Новые формы и содержание художественной самодеятельности в военных условиях



Внезапное нападение фашистской Германии прервало развитие художественной самодеятельности в наметившемся направлении. С первых дней потребовалась перестройка всей работы, в том числе и художественной. Главная ее задача снова заключалась в идеологическом, художественно-пропа­гандистском воздействии па умы и сердца людей. От профес­сионального и самодеятельного искусства требовалось, ис­пользуя новое содержание и формы, разоблачать фашизм, поддерживать морально-политический дух парода и вселять уверенность в победу.

Необходимость перестройки художественной работы была продиктована новыми социально-политическими и экономи­ческими условиями. Суть новой ситуации состояла в том, что с первых дней и часов все было подчинено нуждам военного времени: а) призывники и добровольцы уходили на фронт и одновременно с этим распадались коллективы художествен­ной самодеятельности; б) многие учреждения культуры и искусства остались на оккупированной территории, были раз­рушены или заняты под госпитали, что также привело к раз­валу коллективов; в) экономика перестраивалась на военные нужды, лишая культуру и искусство материальной и финан­совой поддержки; г) заводы и фабрики, а вместе с ними и людские ресурсы перемещались с запада на восток, где поя­вились в связи с этим наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства.

Эти и другие факторы определили территориальную нерав­номерность развития художественной самодеятельности. Пре­кратили свое функционирование коллективы, работавшие до войны в тех районах, которые оказались оккупированными. Но продолжали свою творческую жизнь их участники, кото­рые либо выступали сами, либо создавали новые коллекти­вы па новом месте. В областях Урала, Сибири и Дальнего Востока, напротив, количество коллективов значительно вы­росло благодаря прибывшим сюда эвакуированным, среди которых было много представителей творческой интеллиген­ции и художественно-творческих коллективов. Продожала развиваться художественная самодеятельность и на селе, где главной ее задачей было выступление в качестве агитатора за урожай, за хлеб ради фронта.

Военное время обусловило и функционирование коллек­тивов, их художественную работу в специфических условиях пая роль искусства, необходимость его связи с политичес­кими задачами, с жизнью народа и хозяйством страны, не признавалась развлекательность и оптимистичность произве­дений. Репертуар многих самодеятельных и профессиональ­ных коллективов подвергался критике за увлечения развле­кательными пьесами, лирическими песнями, которые счита­лись пустыми и безвкусыми. Особенно доставалось джазо­вым оркестрам и ансамблям, увлечение которыми пришло с Запада и признавалось жанром, не соответствующим духу коммунистического воспитания.

Подвергалась критике работа журналов «Звезда» и «Ле­нинград» за публикацию произведений, якобы недостаточно соответствующих требованиям политики. В постановлении 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», особо подчеркивалась роль искусства, призван­ного воспитывать молодежь «бодрой, жизнерадостной, пре­данной Родине и верящей в победу нашего дела».

Послевоенная репертуарная политика во многом способ­ствовала ее действительному улучшению, помогла освобо­диться коллективам от поверхностных и схематичных произ­ведений. Но она сыграла и негативную роль, т. к. ограни­чивала свободу творчества, ставила в жесткие рамки поли­тизации и тем самым снижала качество художественной выразительности образов. Наиболее ярким проявлением жесткости репертуарной политики стали запреты на публи­кацию ряда литературно-художественных произведений и репрессии художественной интеллигенции в конце 40-х годов. В стране продолжался поиск и формирование в сознании лю­дей образа внутреннего врага в лице тех представителей ин­теллигенции, которые в своем творчестве не следовали пря­мым указаниям партии.

В этой сложной социально-политической обстановке шло восстановление художественной самодеятельности. С целью его ускорения ЦК профсоюзов обратился с призывом акти­визировать помощь со стороны творческих работников — му­зыкантов, хореографов, актеров и режиссеров. Таким обра­зом возобновилось шефское движение, начавшееся еще в 30-е годы, но прерванное войной.

Значительно активизировали восстановление распавшихся кружков и создание новых смотры, которые проводились по отдельным жанрам. Прошел Всесоюзный смотр хоровой са­модеятельности рабочих и служащих в 1945 г., Всесоюзный смотр спектаклей театральной самодеятельности рабочих и служащих на современные темы в 1947 г., в Москве сос­тоялась Декада спектаклей театральной самодеятельности, енных академий, институтов, училищ, школ и частей гарнизо­нов Москвы. В период войны проходили смотры даже в дей­ствующей армии. Они способствовали увеличению кружков и участников, помогали поддерживать и развивать массовость не только постоянно работающими кружками, но и эпизоди­ческими выступлениями отдельных исполнителей.

Таким образом, годы войны потребовали от коллективов еще одной перестройки работы. И они показали свою способ­ность, быстро' и гибко реагировать на требование времени, перестроив формы и методы работы, обновив репертуар. Ху­дожественная самодеятельность выстояла и показала свою жизнеспособность. Этому во многом способствовали приказы, указы, постановления правительства, направленные на созда­ние условий для работы клубов, библиотек, изб-читален и развитие художественной самодеятельности, в том числе уве­личение расходов на КПР в 1944 г. и повышение заработной платы сельским культпросветработникам.

3.3. Восстановление и утверждение художественной самодеятельности

Послевоенный период 40-х, 50-х годов — это период вос­становления не только народного хозяйства, но и художест­венной самодеятельности. Было разрушено все — города и села, заводы и фабрики, школы и больницы, учреждения культуры и искусства, 1/3 клубных учреждений была непри­годна для работы. Необходимо было вновь создавать мате­риальную базу. Государство выделило на эти цели около миллиарда рублей и к концу 1948 г. количество клубных уч­реждений уже превысило довоенный уровень.

Это создало благоприятные условия для развития худо­жественной самодеятельности. В качестве главной ее задачи выдвигалось разрешение противоречия между искусством и народом, преодоление отрыва искусства от народа и народа от искусства. Решение этой задачи предполагало участие ши­роких масс трудящихся не только в художественном потреб­лении, но и в творчестве, и приближение профессионального искусства к народу через дальнейшее развитие единого мето­да социалистического реализма в борьбе с другими методами и стилями. Последнее было обусловлено тем, что искусство рассматривалось как средство идеологической борьбы с внешним врагом за развитие коммунистического сознания

масс.

Такая установка высших органов власти нашла отраже­ние и в репертуарной политике. Подчеркивалась обществен­ноная роль искусства, необходимость его связи с политичес­кими задачами, с жизнью народа и хозяйством страны, не признавалась развлекательность и оптимистичность произве­дений. Репертуар многих самодеятельных и профессиональ­ных коллективов подвергался критике за увлечения развле­кательными пьесами, лирическими песнями, которые счита­лись пустыми и безвкусыми. Особенно доставалось джазо­вым оркестрам и ансамблям, увлечение которыми пришло с Запада и признавалось жанром, не соответствующим духу коммунистического воспитания.

Подвергалась критике работа журналов «Звезда» и «Ле­нинград» за публикацию произведений, якобы недостаточно соответствующих требованиям политики. В постановлении 1946 г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» особо подчеркивалась роль искусства, призван­ного воспитывать молодежь «бодрой, жизнерадостной, пре­данной Родине и верящей в победу нашего дела».

Послевоенная репертуарная политика во многом способ­ствовала ее действительному улучшению, помогла освобо­диться коллективам от поверхностных и схематичных произ­ведений. Но она сыграла и негативную роль, т. к. ограни­чивала свободу творчества, ставила в жесткие рамки поли­тизации и тем самым снижала качество художественной выразительности образов. Наиболее ярким проявлением жесткости репертуарной политики стали запреты на публи­кацию, ряда литературно-художественных произведений и репрессии художественной интеллигенции в конце 40-х годов. В стране продолжался поиск и формирование в сознании лю­дей образа внутреннего врага в лице тех представителей ин­теллигенции, которые в своем творчестве не следовали пря­мым указаниям партии.

В этой сложной социально-политической обстановке шло восстановление художественной самодеятельности. С целью его ускорения ЦК профсоюзов обратился с призывом акти­визировать помощь со стороны творческих работников — му­зыкантов, хореографов, актеров и режиссеров. Таким обра­зом возобновилось шефское движение, начавшееся еще в 30-е годы, но прерванное войной.

Значительно активизировали восстановление распавшихся кружков и создание новых смотры, которые проводились по отдельным жанрам. Прошел Всесоюзный смотр хоровой са­модеятельности рабочих и служащих в 1945 г., Всесоюзный смотр спектаклей театральной самодеятельности рабочих и служащих на современные темы в 1947 г., в Москве сос­тоялась Декада спектаклей театральной самодеятельности,

151


енных академий, институтов, училищ, школ и частей гарнизо­нов Москвы. В период войны проходили смотры даже в дей­ствующей армии. Они способствовали увеличению кружков и участников, помогали поддерживать и развивать массовость не только постоянно работающими кружками, но и эпизоди­ческими выступлениями отдельных исполнителей.

Таким образом, годы войны потребовали от коллективов еще одной перестройки работы. И они показали свою способ­ность быстро и гибко реагировать на требование времени, перестроив формы и методы работы, обновив репертуар. Ху­дожественная самодеятельность выстояла и показала" свою жизнеспособность. Этому во многом способствовали приказы, указы, постановления правительства, направленные на созда­ние условий для работы клубов, библиотек, изб-читален и развитие 'художественной самодеятельности, в том числе уве­личение расходов на KJIP в 1944 г. и повышение заработной платы сельским культпросветработникам.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 730; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!