Развитие и расцвет художественной самодеятельности (1930— 1960 it .)
Возврат дудожественной самодеятельности к традициям профессионального искусства
В 30-е годы народное творчество развивалось более плодотворно, так как движение художественной самодеятельности находило конкретную поддержку и участие государственных, общественных и творческих организаций. Это был период, когда менялись структура экономики, быт, люди, которые искренне верили в созидательность процессов, происходящих в стране. Задачи культуры и искусства связывались с построением фундамента социализма, что во многом определило как положительные, так и отрицательные стороны в развитии художественной самодеятельности.
Положительное было в повышенном внимании к вопросам характера, качества работы, воспитания кадров руководителей художественной самодеятельности, которая стала 138
Выставки были показателем творческой активности самодеятельных художников, выявили их миросозерцание, отношение к природе и человеку. Характерным было то, что изосамодеятельность хотя и показывала еще оформительские работы и плакаты, но уже вернулась в русло традиций прошлого, к жанрам профессионального искусства и представляла станковую живопись, графику. Особый интерес вызвали работы малых народностей трактовкой сюжетов, композицией, звучанием образов, цвета. В них особым образом проявлялись такие элементы искусства «примитива», как детскость, наивность рисунка, яркость и сочность красок, национальная самобытность.
|
|
Выставки в определенном смысле были и показателем зрелости самодеятельных художников. Свидетельством тому явился рост количества законченных работ. Начиная от отдельных этюдов, зарисовок, несложных композиций, многие художники пришли к показу художественно завершенных произведений. Показателем роста мастерства было и то, что ряд произведений был куплен Государственной Третьяковской галереей и другими музеями, а также принят Изогизом к массовой репродукции.
Это лишь отдельные работы. В массе же своей произведения отличались несовершенством использования художественно-выразительных средств, отсутствием мастерства, примитивностью. Об этом свидетельствует тот факт, что из 6 тыс. работ, присланных на Всесоюзную выставку, было отобрано 1500, а в экспозицию вошло только 600 лучших. Но несмотря на это, изосамодеятельность в этот период имела позитивный характер, способствовала массовой активизации творческих сил и энергии не только города, но и деревни, а также малых наций и народностей.
К этому периоду в клубных учреждениях появилось и самодеятельное хореографическое искусство. Его развитие шло по двум направлениям. С одной стороны, это кружки народного танца, возникшие во всех областях и республиках страны. Своеобразным стимулом для их распространения послужил созданный в 1936 г. ансамбль народного танца под руководством хМоисеева, ставший образцом для самодеятельных кружков. Определенную роль сыграло совещание, где был рассмотрен вопрос о развитии массовой хореографической культуры народов СССР, и Первый Всесоюзный фестиваль народного танца. Кроме того, развитие самодеятельных кружков народного танца стало возможным на основе глубоких национальных традиций, связанных с существованием бытовых танцев народов, которые через их сценичес-цах и площадях, на ярмарках; проводили музыкальные соревнования на лучшее исполнение массовой песни. Наряду с исполнением массовой песни продолжались и оперные постановки. Коллективы ряда Дворцов культуры показали в эти годы оперу «Евгений Онегин» Чайковского.
|
|
Однако наряду с общими положительными явлениями были и некоторые трудности. Появились тревожные тенденции в развитии оркестров народных и духовых инструментов. К концу 30-х годов редко наблюдалось появление новых коллективов и пополнение составов новыми, молодыми участниками. В то время такое явление пытались объяснить нехваткой инструментов, руководителей, репертуара. Бесспорно, это все имело место и мешало работе коллективов.
|
|
Но все же истинные причины были в другом. В этот период появились первые джазовые оркестры и ансамбли, которые принесли с собой новые инструменты и увлекали молодежь новыми ритмами. Кроме того, изменились условия бытования народных инструментов. Крестьянская деревня, которая когда-то создала эти инструменты, использовала в жизни и быту, обратила свои взоры на распространившуюся в то время звуковоспроизводящую аппаратуру (патефон). А деревенские парни, придя в город, стремились освоить городскую культуру. Следует добавить и то, что подлинно народная музыкальная культура как возможный репертуар для исполнения оркестров и ансамблей народных инструментов оказалась в забвении. Эти и другие причины породили немало трудностей в развитии данного жанра уже в середине 30-х годов.
Несмотря на трудности в оркестровой самодеятельности огромный размах получили музыкальные олимпиады. Ставшие традиционными в Ленинграде, они распространились по всей стране и охватили другие виды и жанры самодеятельного искусства и проводились почти ежегодно. Они не только демонстрировали успехи и достижения, но и стимулировали дальнейшее распространение, выполняя задачи развития массовости.
|
|
В изосамодеятельности также проходили многочисленные выставки, показывающие достижения самодеятельных художников, стимулирующие их работу и массовое вовлечение в художественное творчество трудящихся города и деревни. Крупнейшая выставка была приурочена к I Всесоюзной Олимпиаде 1932 г., прошла I Всесоюзная выставка работ колхозных самодеятельных художников, грандиозная Всесоюзная выставка в честь годовщины Октября и др, 142
Выставки были показателем творческой активности самодеятельных художников, выявили их миросозерцание, отношение к природе и человеку. Характерным было то, что изосамодеятельность хотя и показывала еще оформительские работы и плакаты, но уже вернулась в русло традиций прошлого, к жанрам профессионального искусства и представляла станковую живопись, графику. Особый интерес вызвали работы малых народностей трактовкой сюжетов, композицией, звучанием образов, цвета. В них особым образом проявлялись такие элементы искусства «примитива», как детскость, наивность рисунка, яркость и сочность красок, национальная самобытность.
Выставки в определенном смысле были и показателем зрелости самодеятельных художников. Свидетельством тому явился рост количества законченных работ. Начиная от отдельных этюдов, зарисовок, несложных композиций, многие художники пришли к показу художественно завершенных произведений. Показателем роста мастерства было и то, что ряд произведений был куплен Государственной Третьяковской галереей и другими музеями, а также принят Изогизом к массовой репродукции.
Это лишь отдельные работы. В массе же своей произведения отличались несовершенством использования художественно-выразительных средств, отсутствием мастерства, примитивностью. Об этом свидетельствует тот факт, что из 6 тыс. работ, присланных на Всесоюзную выставку, было отобрано 1500, а в экспозицию вошло только 600 лучших. Но несмотря на это, изосамодеятельность в этот период имела позитивный характер, способствовала массовой активизации творческих сил и энергии не только города, но и деревни, а также малых наций и народностей.
К этому периоду в клубных учреждениях появилось и самодеятельное хореографическое искусство. Его развитие шло по двум направлениям. С одной стороны, это кружки народного танца, возникшие во всех областях и республиках страны. Своеобразным стимулом для их распространения послужил созданный в 1936 г. ансамбль народного танца под руководством Моисеева, ставший образцом для самодеятельных кружков. Определенную роль сыграло совещание, где был рассмотрен вопрос о развитии массовой хореографической культуры народов СССР, и Первый Всесоюзный фестиваль народного танца. Кроме того, развитие самодеятельных кружков народного танца стало возможным на основе глубоких национальных традиций, связанных с существованием бытовых танцев народов, которые через их сценичес кое воплощение познакомили друг друга со своими национальными танцами.
Вторым направлением хореографической самодеятельности в условиях города стало развитие студий классического танца. Это стало возможным благодаря строительству крупных профсоюзных Дворцов культуры, появлению шефского движения и приходу в самодеятельность квалифицированных балетмейстеров, помогавших студиям достичь значительных успехов. Так, балет Чайковского «Спящая красавица» был поставлен хореографическим коллективом Пензенского Дворца культуры. В Москве в ЦПКиО им. Горького существовал довольно оригинальный балетный театр под названием «Остров танца». Здесь, на далеком острове пруда, под открытым небом шли балетные спектакли, где участниками были самодеятельные и профессиональные танцоры.
Но это пока были лишь единичные явления, не получившие широкого распространения по объективным причинам. Балет — это синтетический вид искусства, соединяющий в себе музыку, танец и театр, а потому сложный для воплощения. Кроме того, техника классического танца требует специального и длительного обучения мастерству под руководством профессионалов, которых было мало. Не последнюю роль играла и необходимость обеспечения спектакля богатым убранством. По этим и другим причинам балетные постановки не могли получить широкого распространения и в большинстве клубных учреждений развивалось направление народного танца, ставшее в дальнейшем явлением массового характера.
Развитие всех этих видов и жанров происходило в сложных и противоречивых социально-политических и экономических условиях. С одной стороны, неурожай и голод 1932 г., массовая гибель и разорение крестьянства, политическая нестабильность и репрессии художественной интеллигенции, военнослужащих; с другой стороны, помпезные праздники, народные гуляния и карнавалы, которые проводились- на различные темы: День Советской Конституции, Международный юношеский день, под счастливыми звездами и другие. Они продолжали и развивали традиции первых лет революции, были наполнены пафосом свершений, гордостью успехами, насыщенные чувством уверенности, энтузиазмом и воодушевлением.
Созданию настроения и атмосферы праздника способствовала художественная самодеятельность, которая воплощала собой взаимосвязь и взаимообогащение национальных куль тур народов СССР. Для организации помощи и руководства художественной самодеятельностью в союзных и автономиях республиках ЦДИСК создал национальный сектор. Были проведены смотры-конкурсы на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, а заключительный концерт состоялся в Большом театре. В эти же годы стали развиваться международные связи. В Москве была проведена Олимпиада революционных театров, где приняли участие Англия, Франция, Германия, Швейцария, Чехословакия, Бельгия, Норвегия, Дания, Голландия, Монголия, выступили театры и агитпроп-бригады РСФСР, Украины, Азербайджана.
Такое развитие художественной самодеятельности требовало углубления учебно-творческой работы, развития мастерства участников. Шефское движение значительно помогало в этом-, но не могло решить проблему. Чтобы обеспечить квалифицированное руководство, необходимо было готовить свои кадры. С этой целью в 1930 г. трехгодичные курсы инструкторов художественной самодеятельности были реорганизованы в центральный техникум организаторов художественной самодеятельности им. Н. К. Крупской. Техникум готовил инструкторов-организаторов, режиссеров и методистов.
Ряд мер по работе с кадрами, повышению их квалификации осуществил ЦДИСК. Совместно с Изогизом и Музгизом он организовал инструктивно-консультационный кабинет по вопросам самодеятельного исскуства, давал отзывы и рецензии на пьесы, инсценировки и другие произведения. Кроме того, организовал заочные курсы живописи и рисунка, затем театральные, музыкальные и художественного чтения; вел работу по созданию программ, учебных планов, выработке методик обучения.
Таким образом, 30-е годы оказались переломными в организации всей художественной самодеятельности. Несмотря на проходившие острые дискуссии о творческих методах руководства, о путях развития, невзирая на путаницу в теоретических вопросах, нередко голое администрирование, игнорирование творческих и практических проблем, ситуация изменилась в лучшую сторону. На этом этапе появилась возможность уделить больше внимания повышению художественно-эстетического уровня самодеятельного искусства благодаря большему вниманию учебно-творческой работе. Художественная самодеятельность встала на путь взаимодействия с профессиональным искусством, овладения опытом прошлого и изучения классического репертуара. Эта тенденция, наметившаяся еще в предыдущие годы, стала главной задачей в 30-е годы.
145
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 785; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!