РОДСТВО ПРОЦЕССА ПИТАНИЯ И РЕЧИ.



В процессе питания в человека проникают живительные силы. Он чувствует себя более бодрым и сильным. Живительность питательных веществ происходит от воздействия солнечного света исолнечного тепла. Этот простой, но значительный факт являлся, как упоминает Р.Штайнер, исходной точкоймедитации, которой Заратустра обучал своих учеников: "Вы едите плоды, взращённые на поле. Они впитали в себя солнечные лучи, а на Солнце живёт высшее духовное существо. Извне, из Космоса вместе с лучами в плоды проникает сила высшего духовного существа (...) Пусть наполнят вас духовные силы Солнца, пусть оно растворится в вас, в то время, как вы будете наслаждаться плодами полей. Делайте это в особо торжественный час, принимая такую пищу, которая приготовлена из плодов, выращенных на поле. Размышляйте при этом над тем, что Солнце живёт внутри них, размышляйте до тех пор, пока кусочек хлеба не покажется вам излучающим сияние. Вкушайте его, и тогда вы осознаете, что из далёкой вселенной в вас проник дух Солнца истал в вас животворным"29.

То, что проникает как живительная сила в тело человека, когда он питается, по сути своей не происходит из субстанций растения или животных. Собственно говоря, вместе с тем, что человек получает от природы, он впитывает в себя подарок Солнца из космоса.

В грудном возрасте человек вскармливается матерью, которая даёт ему то, что позднее заменится другими питательными веществами. Мать передаёт нечто из субстанции своего тела. В этой форме она дарит младенцу свою любовь. Именно любовь вскармливает грудного ребёнка. Земная субстанция молока есть выражение материнской любви.

Позднее человек принимает питательные вещества прямо из природы. В них содержится всё, что воздействовало на них через солнечные лучи. Это воздействие можно сравнить с материнской любовью. На природу нельзя смотреть как на механизм, лишённый духовной и душевной жизни. Она любит свои создания и, как мать, дарит им воздействие Солнца, посланное из космических далей. Природа - это великая мать. То, что родная мать делает для человека от её имени, природа осуществляет для всех, утоляя голод и жажду людей.

Во все времена культурные народы воспевали дары матери-природы. И повсюду в художественных изображениях, молитвах или культовых изречениях видна мысленная связь между процессом приёма пищи и речью. Филон, иудейско-эллинский философ, живший примерно в годы 25-50 после Рождества Христова в Александрии, говорил так: "Вот хлеб - пища, которую Бог дал нашей душе, дар своего слова, своего Логоса"30.

В схожей форме эта фраза вновь звучит у Ангелуса Силезиуса: "То, что нас питает в хлебе, это вечное Божье слово, это жизнь и дух".

В новейшее время процесс принятия пищи и речь сравнивал Эмиль Фрёшельс.31 Фрёшельс стал известен в кругу специалистов благодаря оригинальному методу лечения заикания. Он подчеркивал, что при жевании и в процессе речи используют одни и те же инструменты. Губы, язык, зубы глотка и т.д. - вот те органы, которые обслуживают как одно, так и другое, вся артикуляционная деятельность человека и процесс жевания происходят с их помощью. И только там, где начинается разделение дыхательных путей и путей, по которым осуществляется приём пищи, проявляется различие этих органов. Отсюда Фрёшельс пришёл к выводу о том, что речь - явление, подобное приёму пищи. Поэтому он заставлял своих заикающихся пациентов жевать в то время, как они говорили.

Здесь не место подвергать данный метод дискуссии. В гораздо большей степени нас интересует в связи с этим основной вопрос: в чём же приём пищи и речь схожи, а в чём различны?

Сразу же после рождения ребёнок без всякого обучения, без образца для подражания начинает сосать и глотать. Но для того, чтобы научиться говорить, ему нужны люди, которым он сможет подражать. Какие именно движения мы должны делать во время еды, нам подсказывают сами наши органы. Артикуляции же мы учимся у окружающего мира. Итак, это два совершенно разных процесса.

А в чём же их сходство? Ни пищу, ни язык ребёнок не может создать сeбe самостоятельно. Он зависит от того, что ему и то и другое с любовью преподносится извне. Точно так же, как ребёнок принимает молоко из телесной субстанции своей матери, он принимает язык из душевной субстанции окружающего мира. К сущности этого явления мы подойдем, если задумаемся над понятием "родной язык".* (* В дословном переводе это звучит как "материнский язык" - прим. пер.) Ни в коем случае нельзя утверждать, что ребёнок обучается языку только у своей родной матери. Под "родным языком" понимается материнская душевная субстанция, которая, как материнское молоко, исходит от всего сообщества людей, где развивается ребёнок.

Природа предоставляет человеку те органические основы, которые необходимы ему для того, чтобы он мог питаться и овладевать речью. Окружающая среда даёт ему и то и другое. Человек жаждет умения говорить точно так же, как жаждет пищи. Он не может вести человеческое существование без того и другого. Материнское начало живёт в природной любви, принимающей форму субстанции в молоке матери. Оно живет также в исполненном любви обращение человеческого общества к ребёнку, благодаря которому ребёнок воспринимает родной язык. Позднее, когда период грудного кормления оказывается пройденным, молоко заменяется другими питательными веществами. Вместо материнской любви человек принимает то, что ему дарит природа. Солнечный свет и тепло Солнца обладают не меньшей формой любви, проявляющей своё действие в то время, когда человек принимает пищу.

Собственно говоря, сходство, существующее между приёмом пищи и речью находится в духовной сфере. Тот факт, что при этом используются одни и те же органы, является важным указанием, которым мы можем руководствоваться в дальнейшем.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!