ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



КАК ЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Понятие самодеятельности и художественной самодеятельности

В предреволюционные годы газета «Правда» писала, что для рабочей самодеятельности настали, очевидно, самые тяжелые времена. Тогда впервые термин «самодеятель­ность» был употреблен как определение высшей формы раз­вития самосознания масс. В отличие от любительства в ху­дожественной деятельности и любительских кружков, как формы ее организации, он характеризовал социально-поли­тический уровень сознания и деятельность рабочих организа­ций с четкой структурой и уставом, предполагающим борь­бу за социальную справедливость.

В первые годы после революции В. И. Ленин писал: «Если не поднять массы на самодеятельность, ничего не вый­дет» (т. 35, с. 311). Но он не имел в виду художественную самодеятельность, а писал о необходимости активного уча­стия широких трудящихся масс в деятельности по строи­тельству нового общества. А так как строительство обще­ства охватывало не только материально-производственную сферу, но и духовную, его слова о развитии самодеятельно­сти масс позднее; стали рассматривать шире, имея в виду про­явление творческой энергии, приобщение к культуре, сопри­частность ко всем видам духовной культуры, в том числе участие масс в создании художественных ценностей.

Понятие «художественная самодеятельность» появилось лишь в 30-е годы и закрепилось для определения и харак­теристики активного участия масс в деятельности по освое­нию художественных ценностей и их созданию. Искусство было признано главной силой, дающей определенный эмо­циональный заряд, а потому являющейся мощным средст­вом не только в движении за культуру масс, но и в поли­тической агитации и пропаганде.

Таким образом, понятие «самодеятельность» выражает социальную активность и социальную деятельность во всех сферах общественной жизни. Слово «активность» происходит Гот латинского «акт» и означает действие, поступок, деяние. Это значит, что социальная активность проявляется в кон­кретных действиях и поступках человека в различных сферах Деятельности и в зависимости от этого можно говорить о ее Ёидах: активности трудовой, общественной, познавательной, художественной и т. д. Активность масс в художественной сфере и характеризует понятие «художественная самодея­тельность». Хотя человек активен всегда, но активен он не везде и не во всем. Его активность избирательна. Один проявляет ее в социально-политической деятельности, другой —в научно-познавательной, третий—в освоении художествен­ной культуры и создании новых ценностей.

В то же время активность может быть внутренней и внеш­ней. Участвуя внешне в какой-то деятельности, человек мо­жет быть внутренне пассивен. Его деятельность может быть навязанной извне, не соответствующей внутренним потреб­ностям и интересам, желаниям и стремлениям, а значит, осу­ществляемой по принуждению и не свободной. Еще в. неда­леком прошлом привычным явлением было добровольно-принудительное участие в художественной самодеятельности, особенно когда объявлялись олимпиады, смотры, конкурсы, фестивали.

Социальная активность в таком случае проявляется лишь внешне, в количественной характеристике, но не находит ка­чественного выражения, что предполагает наличие внутрен­ней активности, обусловленной потребностями и интересами. Однако надо учесть и то, что в ряде случаев внешняя ак­тивность может перерасти во внутреннюю, если содержание и процесс деятельности смогут заинтересовать человека. Осо­бенно это касается детей, у которых еще нет устойчивых потребностей и интересов.

Понятие «активность» и «самодеятельность» употребля­ются как синонимы. Следовательно, под самодеятельностью понимается деятельность человека, не навязанная ему извне, совершаемая не по принуждению, а внутренне необходимая для него, порожденная его собственными потребностями. А значит, это деятельность свободная, активная, самостоятель­ная и творческая, она связана с совершенствованием либо окружающей среды, либо самого себя. Активность масс, про­явленная в сфере художественной деятельности, и есть худо­жественная самодеятельность.

Молено говорить об уровнях активности в зависимости от того, в какой степени человек осознает внутреннюю не­обходимость в конкретной деятельности. Могут быть поляр­ные уровни активности: от полного отсутствия самодеятель­ности, когда человек включен в деятельность лишь внешне, до высшего ее проявления, когда внешние действия и поступ­ки внутренне осознаны и продиктованы потребностями и интересами. Высший уровень активности наиболее полно 122


соотносится с самодеятельностью. Различные же уровни ха­рактеризуются разной степенью самодеятельности.

Активность масс в сфере художественной деятельности также может быть различного уровня. Это зависит от воз­растных особенностей, степени развитости и осознанности потребностей и интересов, соответствия реального содержа­ния и процесса деятельности в коллективе мотивам и уста­новкам личности и других факторов. Деятельность коллек­тива художественной самодеятельности многогранна. Если личность приходит, осознавая необходимость в общении, то строгая регламентированность и ограничение содержания и процесса только репетиционной работой может вызвать сни­жение уровня активности, по, напротив, это вызовет повы­шение активности у тех, кто пришел в коллектив из внутрен­ней потребности в совершенствовании своего мастерства.

Таким образом, понятие «художественная самодеятель­ность» появилось после революции. Оно выражало проявле­ние социальной активности в сфере художественной культуры и предполагало воздействие на сознание масс средствами ис­кусства в деле политической агитации и пропаганды, в строи­тельстве нового общества.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 771; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!