Философия и методология науки 12 страница



Абстрагирование - мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений объектов и одновременно выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих объектов.

79 См.: С.Н. Волк. Математический эксперимент: сущность, структура, перспективы развития // Философские науки. - №10. - 1989.

Абстракции отождествления - мысленное отвлечение от несущественных при­знаков предметов, выделение существенных и образование на этой основе общих понятий типа "человек", "дом" и т.п.

Изолирующая абстракция получается путем выделения некоторых свойств, от­ношений, неразрывно связанных с предметами материального мира, в самостоя­тельные сущности ("устойчивость", "растворимость", "электропроводность" и т. д.).

Кроме этого в современной науке используются абстракция конструктивизации и другие методы абстрагирования.

Идеализация - прием научно-теоретического исследования, основанный на процессе абстракции, формирование идеализированного объекта.

Идеализированные объекты не существуют в действительности - напри­мер, геометрическая точка, абсолютно упругое тело, прямая, абсолютно черное тело, идеальный газ и т.п. Идеализация может осуществляться разными путями и основываться на разных видах абстракций. После абстрагирования необходи­мо выделить интересующие нас стороны или свойства стороны или свойства, предельно усилить или ослабить их и представить как свойства некоторого са­мостоятельного объекта. Создание идеализированного объекта позволяет вы­делить существенные его стороны, упростить и благодаря этому сделать воз­можным применение для его описания точных количественных методов80.

Познавательная ценность идеализации обусловлена тем, что посредством идеализации мы выявляем некоторые закономерные тенденции в чистом виде, абстрагируясь от эмпирически обнаруженных конкретных форм их проявления, от второстепенных сторон изучаемых объектов. Основное положительное зна­чение идеализации как метода научного познания заключается в том, что полу­чаемые на ее основе теоретические построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Упрощения, достигаемые с помощью идеализации, облегчают создание теории, вскрывающей законы исследуемой области явлений материального мира. Если теория в целом правильно описы­вает реальные явления, то правомерны и положенные в ее основу идеализации.

Метод идеализации, оказывающийся весьма плодотворным во многих случаях, имеет в то же время определенные ограничения. Развитие научного познания заставля­ет иногда отказываться от принятых ранее идеализированных представлений. Так произошло, например, при создании Эйнштейном специальной теории относитель­ности, из которой были исключены ньютоновские идеализации «абсолютное про­странство» и «абсолютное время». Кроме того, любая идеализация ограничена конк­ретной областью явлений и служит для решения только определенных проблем.

80 Примером может служить введенная путем идеализации в физику абстракция, известная под названием абсолютно черного тела. Такое тело наделяется несуществующим в природе свой­ством поглощать абсолютно всю попадающую на него лучистую энергию, ничего не отражая и ничего не пропуская сквозь себя. Спектр излучения абсолютно черного тела является идеальным случаем, ибо на него не оказывает влияния природа вещества излучателя или состояние его по­верхности. А если можно теоретически описать спектральное распределение плотности энергии излучения для идеального случая, то можно кое-что узнать и о процессе излучения вообще. Про­блемой расчета количества излучения, испускаемого идеальным излучателем - абсолютно чер­ным телом, серьезно занялся Макс Планк, который работал над ней долгих четыре года. Нако­нец, в 1890 г. ему удалось найти решение в виде формулы, которая правильно описывала спект­ральное распределение энергии излучения абсолютно черного тела. Так работа с идеализированным объектом помогла заложить основы квантовой теории, ознаменовавшей ра­дикальный переворот в науке.

Будучи разновидностью абстрагирования, идеализация допускает элемент чувственной наглядности. Эта особенность идеализации очень важна для реа­лизации такого специфического метода теоретического познания, каковым яв­ляется мысленный эксперимент.

Мысленный эксперимент - построение мысленной модели (идеализированного «квазиобъекта») и идеализированных условий, воздей­ствующих на модель, планомерное изменение этих условий с целью исследования поведения системы в них.

Мысленный эксперимент предполагает оперирование с идеализированным объектом (замещающим в абстракции объект реальный), которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обна­ружить какие-то важные особенности исследуемого объекта.

Сохраняя сходство с реальным экспериментом, мысленный эксперимент в то же время существенно отличается от него. Эти отличия заключаются в сле­дующем. В реальном эксперименте приходится считаться с реальными физичес­кими и иными ограничениями его проведения, с невозможностью в ряде случа­ев устранить мешающие ходу эксперимента воздействия извне, с искажением в силу указанных причин получаемых результатов. В этом плане мысленный экс­перимент имеет явное преимущество перед экспериментом реальным. В мыс­ленном эксперименте можно абстрагироваться от действия нежелательных фак­торов, проводя его в идеализированном, «чистом» виде. Научная деятельность Галилея, Ньютона, Максвелла, Карно, Эйнштейна и других ученых, заложив­ших основы современного естествознания, свидетельствует о существенной роли мысленного эксперимента в формировании теоретических идей. История раз­вития физики богата фактами использования мысленных экспериментов. При­мером могут служить мысленные эксперименты Галилея, приведшие к откры­тию закона инерции; Эйнштейна, создавшего теорию относительности и т.п.

Мысленный эксперимент может иметь большую эвристическую ценность, помогая интерпретировать новое знание, полученное чисто математическим путем. Это подтверждается многими примерами из истории науки. Одним из них является мысленный эксперимент В. Гейзенберга, направленный на разъяс­нение соотношения неопределенности. В этом мысленном эксперименте соот­ношение неопределенности было найдено благодаря абстрагированию, разде­лившему целостную структуру электрона на две противоположности: волну и корпускулу. Тем самым совпадение результата мысленного эксперимента с ре­зультатом, достигнутым математическим путем, означало доказательство объек­тивно существующей противоречивости электрона как цельного материально­го образования и дало возможность понять это в классических понятиях.

Важное значение в теоретическом исследовании играет системный подход.

Системный подход (метод) — это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем. В центре его внимания находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего струк­туры объекта (характера и особенностей связи между элементами) и их функцией.

Основные моменты системного подхода:

· установление состава целого, его элементов;

· исследование закономерностей соединения элементов в систему, т.е. струк­туры объекта;

· в тесной связи с изучением структуры необходимо изучение функций си­стемы и ее составляющих, т.е. структурно-функциональный анализ системы;

· исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.

Одним из важных методов, которые используются на теоретическом уровне познания является гипотетически-дедуктивный метод. Он заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводят утверждение об эмпирических фактах. Этот метод начал использоваться еще в XVII в., но объектом методологического анализа стал сравнительно недавно. Чаще всего гипотетически-дедуктивный метод применяет­ся в эмпирических науках.

Метод построения теоретического знания с помощью гипотетически-де­дуктивного метода заключается в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается и образует целую систему ги­потез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. Потом эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конк­ретизируется. Теория строится как бы «сверху» по отношению к эмпирическим данным.

Дедуктивная система гипотез имеет иерархическую структуру. Теория, ко­торая создается гипотетически-дедуктивным методом, может пополняться ги­потезами, но до определенным пределов, пока не возникают затруднения в ее дальнейшем развитии. В такие периоды становится необходимой перестройка самого ядра теоретической конструкции, выдвижение новой гипотетически-де­дуктивной системы, которая смогла бы объяснить исследуемые факты без вве­дения дополнительных гипотез и, кроме того, предусмотреть новые факты. Чаще всего в такие периоды выдвигается не одна, а сразу несколько конкурирующих гипотетически-дедуктивных систем.

Например, в период перестройки электродинамики Лоренца конкурирова­ли между собой системы самого Лоренца, Эйнштейна и Пуанкаре; в период по­строения квантовой механики конкурировали волновая механика де Бройля-Шредингера и матричная волновая механика Гейзенберга. Каждая гипотетико-дедуктивная система реализует особую программу исследования, побеждает та исследовательская программа, которая наилучшим образом вбирает в себя опыт­ные данные и дает предсказания, являющиеся неожиданными с точки зрения других программ.

Одним из проявлений гипотетически-дедуктивного метода является метод математической гипотезы. Если в обычном гипотетическом методе сначала фор­мулируются содержательные предположения о законах, а потом они получают соответствующее математическое выражение, то при использовании метода математической гипотезы мышление идет другим путем. Сначала для объясне­ния количественных зависимостей выискивается из смежных областей науки пригодное математическое уравнение, а потом ему пытаются дать содержатель­ное толкование.

Метод математической гипотезы был использован при открытии законов квантовой механики. Э. Шредингер для описания движения элементарных час­тиц взял за основу волновое уравнение классической физики, но дал иную интерпретацию его членов.

В результате создан волновой вариант квантовой ме­ханики. В. Гейзенберг и М. Борн пошли иным путем в решении этой задачи. Они взяли канонические уравнения Гамильтона из классической механики, со­хранив их математическую форму или тип уравнения, но ввели в эти уравнения новый тип величин - матрицы. В итоге возник матричный вариант квантово-механической теории.

В математизированых отраслях научного знания чаще всего используют, способ дедуктивного построения теорий, который получил название аксиома­тического метода. Впервые он был использован при построении геометрии Ев­клида. Потом этот метод использовали и разрабатывали элеаты, Платон, Арис­тотель.

Суть аксиоматического метода состоит в следующем - задается (выбирается) набор исходных положений, не требующих доказательств - аксиом (входящие в них понятия явно не определяются в рамках данной теории). Затем из них путем логической дедукции строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.

Первоначально аксиомы выбирались как интуитивно очевидные (содер­жательно-аксиоматический метод). Это накладывало определенные ограниче­ния на содержательную аксиоматику. Они были преодолены при переходе к формальной, а затем формализованной аксиоматике.

Для современной стадии развития аксиоматического метода характерна выдвинутая Гильбертом концепция формального аксиоматического метода, ко­торая ставит задачу точного описания логических средств вывода теорем из акси­ом. При формальной аксиоматике аксиомы выводятся как описание некоторой системы формальных отношений. Аксиомы в формальной системе рассматрива­ются как своеобразные определения исходных понятий. В формально аксиомати­ческих системах формальное рассмотрение аксиом дополняется использованием математической логики как средства, обеспечивающего строгое выведение из них следствий. Основное внимание при этом уделяется установлению непротиворечи­вости системы, ее полноты, независимости системы аксиом и т.п.

Построение формализованных аксиоматических систем привело к большим успехам прежде всего в математике и даже породило представление о возмож­ности ее развития чисто формальными средствами. Но аксиоматизация являет­ся лишь одним из методов построения научного знания. Ее использование в качестве средства научного открытия весьма ограничено. Аксиоматизация осу­ществляется обычно после того, как содержательно теория уже в достаточной мере построена, и служит целям более точного ее представления, в частности строгого выведения всех следствий из принятых посылок.

Кроме того, следует отметить, что аксиоматический метод встречается с трудностями, на которые четко указал К. Гёдель. В 30-е годы ХХ в. он доказал, что в достаточно богатой своими средствами непротиворечивой аксиоматичес­кой системе всегда находятся утверждения, которые не выводятся из аксиом.

В логико-математических науках и информатике наряду с аксиоматичес­ким широко используется конструктивистский метод. Суть его заключается в том, что построение теории начинают не с аксиом, а с понятий, правомерность использования которых считается интуитивно оправданной. Затем задаются правила построения новых теоретических конструкций.

Статус научности при­дается лишь тем конструктам, которые действительно удалось построить81.

5.5. Основные формы научного

познания

5.5.1. Проблема

Процесс научного познания начинается с постановки проблемы. Проблема - то, что не познано и что нужно познать, знание о незнании.

Постановка проблемы обусловлена потребностями практической деятельности и противоречиями между существующими теориями и новыми фактами. При ее постановке важно:

во-первых, осознание некоторой ситуации как задачи;

во-вторых, четкое понимание смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного и неизвестного.

Постановка проблемы включает в себя какое-то предварительное знание, путей ее разрешение, для чего необходим вы­ход за рамки достигнутого знания.

А. Эйнштейн, Л. Инфельд подчеркивали, что сформулировать проблему намного важнее, чем решить ее; решение чаще зависит от математических и экспериментальных умений. Для того, чтобы задать новый вопрос, открыть новую возможность, посмотреть на старую проблему с новой точки зрения, необ­ходимо иметь творческое воображение, и только оно, главным образом, движет науку вперед.

5.5.2. Факт

Понятие факта не есть нечто само собой разумеющееся, как представляет­ся на первый взгляд. Ведь фактом является и отсутствие тех явлений, существо­вание которых предполагалось или считалось уже доказанным, если опроверг­нуты данные предположения и доказательства. Заблуждения, иллюзии тоже факты - феномены сознания, познания. Факты могут быть непосредственно вос­принимаемы нашими органами чувств; наличие фактов устанавливается также путем косвенного наблюдения, фиксирующего не сами факты, а воздействия, ко­торые они оказывают на поддающиеся прямому наблюдению явления. Наконец, установление фактов возможно путем предположений, догадок, гипотез, кото­рые допускают существование некоторых, неизвестных науке фактов, если эти предположения, догадки, гипотезы получат в конечном итоге подтверждение.

Фактическое знание имеет смысл лишь в связи с определенной теоретической концепцией, которая служит его обоснованием82.

Само по себе показание прибора не может рассматриваться как научный факт. Оно становится им тогда, когда соотносится с изучаемым явлением, что обязательно предполагает обращение к теориям, описывающим работу исполь­зуемых приборов.

В отличие от данных наблюдения факты - это всегда достоверная, объек­тивная информация, такое описание явлений и связей между ними, в котором сняты субъективные наслоения. Поэтому неправомерно представлять факты как непосредственно чувственные переживания или как высказывания, фиксирую­щие эти переживания, т.н. протокольные предложения, независимые от теоретического истолкования.

81 Например, понятие актуально бесконечно большого числа не принимается, ибо его нельзя построить.

82 Например, без теории Максвелла электромагнитные волны не могли бы стать фактом науки.

Любой научный факт представляет собой одну из мно­гих проекций того или иного реального явления, полученного с соответствующей теоретической точки зрения. Таким образом, в зависимости от характера кон­цептуального истолкования одни и те же явления служат основой для «произ­водства» различных фактов. Например, две теории света - корпускулярная тео­рия Ньютона и волновая теория Гюйгенса.

Факт - это фрагмент реальности, выраженный научным языком и включенный в систему научного знания путем отображения этих данных в понятийной системе некоторой теории.

5.5.3. Гипотеза

Решение проблемы предполагает выработку определенной гипотезы.

Гипотеза как форма знания - это научно обоснованное предположе­ние, исходящее из фактов; проблематичное, недостоверное, вероят­ностное знание; предположительное решение проблемы.

Ни одна научная теория не рождается в готовом виде, сначала она суще­ствует как гипотеза. Гипотеза тоже возникает не сразу: первоначально это весь­ма предварительное предположение, догадка. Догадка чаще всего носит весьма зыбкий, неустойчивый характер, подвергается модификациям. В результате формируется гипотеза как наиболее вероятностное предположение, опирающе­еся на силу психологической и логической уверенности в ее правдоподобии.

Основные требования к гипотезе:

• гипотеза должна быть совместимой со всеми фактами, которых она каса­ется; объяснять их и обладать способностью предсказывать новые факты;

• гипотеза должна быть доступна проверке (эмпирической или логическо­му доказательству);

• гипотеза должна проверяться на совместимость с фундаментальными ин­тертеоретическими принципами данной науки.

Например, если физик обнаружит, что его гипотеза входит в противоречие с принципом сохранения энергии, он будет склонен отказаться от такого противоречия и искать новое решение проблемы. Однако в развитии науки бывают такие периоды, когда ученый склонен игнорировать некоторые (но не все) фундаментальные принципы своей науки. Это происходит в периоды, когда необходима коренная ломка фундаментальных принципов и понятий. Например, основатели электродинамики были вынуждены отказаться от принципа дальнодействия. Планк отказался от принципа непрерывности действия, который до этого момента считался в физике неприкосновенным. Такого рода гипотезы Н. Бор и называл «сумасшедшими идеями». Но от догадки и шизофренического бреда их отличает то, что, порывая с одним или двумя принципами, они не порывают с другими, согла­суются с ними, что и обусловливает серьезность выдвигаемой научной гипотезы.

Пути формирования гипотез: на основе чувственного опыта, при помощи метода математической гипотезы.

Проверка гипотез - эмпирическая подтверждаемость и опровержение. Од­нако эмпирическая подтверждаемость следствий и гипотезы не гарантирует ее истинность, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однознач­но о ее ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику под­тверждения и опровержения теоретических объяснительных гипотез пока не увенчались успехом. Поэтому статус объяснительной теории получает та гипоте­за, которая обладает максимальной объективностью и предсказательной силой.

Некоторые методологи считают, что все наше знание имеет гипотетичес­кий характер отличающееся только степенью вероятности субъективного ха­рактера гипотез (Поппер). Однако большинство исследователей все же исходят из того, что высшей формой организации знания является теория.

5.5.4. Теория

В широком смысле теория - это комплекс представлений, идей и воззрений, имеющих своей целью объяснение и истолкование тех или иных явлений и процес­сов. В узком - наиболее развитая форма организации научного знания, призванная дать более или менее целостное представление о закономерностях, сущностных характеристиках определенной сферы природной и социальной действительности.

Простое описание или систематизацию фактов нельзя считать теорией. Она обязательно предполагает не только описание, но и объяснение. Объяснение включает раскрытие закономерностей и причинно-следственных связей в тех процессах и феноменах, которые данной теорией покрываются.

Теория - это система достоверного знания, объективного, доказан­ного, проверенного практикой, знания сущностных характеристик определенного фрагмента реальности.

Научная теория представляет собой целостную систему знаний, различные компоненты которой расположены в логической зависимости друг от друга и выводятся из определенной совокупности понятий, предположений; логически связанную и внутренне дифференцированную систему утверждений и законов об исследуемых определенной наукой объектах.

Основные компоненты теории:

1) исходная эмпирическая основа, которая включает множество зафиксиро­ванных в данной области знания фактов, получаемых в экспериментах и требу­ющих теоретического объяснения;

2) исходная теоретическая основа - множество первичных допущений, по­стулатов, аксиом, общих законов, теорий, в совокупности описывающих идеа­лизированный объект;

3) множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и до­казательства;

4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательства­ми, составляющими основной массив теоретических знаний.

5) законы (разной степени общности), которые выражают существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями, охватывае­мые данной теорией;

6) понятия и категории данной теории;

7) предположения, гипотезы.

Иногда в структуре научной теории выделяют формальные исчисления - логический аппарат теории (математические уравнения, логические символы, правила и т.п.), и содержательную интерпретацию.

Построение и трактовка содержательной части теории связаны с мировоз­зрением ученого, определенными методологическими принципами, историчес­ким уровнем развития науки и техники.

Таким образом, теория как особая форма освоения мира всегда связана с определенными философско-мировоззренческими установками.

Современное научное знание не является простым набором отдельных тео­рий. Оно представляет собой сложное многоуровневое образование, объединя­ющее в себе достаточно целостную систему фундаментальных и прикладных теорий, феноменологических (описывающих явления) и аксиоматизированных теорий и т.д. Можно говорить об иерархии теорий: немногочисленные фунда­ментальные теории; широкая совокупность специальных теорий, многочислен­ные теоретические модели, применимые к экспериментальным устройствам и разработкам технических наук.

5.5.5. Концепции

Концепция (лат. conceptio - понимание, единый замысел) - система взглядов, выражающих определенный способ видения, понимания явлений и процессов, включающий в себя сложный конгломерат логико-теоретических, философских, социальных, психологических компонентов. Это более общая, чем теория, форма системной организации знания.

В социогуманитарном знании концепция может быть формой знания, «за­мещающей» собой теорию (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии).

Концепция вводит в теоретические дискурсы дисциплин их исходные прин­ципы и предпосылки, определяющие базисные понятия - концепты и схемы рас­суждений, формируя фундаментальные вопросы ("идеи"). Это по существу форма организации знаний на метатеоретическом уровне.

Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализиро­вал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещая акцент с «когнитивного», «логического», «внутрисистемного» в теории на «прак-сеологическое», «семантическое», на ее «открывание» вовне83.

Методология постнеклассической науки особое внимание уделяет исследо­ванию концептуальной организации научных знаний (концепты «личностное знание» М. Полани, «тематический анализ науки» Дж. Холтона, «исследователь­ская програма» И. Лакатоса, «парадигма» Т. Куна и т.п.).

Рекомендованная литература:

1. Крымский С. Б. Научные знания и принципы его трансформации. - К., 1974.

2. Мамчур Е.А. Проблемы социально-культурной детерминации научного познания. - М., 1987.

3. Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970.

4. Никифоров А.Л. Научный факт и научная теория. - М., 1984.

5. Новейший философский словарь. - Минск, 2001.

6. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. - М., 1977.

7. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. - М., 1971.

8. Рузавин Г.И. Научная теория. - М., 1988.

9. Степин В.С. Становление научной теории. - М., 1976.

10. Степин В.С. Теоретическое знание. - М., 200.

11. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.

12. Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте особенности общелогических методов исследования -анализ и синтез, индукцию и дедукцию.

2. Какие методы и средства используются на эмпирическом уровне иссле­дования? Какова роль приборов в современной науке?

3. Охарактеризуйте особенности аксиоматического метода построения те­орий и границы его эффективного применения.

4. Какие характерные особенности гипотетическо-дедуктивного метода по­строения теорий?

5. Охарактеризуйте особенности моделирования как метода научного ис­следования. Какие разновидности моделирования типичны для современной науки?

6. Что такое научная проблема? Какие факторы влияют на ее формирование?

7. Что такое научный факт?

8. Какую роль играет гипотеза в научном познании? Чем она отличается от теории?

9. Назовите особенности теории как формы научного познания. Какова структура современных научных теорий?

 

Раздел 6.

Философия науки, ее генезис и этапы развития

Философия и наука: проблемы взаимосвязи и взаимодей­ствия

Натурфилософия как историческая форма взаимосвязи науки и философии

Возникновение философии науки и особенности ее разви­тия в Х1Х в.

- позитивизм

- махизм

- неокантиантство

- прагматизм

6.1. Философия и наука: проблемы взаимосвязи и взаимодействия

Издавна ведутся дискуссии о соотношении философии и науки, о том, где проходит граница между ними, что может дать философия для развития науки, какова роль науки для развития философии.

Сравнение познавательных возможностей философии и конкретных наук, выяснение места философии в системе человеческих знаний имеет давние тра­диции в европейской культуре. Еще в античности Платон и Аристотель пыта­лись разграничить особенности науки и философии. Аристотель утверждал, что философия - наука наук потому, что она познает природу сущего, а его вне­шнюю сторону и отдельные проявления оставляет на долю искусств и наук. Однако в это время знание древних, именовавшееся "философия", носило синк­ретический характер и содержало в себе зачатки и научного, и философского знания, оно включало в себя и разнообразные конкретные наблюдения с их эм­пирическими обобщениями, и теоретические, умозрительные размышления о мире и о себе, о ценностях и смысле жизни.

Накопление и развития знаний в процессе длительной эволюции европейс­кой культуры изменяло представление о познавательной ценности философии и науки, о характере их соотношения. Долгое время конкретно-научное знание носило опытный и описательный характер, а философия стремилась строить теоретическую (умозрительную) картину мира (натурфилософия, философия истории), формировать представление о связях различных явлений, их единстве, тенденциях и закономерностях изменения и развития. При этом теоретическая мощь философии - стремление логически обосновать знание, выразить его в теоретической форме - оказывалась несоизмеримой с возможностями конкрет­ных наук, что давало основания на протяжении долгих веков - от Аристотеля до Гегеля - считать философию "наукой наук".

Однако, начиная с Х1Х в. в конкретно-научном знании увеличивается удель­ный вес теорий: теоретические обобщения, которые раньше выполняла умозри­тельная философия, стали выполняться частными науками, достигшими теоре­тической зрелости. В это время популярным стало утверждение о величии науки и неполноценности философии, основанное, с одной стороны, на том, что в

умозрительных размышлениях философов, не опирающихся на обобщение кон­кретно-научных знаний при создании универсальной теоретической картины мира, не только много гениальных догадок, но и много вздора. С другой - на практической ценности конкретного знания в условиях развития индустриаль­ной цивилизации и промышленной революции. Позитивизм утверждал, что философия имеет познавательную ценность только в те периоды истории, ког­да еще не сформировалась наука. Зрелой науке умозрительная философия не нужна, наука сама успешно может решать запутанные философские проблемы бытия. В рамках позитивизма абсолютизировались только научно-познаватель­ные функции философии, ее эпистемологический аспект, и не рассматривались, а часто и отрицались софийные компоненты философского знания, его миро­воззренческая направленность. Эта позиция была достаточно популярной и спо­собствовала утверждению представления о науке как об универсальном духов­ном факторе человеческой жизни, истории.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!