему извне. Оба звучания встречаются, благодаря чему Вы понимаете слово "дерево". В противном случае звуки, приходящие извне, через евстахиеву трубу отсылались бы обратно вовне. И когда внешние колебания встречаются с внутренними звуковыми колебаниями, накладываясь друг на друга, внутренний человек воспринимает те звуки, которые идут извне."

Рис.17. Орган слуха.

Такое внутреннее повторение речи, естественно, всегда несколько отстает по времени. Если бы оно приходило одновременно с ней, то звуки полностью бы сливались со словами, произносимыми извне, и их было бы нельзя разобрать.

Рис.18. Двойной слуховой опыт при восприятии речи другого человека.

Для сопоставления можно представить себе следующее: кто-то входит в мою комнату и делает какой-нибудь жест рукой. Затем я подражаю его жесту. Благодаря собственному действию я могу установить: он сделал то, что делаю теперь я. Только сейчас я понимаю, что он хотел сказать своим жестом.

ВОСПРИЯТИЕ СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ.

Восприятие собственной речи происходит также по двум путям: во-первых, снаружи, так как звук наполняет внешнее пространство, и, во-вторых, изнутри, преимущественно через прохождение звука по костным тканям. Например, я произношу слово "дерево". Сначала слово в моем ухе звучит изнутри благодаря костной проводимости. Чуть позже в ухо еще раз проникает слово "дерево", но уже извне. Минимальный временный промежуток между двумя слуховыми информациями остается в подсознании, однако позволяет нашему "Я" учавствовать в этом процессе.

Примерно то же происходит при зрительных ощущениях. Для зрительного восприятия пространства нужно два глаза. Однако увиденное не двоится, несмотря на то, что в каждом глазу возникает несколько иная картинка. Одно из двух изображений - у человека, лучше видящего правым глазом, левое - выходит из-под контроля сознания. (Само собой разумеется, что наличие двух ушей также служит пространственной ориентацией).

Слуховое восприятие - это, однако, процесс, протекающий во времени. Поэтому нам нужны слуховые впечатления, не совпадающие по времени. В акустике дифференциацию по времени называют "эффектом Ли". Мера данного явления зависит от акустических условий пространства. Его можно усилить с помощью технических приспособлений. Так, можно замедлить воспроизведение звука по отношению к моменту его создания. Благодаря этому возникает эффект реверберации, широко используемой в современной эстрадной музыке. Что же происходит при восприятии собственной речи, до сих пор еще недостаточно изучено. Попробуем это пояснить следующим примером.

Рис.19. Двойная слуховая информация при восприятии собственной речи.

Допустим, некто в каком-то пространстве сделал жест рукой. Вскоре после этого сюда входит другой некто и делает точно такой же жест. Некто должен сказать себе: " Это же я, я существую дважды. Есть еще привидение, которое меня копирует. " После таких размышлений без сомнения можно впасть в ужас. Однако при прослушивании собственной речи действительно происходит нечто подобное. Двойной звуковой образ в подсознании вызывает легкое чувство страха. Этот страх заставляет вытеснить из сознания внешнее слуховое впечатление. Оно чужое. Чужеродность обнаруживается, когда, например, слышишь самого себя с магнитофонной записи. Люди поэтому же часто боятся громким голосом говорить вовне.

Опытный оратор слышит себя со стороны. Он слышит те же звуки, что и его слушатели, и поэтому может владеть своей речью. Подключено его "Я", ибо он воспринимает, как звучит его речь во внешнем пространстве.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!