Между 19 марта и 2 апреля 1920



 

“Та ж молодость, и те же дыры…”

 

Та ж молодость, и те же дыры,

И те же ночи у костра...

Моя божественная лира

С твоей гитарою – сестра.

 

Нам дар один на долю выпал:

Кружить по душам, как метель.

– Грабительница душ! – Сей титул

И мне опущен в колыбель!

 

В тоске заламывая руки,

Знай: не одна в тумане дней

Цыганским варевом разлуки

Дурманишь молодых князей.

 

Знай: не одна на ножик вострый

Глядишь с томлением в крови, –

Знай, что еще одна... – Что сестры

В великой низости любви.

 

<Mapт 1920>

 

“Люблю ли вас…”

 

Люблю ли вас?

Задумалась.

Глаза большие сделались.

 

В лесах – река,

В кудрях – рука

– Упрямая – запуталась.

 

Любовь. – Старо.

Грызу перо.

Темно, – а свечку лень зажечь.

 

Быть – повести!

На то ведь и

Поэтом – в мир рождаешься!

 

На час дала,

Назад взяла.

(Уже перо летит в потемках!)

 

Так. Справимся.

Знак равенства

Между любовь – и Бог с тобой.

 

Что страсть? – Старо.

Вот страсть! – Перо!

– Вдруг – розовая роща – в дом!

 

Есть запахи –

Как заповедь...

Лоб уронила на руки.

 

Вербное воскресенье

Марта 1920

 

“От семи и до семи…”

 

От семи и до семи

Мы справляли новоселье.

Высоко было веселье –

От семи и до семи!

 

Между юными людьми

– С глазу на глаз – в темной келье

Что бывает? ( – Не томи!

Лучше душу отними!)

 

Нет! – Подобного бесчинства

Не творили мы (не поздно –

Сотворить!) – В сердцах – единство,

Ну а руки были розно!

 

Двух голов над колыбелью

Избежал – убереглась! –

Только хлебом – не постелью

В полночь дружную делясь.

 

Еженощная повинность,

Бог с тобою, рай условный!

Нет – да здравствует невинность

Ночи – все равно любовной!

 

В той же келье новоселье –

От семи и до семи

Без “......” и “обними”, –

Благоправное веселье

От семи и до семи!

 

Mapт 1920

 

“Я страшно нищ, Вы так бедны…”

 

“Я страшно нищ, Вы так бедны,

Так одинок и так один.

Так оба проданы за грош.

Так хороши – и так хорош...

 

Но нету у меня жезла...”

– Запиской печку разожгла...

 

Вербное воскресенье 1920

 

“На царевича похож он…”

 

На царевича похож он.

– Чем? – Да чересчур хорош он:

На простого не похож.

 

Семилетняя сболтнула,

А большая – вслед вздохнула...

Дуры обе. – Да и где ж

 

Ждать ума от светлоглазых?

Обе начитались сказок, –

Ночь от дня не отличат.

 

А царевичу в поддевке

Вот совет наш: по головке

Семилетнюю погладь.

 

Раз за дочку, раз за мать.

.......................……………

Впрочем, можно и однажды.

 

Mapт 1920

 

“Буду жалеть, умирая, цыганские песни…”

 

Буду жалеть, умирая, цыганские песни,

Буду жалеть, умирая .......…… перстни,

Дым папиросный – бессонницу – легкую стаю

Строк под рукой.

 

Бедных писаний своих Вавилонскую башню,

Писем – своих и чужих – огнедышащий холмик.

Дым папиросный – бессонницу – легкую смуту

Лбов под рукой.

 

3‑й день Пасхи 1920

 

Баллада о проходимке

 

Когда малюткою была

– Шальной девчонкой полуголой –

Не липла – Господу хвала! –

Я к материнскому подолу.

 

Нет, – через пни и частоколы –

Сады ломать! – Коней ковать! –

А по ночам – в чужие села:

– “Пустите переночевать!”

 

Расту – прямая как стрела.

Однажды – день клонился долу –

Под дубом – черный, как смола –

Бродячий музыкант с виолой.

 

Спят …...., спят цветы и пчелы...

Ну словом – как сие назвать?

Я женский стыд переборола:

– “Пустите переночевать!”

 

Мои бессонные дела!

Кто не спрягал со мной глаголу:

…....? Кого‑то не звала

В опустошительную школу?

 

Ах, чуть закутаешься в полы

Плаща – прощайте, рвань и знать! –

Как по лбу – молотом тяжелым:

– “Пустите переночевать!”

 

Посылка:

 

Вы, Ангелы вокруг Престола,

И ты, младенческая Мать!

Я так устала быть веселой, –

Пустите переночевать!

 

Апреля 1920

 

Памяти Г. Гейне

 

Хочешь не хочешь – дам тебе знак!

Спор наш не кончен – а только начат!

В нынешней жизни – выпало так:

Мальчик поет, а девчонка плачет.

 

В будущей жизни – любо глядеть! –

Тыбудешь плакать, ябуду – петь!

 

Бубен в руке!

Дьявол в крови!

Красная юбка

В черных сердцах!

 

Красною юбкой – в небо пылю!

Честь молодую – ковром подстелешь.

Как с мотыльками тебя делю –

Так с моряками меня поделишь!

 

Красная юбка? – Как бы не так!

Огненный парус! – Красный маяк!

 

Бубен в руке!

Дьявол в крови!

Красная юбка

В черных сердцах!

 

Слушай приметы: бела как мел,

И не смеюсь, а губами движу.

А чтобы – как увидал – сгорел! –

Не позабудь, что приду я – рыжей.

 

Рыжей, как этот кленовый лист,

Рыжей, как тот, что в лесах повис.

 

Бубен в руке!

Дьявол в крови!

Красная юбка

В черных сердцах!

 

<Начало апреля 1920>

 

“А следующий раз – глухонемая…”

 

А следующий раз – глухонемая

Приду на свет, где всем свой стих дарю,

свой слух дарю.

 

Ведь все равно – что говорят – не понимаю.

Ведь все равно – кто разберет? – что говорю.

 

Бог упаси меня – опять Коринной

В сей край придти, где люди тверже льдов,

а льдины – скал.

 

Глухонемою – и с такою длинной –

– Вот – до полу – косой, чтоб не узнал!

 

Апреля 1920

 

“Две руки, легко опущенные…”

 

Две руки, легко опущенные

На младенческую голову!

Были – по одной на каждую –

Две головки мне дарованы.

 

Но обеими – зажатыми –

Яростными – как могла! –

Старшую у тьмы выхватывая –

Младшей не уберегла.

 

Две руки – ласкать – разглаживать

Нежные головки пышные.

Две руки – и вот одна из них

За ночь оказалась лишняя.

 

Светлая – на шейке тоненькой –

Одуванчик на стебле!

Мной еще совсем не понято,

Что дитя мое в земле.

 

Пасхальная неделя 1920

 

Сын

 

Так, левою рукой упершись в талью,

И ногу выставив вперед,

Стоишь. Глаза блистают сталью,

Не улыбается твой рот.

 

Краснее губы и чернее брови

Встречаются, но эта масть!

Светлее солнца! Час не пробил

Руну – под ножницами пасть.

 

Все женщины тебе целуют руки

И забывают сыновей.

Весь – как струна! Славянской скуки

Ни тени – в красоте твоей.

 

Остолбеневши от такого света,

Я знаю: мой последний час!

И как не умереть поэту,

Когда поэма удалась!

 

Так, выступив из черноты бессонной

Кремлевских башенных вершин,

Предстал мне в предрассветном сонме

Тот, кто еще придет – мой сын.

 

Пасхальная неделя 1920

 

Вячеславу Иванову

 

1. “Две руки, легко опущенные…”

 

Ты пишешь перстом на песке,

А я подошла и читаю.

Уже седина на виске.

Моя голова – золотая.

 

Как будто в песчаный сугроб

Глаза мне зарыли живые.

Так дети сияющий лоб

Над Библией клонят впервые.

 

Уж лучше мне камень толочь!

Нет, горлинкой к воронам в стаю!

Над каждой песчинкою – ночь.

А я все стою и читаю.

 

2. “Ты пишешь перстом на песке…”

 

Ты пишешь перстом на песке,

А я твоя горлинка, Равви!

Я первенец твой на листке

Твоих поминаний и здравий.

 

Звеню побрякушками бус,

Чтоб ты оглянулся – не слышишь!

О Равви, о Равви, боюсь –

Читаю не то, что ты пишешь!

 

А сумрак крадется, как тать,

Как черная рать роковая.

Ты знаешь – чтоб лучше читать –

О Равви – глаза закрываю...

 

Ты пишешь перстом на песке...

 

Москва, Пасхи 1920

 

3. “Не любовницей – любимицей…”

 

Не любовницей – любимицей

Я пришла на землю нежную.

От рыданий не подымется

Грудь мальчишая моя.

 

Оттого‑то так и нежно мне –

Не вздыхаючи, не млеючи –

На малиновой скамеечке

У подножья твоего.

 

Если я к руке опущенной

Ртом прильну – не вздумай хмуриться!

Любованье – хлеб насущный мой:

Я молитву говорю.

 

Всех кудрей златых – дороже мне

Нежный иней индевеющий

Над малиновой скамеечкой

У подножья твоего.

 

Головой в колени добрые

Утыкаючись – все думаю:

Все ли – до последней – собраны

Розы для тебя в саду?

 

Но в одном клянусь: обобраны

Все – до одного! – царевичи –

На малиновой скамеечке

У подножья твоего.

 

А покамест песни пела я,

Ты уснул – и вот блаженствую:

Самое святое дело мне –

Сонные глаза стеречь!

 

– Если б знал ты, как божественно

Мне дышать – дохнуть не смеючи –

На малиновой скамеечке

У подножья твоего!

 

1‑е Воскресенье после Пасхи 1920

 

 

<Н. Н. B.>

 

“Не позволяй страстям своим

переступать порог воли твоей.

– Но Аллах мудрее...”

(Тысяча и одна ночь)

 

1. “Большими тихими дорогами…”

 

Большими тихими дорогами,

Большими тихими шагами...

Душа, как камень, в воду брошенный –

Все расширяющимися кругами...

 

Та глубока – вода, и та темна – вода...

Душа на все века – схоронена в груди.

И так достать ее оттуда надо мне,

И так сказать я ей хочу: в мою иди!

 

Апреля 1920

 

2. “Целому морю – нужно все небо…”

 

Целому морю – нужно все небо,

Целому сердцу – нужен весь Бог.

 

Апреля 1920

 

3. “Пахнуло Англией – и морем…”

 

“то – вопреки всему – Англия...”

 

Пахнуло Англией – и морем –

И доблестью. – Суров и статен.

– Так, связываясь с новым горем,

Смеюсь, как юнга на канате

 

Смеется в час великой бури,

Наедине с господним гневом,

В блаженной, обезьяньей дури

Пляша над пенящимся зевом.

 

Упорны эти руки, – прочен

Канат, – привык к морской метели!

И сердце доблестно, – а впрочем,

Не всем же умирать в постели!

 

И вот, весь холод тьмы беззвездной

Вдохнув – на самой мачте – с краю –

Над разверзающейся бездной

– Смеясь! – ресницы опускаю...

 

Апреля 1920

 

4. “Времени у нас часок…”

 

Времени у нас часок.

Дальше – вечность друг без друга!

А в песочнице – песок –

Утечет!

 

Что меня к тебе влечет –

Вовсе не твоя заслуга!

Просто страх, что роза щек –

Отцветет.

 

Ты на солнечных часах

Монастырских – вызнал время?

На небесных на весах –

Взвесил – час?

 

Для созвездий и для нас –

Тот же час – один – над всеми.

Не хочу, чтобы зачах –

Этот час!

 

Только маленький часок

Я у Вечности украла.

Только час – на .........

Всю любовь.

 

Мой весь грех, моя – вся кара.

И обоих нас – укроет –

Песок.

 

5. “Да, друг невиданный, неслыханный…”

 

“я в темноте ничего не чувствую:

что рука – что доска...”

 

Да, друг невиданный, неслыханный

С тобой. – Фонарик потуши!

Я знаю все ходы и выходы

В тюремной крепости души.

 

Вся стража – розами увенчана:

Слепая, шалая толпа!

– Всех ослепила – ибо женщина,

Все вижу – ибо я слепа.

 

Закрой глаза и не оспаривай

Руки в руке. – Упал засов. –

Нет – то не туча и не зарево!

То конь мой, ждущий седоков!

 

Мужайся: я твой щит и мужество!

Я – страсть твоя, как в оны дни!

А если голова закружится,

На небо звездное взгляни!

 

6. “Мой путь не лежит мимо дому – твоего…”

 

– “А впрочем, Вы ведь никогда

не ходите мимо моего дому...”

 

Мой путь не лежит мимо дому – твоего.

Мой путь не лежит мимо дому – ничьего.

 

А все же с пути сбиваюсь,

(Особо весной!)

А все же по людям маюсь,

Как пес под луной.

 

Желанная всюду гостья!

Всем спать не даю!

Я с дедом играю в кости,

А с внуком – пою.

 

Ко мне не ревнуют жены:

Я – голос и взгляд.

И мне не один влюбленный

Не вывел палат.

 

Смешно от щедрот незваных

Мне ваших, купцы!

Сама воздвигаю за ночь –

Мосты и дворцы.

 

(А что говорю, не слушай!

Все мелет – бабье!)

Сама поутру разрушу

Творенье свое.

 

Хоромы – как сноп соломы – ничего!

Мой путь не лежит мимо дому – твоего.

 

Апреля 1920

 

7. “Глаза участливой соседки…”

 

Глаза участливой соседки

И ровные шаги старушьи.

В руках, свисающих как ветки –

Божественное равнодушье.

 

А юноша греметь с трибуны

Устал. – Все молнии иссякли. –

Лишь изредка на лоб мой юный

Слова – тяжелые, как капли.

 

Луна как рубище льняное

Вдоль членов, кажущихся дымом.

– Как хорошо мне под луною –

С нелюбящим и нелюбимым.

 

Апреля 1920

 

8. “Нет, легче жизнь отдать, чем час…”

 

“День – для работы, вечер – для беседы,

а ночью нужно спать”.

 

Нет, легче жизнь отдать, чем час

Сего блаженного тумана!

Ты мне велишь – единственный приказ! –

И засыпать и просыпаться – рано.

 

Пожалуй, что и снов нельзя

Мне видеть, как глаза закрою.

Не проще ли тогда – глаза

Закрыть мне собственной рукою?

 

Но я боюсь, что все ж не будут спать

Глаза в гробу – мертвецким сном законным.

Оставь меня. И отпусти опять:

Совенка – в ночь, бессонную – к бессонным.

 

Мая 1920

 

9. “В мешок и в воду – подвиг доблестный…”

 

В мешок и в воду – подвиг доблестный!

Любить немножко – грех большой.

Ты, ласковый с малейшим волосом,

Неласковый с моей душой.

 

Червонным куполом прельщаются

И вороны, и голубки.

Кудрям – все прихоти прощаются,

Как гиацинту – завитки.

 

Грех над церковкой златоглавою

Кружить – и не молиться в ней.

Под этой шапкою кудрявою

Не хочешь ты души моей!

 

Вникая в прядки золотистые,

Не слышишь жалобы смешной:

О, если б ты – вот так же истово

Клонился над моей душой!

 

Мая 1920

 

10. “На бренность бедную мою…”

 

На бренность бедную мою

Взираешь, слов не расточая.

Ты – каменный, а я пою,

Ты – памятник, а я летаю.

 

Я знаю, что нежнейший май

Пред оком Вечности – ничтожен.

Но птица я – и не пеняй,

Что легкий мне закон положен.

 

Мая 1920

 

11. “Когда отталкивают в грудь…”

 

Когда отталкивают в грудь,

Ты на ноги надейся – встанут!

Стучись опять к кому‑нибудь,

Чтоб снова вечер был обманут.

 

........... с канатной вышины

Швыряй им жемчуга и розы.

....., друзьям твоим нужны –

Стихи, а не простые слезы.

 

Мая 1920

 

12. “Сказавший всем страстям: прости…”

 

Сказавший всем страстям: прости –

Прости и ты.

Обиды наглоталась всласть.

Как хлещущий библейский стих,

Читаю я в глазах твоих:

“Дурная страсть!”

 

В руках, тебе несущих есть,

Читаешь – лесть.

И смех мой – ревность всех сердец! –

Как прокаженных бубенец –

Гремит тебе.

 

И по тому, как в руки вдруг

Кирку берешь – чтоб рук

Не взять (не те же ли цветы?),

Так ясно мне – до тьмы в очах! –

Что не было в твоих стадах

Черней – овцы.

 

Есть остров – благостью Отца, –

Где мне не надо бубенца,

Где черный пух –

Вдоль каждой изгороди. – Да. –

Есть в мире – черные стада.

Другой пастух.

 

Мая 1920

 

13. “Да, вздохов обо мне – край непочатый…”

 

Да, вздохов обо мне – край непочатый!

А может быть – мне легче быть проклятой!

А может быть – цыганские заплаты –

Смиренные – мои

 

Не меньше, чем несмешанное злато,

Чем белизной пылающие латы

Пред ликом судии.

 

Долг плясуна – не дрогнуть вдоль каната,

Долг плясуна – забыть, что знал когда‑то –

Иное вещество,

 

Чем воздух – под ногой своей крылатой!

Оставь его. Он – как и ты – глашатай

Господа своего.

 

Мая 1920

 

14. “Суда поспешно не чини…”

 

Суда поспешно не чини:

Непрочен суд земной!

И голубиной – не черни

Галчонка – белизной.

 

А впрочем – что ж, коли не лень!

Но всех перелюбя,

Быть может, я в тот черный день

Очнусь – белей тебя!

 

Мая 1920

 

15. “Так из дому, гонимая тоской…”

 

“Я не хочу – не могу – и не умею Вас обидеть...”

 

Так из дому, гонимая тоской,

– Тобой! – всей женской памятью, всей жаждой,

Всей страстью – позабыть! – Как вал морской,

Ношусь вдоль всех штыков, мешков и граждан.

 

О вспененный высокий вал морской

Вдоль каменной советской Поварской!

 

Над дремлющей борзой склонюсь – и вдруг –

Твои глаза! – Все руки по иконам –

Твои! – О, если бы ты был без глаз, без рук,

Чтоб мне не помнить их, не помнить их, не помнить!

 

И, приступом, как резвая волна,

Беру головоломные дома.

 

Всех перецеловала чередом.

Вишу в окне. – Москва в кругу просторном.

Ведь любит вся Москва меня! – А вот твой дом...

Смеюсь, смеюсь, смеюсь с зажатым горлом.

 

И пятилетний, прожевав пшено:

– “Без Вас нам скучно, а с тобой смешно”...

 

Так, оплетенная венком детей,

Сквозь сон – слова: “Боюсь, под корень рубит –

Поляк... Ну что? – Ну как? – Нет новостей?”

– “Нет, – впрочем, есть: что он меня не любит!”

 

И, репликою мужа изумив,

Иду к жене – внимать, как друг ревнив.

 

Стихи – цветы – (И кто их не дает

Мне за стихи?) В руках – целая вьюга!

Тень на домах ползет. – Вперед! Вперед!

Чтоб по людскому цирковому кругу

 

Дурную память загонять в конец, –

Чтоб только не очнуться, наконец!

 

Так от тебя, как от самой Чумы,

Вдоль всей Москвы – ....... длинноногой

Кружить, кружить, кружить до самой тьмы –

Чтоб, наконец, у своего порога

 

Остановиться, дух переводя...

– И в дом войти, чтоб вновь найти – тебя!

 

Мая 1920

 

16. “Восхищенной и восхищённой…”

 

Восхищенной и восхищённой,

Сны видящей средь бела дня,

Все спящей видели меня,

Никто меня не видел сонной.

 

И оттого, что целый день

Сны проплывают пред глазами,

Уж ночью мне ложиться – лень.

И вот, тоскующая тень,

Стою над спящими друзьями.

 

Мая 1920

 

17. “Пригвождена к позорному столбу…”

 

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что – невинна.

 

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою – за счастьем.

 

Пересмотрите все мое добро,

Скажите – или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке – лишь горстка пепла!

 

И это все, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это все, что я возьму с собой

В край целований молчаливых.

 

18. “Пригвождена к позорному столбу…”

 

Пригвождена к позорному столбу,

Я все ж скажу, что я тебя люблю.

 

Что ни одна до самых недр – мать

Так на ребенка своего не взглянет.

Что за тебя, который делом занят,

Не умереть хочу, а умирать.

Ты не поймешь, – малы мои слова! –

Как мало мне позорного столба!

 

Что если б знамя мне доверил полк,

И вдруг бы тыпредстал перед глазами –

С другим в руке – окаменев как столб,

Моя рука бы выпустила знамя...

И эту честь последнюю поправ,

Прениже ног твоих, прениже трав.

 

Твоей рукой к позорному столбу

Пригвождена – березкой на лугу

 

Сей столб встает мне, и не рокот толп –

То голуби воркуют утром рано...

И все уже отдав, сей черный столб

Я не отдам – за красный нимб Руана!

 

19. “Ты этого хотел. – Так. – Аллилуйя…”

 

Ты этого хотел. – Так. – Аллилуйя.

Я руку, бьющую меня, целую.

 

В грудь оттолкнувшую – к груди тяну,

Чтоб, удивясь, прослушал – тишину.

 

И чтоб потом, с улыбкой равнодушной:

– Мое дитя становится послушным!

 

Не первый день, а многие века

Уже тяну тебя к груди, рука

 

Монашеская – хладная до жара! –

Рука – о Элоиза! – Абеляра.

 

В гром кафедральный – дабы насмерть бить! –

Ты, белой молнией взлетевший бич!

 

Мая 1920, Канун Вознесения

 

20. “Сей рукой, о коей мореходы…”

 

Сей рукой, о коей мореходы

Протрубили на сто солнц окрест,

Сей рукой, в ночах ковавшей – оды,

Как неграмотная ставлю – крест.

 

Если ж мало, – наперед согласна!

Обе их на плаху, чтоб в ночи

Хлынувшим – веселым валом красным

Затопить чернильные ручьи!

 

Мая 1920

 

21. “И не спасут ни стансы, ни созвездья…”

 

И не спасут ни стансы, ни созвездья.

А это называется – возмездье

За то, что каждый раз,

 

Стан разгибая над строкой упорной,

Искала я над лбом своим просторным

Звезд только, а не глаз.

 

Что самодержцем Вас признав на веру,

– Ах, ни единый миг, прекрасный Эрос,

Без Вас мне не был пуст!

 

Что по ночам, в торжественных туманах,

Искала я у нежных уст румяных –

Рифм только, а не уст.

 

Возмездие за то, что злейшим судьям

Была – как снег, что здесь, под левой грудью –

Вечный апофеоз!

 

Что с глазу на глаз с молодым Востоком

Искала я на лбу своем высоком

Зорь только, а не роз!

 

Мая 1920

 

22. “Не так уж подло и не так уж просто…”

 

Не так уж подло и не так уж просто,

Как хочется тебе, чтоб крепче спать.

Теперь иди. С высокого помоста

Кивну тебе опять.

 

И, удивленно подымая брови,

Увидишь ты, что зря меня чернил:

Что я писала – чернотою крови,

Не пурпуром чернил.

 

23. “Кто создан из камня, кто создан из глины…”

 

Кто создан из камня, кто создан из глины, –

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

 

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты...

– В купели морской крещена – и в полете

Своем – непрестанно разбита!

 

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.

 

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – веселая пена –

Высокая пена морская!

 

Мая 1920

 

24. “Возьмите всё, мне ничего не надо…”

 

Возьмите всё, мне ничего не надо.

И вывезите в ..................……..

Как за решетку розового сада

Когда‑то Бог – своей рукою – ту.

 

Возьмите все, чего не покупала:

Вот .....………., и....., и тетрадь.

Я все равно – с такой горы упала,

Что никогда мне жизни не собрать!

 

Да, в этот час мне жаль, что так бесславно

Я прожила, в таком глубоком сне, –

Щенком слепым! – Столкнув меня в канаву,

Благое дело сотворите мне.

 

И вместо той – как..........……….

Как рокот площадных вселенских волн –

Вам маленькая слава будет – эта:

Что из‑за Вас ...... – новый холм.

 

Мая 1920

 

Смерть танцовщицы

 

Вижу комнату парадную,

Белизну и блеск шелков.

Через все – тропу громадную –

– Черную – к тебе, альков.

 

В головах – доспехи бранные

Вижу: веер и канат.

– И глаза твои стеклянные,

Отражавшие закат.

 

Мая 1920

 

26. “Я не танцую, – без моей вины…”

 

Я не танцую, – без моей вины

Пошло волнами розовое платье.

Но вот обеими руками вдруг

Перехитрен, накрыт и пойман – ветер.

 

Молчит, хитрец. – Лишь там, внизу колен,

Чуть‑чуть в краях подрагивает. – Пойман!

О, если б Прихоть я сдержать могла,

Как разволнованное ветром платье!

 

Мая 1920

 

27. “Глазами ведьмы зачарованной…”

 

Глазами ведьмы зачарованной

Гляжу на Божие дитя запретное.

С тех пор как мне душа дарована,

Я стала тихая и безответная.

 

Забыла, как речною чайкою

Всю ночь стонала под людскими окнами.

Я в белом чепчике теперь – хозяйкою

Хожу степенною, голубоокою.

 

И даже кольца стали тусклые,

Рука на солнце – как мертвец спеленутый.

Так солон хлеб мой, что нейдет, во рту стоит, –

А в солонице соль лежит нетронута...

 

Мая 1920

 

 

“О, скромный мой кров! Нищий дым…”

 

О, скромный мой кров! Нищий дым!

Ничто не сравнится с родным!

 

С окошком, где вместе горюем,

С вечерним, простым поцелуем

Куда‑то в щеку, мимо губ...

 

День кончен, заложен засов.

О, ночь без любви и без снов!

 

– Ночь всех натрудившихся жниц, –

Чтоб завтра до света, до птиц

 

В упорстве души и костей

Работать во имя детей.

 

О, знать, что и в пору снегов

Не будет мой холм без цветов...

 

Мая 1920

 

“Сижу без света, и без хлеба…”

 

С. Э.

 

Сижу без света, и без хлеба,

И без воды.

Затем и насылает беды

Бог, что живой меня на небо

Взять замышляет за труды.

 

Сижу, – с утра ни корки черствой –

Мечту такую полюбя,

Что – может – всем своим покорством

– Мой Воин! – выкуплю тебя.

 

Мая 1920

 

“Писала я на аспидной доске…”

 

С. Э.

 

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблёклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, –

 

И на стволах, которым сотни зим,

И, наконец – чтоб было всем известно! –

Что ты любим! любим! любим! – любим! –

Расписывалась – радугой небесной.

 

Как я хотела, чтобы каждый цвел

В веках со мной! под пальцами моими!

И как потом, склонивши лоб на стол,

Крест‑накрест перечеркивала – имя...

 

Но ты, в руке продажного писца

Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!

Непроданное мной! внутри кольца!

Ты – уцелеешь на скрижалях.

 

Мая 1920

 

“Тень достигла половины дома…”

 

Тень достигла половины дома,

Где никто не знает про меня.

Не сравню с любовною истомой

Благородство трудового дня.

 

Этою короной коронован

Будет Царь... – Пот на державном лбу! –

Мне ж от Бога будет сон дарован

В безымянном, но честном гробу.

 

Мая 1920

 

“Все братья в жалости моей…”

 

Все братья в жалости моей!

Мне жалко нищих и царей,

Мне жалко сына и отца...

 

За будущую тень лица,

За тень грядущего венца,

За тень сквозного деревца...

 

– Впалость плечей...

 

Мая 1920

 

“Руку на сердце положа…”

 

Кричали женщины ура

И в воздух чепчики бросали...

 

Руку на сердце положа:

Я не знатная госпожа!

Я – мятежница лбом и чревом.

 

Каждый встречный, вся площадь, – все! –

Подтвердят, что в дурном родстве

Я с своим родословным древом.

 

Кремль! Черна чернотой твоей!

Но не скрою, что всех мощней

Преценнее мне – пепел Гришки!

 

Если ж чепчик кидаю вверх, –

Ах! не так же ль кричат на всех

Мировых площадях – мальчишки?!

 

Да, ура! – За царя! – Ура!

Восхитительные утра

Всех, с начала вселенной, въездов!

 

Выше башен летит чепец!

Но – минуя литой венец

На челе истукана – к звездам!

 

Мая 1920

 

“Одна половинка окна растворилась…”

 

Одна половинка окна растворилась.

Одна половинка души показалась.

Давай‑ка откроем – и ту половинку,

И ту половинку окна!

 

Мая 1920

 

Песенки из пьесы “Ученик”

 

1. “В час прибоя…”

 

В час прибоя

Голубое

Море станет серым.

 

В час любови

Молодое

Сердце станет верным.

 

Бог, храни в часы прибоя –

Лодку, бедный дом мой!

Охрани от злой любови

Сердце, где я дома!

 

2. “Сказать: верна…”

 

Сказать: верна,

Прибавить: очень,

А завтра: ты мне не танцор, –

Нет, чем таким цвести цветочком, –

Уж лучше шею под топор!

 

Пускай лесник в рубахе красной

Отделит купол от ствола –

Чтоб мать не мучилась напрасно,

Что не одна в ту ночь спала.

 

Не снился мне сей дивный ужас:

Венчаться перед королем!

Мне женихом – топор послужит,

Помост мне будет – алтарем!

 

3. “Я пришел к тебе за хлебом…”

 

Я пришел к тебе за хлебом

За святым насущным.

Точно в самое я небо –

Не под кровлю впущен!

 

Только Бог на звездном троне

Так накормит вдоволь!

Бог, храни в своей ладони

Пастыря благого!

 

Не забуду я хлеб‑соли,

Как поставлю парус!

Есть на свете три неволи:

Голод – страсть – и старость...

 

От одной меня избавил,

До другой – далёко!

Ничего я не оставил

У голубоокой!

 

Мы, певцы, что мореходы:

Покидаем вскоре!

Есть на свете три свободы:

Песня – хлеб – и море...

 

4. “Там, на тугом канате…”

 

Там, на тугом канате,

Между картонных скал,

Ты ль это как лунатик

Приступом небо брал?

 

Новых земель вельможа,

Сын неземных широт –

Точно содрали кожу –

Так улыбался рот.

 

Грохнули барабаны.

Ринулась голь и знать

Эту живую рану

Бешеным ртом зажать.

 

Помню сухой и жуткий

Смех – из последних жил!

Только тогда – как будто –

Юбочку ты носил...

 

Моряки и певец)

 

Среди диких моряков – простых рыбаков

Для шутов и для певцов

Стол всегда готов.

 

Само море нам – хлеб,

Само море нам – соль,

Само море нам – стакан,

Само море нам – вино.

 

Мореходы и певцы – одной материи птенцы,

Никому – не сыны,

Никому – не отцы.

 

Мы – веселая артель!

Само море – нам купель!

Само море нам – качель!

Само море – карусель!

 

А девчонка у нас – заведется в добрый час,

Лишь одна у нас опаска:

Чтоб по швам не разошлась!

 

Бела пена – нам полог,

Бела пена – нам перинка,

Бела пена – нам подушка,

Бела пена – пуховик.

 

Певец – девушкам)

 

Вам, веселые девицы,

– Не упомнил всех имен –

Вам, веселые девицы,

От певца – земной поклон.

 

Блудного – примите – сына

В круг отверженных овец:

Перед Господом едино:

Что блудница – что певец.

 

Все мы за крещенский крендель

Отдали людской почет:

Ибо: кто себя за деньги,

Кто за душу – продает.

 

В пышущую печь Геенны,

Дьявол, не жалей дровец!

И взойдет в нее смиренно

За блудницею – певец.

 

Что ж что честь с нас пооблезла,

Что ж что совесть в нас смугла, –

Разом побелят железом,

Раскаленным добела!

 

Не в харчевне – в зале тронном

Мы – и нынче Бог‑Отец –

Я, коленопреклоненный

Пред блудницею – певец!

 

7. “Хоровод, хоровод…”

 

– Хоровод, хоровод,

Чего ножки бьешь?

– Мореход, мореход,

Чего вдаль плывешь?

 

Пляшу, – пол горячий!

Боюсь, обожгусь!

– Отчего я не плачу?

Оттого что смеюсь!

 

Наш моряк, моряк –

Морячок морской!

А тоска – червяк,

Червячок простой.

 

Поплыл за удачей,

Привез – нитку бус.

– Отчего я не плачу?

Оттого что смеюсь!

 

Глубоки моря!

Ворочайся вспять!

Зачем рыбам – зря

Красоту швырять?

 

Бог дал, – я растрачу!

Крест медный – весь груз.

– Отчего я не плачу?

Оттого что смеюсь!

 

Между 25 мая и 13 июля 1920

 

<8>. “И что тому костер остылый…”

 

И что тому костер остылый,

Кому разлука – ремесло!

Одной волною накатило,

Другой волною унесло.

 

Ужели в раболепном гневе

За милым поползу ползком –

Я, выношенная во чреве

Не материнском, а морском!

 

Кусай себе, дружочек родный,

Как яблоко – весь шар земной!

Беседуя с пучиной водной,

Ты все ж беседуешь со мной.

 

Подобно земнородной деве,

Не скрестит две руки крестом –

Дщерь, выношенная во чреве

Не материнском, а морском!

 

Нет, наши девушки не плачут,

Не пишут и не ждут вестей!

Нет, снова я пущусь рыбачить

Без невода и без сетей!

 

Какая власть в моем напеве, –

Одна не ведаю о том, –

Я, выношенная во чреве

Не материнском, а морском.

 

Такое уж мое именье:

Весь век дарю – не издарю!

Зато прибрежные каменья

Дробя, – свою же грудь дроблю!

 

Подобно пленной королеве,

Что молвлю на суду простом –

Я, выношенная во чреве

Не материнском, а морском.

 

Июня 1920

 

<9>. “Вчера еще в глаза глядел…”

 

А нынче – все косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел, –

Все жаворонки нынче – вороны!

 

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О вопль женщин всех времен:

“Мой милый, что тебе я сделала?!”

 

И слезы ей – вода, и кровь –

Вода, – в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

 

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая...

И стон стоит вдоль всей земли:

“Мой милый, что тебе я сделала?”

 

Вчера еще – в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал, –

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

 

Детоубийцей на суду

Стою – немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

“Мой милый, что тебе я сделала?”

 

Спрошу я стул, спрошу кровать:

“За что, за что терплю и бедствую?”

“Отцеловал – колесовать:

Другую целовать”, – ответствуют.

 

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил – в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе – ясделала?

 

Все ведаю – не прекословь!

Вновь зрячая – уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть‑садовница.

 

Само – что дерево трясти! –

В срок яблоко спадает спелое...

– За все, за все меня прости,

Мой милый, – что тебе я сделала!

 

Июня 1920

 

 

Евреям

 

Так бессеребренно – так бескорыстно,

Как отрок – нежен и как воздух синь,

Приветствую тебя ныне и присно

Во веки веков. – Аминь. –

 

Двойной вражды в крови своей поповской

И шляхетской – стираю письмена.

Приветствую тебя в Кремле московском,

Чужая, чудная весна!

 

Кремль почерневший! Попран! – Предан! – Продан!

Над куполами воронье кружит.

Перекрестясь – со всем простым народом

Я повторяла слово: жид.

 

И мне – в братоубийственном угаре –

Крест православный – Бога затемнял!

Но есть один – напрасно имя Гарри

На Генриха он променял!

 

Ты, гренадеров певший в русском поле,

Ты, тень Наполеонова крыла, –

И ты жидом пребудешь мне, доколе

Не просияют купола!

 

Май 1920

 

“Где слезиночки роняла…”

 

Где слезиночки роняла,

Завтра розы будут цвесть.

Я кружавчики сплетала,

Завтра сети буду плесть.

 

Вместо моря мне – все небо,

Вместо моря – вся земля.

Не простой рыбацкий невод –

Песенная сеть моя!

 

Июня 1920

 

Земное имя

 

Стакан воды во время жажды жгучей:

– Дай – или я умру! –

Настойчиво – расслабленно – певуче –

Как жалоба в жару –

 

Все повторяю я – и все жесточе

Снова – опять –

Как в темноте, когда так страшно хочешь

Спать – и не можешь спать.

 

Как будто мало по лугам снотворной

Травы от всяческих тревог!

Настойчиво – бессмысленно – повторно –

Как детства первый слог...

 

Так с каждым мигом все неповторимей

К горлу – ремнем...

И если здесь – всего – земное имя, –

Дело не в нем.

 

Между 16 и 25 июня 1920

 

“Заря пылала, догорая…”

 

Заря пылала, догорая,

Солдатики шагали в ряд.

Мне мать сказала, умирая:

– Надень мальчишеский наряд.

 

Вся наша белая дорога

У них, мальчоночков, в горсти.

Девчонке самой легконогой

Все ж дальше сердца не уйти!

 

Мать думала, солдаты пели.

И все, пока не умерла,

Подрагивал конец постели:

Она танцовщицей была!

 

...И если сердце, разрываясь,

Без лекаря снимает швы, –

Знай, что от сердца – голова есть,

И есть топор – от головы...

 

Июнь 1920

 

“Руки заживо скрещены…”

 

Руки заживо скрещены,

А помру без причастья.

Вдоль души моей – трещина.

Мое дело – пропащее.

 

А узнать тебе хочется

А за что я наказана –

Взглянь в окно: в небе дочиста

Мое дело рассказано.

 

Июнь 1920

 

“Был Вечный Жид за то наказан…”

 

Был Вечный Жид за то наказан,

Что Бога прогневил отказом.

Судя по нашей общей каре –

Творцу кто отказал – и тварям

Кто не отказывал – равны.

 

Июнь 1920

 

“Дом, в который не стучатся…”

 

Дом, в который не стучатся:

Нищим нечего беречь.

Дом, в котором – не смущаться:

Можно сесть, а можно лечь.

 

Не судить – одно условье,

……………………………..

Окна выбиты любовью,

Крышу ветром сорвало.

 

Всякому – .... ты сам Каин –

Всем стаканы налиты!

Ты такой как я – хозяин,

Так же гостья, как и ты.

 

Мне добро досталось даром, –

Так и спрячь свои рубли!

Окна выбиты пожаром,

Дверь Зима сняла с петли!

 

Чай не сладкий, хлеб не белый –

Личиком бела зато!

Тем делюсь, что уцелело,

Всем делюсь, что не взято.

 

Трудные мои завязки –

Есть служанка – подсобит!

А плясать – пляши с опаской,

Пол поклонами пробит!

 

Хочешь в пляс, а хочешь в лежку, –

Спору не встречал никто.

Тесные твои сапожки?

Две руки мои на что?

 

А насытила любовью, –

В очи плюнь, – на то рукав!

Не судить: одно условье.

Не платить: один устав.

 

Июня 1920

 

“Уравнены: как да и нет…”

 

Уравнены: как да и нет,

Как черный цвет – и белый цвет.

Как в творческий громовый час:

С громадою Кремля – Кавказ.

 

Не путал здесь – земной аршин.

Все равные – дети вершин.

 

Равняться в низости своей –

Забота черни и червей.

В час благодатный громовой

Все горы – братья меж собой!

 

Так, всем законам вопреки,

Сцепились наши две руки.

 

 

И оттого что оком – желт,

Ты мне орел – цыган – и волк.

 

Цыган в мешке меня унес,

Орел на вышний на утес

Восхитил от страды мучной.

 

– А волк у ног лежит ручной.

 

<Июнь – июль 1920>

 

Ex‑Ci‑Devant[38]

 

(Отзвук Стаховича)

 

Хоть сто мозолей – трех веков не скроешь!

Рук не исправишь – топором рубя!

О, откровеннейшее из сокровищ:

Порода! – узнаю Тебя.

 

Как ни коптись над ржавой сковородкой –

Всё вкруг тебя твоих Версалей – тишь.

Нет, самою косой косовороткой

Ты шеи не укоротишь.

 

Над снежным валом иль над трубной сажей

Дугой согбен, всё ж – гордая спина!

Не окриком, – всё той же барской блажью

Тебе работа задана.

 

Выменивай по нищему Арбату

Дрянную сельдь на пачку папирос –

Всё равенство нарушит – нос горбатый:

Ты – горбонос, а он – курнос.

 

Но если вдруг, утомлено получкой,

Тебе дитя цветок протянет – в дань,

Ты так же поцелуешь эту ручку,

Как некогда – Царицы длань.

 

Июль 1920

 

“И если руку я даю…”

 

И если руку я даю –

То погадать – не целовать.

 

Скажи мне, встречный человек,

По синим по дорогам рек

 

К какому морю я приду?

В каком стакане потону?

 

– Чтоб навзничь бросил наповал –

Такой еще не вырос – вал.

 

Стакан твой каждый – будет пуст.

Сама ты – океан для уст.

 

Ты за стаканом бей стакан,

Топи нас, море‑окиян!

 

 

А если руку я беру –

То не гадать – поцеловать.

 

Сама запуталась, паук,

В изделии своих же рук.

 

– Сама не разгибаю лба, –

Какая я тебе судьба?

 

<Июль 1920>

 

“Сколько у тебя дружочков…”

 

– Сколько у тебя дружочков?

Целый двор, пожалуй?

– После кройки лоскуточков,

Прости, не считала.

 

– Скольких перепричащала?

Поди, целый рынок?

– А на шали бахроминок,

Прости, не считала.

 

– А сердца покласть в рядочек –

Дойдешь до Китая?

– Нынче тиф косит, дружочек!

Помру – сосчитаю.

 

 

Две руки – и пять на каждой –

Пальчиков проворных.

И на каждом – перстенечек.

(На котором – по два.)

 

К двум рукам – все пальцы – к ним же

Перстеньки прибавить –

Не начтешь и пятой доли

<Всех>, кого любила!

 

<Июнь – июль 1920>

 

“Ветер, ветер, выметающий…”

 

Ветер, ветер, выметающий,

Заметающий следы!

Красной птицей залетающий

В белокаменные лбы.

 

Длинноногим псом ныряющий

Вдоль равнины овсяной.

– Ветер, голову теряющий

От юбчонки кружевной!

 

Пурпуровое поветрие,

Первый вестник мятежу, –

Ветер – висельник и ветреник, –

В кулачке тебя держу!

 

Полно баловать над кручами,

Головы сбивать снегам, –

Ты – моей косынкой скрученный

По рукам и по ногам!

 

За твои дела острожные, –

Расквитаемся с тобой, –

Ветер, ветер в куртке кожаной,

С красной – да во лбу – звездой!

 

<Июль 1920>

 

“Не хочу ни любви, ни почестей…”

 

Не хочу ни любви, ни почестей:

– Опьянительны. – Не падка!

Даже яблочка мне не хочется

– Соблазнительного – с лотка...

 

Что‑то цепью за мной волочится,

Скоро громом начнет греметь.

 

– Как мне хочется,

Как мне хочется –

Потихонечку умереть!

 

<Июль 1920>

 

“Смерть – это нет…”

 

Смерть – это нет,

Смерть – это нет,

Смерть – это нет.

Нет – матерям,

Нет – пекарям.

(Выпек – не съешь!)

 

Смерть – это так:

Недостроенный дом,

Недовзращенный сын,

Недовязанный сноп,

Недодышанный вздох,

Недокрикнутый крик.

 

Я – это да,

Да – навсегда,

Да – вопреки,

Да – через всё!

Даже тебе

Да кричу, Нет!

 

Стало быть – нет,

Стало быть – вздор,

Календарная ложь!

 

<Июль 1920>

 

“Ты разбойнику и вору…”

 

Ты разбойнику и вору

Бросил славную корону,

Предку твоему дарованную

За военные труды.

 

Предок твой был горд и громок, –

Правнук – ты дурной потомок.

 

Ты разбойнику и вору

Отдал сына дорогого,

Княжью кровь высокородную.

Бросил псам на площади.

 

Полотенцем ручки вытер...

– Правнук, ты дурной родитель.

 

Ты разбойнику и вору

Больше княжеской короны

Отдал – больше сына! – сердце,

Вырванное из груди.

 

Прадед твой гремит, вояка:

– “Браво! – Молодцом – атака!”

 

<Июль 1920>

 

“Я вижу тебя черноокой, – разлука…”

 

Я вижу тебя черноокой, – разлука!

Высокой, – разлука! – Одинокой, – разлука!

С улыбкой, сверкнувшей, как ножик, – разлука!

Совсем на меня не похожей – разлука!

 

На всех матерей, умирающих рано,

На мать и мою ты похожа, – разлука!

Ты так же вуаль оправляешь в прихожей.

Ты Анна над спящим Сережей, – разлука!

 

Стрясается – в дом забредешь желтоглазой

Цыганкой, – разлука! – молдаванкой, – разлука!

Без стука, – разлука! – Как вихрь заразный

К нам в жилы врываешься – лихорадкой, – разлука!

 

И жжешь, и звенишь, и топочешь, и свищешь,

И ревешь, и рокочешь – и – разорванным шелком –

– Серым волком, – разлука! – Не жалея ни деда, ни внука, –

разлука!

Филином‑птицей – разлука! Степной кобылицей, – разлука!

 

Не потомком ли Разина – широкоплечим, ражим, рыжим

Я погромщиком тебя увидала, – разлука?

– Погромщиком, выпускающим кишки и перины?..

 

Ты нынче зовешься Мариной, – разлука!

 

Конец июля 1920

 

“Другие – с очами и с личиком светлым…”

 

Другие – с очами и с личиком светлым,

А я‑то ночами беседую с ветром.

Не с тем – италийским

Зефиром младым, –

С хорошим, с широким,

Российским, сквозным!

 

Другие всей плотью по плоти плутают,

Из уст пересохших – дыханье глотают...

А я – руки настежь! – застыла – столбняк!

Чтоб выдул мне душу – российский сквозняк!

 

Другие – о, нежные, цепкие путы!

Нет, с нами Эол обращается круто.

– Небось, не растаешь! Одна – мол – семья! –

Как будто и вправду – не женщина я!

 

Августа 1920

 

“И вот исчез, в черную ночь исчез…”

 

И вот исчез, в черную ночь исчез,

– Как некогда Иосиф, плащ свой бросив.

Гляжу на плащ – черного блеска плащ,

Земля <горит>, а сердце – смерти просит.

 

Жестокосердый в сем году июль,

Лесною гарью душит воздух ржавый.

В ушах – туман, и в двух шагах – туман,

И солнце над Москвой – как глаз кровавый.

 

Гарь торфяных болот. – Рот пересох.

Не хочет дождь на грешные просторы!

– Гляжу на плащ – светлого плеску – плащ!

Ты за плащом своим придешь не скоро.

 

<Начало августа 1920>

 

“И вот исчез, в черную ночь исчез…”

 

Июнь. Июль. Часть соловьиной дрожи.

– И было что‑то птичье в нас с тобой –

Когда – ночь соловьиную тревожа –

Мы обмирали – каждый над собой!

 

А Август – царь. Ему не до рулады,

Ему – до канонады Октября.

Да, Август – царь. – Тебе царей не надо, –

А мне таких не надо – без царя!

 

<Август 1920>

 

“.... коль делать нечего…”

 

.... коль делать нечего!

Неужели – сталь к виску?

В три вечера я, в три вечера

Всю вытосковала – тоску.

 

Ждала тебя на подоконничке

– Ревнивее, чем враг – врага. –

Легонечко, любовь, легонечко!

У низости – легка нога!

 

Смотри, чтобы другой дорожкою

Не выкрался любовный тать.

Бессонная моя душа, сторожкая,

За молодость отвыкла спать!

 

Но все же, голубок неласковый,

Я в книжицу впишу Разлук:

– Не вытосковала тоски – вытаскивала

Всей крепостью неженских рук!

 

Проснулась поутру, как нищая:

– Все – чисто ..............……...

Не вытосковала тебя, – не вытащила –

А вытолкала тебя в толчки!

 

Августа 1920

 

(Отрывок)

 

Как пьют глубокими глотками

– Непереносен перерыв! –

Так – в памяти – глаза закрыв,

Без памяти – любуюсь Вами!

 

Как в горло – за глотком глоток

Стекает влага золотая,

Так – в памяти – за слогом слог

Наречья галльского глотаю.

 

Август 1920

 

“В подвалах – красные окошки…”

 

В подвалах – красные окошки.

Визжат несчастные гармошки, –

Как будто не было флажков,

Мешков, штыков, большевиков.

 

Так русский дух с подвалом сросся, –

Как будто не было и вовсе

На Красной площади – гробов,

Ни обезглавленных гербов.

 

...... ладонь с ладонью –

Так наша жизнь слилась с гармонью.

Как будто Интернационал

У нас и дня не гостевал.

 

Август 1920

 

“Все сызнова: опять рукою робкой…”

 

Все сызнова: опять рукою робкой

Надавливать звонок.

(Мой дом зато – с атласною коробкой

Сравнить никто не смог!)

 

Все сызнова: опять под стопки пански

Швырять с размаху грудь.

(Да, от сапог казанских, рук цыганских

Не вредно отдохнуть!)

 

Все сызнова: про брови, про ресницы,

И что к лицу ей – шелк.

(Оно, дружок, не вредно после ситцу, –

Но, ах, все тот же толк!)

 

Все сызнова: .........

..................………..

(После волос коротких – слов высоких

Вдруг: щебет – и шиньон!)

 

Все сызнова: вновь как у царских статуй –

Почетный караул.

(Я не томлю – обычай, перенятый

У нищих Мариул!)

 

Все сызнова: коленопреклоненья,

Оттолкновенья – сталь.

(Я думаю о Вашей зверской лени, –

И мне Вас зверски жаль!)

 

Все сызнова: ...........

И уж в дверях: вернись!

(Обмен на славу: котелок солдатский –

На севрский сервиз)

 

Все сызнова: что мы в себе не властны,

Что нужен дуб – плющу.

(Сенной мешок мой – на альков атласный

Сменен – рукоплещу!)

 

Все сызнова: сплошных застежек сбруя,

Звон шпилек ........

(Вот чем другим, – а этим не грешу я:

Ни шпилек, ни ......!)

 

И сызнова: обняв одной, окурок

Уж держите другой.

(Глаз не открывши – и дымит, как турок

Кто стерпит, дорогой?)

 

И сызнова: между простынь горячих

Ряд сдавленных зевков.

(Один зевает, а другая – плачет.

Весь твой Эдем, альков!)

 

И сызнова: уже забыв о птичке,

Спать, как дитя во ржи...

(Но только умоляю: по привычке

– Марина – не скажи!)

 

1920

 

“Проста моя осанка…”

 

Проста моя осанка,

Нищ мой домашний кров.

Ведь я островитянка

С далеких островов!

 

Живу – никто не нужен!

Взошел – ночей не сплю.

Согреть чужому ужин –

Жилье свое спалю.

 

Взглянул – так и знакомый,

Взошел – так и живи.

Просты наши законы:

Написаны в крови.

 

Луну заманим с неба

В ладонь – коли мила!

Ну а ушел – как не был,

И я – как не была.

 

Гляжу на след ножовый:

Успеет ли зажить

До первого чужого,

Который скажет: пить.

 

Август 1920

 

“Бог, внемли рабе послушной…”

 

Бог, внемли рабе послушной!

Цельный век мне было душно

От той кровушки‑крови.

 

Цельный век не знаю: город

Что ли брать какой, аль ворот.

Разорвать своей рукой.

 

Все гулять уводят в садик,

А никто ножа не всадит,

Не помилует меня.

 

От крови моей богатой,

Той, что в уши бьет набатом,

Молотом в висках кует,

 

Очи застит красной тучей,

От крови сильно‑могучей

Пленного богатыря.

 

Не хочу сосновой шишкой

В срок – упасть, и от мальчишки

В пруд – до срока – не хочу.

 

Сулемы хлебнув – на зов твой

Не решусь, – да и веревка

– Язык высуня – претит.

 

Коль совет тебе мой дорог, –

Так, чтоб разом мне и ворот

Разорвать – и город взять –

 

– Ни об чем просить не стану! –

Подари честною раной

За страну мою за Русь!

 

Августа 1920

 

“Есть подвиги. – По селам стих…”

 

Есть подвиги. – По селам стих

Не ходит о их смертном часе.

Им тесно в житии святых,

Им душно на иконостасе.

 

Покрепче нежели семью

Печатями скрепила кровь я.

– Так, нахлобучив кулаком скуфью

Не плакала – Царевна Софья!

 

<1920>

 

Петру

 

Вся жизнь твоя – в едином крике:

На дедов – за сынов!

Нет, Государь Распровеликий,

Распорядитель снов,

 

Не на своих сынов работал, –

Бесам на торжество! –

Царь‑Плотник, не стирая пота

С обличья своего.

 

Не ты б – всё по сугробам санки

Тащил бы мужичок.

Не гнил бы там на полустанке

Последний твой внучок[39].

 

Не ладил бы, лба не подъемля,

Ребячьих кораблёв –

Вся Русь твоя святая в землю

Не шла бы без гробов.

 

Ты под котел кипящий этот –

Сам подложил углей!

Родоначальник – ты – Советов,

Ревнитель Ассамблей!

 

Родоначальник – ты – развалин,

Тобой – скиты горят!

Твоею же рукой провален

Твой баснословный град...

 

Соль высолил, измылил мыльце –

Ты, Государь‑кустарь!

Державного однофамильца

Кровь на тебе, бунтарь!

 

Но нет! Конец твоим затеям!

У брата есть – сестра...

НаИнтернацьонал – за терем!

За Софью – на Петра!

 

Август 1920

 

“Есть в стане моем – офицерская прямость…”

 

Есть в стане моем – офицерская прямость,

Есть в ребрах моих – офицерская честь.

На всякую муку иду не упрямясь:

Терпенье солдатское есть!

 

Как будто когда‑то прикладом и сталью

Мне выправили этот шаг.

Недаром, недаром черкесская талья

И тесный ременный кушак.

 

А зорю заслышу – Отец ты мой родный! –

Хоть райские – штурмом – врата!

Как будто нарочно для сумки походной –

Раскинутых плеч широта.

 

Всё может – какой инвалид ошалелый

Над люлькой мне песенку спел...

И что‑то от этого дня – уцелело:

Я слово беру – на прицел!

 

И так мое сердце над Рэ‑сэ‑фэ‑сэром

Скрежещет – корми‑не корми! –

Как будто сама я была офицером

В Октябрьские смертные дни.

 

Сентябрь 1920

 

(NB! Эти стихи в Москве назывались “про красного офицера”, и я полтора года с неизменным громким успехом читала их на каждом выступлении по неизменному вызову курсантов)

 

“Об ушедших – отошедших…”

 

Об ушедших – отошедших –

В горний лагерь перешедших,

В белый стан тот журавлиный –

Голубиный – лебединый –

 

О тебе, моя высь,

Говорю, – отзовись!

 

О младых дубовых рощах,

В небо росших – и не взросших,

Об упавших и не вставших, –

В вечность перекочевавших, –

 

О тебе, наша Честь,

Воздыхаю – дай весть!

 

Каждый вечер, каждый вечер

Руки вам тяну навстречу.

Там, в просторах голубиных –

Сколько у меня любимых!

 

Я на красной Руси

Зажилась – вознеси!

 

Октябрь 1920

 

Волк

 

Было дружбой, стало службой.

Бог с тобою, брат мой волк!

Подыхает наша дружба:

Я тебе не дар, а долг!

 

Заедай верстою вёрсту,

Отсылай версту к версте!

Перегладила по шерстке, –

Стосковался по тоске!

 

Не взвожу тебя в злодеи, –

Не твоя вина – мой грех:

Ненасытностью своею

Перекармливаю всех!

 

Чем на вас с кремнем‑огнивом

В лес ходить – как Бог судил, –

К одному бабьё ревниво:

Чтобы лап не остудил.

 

Удержать – перстом не двину:

Перст – не шест, а лес велик.

Уноси свои седины,

Бог с тобою, брат мой клык!

 

Прощевай, седая шкура!

И во сне не вспомяну!

Новая найдется дура –

Верить в волчью седину.

 

Октябрь 1920

 

“Не называй меня никому…”

 

Не называй меня никому,

Я серафим твой, легкое бремя.

Ты поцелуй меня нежно в темя,

И отпусти во тьму.

 

Все мы сидели в ночи без света.

Ты позабудешь мои приметы.

 

Да не смутит тебя сей – Бог весть! –

Вздох, всполохнувший одежды ровность.

Может ли, друг, на устах любовниц

Песня такая цвесть?

 

Так и иди себе с миром, словно

Мальчика гладил в хору церковном.

 

Духи и дети, дитя, не в счет!

Не отвечают, дитя, за души!

Эти ли руки – веревкой душат?

Эта ли нежность – жжет?

 

Вспомни, как руки пустив вдоль тела,

Закаменев, на тебя глядела.

 

Не загощусь я в твоем дому,

Раскрепощу молодую совесть.

Видишь: к великим боям готовясь,

Сам ухожу во тьму.

 

И обещаю: не будет биться

В окна твои – золотая птица!

 

Ноября 1920

 

Чужому

 

Твои знамена – не мои!

Врозь наши головы.

Не изменить в тисках Змеи

Мне Духу – Голубю.

 

Не ринусь в красный хоровод

Вкруг древа майского.

Превыше всех земных ворот –

Врата мне – райские.

 

Твои победы – не мои!

Иные грезились!

Мы не на двух концах земли –

На двух созвездиях!

 

Ревнители двух разных звезд –

Так что же делаю –

Я, перекидывая мост

Рукою смелою?!

 

Есть у меня моих икон

Ценней – сокровище.

Послушай: есть другой закон,

Законы – кроющий.

 

Пред ним – все клонятся клинки,

Все меркнут – яхонты.

Закон протянутой руки,

Души распахнутой.

 

И будем мы судимы – знай –

Одною мерою.

И будет нам обоим – Рай,

В который – верую.

 

Москва, 28 ноября 1920

 

“Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе…”

 

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе

Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.

О милая! – Ни в гробовом сугробе,

Ни в облачном с тобою не прощусь.

 

И не на то мне пара крыл прекрасных

Дана, чтоб на сердце держать пуды.

Спеленутых, безглазых и безгласных

Я не умножу жалкой слободы.

 

Нет, выпростаю руки! – Стан упругий

Единым взмахом из твоих пелен

– Смерть – выбью! Верст на тысячу в округе

Растоплены снега и лес спален.

 

И если всё ж – плеча, крыла, колена

Сжав – на погост дала себя увесть, –

То лишь затем, чтобы смеясь над тленом,

Стихом восстать – иль розаном расцвесть!

 

Около 28 ноября 1920

 

“Целовалась с нищим, с вором, с горбачом…”

 

Целовалась с нищим, с вором, с горбачом,

Со всей каторгой гуляла – нипочем!

Алых губ своих отказом не тружу,

Прокаженный подойди – не откажу!

 

Пока молода –

Всё как с гуся вода!

Никогда никому:

Нет!

Всегда – да!

 

Что за дело мне, что рваный ты, босой:

Без разбору я кошу, как смерть косой!

Говорят мне, что цыган‑ты‑конокрад,

Про тебя еще другое говорят...

 

А мне что за беда –

Что с копытом нога!

Никогда никому:

Нет!

Всегда – да!

 

Блещут, плещут, хлещут раны – кумачом,

Целоваться я не стану – с палачом!

 

Москва, ноябрь 1920

 

(Взятие Крыма)

 

И страшные мне снятся сны:

Телега красная,

За ней – согбенные – моей страны

Идут сыны.

 

Золотокудрого воздев

Ребенка – матери

Вопят. На паперти

На стяг

Пурпуровый маша рукой беспалой

Вопит калека, тряпкой алой

Горит безногого костыль,

И красная – до неба – пыль.

 

Колеса ржавые скрипят.

Конь пляшет, взбешенный.

Все окна флагами кипят.

Одно – завешено.

 

Ноябрь 1920

 

“Буду выспрашивать воды широкого Дона…”

 

Буду выспрашивать воды широкого Дона,

Буду выспрашивать волны турецкого моря,

Смуглое солнце, что в каждом бою им светило,

Гулкие выси, где ворон, насытившись, дремлет.

 

Скажет мне Дон: – Не видал я таких загорелых!

Скажет мне море: – Всех слез моих плакать – не хватит!

Солнце в ладони уйдет, и прокаркает ворон:

Трижды сто лет живу – кости не видел белее!

 

Я журавлем полечу по казачьим станицам:

Плачут! – дорожную пыль допрошу: провожает!

Машет ковыль‑трава вслед, распушила султаны.

Красен, ох, красен кизиль на горбу Перекопа!

 

Всех допрошу: тех, кто с миром в ту лютую пору

В люльке мотались.

Череп в камнях – и тому не уйти от допросу:

Белый поход, ты нашел своего летописца.

 

Ноябрь 1920

 

“Я знаю эту бархатную бренность…”

 

Я знаю эту бархатную бренность

– Верней брони! – от зябких плеч сутулых

– От худобы пролегшие – две складки

Вдоль бархата груди,

 

К которой не прижмусь – хотя так нежно

Щеке – к которой не прижмусь я, ибо

Такая в этом грусть: щека и бархат,

А не – душа и грудь!

 

И в праведнических ладонях лоб твой

Я знаю – в кипарисовых ладонях

Зажатый и склоненный – дабы легче

Переложить в мои –

 

В которые не будет переложен,

Которые в великом равнодушьи

Раскрытые – как две страницы книги –

Застыли вдоль колен.

 

Декабря 1920

 

“Прощай! – Как плещет через край…”

 

– Прощай! – Как плещет через край

Сей звук: прощай!

Как, всполохнувшись, губы сушит!

– Весь свод небесный потрясен!

Прощай! – в едином слове сем

Я – всю – выплескиваю душу!

 

Декабря 1920

 

“Знаю, умру на заре! На которой из двух…”

 

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух – не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

 

Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь!

С полным передником роз! – Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

 

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари – и ответной улыбки прорез...

Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

 

Москва, декабрь 1920

 

“Короткие крылья волос я помню…”

 

Короткие крылья волос я помню,

Метущиеся между звезд. – Я помню

Короткие крылья

Под звездною пылью,

И рот от усилья сведенный,

– Сожженный! –

И все сухожилья –

Руки.

 

Смеженные вежды

И черный – промежду –

Свет.

Не гладя, а режа

По бренной и нежной

Доске – вскачь

Всё выше и выше,

Не слыша

Палач – хрипа,

Палач – хруста

Костей.

– Стой!

Жилы не могут!

Коготь

Режет живую плоть!

Господь, ко мне!..

 

То на одной струне

Этюд Паганини.

 

Декабрь 1920

 

Пожалей...

 

– Он тебе не муж? – Нет.

Веришь в воскрешенье душ? – Нет.

– Так чего ж?

Так чего ж поклоны бьешь?

– Отойдешь –

В сердце – как удар кулашный:

Вдруг ему, сыночку, страшно –

Одному?

 

– Не пойму!

Он тебе не муж? – Нет.

– Веришь в воскрешенье душ? – Нет.

– Гниль и плесень?

– Гниль и плесень.

– Так наплюй!

Мало ли живых на рынке!

– Без перинки

Не простыл бы! Ровно ссыльно‑

Каторжный какой – на досках!

Жестко!

 

– Черт!

Он же мертв!

Пальчиком в глазную щелку –

Не сморгнет!

Пес! Смердит!

– Не сердись!

Видишь – пот

На виске еще не высох.

Может, кто еще поклоны в письмах

Шлет, рубашку шьет...

 

– Он тебе не муж? – Нет.

– Веришь в воскрешенье душ? – Нет.

– Так айда! – ...нагрудник вяжет...

Дай‑кось я с ним рядом ляжу...

Зако – ла – чи – вай!

 

Декабрь 1920

 

“Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь…”

 

Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!

То шатаясь причитает в поле – Русь.

Помогите – на ногах нетверда!

Затуманила меня кровь‑руда!

 

И справа и слева

Кровавые зевы,

И каждая рана:

– Мама!

 

И только и это

И внятно мне, пьяной,

Из чрева – и в чрево:

– Мама!

 

Все рядком лежат –

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат.

Где свой, где чужой?

 

Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белый стал:

Смерть побелила.

 

– Кто ты? – белый? – не пойму! – привстань!

Аль у красных пропадал? – Ря – азань.

 

И справа и слева

И сзади и прямо

И красный и белый:

– Мама!

 

Без воли – без гнева –

Протяжно – упрямо –

До самого неба:

– Мама!

 

Декабрь 1920

 

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!