Марксистско-ленинская Ф., ее предмет и место в системе современной культуры 9 страница
В последние десятилетия усилился процесс дифференциации естествознания и взаимодействия различных наук; в связи с этим в исследоват. работе сов. философов выдвинулась на первый план проблема уровней организации материи, соотношения различных форм движения материн. В работах И. Кузнецова, С. Мелюхи-на, Г. Наана, Н. Овчинникова, В. Свидерского и др., а также в ряде коллективных трудов исследуется филос. значение законов, принципов и понятий совр. естествознания (принцип соответствия, закон взаимосвязи массы и энергии, понятия структура, элементарное п неэлементарное, прибор, информация, масса, энергия и др.), процессов дифференциации и интеграции знания. Сов. марксисты показали, что распространенное истолкование соотношения А.Эйнштейна: Е=тс2 — как якобы закона превращения массы в энергию — пе соответствует действительному содержанию формулы, выражающей соотношение связи массы и энергии как двух неотъемлемых характеристик любого физич. объекта. Т. о., была доказана несостоятельность построений неоэнергетизма и восстановлен подлинный смысл важнейшего принципа совр. естествознания. Сов. учеными дана критика позитивистской интерпретации теории относительности и квантовой механики.
Развитие естеств. наук выдвинуло в качестве одной пз актуальных проблем задачу дальнейшей разработки
364
ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
принципа детерминизма применительно к новейшим достижениям естествознания. В трудах сов. ученых (см., напр., «Проблема причинности в совр. физике», М., 1960; «Проблема причинности в совр. биологии», М., 1961, а также работы Ю. Сачкова, Г. Свешникова, И. Фролова и др.) раскрывается объективный характер закона причинности и многообразие форм его проявления в различных областях природы, и др. Исследуется вопрос о природе статпстичности многих совр. естественнонауч. теорий.
|
|
Обобщая данные конкретных наук, В. Готт, И. Новик, А. Уемов, А. Урсул, В. Штофф и др. разрабатывают филос. аспекты проблемы методов исследования, применяемых в совр. естествознании (эксперимент, метода, метода математич. гипотез, моделирования п т. п.), теории вероятности, идей симметрии в их применении к естеств. наукам, и др.
Большой вклад в решение филос. проблем математики и кибернетики внесли сов. ученые А, Берг, В. Глушков, Б. Гнеденко, А. Ляпунов, С. Соболев и др.
Значит, успехом сов. ученых (А. Колмогорова, А.Маркова, П. Новикова, С. Яновской и др.) является разработка проблем математической логики (включая и ее филос. аспект) как одного из совр. методов науч. исследования.
Разработка сов. и зарубежными марксистами филос. проблем естествознания убедительно подтверждает вывод Ленина о том, что новейшая революция в естествознании сопровождается глубокой перестройкой его филос. основ, что совр. естествознание «рождает диалектический материализм». В последние годы получили распространение философские (методологнч.) семинары ученых, симпозиумы философов и др. ученых по филос. проблемам естествознания как формы совместной работы философов и естествоиспытателей. Плодотворными для развития как естествознания, так и Ф. н. в СССР явились совещания по филос. вопросам естествознания, психологии, кибернетики. Сов. философы совместно с естествоиспытателями создают многотомный труд «Диалектич. материализм и совр. естествознание» (М., 1968—). К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина сов. и зарубежные ученые-философы и естествоиспытатели создали труды «Ленин и совр. естествознание» (М., 1969); «Ленинн совр. наука» (кн. 1—2, М., 1970), в к-рых раскрывается значение ленинской теории и метода для развития совр. науки.
|
|
Разработка вопросов исторического материализма и философских проблем научного коммунизма. Перед Коммунистич. партией, марксистской теорией после Окт. революции встали вопросы о путях построения социализма и закономерностях его развития, проблемы изменения социальной структуры и политич. организации общества, развития социалпстич. культуры, формирования нового человека. В связи с этим требовалась перестройка исследований в философии и других обществ, науках на базе марксистской методологии. Решение этих проблем проходило в переходный период в условиях острой борьбы классов и противоборства двух социальных систем — социализма и капитализма. Труды Ленина, его соратников и учеников в этот период обогатили марксистскую мысль исследованием двух взаимосвязанных процессов совр. истории: рождения и развития социалистич. формации и крушения капиталистич. системы, разработкой учения о диктатуре рабочего класса, ее формах и функциях в условиях построения социализма и перехода к коммунизму. Ленинская методология исследования социальных процессов противостояла двум характерным искажениям марксистской теории: механи-стич. концепциям теоретиков 2-го Интернационала и правых оппортунистов, проповедовавших, что социализм наступит в силу автоматич. действия объективных законов, а также мелкобурж. субъективистско-
|
|
волюнтаристскнм концепциям. Исследуя закономерности становления новой формации, Ленин показал диалектич. единство объективных процессов и субъективного фактора, раскрыл его возросшую роль, указал на качественно новую, творч. функцию трудящихся в строительстве нового общества. Ленин и его ученики разработали проблемы социалистич. революции в идеологии и культуре, в ходе к-рой формируется духовный мир нового человека. Ленин показал, что важнейшим условием развития обществ, отношений является создание материально-технич. базы социализма.
|
|
Ленинское учение о победе социализма в отдельно взятой стране, о путях и методах социалистич. строительства заняло центр, место в теоретич. работе партии.
Филос.-теоретич. проблемы социалистич. строительства развивались сов. марксистами в борьбе с троцкизмом, правым и «левым» оппортунизмом, др. антиле-нинскнми течениями.
Активно разрабатывались в этот период проблемы диалектики производит, сил и производств, отношений, подвергались критике троцкистские идеи «сверх-пндустриализации», волюнтаризм и прожектерство в понимании закономерностей и темпов развития производит, сил, а также механистич. теория равновесия, затушевывавшая противоречия в развитии производств, отношений, концепция, сводившая социалистич. производств, отношения к технич. отношениям произ-ва, и т. п. (Н. Бухарин). Раскрывая созпдат. роль диктатуры пролетариата в построении социализма, сов. марксисты подвергали критике концепции примирения классов и врастания кулака в социализм, отмирания гос-ва в переходный период от капитализма к социализму, разоблачали троцкистское понимание диктатуры пролетариата как органа исключительно адм. насилия, «завинчивания гаек» и т. п.
Начиная с 20-х гг. стали выходить учебные пособия и др. книги (В. Адоратского, Г. Гака, Ф. Горохова, Ф. Константинова, С. Кривцова, М. Митина, И. Разумовского, Л. Спокойного, Б. Фингерта, М. Ширвиндта и др.), систематически излагавшие основы нсторич. материализма. Продолжая начавшуюся в 20-е гг. разработку ленинского филос. наследия, сов. философы подготовили ряд трудов, раскрывающих значение ленинских идей в области историч. материализма.
К сер. 30-х гг. в филос. лит-ре утверждается понимание псторич. материализма как составной части марксистско-ленинской философии, учения о наиболее общих законах развития общества, марксистской об-щесоциологич. теории и методологии познания явлений обществ, жизни.
Разрабатывая марксистско-ленинское учение о социалистич. культуре и культурной революции, сов. ученые подвергают критике концепции А. Богданова п Пролеткульта. Была показана несостоятельность вульгарносоциологич. взглядов (Э. Енчмена, С. Минина и др.), отрицавших значение наследия культуры, науки, иск-ва, философии для победившего пролетариата. Видную роль в разработке проблем культурной революции, борьбе с вульгаризаторством и упрощенчеством сыграли работы А. Луначарского, И. Луппола, М. Лифшица, П. Юдина и др.
Сов. ученые (И. Альтер, В. Асмус, А. Деборин, М. Фурщик и др.) выступают в 20 — 30-х гг. против бурж. философии истории и социологии, критикуют социал-реформистские теории К. Каутского, Г. Ку-нова, М. Адлера и др. Сов. философы (Г. Александров, М. Аржанов, Б. Бернадинер, Б. Быховский, С. Вольфсон, М. Митин, П. Федосеев и др.) разоблачают идеологию фашизма, его расистско-шовинистич. концепции, реакц. филос. и социологич. истоки.
Победа социалистич. строительства выдвинула ряд новых социологич. проблем. В парт, документах, ряде
ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
365
колл. трудов и др. работах сов. ученых (Г. Глезер-мана, П. Черемных, Ф. Чернова и др.) раскрываются закономерности классовой борьбы в переходный период и движущие силы социалистич. общества, изменения в социальной структуре общества и др.
В период Отечеств, войны сов. философы развернули большую идейно-политич. деятельность в борьбе с фашизмом. В послевоен. период сов. философы продолжали работу в области историч. материализма, выступали с критикой бурж. концепций обществ, развития. Была создана и получила широкое распространение кн. «Историч. материализм», под ред. Ф. Константинова (М., 1950). Сов. философы (М. Каммари, И. Цамерян и др.) обобщали опыт разрешения нац. вопроса в СССР, исследовали закономерности формирования социалистич. наций. Однако и в этой области знания глубокая разработка науч. проблем в 30— 40-х гг. зачастую подменялась комментированием и восхвалением положений Сталина, в т. ч. и ошибочных. Неверный тезис Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму в обстановке культа личности служил «теоретическим» обоснованием массовых репрессий.
Полная и окончательная победа социализма и строительство коммунизма в СССР, превращение социализма в мировую систему, решения XX — XXIII съездов КПСС создали предпосылки для дальнейшего развития марксистско-ленинской философии, в т. ч. историч. материализма. С сер. 50-х гг. в области историч. материализма развертываются дискуссии по широкому кругу вопросов, в науч. обиход вводятся новые категории, разрабатываются новые филос. проблемы обществ, развития, к-рые поставлены развитием мировой системы социализма, междунар. революц. движением, научно-технич. революцией. Анализ общих закономерностей и специфики развития социализма в отд. странах, перехода к коммунизму в СССР, перспектив развития как во внутр., так ив междунар. аспекте дан в решениях XX—XXIII съездов партии и пленумов ЦК КПСС, в новой Программе КПСС (1961). В отчетном докладе ЦК XXIII съезду КПСС (1966), в докладах Л. И. Брежнева «50 лет великих побед социализма» (1967), «Дело Ленина живет и побеждает» (1970) и др. его выступлениях (см. «Ленинским курсом», т. 1—2, М., 1970), в тезисах ЦК КПСС к 50-летию Окт. революции и др. партийных документах подводятся итоги пройденного партией и народом пути социалистич. и коммунистич. строительства, дан анализ совр. теоретич. проблем междунар. коммунистич. движения.
Важным теоретич. документом является выступление Л. И. Брежнева на Международном Совещании коммунистических и рабочих партий в Москве (1969), в к-ром дан теоретический анализ совр. междунар. обстановки и революц. борьбы против империализма, проблем междунар. коммунистич. движения и единства действий антиимпериалистич. сил, принципиальных вопросов коммунистич. строительства и развития мировой системы социализма. Говоря о новых явлениях в развитии капитализма, Л. И. Брежнев отметил, что гос.-монополистич. капитализм, гигантски обобществляя произ-во, централизуя управление им, до крайности углубляет осн. противоречие бурж. строя — противоречие между обществ, характером произ-ва и частным способом присвоения. «Со все большей силой влияют на внутренние процессы и политику империализма рост мощи социализма, ликвидация колониальных режимов, натиск рабочего движения. Многие важные особенности современного империализма объясняются тем, что он вынужден приспосабливаться к новым условиям, к условиям борьбы двух систем» (Междунар. Совещание коммунистич. и рабочих партий.
Док-ты и мат-лы, 1969, с. 44). Империализм наших дней, отмечал Л. И. Брежнев, все еще располагает мощным, высокоорганизованным производств, механизмом, использует те возможности, к-рые дают все большее сращивание монополий с гос. аппаратом п совр. научно-технич. прогресс. Вместе с тем «именно в наше время все острее проступают глубокие, поистине непреодолимые внутренние противоречия, подтачивающие капитализм, и прежде всего — противоречие между трудом и капиталом. Под напором сил социализма и демократии продолжается ослабление его мировых позиций. Сегодня полнее, чем когда-либо, он раскрывает себя как строй социального и национального неравенства, гнета и насилия» (там же, с. 45).
В выступлении Л. И. Брежнева раскрыто значение ленинской концепции пролет, интернационализма, противостоящей антиленинскпм течениям, направленным на расшатывание коммунистич. рядов, на разобщение антшшпериалпстич. сил. В выступлении изложена линия на преодоление разногласий, существующих в коммунистич. движении. Это прежде всего совместные действия против империализма; всемерное расширение связей и контактов между братскими пар тнями. Важнейшее направление борьбы за единство коммунистич. движения — обобщение теоретич. работы партий, развитие на этой основе марксистско-ленинской теории, защита ее принципов, необходимость теоретич. оценки новых форм борьбы, выдвигаемых жизнью. Дальнейшая творческая разработка проблем коммунистич. движения — актуальная задача братских партий (см. там же, с. 76—77).
Строительство коммунистич. общества происходит в обстановке острой классовой, особенно идеологической, борьбы на междунар. арене, в условиях борьбы нового, социалистич. строя против сил и традиций старого строя, остающихся еще и в социалистич. странах. КПСС последовательно проводит классовую, партийную линию во всей теоретич., в т. ч. и научно-филос, работе, требует четкости и ясности идейных позиций, активно борется против бурж. идеологии, оппортунизма и ревизионизма как правого, так и «левого». ЦК КПСС проявляет постоянную заботу о повышении теоретич. уровня филос. науки. «Разработка важных проблем экономики и политики, философии и социологии, истории и права, других общественных наук в тесной связи с практикой коммунистического строительства,— говорил Л. И. Брежнев на XXIII съезде КПСС,— важнейшая задача советских ученых... Развитие общественных наук и внедрение их рекомендаций в практику играют не менее важную роль, чем использование достижений естественных наук в сфере материального производства и развитии духовной жизни народа» (Материалы XXIII съезда КПСС, 1966, с. 86). Необходимость дальнейшей разработки проблем марксистско-ленинской теории, в т. ч. диалектич. и историч. материализма, науч. коммунизма, отмечается в постановлении ЦК КПСС (авг. 1967) «О мерах но дальнейшему развитию обществ, наук и повышению их роли в коммунистич. строительстве».
В связи со 100-летием со дня рождения В. И. Ленина КПСС развернула и активизировала теоретич. работу по исследованию и пропаганде ленинского наследия, в т. ч. в области философии. В тезисах ЦК КПСС «К 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина» раскрывается роль В. И. Ленина и ленинизма в развитии марксизма, показывается, что «Ленин был величайшим ученым в революции и революционером в науке, открывшим новый этап в развитии марксистской теории, обогатившим все составные части марксизма — философию, политическую экономию и научный коммунизм»
366
ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
{1970, с. 6). В тезисах ЦК КПСС показано, что Ленин дал ответы на самые актуальные вопросы, поставленные ходом исторпч. развития, развил и обогатил диалектич. и историч. материализм Маркса и Энгельса, защитил и развил осн. принципы мировоззрения и метода марксизма, дал решение новых проблем науки, накопившихся после Маркса и Энгельса, обстоятельную критику пдеалистпч. и метафизич. концепций. Ленин, говорится в тезисах, «...всесторонне исследовал диалектику общественного развития, взаимодействие экономики и политики, взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания и многие другие вопросы» (там же, с. 14—15). Подчеркивая ■определяющее значение объективных условий и тенденций обществ, развития, Ленин всегда соединял глубину научного анализа исторпч. явлений с самым решит, признанием значения революц. энергии, инициативы, сознательности, организованности масс, классов, партий, а также деятельности отд. личностей. КПСС, продолжая ленинские традиции, отстаивает и разрабатывает марксистско-ленинскую теорию. «Ленинские идеи о сущности и принципах коммунизма, о формах и методах его строительства,— отмечается в тезисах,— развернуты партией в целостную и научно обоснованную программу построения коммунистического общества. Она положена в основу решения важнейших вопросов политики, экономики, идеологической и организационной деятельности, которые, как подчеркнул XXIII съезд, находятся в центре внимания партии» (там же, с. 54). Выполняя ленинские заветы, КПСС во главе с Центральным Комитетом творчески подходит к решению проблем практики революц. борьбы и коммунистич. строительства, теоретически осмысливает великий историч. опыт современности, ведет активную ндео-логич. борьбу против империализма, бурж. идеологии, против всех отступлений от марксизма-ленинизма. Исследованию актуальных проблем историч. материализма и науч. коммунизма посвящены коллективные труды Ин-та философии АН СССР и др. науч. учреждений, работы В. Афанасьева, Г. Глезермана, В. Го-лосова, Ф. Константинова, А. Курылева, М. Митина, В. Разина, В. Семенова, Ц. Степаняна, П. Федосеева, Ю. Францева, Д. Чеснокова и др. сов. философов.
Сов. ученые совместно с марксистами др. стран исследуют соотношение всеобщих и особенных закономерностей перехода от капитализма к коммунизму, разрабатывают совр. проблемы социалистпч. революции и социалистпч. гос-ва в различных его формах, исследуют возможности как немирного, так и мирного путей осуществления социалистпч. революции, закономерности и формы мирного сосуществования гос-в с различ. обществ, строем и т. д. (А. Бутенко, Ф. Бурлацкий, А. Ковалев, Ф. Т. Константинов, Ю. Красин, Л. Славин, А. Соболев и др.). Изучаются проблемы субъективного фактора, закономерности развития духовной жизни и социалистпч. обществ, сознания, проблемы коммунистич. воспитания, пути преодоления пережитков капитализма в сознании и поведении людей (работы Г. Глезермана, В. Журавлева, С. Ковалева, Л. Н. Когана, А. Маслина, В. Приппснова, Л. Со-хань, Б. Чагина и др.).
Рассматривая проблемы обществ, сознания, нек-рые авторы (В. Келле, М, Ковальзон) выделяют в его развитии две взаимосвязанные стороны: познават, и идеология, процессы; др. авторы (напр., Г. Гак) рассматривают все формы обществ, сознания гл. обр. с т. зр. их познават. функции. Ряд работ сов. философов посвящен рассмотрению структуры обществ, сознания, закономерностей его развития, соотношения его форм, взаимодействия идеологии и обществ, психологии. Проводятся исследования роли обществ, мнения при социализме (Б. Грушин, А. Уледов и др.), изучаются
закономерности развития социалистпч. культуры и формирования культуры коммунизма (коллективные труды Ин-та философии АН СССР и др.). Разрабатываются различные аспекты проблемы человека, исследуется влияние научно-технич. революции на личность, ее структуру и положение в обществе (колл. работы и монографии Б. Ананьева, В. Давидовича, М. Митина, М. Петросян, К. Платонова, В. Тугарииова и др.), подвергаются критике бурж. концепции человека.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!