Подготовка текста и перевод Т. Ф. Волковой, комментарии Т. Ф. Волковой и И. А. Лобаковой 35 страница



Дважды ведь сам он ходил на Казань со всеми русскими силами, дважды же посылал царя Шигалея и с ним первых воевод своих также со всеми русскими воинами. Всего же при нем ходили на Казань летом и зимою за девять лет семь раз: пять раз ходили до казанского взятия, дважды же после взятия — окончательно расправиться, разорив ее и перебив, с низовой черемисой, которая сначала покорилась, а потом вскоре, в том же году, снова изменила.

По 6 месяцех паки учиниша брань сице: воеводы бо казанския послаша воеводу свияжскаго Бориса Салтыкова не с великою силою на нѣкия улусы черемиския, еще не покаряющимся имъ, яко да и тѣх покорят и смирят. И за тѣх восташа вси людие, и паки возмятеся вся земля. И того воеводу жива яша, побивше вои его 20000, и заведоша его в башкирския улусы и в далную черемису, за 700 верстъ за Казань, и умучиша его тамо. И воевахуся пять лѣт не отступающи от Казани и паки хотяще град свой восприяти, не дадущи гражаном руским на дѣла своя из града изходити. Токмо великою силою прогоняще их и тако исхожаху на оружия своя, данележе изчезѣ вся черемиса за беззакония своя, якоже и владѣлцы их — уланове и князи и мурзы, остриемъ меча вси поразишася.

Спустя шесть месяцев снова разгорелась война, а было это так: казанские воеводы послали свияжского воеводу Бориса Салтыкова с небольшой силой на некие черемисские улусы, которые еще не покорились, дабы и их покорили и смирили. И из-за тех восстали все люди, и снова пришла в смятение вся земля. И того воеводу живым взяли в плен, побив двадцать тысяч его воинов, и завели его в башкирские улусы и земли дальней черемисы за семьсот верст от Казани, и там замучили его. И пять лет воевали они, не отступая от Казани и желая снова вернуть себе город свой, не давая русским горожанам по своим делам выходить из города. Только с помощью большого числа воинов прогоняли их и тогда выходили на свою работу, пока не погибла вся черемиса за преступления свои и все правители их — уланы, князья и мурзы — не были поражены остриями мечей.

И сосчиташа же сами себѣ изставшиися казанцы и черемиса всѣх побитых своих во взятье казанское и преже взятья, и по взятии — и татар, и черемисы, во граде и в острогах, и во пленъ сведеных, и от глада умерших, и от мраза, и всячески вездѣ погибших, вѣдомых ими и писаных, кромѣ невѣдомых и неписаных, 757270 человѣкъ. Мало же их живых остася во всей земли Казанской, развѣ простых живых людей, худых и немощных, и убозѣх земледѣлецъ.

И сосчитали сами оставшиеся в живых казанцы и черемиса всех своих, убитых в Казанское взятие, и до взятия, и после взятия — и татар и черемису в городе, и в острогах, и уведенных в плен, и умерших с голода, и замерзших, и от других причин в разных местах погибших, о которых знали они и которые были записаны, и насчитали, кроме неизвестных и незаписанных, семьсот пятьдесят семь тысяч двести семьдесят человек. Мало осталось их в живых во всей Казанской земле — только простые люди, больные и немощные и бедные земледельцы.

Въѣхавъ же великий самодержецъ благовѣрный царь князь великий Иванъ Васильевичь во царствующий свой в преименитый град Москву месяца ноября вь 1 день, на память святых безсребреникъ Козмы и Дамиана, и тако сѣд на престолѣ своем — великаго царства Рускаго, правя скипетръ державы своея, утер кровавый пот свой, покорив под себя жестокия и лукавыя казанцы и паче злѣйшую их черемису поганую, оставив себѣ славу великую превыше отецъ своих и память вѣчную в роды руския в вѣки.

Въехал же великий самодержец благоверный царь великий князь Иван Васильевич в царствующий свой прославленный город Москву месяца ноября в первый день, в день памяти святых бессребреников Козьмы и Дамиана, и сел на престол великого своего Русского царства, управляя державой своей, утер кровавый пот свой, покорив себе жестоких и лукавых казанцев и злейшую поганую черемису, оставив по себе русским людям великую славу, большую, чем предки его, и вечную память на века.

ПОХВАЛА ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ И ВСѢМЪ ВОЕВОДАМ ЕГО И ВОЕМЪ. ГЛАВА 101

ПОХВАЛА ЦАРЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ И ВСЕМ ВОЕВОДАМ ЕГО И ВОИНАМ. ГЛАВА 101

Сицев бѣ той царь князь великий. И многа при себѣ памяти и похвалы достойна сотвори: грады новые созда и ветхия обнови, и церкви пречюдныя и прекрасныя воздвиже, и монастыря общежителныя иночествующимъ устрой. И от юны версты не любяше никакия потѣхи царския: ни птичья лова, ни песья, ни звериныя борбы, ни гуселнаго звяцания, ни прегубницъ скрипѣния, ни мусикийскаго гласа, ни пискания свирѣлнаго, ни скомрах, видимых бѣсов, скакания и плясания. И всяко смѣхотворение от себе отрину, и глумники отгна, и вконецъ сих возненавидѣ. И токмо всегда о воинственнемъ попечении упражняшеся и поучение о бранѣх творяше, и почиташе доброконники и храбрыя оружники, и о сих с воеводами прилежаще, и симъ во вся дни живота своего с мудрыми совѣтники своими поучашеся и подвизашеся, како бы очистити землю свою от поганых нашествия и от частаго плѣнения их; к сему же тщашеся и покушашеся, како бы всяку неправду и нечестие, и кривосудство, и посулы, и резоимание, и разбой, и татбы изо всей земли своей извести, правду же и благочестие в людех насѣяти, возрастити. И того ради по всей области великия державы своея, по всѣмъ градомъ и по селом изыска, устави разумныя люди и вѣрныя сотники, и пятдесятники, и десятники на вѣре и к роте приведе во всѣх людех якоже Моисей во израилтянех,[204] да кииждо блюдет числа своего, аки пастырь овцы своя, и разсмотряетъ в них, и изыскует всякого зла и неправды, и да обличает виноватаго пред болшими судьями, и, аще не престанет от злаго обычая своего, то да смерть примет о дѣле своемъ неизмолимо. И сим обычаем укрѣпи землю свою. Но ли еси не мощно злыя обычаи, издавна застарѣвшаяся в человѣцѣх, искорени и истребити!

Таков был тот царь великий князь. И еще при жизни своей совершил он много дел, достойных похвалы и памяти: города новые построил, а старые обновил, и воздвиг церкви чудесные и прекрасные, и монастыри общежительные устроил для иночествующих. И с юных лет не любил он никаких царских потех: ни охоты на птицу, ни собачьей, ни звериной борьбы, ни гусельного бренчания, ни скрипения прегубниц, ни музыкального звука, ни пищания свирельного, ни скакания и плясок скоморохов, зримых бесов. И всякое балагурство от себя отринул и насмешников отогнал и окончательно их возненавидел. И жил лишь воинскими заботами и обучал ратному делу, и почитал добрых конников и храбрых стрелков, и заботился о них с воеводами, и всю жизнь свою советовался с мудрыми советниками своими, и стремился к тому, чтобы избавить землю свою от нашествия поганых и от частого разорения; кроме того, пытался он и старался всякую неправду, и бесчестье, и неправедный суд, и посулы, и подкупы, и разбой, и грабеж вывести по всей своей земле и насеять в людях и взрастить правду и благочестие. И для того по всей великой своей державе, по всем городам и селам, подыскав, расселил разумных людей и верных сотников, и пятидесятников, и десятников и заставил всех людей присягнуть ему на верность, как некогда Моисей израильтян, дабы каждый отвечал за свое число, как пастырь за овец своих, и наблюдал за ними, и вскрывал всякое зло и неправду, и обличал бы виновных перед старшими судьями, и, если бы такой человек не прекратил злых своих дел, чтобы неумолимо предавали его смерти за проступок его. И таким способом укрепил он землю свою. Можно ведь дурные застаревшие привычки искоренять у людей и истреблять!

И бысть в царствии его велия тишина во всей земли Рустей, и укротися всяка бѣда и мятеж, и великий разбой, и хищения, и татба не имѣновашеся, яко при отцѣ его бысть, и частое варварское плѣнение преста, убояша бо ся крѣпкия силы его пагании цари, и устрашишася меча его нечестивии короли, и военачалницы нагайския, мурзы, усумнѣшася блещания копей его и щитов, и вострясошася, и побѣгоша нѣмцы с магистром ото искуснейших ратоборецъ, и сосѣче стремление люборатным казанцем, и смирение прекланяет выя черемиская! И стеснившаяся от супостат руския предѣлы на всѣ страны разшири, и продолжи их до край морских, и наполни безчислеными селенми людскими, и многи побѣды на супротивных постави, яко разнымъ точию именъ воеводских боятися и трепетати. И зваху его во всѣх странах крѣпкимъ царем и непобѣдимым, и бояхуся погании языцы ратию приходити на Русь, слышаще же его жива еще, и страх его свѣдуще, якоже заточеные самояди македонскимъ царем Александромъ за великия горы на край Чермнаго моря.[205] Колижды же прихожаху агаряне на землю нашу, но не яве, якоже при отцѣ его и прадѣде, яко во всей земли, неисходяще, в руских украинах живяху, но татем прихожаху и нѣчто украдомъ похищаху, и бѣгаху, яко звирие гоними. Воеводы же московския, гдѣ убо ощутивше варвар и на кою украйну пришедших, и тамо, собравшеся, прогоняху их и, яко мышей, давляху и побиваху: то бо есть от вѣка и от рожения дѣло варварское и ремество — кормитися войною.

И была в царствование его великая тишина по всей Русской земле, и улеглись всякие беды и мятежи, и прекратился сильный разбой, и хищения, и воровство, которые были при его отце, и варварские набеги прекратились, ибо испугались крепкой силы его поганые цари и устрашились меча его нечестивые короли, и военачальники ногайские, мурзы, дрогнули перед блистанием копий его и щитов и затряслись и побежали немцы во главе с магистром от доблестных воинов, и пресек стремления воинственных казанцев, и заставил смиренно преклониться черемисов! И расширил он во все стороны русские границы, продолжил их до берегов морских, и наполнил их бесчисленными людскими селениями, и одержал много побед над врагами, так что боялись и трепетали они от одного имени его воевод. И звали его во всех странах могущественным и непобедимым царем, и боялись поганые народы приходить войной на Русь, слыша, что еще жив он, зная грозность его, как самоеды, заточенные македонским царем Александром за высокие горы на самом краю Красного моря. И много раз приходили агаряне на землю нашу, но не открыто, как при отце его и прадеде, когда безвыходно жили они по русским границам, но как разбойники приходили, и что-то воровски похищали, и убегали, словно гонимые звери. Воеводы же московские, когда узнавали, что к какой-то границе подошли варвары, собравшись, прогоняли их оттуда и, словно мышей, давили их и побивали, ведь это испокон веку, от рождения их, варварское дело и ремесло — кормиться войною.

Конецъ о взятии Казанскомъ.

Конец о взятии Казанском.


[1] ...на презлое царство срацынское... — Основное население Казанского ханства исповедовало ислам. Уже в X в. главные города Волжско-Камской Болгарии, на территории которого оно возникло, были по преимуществу мусульматскими.

[2] ...продолжающися в длину до оного Нова града Нижнего... а на полудень — до половецкихъ предѣл. — Основные земли Казанского ханства располагались в предкамских районах современного Татарстана: в районе р. Казанки по средней Меше (правый приток Камы) и по верхнему течению р. Ашита (приток Иляти, впадающей в Волгу), а также по правому берегу Волги (на западе — до р. Свияги, на юге — до современного г. Тетюши). Входили в состав ханства и земли, населенные другими народностями Среднего Поволжья. Западная граница ханства проходила по р. Суре. Северная была неопределенной: жившие на этой окраине ханства марийцы и удмурты в южных местах своего поселения подчинялись Казани, а в северных — Руси; на востоке владения ханства в Предкамье достигали р. Вятки, а возможно, и Камы (выше устья р. Белой); в Закамье захватывали башкирские земли вдоль Камы к западу от р. Белой; на юге граница Казанского ханства проходила по Каме, за которой находились Ногайские земли.

[3] ...вниз до Болгарскихъ рубежов... Живяху же за Камою в части земли своея болгарския князи и варвари, владующе поганым языкомъ черемискимъ... — Речь идет о Волжско-Камской Болгарии, феодальном государстве, образовавшемся в районе впадения Камы в Волгу после прихода в эти места из Приазовья тюркоязычных болгарских племен (вторая половина VII в.), подчинивших себе местные племена — марийцев, чувашей, удмуртов, мордву, которые обобщенно назывались древнерусскими авторами «черемисой».

[4] ...до Батыя царя. — Батый — Бату (1208—1255), монгольский хан, сын Джучи, внук Чингисхана. В 1243 г. основал в низовьях Волги Золотую Орду со столицей Сарай-Бату.

[5] ...царю казанскому Сат-Серею. — Сафа-Гирей (1510—1549), представитель четвертого поколения крымской династии Гиреев, сын царевича Фатыха, внук хана Менгли-Гирея. Правил в Казани с перерывами в 1524—1531 и в 1535—1549 гг.

[6] ...по убиении... Георгиа Всеволодича Владимирскаго и со двема сыньми его и з братаничи... — Георгий Всеволодович (1188—1238), великий князь владимирский с 1212 г., сын Всеволода Большое Гнездо. Погиб в битве с монголо-татарами на р. Сить. Вместе с ним были убиты два его сына — Всеволод и Мстислав и племянники — Василек Ростовский, Всеволод и Владимир Святославичи.

[7] ....Ярославъ Всеволодичь... со осмью сыньми своими... — Ярослав Всеволодович (1191—1246), князь Переяславский. Неоднократно приглашался княжить в Новгород. Третий сын Всеволода Владимирского, брат Георгия Всеволодовича. После гибели последнего получил ярлык на великое княжение. Умер, вызванный в Каракорум к великому хану Гуюку, как считали современники, — от яда. Вслед за «Хронографом» автор «Казанской истории» говорит о восьми сыновьях Ярослава. Однако к 1238 г. в живых оставалось пять сыновей.

[8] ...сына своего Александра. — Александр Ярославич Невский (1220—1263), великий князь владимирский с 1252 г. Блестяшие победы в 1240 г. над шведами и в 1242 г. над немцами сделали его имя символом храброго государя-полководца, что было закреплено в «Житии Александра Невского» (т. 5 наст. изд.).

[9] ...митрополитом Антонием... — На самом деле при взятии г. Владимира монголо-татарами в 1238 г. погиб епископ Митрофан.

[10] ...Руская земля... предана бысть, яко Иерусалимъ в наказание Навходоносору, царю вавилонскому, яко да тѣм смирится. — Иерусалим был завоеван царем Вавилонии Навуходоносором II (605—562 гт. до н. э.) четырежды в 597 и 587 гг. Особенно драматичным было завоевание города в 587 г., когда, подавляя вспыхнувшее восстание, вавилоняне по приказу Навуходоносора сожгли стены города, разрушили храмы, около 9000 человек были уведены в плен, а само Иудейское царство было ликвидировано. О пленении Иерусалима, как о наказании за грехи, говорится в Библии (4 Цар. 24).

[11] ...выходы... даваху...—Выход — дань, подать.

[12] ...по царство тоя Златыя Орды царя Ахмата, сына Зелед-Салтанова... — Ахмед (Ахмат), хан Большой Орды, образовавшейся во второй четверти XV в. в низовьях Волги в результате распада Золотой Орды. В годы правления Ахмеда произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига (1480 г.). Зеледи (или Зелени)-Салтаном древнерусские авторы называли сына Тохтамыша Джелал-Эддина, занимавшего ханский престол в 1411—1413 гг. Отцом Ахмеда он назван ошибочно: сыном Джелал-Эддина был другой герой «Казанской истории» — Улу-Ахмет (Улу-Мухаммед), основатель Казанского ханства (см. сноску 43). Отцом же Ахмеда был. Кичи-Мухаммед, внук Тимура-Кутлу.

[13] ...Иоанна Васильевича Московскаго, иже взя и поработи под ся Великий Новъ град. — Иван III Васильевич (1440—1505), сын Василия II Темного, великий князь московский с 1462 г. Успешно проводил политику централизации Русской земли: подчинил Москве великое княжество Тверское, Ростовское и Ярославское княжества. В 1478 г. начал войну с Новгородом, закончившуюся поражением феодальной республики.

[14] ...призвавше от Пруския земли, от варяг, князя и самодержца... — Здесь автор «Казанской истории», обвиняя в своеволии новгородцев, противопоставляет приглашенного ими Рюрика «законным» владыкам Руси, словно забывая о том, что к Рюрику возводит свой род великий князь московский. Родословная Рюрика возводилась к Прусу в «Сказании о князьях владимирских» (см.: т. 8 наст. изд.).

[15] ...короля литовскаго держателя себѣ восхотѣша имѣти. — Это же обвинение в контактах с королем Казимиром Ягеллоном (король Польши с 1447 г.) выдвигалось московской «Повестью о взятии Новгорода Иваном III» (см.: т. 7 наст. изд.).

[16] ...яко Тита, римскаго царя, Еуспасиянова сына, разорити градъ Иерусалимъ... — Еуспасиян (Веспасиан) — римский полководец, с 69 г. — император. Он и его сын Тит (император с 79 г.) вели войну с восставшей против Римской империи Иудеей в 67—70 гг. События этой войны, закончившейся взятием и разрушением Иерусалима, описаны сторонником Веспасиана и Тита Иосифом Флавием в «Истории Иудейской войны», созданной в 75—79 гг. и известной русским читателям по переводу с XII в. (см.: Мещерский Н. А. «История Иудейской войны» Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М.: Изд-во АН СССР, 1958).

[17] Царь Ахматъ восприимъ царство Златыя Орды по отце своемъ, Зелети-Салтанѣ царѣ... — Ханский престол в Большой Орде перешел к Ахмед-хану после сына Тохтамыша Сейид-Ахмета.

[18] ...ни мало убояся страха царева... — Эпизод с «потоптанием» ханской басмы носит легендарный характер. Однако, действительно, Иван III в 1476 г. прекратил выплату дани Орде.

[19] ...базму — парсуну лица его... — Изображение людей вообще было запрещено у мусульман. По-видимому, эта деталь введена автором с чисто художественной целью.

[20] ...и прииде на Русь к рецѣ Угрѣ... — Речь идет об историческом походе на Русь Ахмед-хана осенью 1480 г., с которым связывается окончательное освобождение Руси из-под власти Золотой Орды. Река Угра — левый приток Оки, впадаюший в нее возле Калуги.

[21] ...ноября въ 1 день... — Дата указана ошибочно. Войска Ахмед-хана, согласно летописным источникам, появились на Угре почти на месяц раньше — в начале октября.

[22] ...якоже и царь Тактамышъ лестию взялъ. — После поражения Мамая на Куликовом поле в 1380 г. в Золотой Орде воцарился Тохтамыш. В 1382 г., придя на Русь, он обманом захватил Москву (см.: т. 6 наст. изд.).

[23] Та бо река многа мѣста обходящи... защищающи Рускую землю. — Угра была в XV в. пограничной рекой, разделявшей русские и литовские земли. Будучи в те времена довольно широкой и глубокой рекой с крутыми и обрывистыми берегами, Угра представляла серьезное естественное препятствие на пути военных отрядов и не раз останавливала врагов Руси.

[24] И покушашеся многажды прелѣсти реку... и не можаше... — Сражение на переправе через Угру продолжалось четыре дня. Летописи подтверждают, что татарам не удалось преодолеть водную преграду и завязать бой на левом берегу. Это четырехдневное сражение фактически предрешило судьбу войны.

[25] И посылаетъ отай царя Златую Орду пленити служиваго своего царя Нурдовлета Городецкаго... — Нут-Давлет, сын крымского хана Хаджи-Гирея (Ази-Гирея), после смерти отца, потерпев поражение в борьбе за власть от своего младшего брата Менгли-Гирея, бежал на Русь и в царствование Ивана III находился у него на службе как Касимовский (Городецкий) царевич (см. сноску 132). Умер около 1491 г. Сведения «Казанской истории» о его походе не подтверждаются историческими источниками. Однако, по мнению исследователей, этот факт вполне мог иметь место в действительности.

[26] И скоро в томъ часѣ царь от рѣки Угры назадь обратися бѣжати... — В действительности бегство Ахмед-хана было обусловлено комплексом причин: союзник Орды польский король Казимир IV не пришел на помощь Ахмед-хану; союзник Ивана III Менгли-Гирей угрожал Ахмед-хану с тыла, со стороны Поля; окрестности Угры были разорены самими же ордынцами; не хватало продовольствия, и надвигалась зима, которая несла новые лишения. К отступлению от Угры Ахмед-хан готовился заранее, сначала отослав в Орду захваченный полон. Конное же войско татар покинуло район Угры поспешно, побросав обозы, накануне 7 ноября.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!