Подготовка текста и перевод Т. Ф. Волковой, комментарии Т. Ф. Волковой и И. А. Лобаковой 38 страница



[146] И отпущаетъ его, яко ангелъ Божий Гедеона на царей мадиамскихъ и яко Самсонъ кроткаео Давида на силнаго исполина Голияда... — В данном фрагменте автор «Казанской истории» проводит параллель между Иваном Грозным и библейскими героями-победителями. Так, Гедеон с тремястами воинами победил несметное войско Мидиама и Амалика, которое было обращено в бегство звуками труб; Давид победил гиганта Голиафа, поразив его камнем из пращи. Одновременно митрополит Макарий уподобляется здесь вдохновителям этих побед, причем в обоих случаях автор допускает ошибки: Гедеон был послан на битву «гласом Бога», Давид вышел сразиться с Голиафом по призыву Самуила, а не Самсона.

[147] ...в первую неделю Петрова поста... — Петров пост начинался в понедельник через неделю после Троицы.

[148] ...въ десятый час дни... — По современному счету времени это соответствует приблизительно 13 ч. 30 мин.

[149] ...нечестиваго царя крымскаго Девлет-Кирия пршиедша... на Тулу... — Девлет-Гирей, крымский хан (1551—1577), племянник Сахыб-Гирея, сменивший его на крымском престоле. Был ставленником турецкого султана. В 1552 г. при военной поддержке Турции попытался помешать походу русских на Казань. Осада Тулы была предпринята им в 20-х числах июня.

[150] ...иже была на Дону с... княземъ Дмитреемъ... —В «Сказании о Мамаевом побоище» рассказывается о молении Дмитрия Донского в Успенском соборе в кремле перед выходом в поход против Мамая перед чудотворным образом Владимирской Богоматери, но о том, что князь брал ее в поход, ни в «Сказании», ни в других произведениях Куликовского цикла не упоминается.

[151] ...и два царевячя Астроханския Орды... приидоша ту: Кайбула... Дербыш-Алей... — Царевич Кайбула (Хайбула) приехал на Русь в мае 1552 г., получил во владение г. Юрьев и женился на племяннице Шах-Али, дочери Джан-Али. Дервиш-Али (Дербыш-Али) выехал на Русь в конце 1551 г., получил от Ивана IV Звенигород, где и проживал безвыездно. В 1554 г. был посажен Грозным на астраханский престол вместо Ямгурчия.

[152] ...и ту... уряжает полки... — Приводимое далее распределение военачальников по полкам не совпадает с данными летописей. Г. Н. Моисеева установила, что автор «Казанской истории» поместил здесь не вымышленный разряд войск, а отразил расстановку воинских должностей за более поздний период (1564—1565), когда многие воеводы, участвовавшие во взятии Казани, были либо казнены, либо находились в ссылке. Так, например, не упоминаются воевода «большого полка» М. И. Воротынский (в 1562—1566 гг. находился в заточении на Белоозере), А. М. Курбский — воевода «правой руки» (в 1564 г. бежал в Литву), Немого-Оболенский, воевода «сторожевого полка» (казнен в 1565 г.). С другой стороны, в 60-е гг. Грозный приближает к себе новых воевод из среды опричников и приехавших на Русь татарских царевичей, что также нашло отражение в «Казанской истории», где упомянуты «начальные» воеводы казанского взятия из среды опричников — Темкин-Ростовский, Одоевский, Пронский, Трубецкой, а также ряд татарских царевичей, которые на самом деле в походе на Казань не участвовали.

[153] ...артоулному полку... — Ертаул (или ертоул) — передовой конный отряд для разведки.

[154] ...и черкасъ... и мордвы... и нѣмецъ, и фряг, и ляховъ... — Черкасы — северокавказский народ; мордовские племена жили за Сурой и ее притоком р. Пьяной; под немцами здесь, по-видимому, подразумеваются шведы; фряги — итальянцы; ляхи — поляки.

[155] ...и пророчествова Иеремия: «От яждения бо, — рече, — громовъ колесниц его и от ступания коней и слоновъ его потрясется вся земля. — Источником данного высказывания действительно является входящая в состав Библии Книга Иеремии, но автор «Казанской истории» приводит слова пророка неточно. Ср.: «От шума устремления его, и от оружия ног его, и от гремления колесниц его, и от звука колес его не обратишася отцы к сыном своим, опустивше руце своя».

[156] ...и за поле Куликово... — Куликово поле находится к юго-востоку от Тулы в междуречье Дона и его притока Непрядвы.

[157] ...по Мечю рѣку... — Меча — правый приток Дона южнее Куликова поля. Современное название — Красивая Меча.

[158] ...и в калантырь облекся... — Калантырь — доспехи из крупных металлических пластин, прикрывающих спину и грудь, с кольчужной сеткой от пояса до подола.

[159] ...и ста на Арскомъ поле... прямо граду за версту едину... — В действительности полк Грозного разместился на Царевом луге в достаточном удалении от Казани ...со всею матицею великою... — Матица — центральная часть войска.

[160] См. сноску 159.

[161] И поселѣ себе одѣлати градцемъ... — Рисунки «Царственной книги» изображают эти оборонительные укрепления в виде четырехугольных редутов из туров (башен) с выкопанными перед ними траншеями.

[162] И постави правыя руки полкъ... противу дву Нагайских вратъ... а сторожевый полкъ... противъ Царевых вратъ. — В действительности расположение русских полков вокруг Казани было иным.

[163] И не хуже Антиоха явленаго, егда прииде Иерусалимъ плѣнити. — В 203 г. до н. э. Иерусалимом овладел Антиох Великий, царь Сирии. Однако вероятней, что речь идет об Антиохе Епифане. О его разграблении Иерусалима рассказано в Библии. О завоевании Иерусалима Антиохом Епифаном говорит в «Истории Иудейской войны» Иосиф Флавий, приведя это завоевание как пример наказания жителей за грехи.

[164] В ту же нощъ сеитъ казанский сонъ же видѣ... — Главой мусульманского духовенства в Казани в 1552 г. был Кулшериф-Молна (молла, мулла). Он считался вторым лицом в государстве после хана. Был убит при взятии Казани.

[165] Той бо острог старый, Арескъ зовом... — Городок Арск находился в верховьях р. Казанки примерно в шестидесяти верстах от Казани. Был центром Арского княжества, населенного удмуртами (арами).

[166] ...яко древле иногда от 5 хлѣбов 5000 народа иудеѣй напита? — Автор «Казанской истории» ссылается на евангельский эпизод, рассказывающий о том, как Иисус Христос пятью хлебами и двумя рыбами накормил 5000 человек (Мф. 14, 17—21).

[167] Бѣ бо царь Шигалей в ратномъ дѣле зѣло прехитръ и храбръ... — В «Летописце начала царства» Шах-Али охарактеризвван иначе: «...царь... не могий скоро на конях ѣздити, разумичен же царь преизлишне, но не храбръ сый на ратях...» (ПСРЛ, т. XXIX. М., 1965, с. 82).

[168] ...посла... яко аггела своего ко Исусу Навину разорити стѣны Иерихонския... — Согласно Библии, помощник и преемник Моисея Иисус Навин овладел городом Иерихоном благодаря чудесной помощи Бога: стены осажденного города рухнули от звуков труб и криков войска Иисуса Навина (Нав. 6, 19).

[169] ...учиниша... башни 4 фряским обычаемъ... — В действительности во время осады Казани была сооружена (под руководством дьяка Ивана Выродкова) одна башня огромных размеров в близком расстоянии от городской стены.

[170] ...и вскоре другому дѣлу... касаются, его же преж того никто же на Руси видал. — Подкоп как военно-инженерный прием был известен на Руси задолго до взятия Казани. В Никоновской летописи под 1533 г. есть запись о взятии г. Стародуба литовцами с помощью подкопа. Устроение подкопов под казанскими стенами в летописях приписывается «немчину» Размыслу.

[171] И вборзѣ хитрецы повелѣнное... в седмый день... скончаша... — Согласно «Летописцу начала царства», сооружение подкопов длилось более месяца — с 31 августа по 2 октября.

[172] ...и напрасно вси вдруг исчезнуша... яко египтянѣ: онѣх бо море потопи... — В Библии говорится о бегстве иудеев под предводительством Моисея от египетского фараона. По молитве Моисея, море, вставшее преградой на пути, расступилось, и иудеи перешли Красное море по дну. Но когда за ними устремились их преследователи, то волны сомкнулись над ними, и все египтяне утонули (Исх. 14, 22—28).

[173] ...царь... самъ ходя с ними... — Участие Ивана IV в посольстве в Казань — факт легендарный. Автор «Казанской истории» создал данный фрагмент по аналогии с эпизодом из «Александрии», в котором рассказано о том, как Александр Македонский явился на пир к Дарию в качестве посла (см. наст. изд., т. 8).

[174] ...праздникъ... Богородици, честнаго ея Покрова. — Праздник Покрова (1 октября), установленный в честь «нетленной ризы», с помощью которой Богородица, по легенде, защищает народ во время бедствий, особенно почитался на Руси. Молитва к Богоматери о покрове (защите) всегда свершалась перед выходом на войну. Не случайно поэтому, что день решающего штурма Казани был приурочен к празднику Покрова.

[175] ...и в прегубницы ударяющи... — Прегубница — музыкальный инструмент.

[176] И егда зажженно бысть огненое зелие в ровѣх... И прорви... стѣны градныя... и тайникъ подня... — В «Казанской истории» упоминается лишь об одном взрыве подкопов накануне последнего штурма Казани 2 октября. В действительности за время осады было взорвано четыре подкопа: под тайником, откуда осажденные добывали воду (4 сентября), под тарасами (земляными сооружениями казанцев) — 30 сентября и два подкопа под городскими стенами (2 октября). ...прясло едино, а в другомъ же мѣсте — с полпрясла... — Прясло — часть крепостной стены от башни до башни.

[177] См. сноску 176.

[178] ...чающи... содомский огнь, с небеси сшедши, попалити их. — Жители двух библейских городов Содома и Гоморры за великие прегрешения были уничтожены Богом (за исключением семьи праведного Лота). В библейской Книге Бытия об этом событии сказано: «И Господь одожди на Содом и Гоморр жупел, и огнь... с небесе» (Втор. 29, 22—23).

[179] И вострубиша... в сурны... и удариша в накры... — Сурна — древний музыкальный инструмент, отличавшийся сильным пронзительным звуком. Накры — древнерусский музыкальный инструмент типа бубна.

[180] И ту, в Муралѣевых вратех, уязвиша... Симеона Никулинского... — О том, где именно находился во время штурма Казани С. Микулинский, сведений нет. В летописях он упоминается как воевода «передового» полка во время похода на Арскую крепость, но в числе воевод, участвовавших в последнем штурме Казани, не назван.

[181] Брата же его, князя Дмитрия, ис пушки... убиша. — Согласно Разрядной книге, Д. Микулинский был воеводой в «полку левой руки», стоявшем на берегу Булака. Никаких сведений о его судьбе ни Разрядная книга, ни летописи не содержат.

[182] Тѣхъ же досталних 3000 окопившася храбрых казанцевъ... — А. М. Курбский называет другую цифру — 6000 человек.

[183] ...и прорвашася во врата Царевы за Казань рѣку... — Последний отряд казанцев покинул город со стороны Елбугиных ворот, находившихся в северной части крепости, непосредственно выходившей на берег р. Казанки, через которую казанцы переправились вброд и, сражаясь с воинами полка «правой руки», отходили в леса за Казанкой. Царские врата находились в противоположной части города.

[184] ...стояху бо ту на поле два воеводы противъ Царееых врат — князь Петръ Щенятевъ... князь Иванъ Пронской Турунтай. — Князь Щенятев находился у Елбугиных ворот (как воевода «правой руки») вместе с князем Курбским; князь Пронский, находясь вместе с «передовым полком» на Арском поле, не принимал участия в сражении с последним отрядом казанцев.

[185] И бѣ видети, яко высокия горы, громады... побитых казанцевъ лежащихъ... — Сходное описание Казани, заваленной телами убитых воинов после взятия города, есть и в других исторических сочинениях.

[186] И бысть сѣча та великая от утра, перваго часа дни, и до десятаго. — О продолжительности последнего штурма Казани точных сведений в летописях не имеется, есть лишь общие указания на длительность битвы.

[187] О изымании казанского царя... — Обстоятельства взятия в плен казанского царя Ядигара-Мухаммеда в разных источниках освещаются по-разному. По одной версии («Отрывок русской летописи». — ПСРЛ, т. VI, с. 313), наиболее близкой к рассказу «Казанской истории», воины князя Палецкого схватили царя, не опознав его, на городской стене близ Збойливых ворот и хотели убить его, но узнали «от неких татар», что перед ними казанский царь. По другой версии, принадлежащей Курбскому, казанцы сами передали царя русским, после чего попытались выбраться из города.

[188] ...женъ красных и дѣвицъ до 1000... — Эта подробность подтверждается рассказом Курбского.

[189] ...и в повоях златых... — Повой (повойник) — женский головной убор.

[190] ...рязанския земли воевода Назарья Глѣбовъ... — В Разрядной книге Н. С. Глебов — воевода в «передовом полку».

[191] ...въѣхавъ в столный град Казань в час 3 дня... — По современному времяисчислению около 9 часов утра.

[192] ...предидущу пред нимъ хоругви его — образу Спасову... — Хоругвь — войсковое знамя; образ Спасов — так называемый «Нерукотворный Спас» — особо почитаемый тип иконы Христа на убрусе (плате): согласно преданию, Христос сам «запечатлел» свой образ, прижав полотно к лицу. Хоругвь с изображенным на ней Спасом была главным боевым знаменем русского войска.

[193] ...новаго архиепископа граду Казанскому перваго, Гуриа... — Гурий Руготин (ум. в 1536 г.), известный церковный деятель. Был игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря (1544—1551), до 1555 г. — игуменом Троице-Селижаровского монастыря. В феврале 1555 г. стал архиепископом казанским. В «Казанскую историю» включен подлинный текст наказа Гурию Ивана IV.

[194] ...тимпаны звяцаху, и арганы восклицаху, и рожны вопияху... — Тимпаны — древний музыкальный инструмент, род небольших литавр; арган — в древности — духовой музыкальный инструмент с резким звуком; рожны (рожки) — древний музыкальный мундштучный инструмент с сильным звуком.

[195] Прилучиша же ся тогда и послы нѣкия... от далних странъ... — В данном фрагменте автор сводит вместе иностранных дипломатов, в действительности побывавших в Москве в разное время.

[196] ...вавилонскаго царя посолъ... — По-видимому, имеется в виду персидский посол, находившийся в Москве до 1557 г.

[197] ...послы нагайския... — Находились в Москве в момент возвращения Грозного (до 25 октября).

[198] ...послы польского короля... — В 1552 г. в Москве дважды были польские посланники, но первый из них уехал 10 марта, а второй прибыл в Москву лишь 24 ноября.

[199] ...послы дацкаго короля... — Были в Москве в 1559 г.

[200] ...послы свицкого короля... — Шведские послы были в Москве уже после 1552 г.: в 1557 г. Иван IV заключил мир в Москве с послами шведского короля Густава Вазы.

[201] ...посол волоский... — Послы волошского воеводы Александра прибыли в Москву, согласно летописи, в 1555 г.

[202] ...купцы Англиския земли. — Впервые английские купцы появились в Москве только в 1553 г. (Кунцевич Г. 3. История о Казанском царстве..., с. 495—497).

[203] ...в болшая врата граду, зовомыя Фроловския... — Фроловскими назывались до 1658 г. Спасские ворота Кремля.

[204] ...к роте приведе... якоже Моисей во израилтянех... — Имеется в виду библейский эпизод — клятва израильтян перед Моисеем в том, что они будут неукоснительно соблюдать божественные заповеди и предписания (см. Исх. 19, 7—8).

[205] ...якоже заточеные самояди македонскимъ царем Александромъ за великия горы на край Чермнаго моря. — Эти сведения о самоедах, вероятнее всего, восходят к рассказу «Повести временных лет» под 1096 г. (см.: т. 1 наст. изд.), где сказано, что самоеды, в числе других «нечистых» народов, были заточены Александром Македонским за непроходимыми горами. Однако возможно, что это сообщение имеет своим источником «Александрию», в которой рассказывается о заточении Александром «нечистых» народов, правда, самоеды среди них не названы (см.: т. 9 наст. изд.).

ПЕРЕВОД

НОВОЕ СКАЗАНИЕ, ВКРАТЦЕ ПОВЕСТВУЮЩЕЕ О НАЧАЛЕ КАЗАНСКОГО ЦАРСТВА, И О ВОЙНАХ С КАЗАНСКИМИ ЦАРЯМИ ВЕЛИКИХ МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ, И О ПОБЕДАХ ИХ, И О ВЗЯТИИ КАЗАНСКОГО ЦАРСТВА

Красныя убо и новыя повѣсти сея достоит намъ радостно послушати, о христоимянитии людие, якоже удивившеся преславному в нашей земли и во дни наша — в лѣта православнаго и благочестиваго и державнаго царя и великаго князя Иоанна Васильевича, Богомъ возлюбленнаго и Богомъ избраннаго, и Богомъ вѣнчаннаго, глаголю же, владимирскаго и московскаго и всеа великия Росии самодержца, ему же дарова Богь всемирную побѣду и славное одолѣние на презлое царство срацынское,[1] на предивную Казань, правые ради его вѣры еже во Христа. Но молю вас боголюбне: не позазрите грубости моей. От любве бо Христовѣ пострекаемь бѣх и покусихся невѣдящим сего по нас людем, в род инъ, писанием изъявити разумно, мню, маловѣдомых о начале Казанскаго царства: откуду начася исперва и в которыя лѣта, и како быша почасто, и о бывшихъ великих побѣдахъ его с великими нашими державными московскими, яко да, прочетше, братия наша воини и от скорби премѣнятся, простии же ту возвеселятся и прославятъ великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и разумѣютъ все дивная его чюдеса и великие милости, еже подаетъ истиннымъ и вѣрнымъ рабомъ своим. Начну же сице. Вы же внимайте разумно сладкия сея повѣсти и старыя.

Прекрасную и новую повесть эту следует нам выслушать, о христиане, радуясь и дивясь славным делам, совершенным в нашей земле и в дни наши — во времена православного, и благочестивого, и державного царя и великого князя Ивана Васильевича, Богом возлюбленного, и Богом избранного, и Богом венчанного, скажу же, Владимирского, и Московского, и всей Великой России самодержца, которому даровал Бог — за правую веру его во Христа — всемирную победу и славное одоление презлого сарацинского царства — предивной Казани. Но молю вас, бога ради: не осуждайте невежества моего. Ведь я, понуждаемый любовью Христовой, покусился не знающим всего этого потомкам нашим, иному поколению, изъявить разумно писанием своим, думаю, малоизвестное о начале Казанского царства: с чего началось и в какие годы, и как было основано, и о бывших больших победах его над великими нашими московскими правителями, чтобы братья наши воины, прочитав его, избавились от скорби, простые же люди развеселились и прославили великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и познали все удивительные его чудеса и великие милости, которые подает он истинным и верным своим рабам. Начну же так. Вы же разумно внимайте сладкой и старой сей повести.

О КАЗАНСКОМЪ ЦАРСТВѢ. ГЛАВА 1

О КАЗАНСКОМ ЦАРСТВЕ. ГЛАВА 1

Бысть убо из начала Руския земли, якоже повѣдаютъ русь и варвари, все то едина Руская земля, идѣже стоитъ нынѣ град Казань, продолжающися в длину до оного Нова града Нижнего на востокъ, по обѣма странама великия реки Волги, вниз до Болгарскихъ рубежов, до Камы рѣки, в ширину же простирающеся на полунощие до Вяцкие земли и до Пермьския, а на полудень — до половецкихъ предѣл.[2] Все же бѣ держава и область Киевская и Владимирская. Живяху же за Камою в части земли своея болгарския князи и варвари, владующе поганым языкомъ черемискимъ,[3] не знающим Бога, никоего же закона не имущим. Обои же бяху служаще и дани дающе рускому царству до Батыя царя.[4]

От начала Русской земли, как рассказывают русские люди и варвары, там, где стоит теперь город Казань, все то была единая Русская земля, продолжающаяся в длину до Нижнего Новгорода на восток, по обеим сторонам великой реки Волги, вниз же — до болгарских рубежей, до Камы-реки, а в ширину простирающаяся на север до Вятской и Пермской земель, а на юг — до половецких границ. И все это была держава и область Киевская и Владимирская. За Камой же рекой жили в своей земле болгарские князья и варвары, держа в подчинении поганый черемисский народ, не знающий Бога, не имеющий никаких законов. И те и другие служили Русскому царству и дани давали до Батыя-царя.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!