Восстановление и утверждение художественной самодеятельности
Послевоенный период 40;нх, 50-х годов — это период воо становления не только народного хозяйства, но и художественной самодеятельности. Было разрушено все — города и села, заводы и фабрики, школы и больницы, учреждения культуры и искусства, 1/3 клубных учреждений была непригодна для работы. Необходимо было вновь создавать материальную базу. Государство выделило на эти цели около миллиарда рублей и к концу 1948 г. количество клубных учреждений уже превысило довоенный уровень.
Это создало благоприятные условия для развития художественной самодеятельности.' В качестве главной ее задачи выдвигалось разрешение противоречия между искусством и народом, преодоление отрыва искусства от народа и народа от искусства. Решение этой задачи предполагало участие широких масс трудящихся не только в художественном потреблении, но и в творчестве, и приближение профессионального искусства к народу через дальнейшее развитие единого метода социалистического реализма в борьбе с другими методами и стилями. Последнее было обусловлено тем, что искусство рассматривалось как средство идеологической борьбы с внешним врагом за развитие коммунистического сознания масс.
Такая установка высших органов власти нашла отражение и в репертуарной политике. Подчеркивалась обществен клубы. Заключительный этап был совмещен со Всемирным фестивалем и превратился в праздник дружбы народов. В дни фестиваля состоялись концерты, в которых участвовали и самодеятельные коллективы, показывая свое возросшее мастерство. Свидетельством тому были золотые, серебряные и бронзовые медали.
|
|
Еще ряд важных событий определил развитие художественной самодеятельности. Особенно знаменательными были 1956—1958 годы. Стал выходить журнал ВЦСПС «Художественная самодеятельность», где публиковались материалы об опыте работы коллективов, анализировались интересные находки в методике отдельных руководителей. Со временем журнал превратился в своеобразную творческую лабораторию по обмену опытом и повышению квалификации начинающих.
В этот же период было принято постановление о присвоении лучшим коллективам художественной самодеятельности звания «Народный» и «Любительский», которое получили уже в 1958 г. первые 19 театральных коллективов. Это постановление было, с одной стороны, свидетельством признания мастерства и успехов и закрепляло функцию обслуживания зрителей. С другой стороны, оно явилось стимулом развития остальных коллективов, показывало им путь достижения, так как на его основе было разработано «Положение» и выработаны критерии присвоения звания. Важно было и то, что постановление предусматривало государственное финансирование двух штатных единиц, что значительно улучшило мате-риальногфинансовую базу коллективов.
|
|
Задачи художественно-эстетического развития широких слоев населения потребовали еще большего углубления учебно-воспитательной работы в кружках и обеспечения грамотного руководства всей художественной самодеятельностью. С этой целью были приняты меры по улучшению подготовки специалистов. Были открыты художественные специализации в институтах культуры, которые ранее готовили организаторов массовой клубной работы. Теперь каждый выпускник получал художественную специализацию по одному из жанров искусства и мог руководить коллективом. Бесспорно, это был шаг вперед, хотя и не решал всех проблем с кадрами, такая широкая подготовка не могла обеспечить глубины и качества.
Таким образом, если 40-е послевоенные годы и начало 50-х следует считать периодом восстановления, то вторую половину 50-х годов можно назвать периодом утверждения и признания художественной самодеятельности как массового явления и создания основ для ее расцвета в середине 60-х го.
Расцвет художественной самодеятельности как явления советской массовой культуры
|
|
Расцвет или пик развития художественной самодеятельности стал возможным благодаря той оттепели в социокультурной и внутриполитической обстановке, которая началась с середины 50-х годов и продолжалась после осуждения культа личности Сталина. Осужденные, но оставшиеся в живых представители художественной интеллигенции вернулись из тюрем и лагерей. В стране возникла более благоприятная творческая атмосфера, большая свобода самовыражения как в авторстве, так и в профессиональном и самодеятельном художественном исполнительстве.
Немаловажное значение имели и некоторые правительственные решения, направленные на укрепление материальной базы учреждений культуры, что давало им возможность приобретать больше аппаратуры, инструментов, костюмов и т. д. Развитию художественной самодеятельности в значительной степени способствовали также развитие науки и техники, повышение материального уровня жизни народа, увеличение свободного времени в связи с сокращением рабочего времени, а затем и рабочей недели, рост общего культурного уровня, духовных потребностей и интересов.
И в этих новых, благоприятных для творчества условиях проводились мероприятия, стимулирующие развитие массовости и мастерства художественной самодеятельности. Продолжалось шефство профессиональных мастеров, проводились смотры и выставки работ по отдельным видам и жанрам искусства, в коллективы пришли выпускники художественных специализаций институтов культуры, все больше становилось коллективов с почетным званием «Народный».
|
|
Немаловажное значение имело создание Всероссийского хорового общества, которое объединило не только профессиональные коллективы и деятелей профессионального искусства, но и любителей хоровоп> пения, руководителей и участников самодеятельности, способствуя их взаимодействию и взаимообогащению. Значительно активизировали свою деятельность существовавшие и вновь созданные творческие cot-юзы театральных деятелей, кинематографистов, художников, писателей, композиторов. Для оказания помощи художественной самодеятельности при них были созданы комиссии содействия самодеятельным художникам, поэтам, композиторам песенникам, кинолюбителям. Таким образом 'Самодеятельное авторское творчество получало поддержку и помощь профессиональных мастеров
Мощным толчком к развитию массовости и мастерства художественной самодеятельности стало празднование 50-й годовщины Октября и 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Наиболее пышно и помпезно был организован Всесоюзный фестиваль самодеятельного искусства в 1966—1967 п> дах. В течение полутора лет он прошел на местах, в республиках и завершился заключительным показом своих достижений в Москве, где были даны концерты музыкально-лорео* графических коллективов, организованы декады народных театров, выставки произведений изобразительного и прикладного искусства, кинофестивали любительских фильмов. По данным статистики в фестивале приняло участие около 600 тыс. коллективов и свыше 11 млн. участников. В его под|-готовку и проведение были вовлечены творческие союзы и общества, различные организации и ведомства. Его ход широко освещался в печати, по радио и телевидению. В результате фестиваль стал крупным культурным событием, в который были вложены большие материально-финансовые средства, особенно на селе, где было введено' в строй около 12 тыс. новых культпросветучреждений.
Все эти мероприятия 60-х годов сыграли положительную роль в развитии художественной самодеятельности. Произошло расширение жанрово-видовой структуры. Появилось кинолюбительство как результат развития профессионального кино, науки и техники. За короткий период оно прошло путь творческих достижений и показало много интересных работ на конкурсах благодаря помощи Союза кинематографистов. Но были большие трудности с материальной базой, с кинолюбительской техникой, с методической помощью.
60-е годы знаменательны и повсеместным распространением еще одного нового жанра — это вокально-инструментальных ансамблей. Они принесли с собой новые инструменты и вытеснили не только оркестры народных и духовых инструментов, но и джаз 50-х годов. Играла и пела молодежь повсюду, на улицах и в подъездах, но не в клубных учреждениях. Еще не пришло время их признания, они были своего рода изгоями в социокультурой среде, не вписывались в решение задач коммунистического воспитания и утверждали сами себя в неформально организованных кружках и клубах любителей.
Таким образом, говоря о расцвете художественной самодеятельности в середине 60-х годов, следует иметь в виду и неравномерность развитая жанров. Кинолюбительство только зародилось, хотя и достигло определенных результатов, оркестры народных и духовых инструментов переживали сложный период, время их наибольшего развития оказалось в 30-е годы, и оно безвозвратно ушло; ВИА пока не были признаны. Как и всякое другое новое явление в культуре и искусстве, они должны были пройти-проверку временем и воспитать для своего восприятия публику, зрителей, сфорыд. ровать у них новые эстетические вкусы. Расцвет переживали самодеятельное изоискусспво, театральные, хоровые и хореографические кружки и коллективы, которые достигла значительных успехов в развитии мастерства и стали массовыми жанрами-фаворитами.
Но несмотря на неравномерность развития в целом следует признать, что середина 60-х годов оказалась периодом расцвета всей художественной самодеятельности, это было наиболее благоприятное время во всех отношениях. Материально-финансовая поддержка, праздники и фестивали самодеятельного искусства, помощь творческих союзов 'и профессиональных мастеров сделали свое дело. Самодеятельное искусство стало не только массовым явлением, но и достигло высокого мастерства, хотя и было множество низовых коллективов, случайных, временно созданных кампанейским путем, с низким уровнем художественно-исполнительского мастерства. Порой они создавались под давлением сверху в период проведения смотров, конкурсов и фестивалей, порой — в ходе выполнения решений и указаний типа «создать в каждом сельском клубе не менее 3-х кружков». Подобная жесткость в управлении, не изжитая и в период оттепели, голое администрирование порождали не только кампании, но и коллективы, существующие только на бумаге, от чего могла быть неверной и статистика.
Но все же рост самодеятельных коллективов был настолько бурным, что стали поговаривать о возможной ликвидации профессионального искусства и его замене при коммунизме художественной самодеятельностью, когда каждый будет художественно образованным и сможет участвовать в производстве художественных ценностей. Подобные суждения появлялись и в печати. Следует признать, что это были отголоски тех же ошибок Пролеткульта, проявившие себя через столько лет. Конечно же, это были высказывания отдельных людей, большинство понимало, что не может быть и речи о ликвидации профессионального искусства. 60-е годы показали лишь то, что в тесном взаимодействии с профессиональным искусством может развиваться художественная само-156
■Деятельность, которая немаловажную роль играет в повыше-. |нии эстетической культуры всего народа.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1225; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!