И придумал. Оформил меня на ДЖД помощником мастера производственного обучения, то есть своим помощником.



Это означало, что и после окончания школьных каникул за мной останутся обеды в подвале ДК.

Первого сентября я пошёл в шестой «б».

Глава шестнадцатая

Незабвенные

Подлинными героями моего горьковского детства стали учителя-предметники.

С первого же своего урока «русачка» Лариса Фёдоровна ошарашила наш класс полным нежеланием напрягать свои голосовые связки. Привыкнув к сквернословию и дракам, к стрельбе из резинок, к смоченным в чернилах бумажным самолётикам, летавшим во время уроков по классу, к «театру» Шаньгина и истерикам Клары Исааковны, бегавшей за помощью к директору, мы долго не могли взять в толк: почему мы умолкаем и сосредотачиваемся на каких-то там частях речи, предлогах или окончаниях, если умолкает эта маленькая, бледнолицая и внешне не слишком выразительная женщина. Умолкает и из-за учительского стола усталыми глазами смотрит на нас как на расшалившихся зверёнышей.

-- Пойдем дальше? – только и произносила она, дождавшись тишины.

Это она, Лариса Фёдоровна, чуть ли не на каждом уроке устраивала короткие диктанты: в пятом классе выговаривая по слогам каждое слово, а в десятом – беглые и безынтонационные. Это она составляла для нас литературные композиции, с которыми мы выиграли не один смотр художественной самодеятельности. Она организовала литературный кружок, в котором мы рассказывали друг другу о писателях, не включённых в школьную программу, и даже пробовали сочинять сами. Она же поведёт нас в горьковские театры: в ТЮЗ -- на «Барабанщицу», в оперный -- на «Князя Игоря», в драматический – на «На дне».

И поныне я вижу, как в коричневом платье с белыми манжетами на рукавах и белым воротничком, будто гимназистка, зябко кутаясь в серую шаль, она стоит у учительского стола и читает «Анну Снегину»:

 Далекие милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но значит,

Любили и нас.

За окном осенний дождь, в классе холодно – ещё не начался отопительный сезон, в животе пусто. Но забыв про голод, холод и скорую перемену, мы слушаем Ларису Фёдоровну. И сколько бы раз потом я ни слышал этих стихов, прочтение нашей «русачки» остаётся в моей памяти самым проникновенным.

В восьмом и девятом классах она проведёт нас по горьковским музеям, а в десятом, после смерти Сталина, будет отвечать на наши вопросы, связанные с уходом из жизни Горького, Есенина и Маяковского. Когда же поймет, что так и не рассеяла сомнений в сознании ещё одной юной поросли, вступающей в жизнь, улыбнётся своими усталыми глазами и прочтёт еще одну есенинскую строфу:

 Мы многое ещё не сознаем,

 питомцы ленинской победы.

 И песни новые

По-старому поём,

Как нас учили бабушки и деды...

Екатерину Васильевну Вершинину называли в школе «перпетуум мобиле». Ботанику, зоологию и химию она преподавала одновременно. К тому же в школе на ней «висели»: живой уголок с кроликами, певчими птицами, аквариумом и террариумом, скелет человека по прозвищу «Кащей бессмертный», чучела животных, химический кабинет, школьный сад-огород и партийная организация. В своём неизменном тёмно-синем жакете, одетом на голубое шёлковое платье, всегда чуть растрёпанная, с папкой под мышкой, она вечно куда-то спешила, с кем-то встречалась, кого-то распекала, а её голос звучал не только в классах, но и в школьных коридорах, в учительской и даже в директорском кабинете.

Ботанику и зоологию, считала Екатерина Васильевна, следует постигать на практике. А потому от пятых до восьмых классов включительно ученики получали от неё конкретные задания по уходу за обитателями живого уголка. На этот счет существовало расписание. И горе тому классу, ученики которого его нарушали!

Весной и осенью под руководством Екатерины Васильевны мы работали в школьном саду-огороде. Здесь она снимала с себя привычную озабоченность текущими делами и вместе с нами копала, сажала и собирала урожай. И казалась вполне свойской. Но с началом занятий по химии мы в полной мере ощутили на себе характер «перпетуум мобиле».

-- Когда ученик ведёт конспект, -- провозгласила Екатерина Васильевна, впервые введя класс в химический кабинет, -- он задействует сразу три вида памяти: зрительную, слуховую и моторную. Поэтому конспект ведут все!

И ведь приучила вести! Ослушаться «перпетуум мобиле» не смел никто. От вспышки праведного гнева она и указку могла сломать. О парту ослушника или о собственный стол.

На комсомольском собрании девятого «б» Екатерина Васильевна скажет:

-- Всё в облаках витаете... а вы посмотрите, кто на горьковских предприятиях работает! Старики да мальчишки-фэзэушники... Вот где вы действительно нужны!

После чего класс побывает в сборочном цеху Горьковского автозавода, на Заводе фрезерных станков, на «Двигателе революции», на стапелях «Красного Сормова», на бумажном и спиртовом производствах в Балахне, на Борском стекольном заводе. И даже на том предприятии города Дзержинска, где выращивались рубиновые пластины для звёзд московского Кремля. Организовать такие экскурсии по тем временам было под силу только «перпетуум мобиле».

Не только мне казалось, что, кроме школьной жизни, проходившей у всех на виду, никакой иной у этой, тридцатилетней тогда, красивой и энергичной женщины никогда и не было. Лишь через много лет я узнаю, что муж Екатерины Васильевны погиб на фронте, а жила она в послевоенные годы вместе с сыном, двумя годами младше меня, в барачной комнатушке на станкозаводе.

У художника Коровина есть небольшой холст под названием «Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович». Молодая женщина в нарядном розовом платье, украшенном чёрным поясом и чёрными бантиками у воротника и на полурукавах, с раскрытой книгой в руках сидит на подоконнике распахнутого окна, за которым цветущий сад. Кто-то вошёл в комнату -- и опустив книгу к коленям, женщина смотрит на вошедшего. Она вся ещё во власти только что прочитанного, в каких-то радужных мыслях, но одновременно и в предвкушении встречи с гостем, на которого и направлены её живые полные доброжелательного внимания глаза.

Репродукция этого коровинского полотна висела над столом нашей математички в её опрятной комнате в деревянном доме, что стоял напротив входа в Сад 1-го мая со стороны Канавина. Валентина Петровна говорила, что на Таню Любатович похожа её дочь, которую я никогда не видел. Мне же казалось, что, прежде всего, она сама; разве что в свои сорок пять математичка была несколько полнее коровинской модели. В нашей школе Валентина Петровна была единственным Заслуженным учителем РСФСР, и все знали, что происходила она из семьи потомственных нижегородских педагогов, дружившей когда-то с семьёй Ульяновых. У неё и фамилия была соответствующая: Нижегородцева.

В строгой чёрной юбке и белой кофточке с чёрными бантиками у воротника и на длинных рукавах, математичка входила в класс, выкладывала на стол метровую линейку, подстать линейке треугольник и циркуль, а также набор цветных мелков. На свои близорукие глаза она надевала старомодное пенсне в золотой оправе, доставшееся ей, как и близорукость, по наследству от матери. И начинался урок, более похожий на театральное действо, в котором артист сам создавал декорации, на фоне которых выступал.

-- Нарисуем треугольник а-а... бэ... цэ, -- на доске появляется белый треугольник. – Чтобы вписать в треугольник окружность, нужно найти её центр. Центр вписанной окружности находится на пересечении биссектрис углов треугольника. -- На доске появляются синие биссектрисы, а затем и розовая окружность.

Когда Валентина Петровна заканчивала урок, за её спиной оставались совершенно законченные разноцветные геометрические фигуры. И самый придирчивый наблюдатель не смог бы обнаружить на них ничего лишнего или впопыхах исправленного.

Став нашим классным руководителем, она однажды скажет:

-- Некоторые упрекают меня в том, что я лишь учу своему предмету, но не читаю никаких нотаций... Однако математика – лучший воспитатель, какого я знаю. Разве она не приучает к трудолюбию? Разве в ней можно солгать? И разве не научает она уважению к человеку независимо от его социального статуса?.. Индийская легенда гласит, что сын могущественного магараджи, обучаясь математике у старого учителя и не справившись однажды с трудной задачей, вышел из себя и в гневе воскликнул: «Нельзя ли попроще… для меня... будущего магараджи?». На что получил ответ: «Ваше величество, царского пути в математике нет».

С восьмого класса я стану частым гостем канавинского жилища Валентины Петровны с репродукцией портрета артистки Любатович на стене. Математичка будет угощать меня чаем с вишнёвым вареньем, которое она варила по особому рецепту, а на прощанье с лукавой улыбкой подбрасывать очередную математическую задачку:

-- Такое заковыристое уравнение!.. полночи просидела, но так и не решила... Может, у тебя получится?..

Ну как после такого предисловия, по возвращении домой, было не взяться за уравнение!..

Личные отношения в учительской среде, если последние всплывали на поверхность, становились предметом пристального внимания учеников нашей школы. В послевоенной мужской школе с преимущественно женским учительским составом такое внимание едва ли могло быть здоровым. Вся школа знала, что учитель физики Александр Сергеевич Стародуб, прозванный Смирновым «дубом у лукоморья», влюблён в молодую учительницу начальных классов Капиталину Викторовну Фуфачёву, тем же Смирновым прозванную «фифой Капой». Не было перемены, на которой не обсуждалось бы то, как «дуб у лукоморья» подавал недавней выпускнице педучилища пальто в раздевалке и как при этом смотрел на неё, как провожал в дождь от школьного подъезда до трамвайной остановки, заботливо прикрывая зонтом. И как однажды в той же раздевалке, как мальчишка присев на корточки, помогал снять резиновые боты. На дверях школьных туалетов регулярно появлялась нарисованная мелом пышногрудая русалка, чем-то похожая на Капиталину Викторовну, в обнимку с человеко-дубом, чем-то похожим на Александра Сергеевича. А чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, кому именно посвящено художество, под рисунками ставились поясняющие подписи, не всегда цензурные. Зубоскаля над скабрезными изображениями, большая часть юных сплетников сочувствовала всё же физику, ибо считала, что шансы на взаимность у него невелики. Поскольку «фифа Капа» сразу же завоевала славу первой красавицы школы, в то время как «дуб у лукоморья» горел на фронте в танке, отчего на его правой руке остались лишь два пальца, указательный и большой, а правая сторона его лица была изуродована рубцами и послеоперационными стяжками.

Сентября 1949 года, войдя после перемены в физический кабинет, я увидел на доске известный всей школе туалетный шарж. Следом в кабинете появился Александр Сергеевич. Художество за своей спиной он заметил не сразу и, начав урок, какое-то время увлеченно говорил о ядерной физики, о том, что советские физики непременно создадут советскую атомную бомбу. Но в кабинете висела столь напряжённая тишина, что не почувствовать приготовленного ему подвоха он не мог. Увидев, наконец, рисунок, демонстративно спокойно учитель взял двумя пальцами тряпку, сунул её под кран с водой и, ни слова не говоря, очистил доску. И всё бы, наверное, в очередной раз сошло Смирнову с рук, если бы по старой привычке через некоторое время он не влепил мне в затылок проволочку. На его беду стоявший у доски с куском мела в двупалой руке физик именно в тот момент повернул своё изуродованное лицо от доски к классу. И класс увидел, какими пятнами побагровела правая половина лица бывшего командира танкового батальона. Отшвырнув мел, он подлетел к Смирнову, белыми от мела пальцами, будто клювом, ухватил его за шиворот, вытащил из-за парты, протащил меж рядами парт, а когда до двери оставалось не более трёх метров, приподняв над полом, гневным толчком послал вперед. С тех пор я хорошо знаю, что значит вышибить лбом дверь.

В последующие дни поступок физика где только не обсуждался. Но заврайоно пришлось-таки перевести своего сына в другую школу. Так наш класс «потерял» Смирнова…

В тот октябрьский день моросил мелкий дождь, но было не холодно. С клёнов вдоль школьного забора опадали последние листья. А с Оки доносились прощальные гудки трудяг-буксиров, тащивших по реке последние в очередной навигации баржи и плоты. Когда я выбежал из школьной калитки, слева, от остановки «Клуб Луначарского», зазвенев, тронулся трамвай. Переждав его, я поднялся на рельсы. На краснокирпичной стене клуба висела фанерная карикатура: держа в правой руке окровавленный топор, кривоногий толстяк в маршальском мундире открывал левой рукой дверь с надписью «ООН». Под мышками толстяка были пропущены нити, которые держала сверху чья-то большая рука. Надпись под карикатурой гласила: «Здесь нарисовано для ясности: вход в зал Совета Безопасности и как туда проводят Тито – американского наймита». Под карикатурой, прислонясь спиной к стене, в не знакомом мне светлом плаще на корточках сидела моя мать.

Пока я переходил через трамвайные рельсы и спускался с насыпи, она продолжала сидеть всё в той же босяцкой позе, глядя на меня снизу вверх некогда голубыми, а теперь белёсыми глазами, в которых застыло не известное мне ранее в этих глазах виноватое выражение.

Подойдя к стене, я протянул ей руку:

-- Пошли домой...


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!