Философия и методология науки 9 страница



Отталкиваясь от «демаркационизма», легко впасть в противоположную край­ность: поставить границы научного познания в слишком прямую зависимость от вненаучных факторов (неисчерпаемый резервуар которых обычно называют «культурным контекстом»). Стратегия антидемаркационизма выглядит заман­чиво: вместо непреодолимых барьеров исследовать проницаемые мембраны, ско­рее соединяющие, чем разъединяющие науку и прочие виды духовной и практи­ческой деятельности. Но как реализовать эту стратегию? Не превратится ли «ра­циональность без берегов» в зыбкую топь? Это было бы неминуемо, будь такая стратегия сведена к примитивному релятивизму. Но релятивизм не хочет быть примитивным, то есть откровенным. Чаще он принимает завуалированные фор­мы, а иногда привлекает сторонников звонкими лозунгами. Например, П. Фей-ерабенд, развенчивая миф об Универсальном Методе и Единой Рациональнос­ти, призывал к «методологическому анархизму» и связывал это с необходимос­тью остановить духовное вырождение и подавление свободы. Идея жесткого метода или жесткой теории рациональности, - заявлял он, - покоится на слиш­ком наивном представлении о человеке и его социальном окружении. Если иметь в виду обширный исторический материал и не стремиться «очистить» его в уго­ду своим низшим инстинктам или в силу стремления к интеллектуальной безо­пасности до степени ясности, точности, «объективности», «истинности», то вы­ясняется, по мнению Фейерабенда, что существует лишь один принцип, кото­рый можно защищать при всех обстоятельствах и на всех этапах человеческого развития, - «допустимо все» («anything goes»).

Возвращаясь к вопросу о причинах усиления в современной культуре ненауч­ных знаний и антисциентистских настроений, следует обратить внимание на те факторы и причины, которые способствуют этому. Развитие теоретического знания, усложнение используемых методик и становление специализированных языков науки, привело к осознанию иллюзорности надежд на достижение уче­ным полного знания «обо всём». Узкая специализация приводит к тому, что сегодня даже специалисты, работающие в рамках одной дисциплины, воспри­нимают окружающий мир по-разному. Например, физик, исследующий макро-

56 Псевдонаучное научное знание в современной культуре. Материалы «круглого стола» // Воп­росы философии. - 2001. - №6.

механические системы, может не понимать результат, относящийся к поведе­нию микрочастиц. Кроме того, теоретизация научного поиска приводит к по­стоянно растущему разрыву между мышлением и знанием специалиста - теоре­тика и так называемым здравым смыслом. Стремление упростить представле­ние о чрезвычайно сложных структурах научной деятельности, наглядно изобразить теоретические конструкты, перевести текст с языка профессиональ­ного сообщества на языки обыденной коммуникации, существенно меняет смыс­ловые аспекты транслируемого сообщения. При этом, чем абстрактнее модель, тем больше искажений возникает при попытках найти для нее наглядно-образ­ный эквивалент.

Еще А. Эйнштейн обратил внимание на трудности, с которыми сталкивается любой популяризатор, стремящийся сделать сложную теоретическую концепцию доступной для всех. Читателям при этом предлагаются ее поверхностные аспек­ты, смутные намеки, создающие впечатления понятности. Так формируется весь­ма обширный слой людей, носителей «полузнания», которое бывает гораздо опас­ней простого незнания. Некритически усваивая сведения, заимствованные из раз­ных источников. вырывая их из реального контекста и произвольно соединяя в причудливые конструкции, такие люди оказываются чрезвычайно агрессивными, не допуская и мысли что они могут быть не правы. В результате возникают «фан­томные» концепции57, широко распространяемые средствами массовой информа­ции в силу своей экзотичности, а значит, и сенсационности.

Таким образом, попытка найти единый, неизменный и универсаль-• ный критерий научности наталкивается на значительные трудности. Предполагается, что наряду с критериальным подходом к определе­нию научной рациональности, необходим «критико-рефлексивный подход», состоящий в том, что любые критериальные системы мо­гут быть изменены и перестроены. Самотождественность науки оп­ределяется не в одноразовом проведении неких «демаркаций», а в постоянном процессе сопоставлении критериев рациональности с реальной практикой науки58.

4.1.4. Язык науки

Язык каждой науки служит для коммуникации между учеными данной об­ласти и для выражения научных результатов. Понятия конкретных научных дис­циплин в систематическом и точном виде представлены в учебниках, аккумули­рующих в себе все достижения данной дисциплины. Осваивая учебник, буду­щий специалист усваивает взгляд на мир своей науки, ее результаты и методы.

Необходимость в особом научном языке возникает, поскольку обыденный язык не способен выходить за пределы анализа наличной практики человека. Понятия и определения науки должны быть четкими и однозначными в отличие от нечеткости и полисемантичности обыденного языка. Язык науки открывает возможности конструирования и оперирования идеализированными моделями действительности.

Язык науки постоянно развивается. Язык современной науки существенно отличается от естественного человеческого языка. Он содержит много специальных

57 Псевдонаучное научное знание в современной культуре. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. - 2001. - №6. - С.66.

58 Порус В.В. Парадоксальная рациональность (очерки теории научной рациональности). - М., 1999.

терминов, выражений, в нем широко используются средства формали­зации, среди которых центральное место принадлежит математической форма­лизации. Исходя из потребностей науки, создаются различные искусственные языки, предназначенные для решения тех или иных задач. Все множество со­зданных и создаваемых искусственных формализованных языков входит в язык науки, образуя мощное средство научного познания.

Особое внимание анализу - синтаксическому и семантическому - языка науки уделял неопозитивизм, позже - герменевтика.

 

4.2. Функции научного знания и науки

Научное знание выполняет функции описания, объяснения, понимания, предсказания.

Описание - функция научного знания и этап научного исследова­ния, состоящий в фиксации данных эксперимента или наблюдения с помощью определенной системы обозначений, принятых в данной науке (обычный язык, искусственный язык - символы, графики и т.п.).

Виды описания - эмпирическое описание: результат переработки чувствен­ного материала в формы высказываний; теоретическое описание - логическое воспроизведение существенных связей и отношений объектов.

Объяснение - функция научного знания, состоящая в раскрытии сущ­ности изучаемого объекта, она осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенному закону. В на­уке широко используется форма объяснения, заключающаяся в ус­тановлении причин, генетических, функциональных, субстанцио­нальных связей.

Объяснить явление - значит выявить лежащую в его основе сущность, рас­крыть его причины, внутреннюю структуру, функции, выявить его субстанцио­нальные основания. Объяснение есть цель научного познания, которая раскры­вается благодаря построению теории. Картина исследуемой реальности высту­пает для каждой науки в качестве своего рода универсальной схемы объяснения.

Объяснение предполагает описание объекта и основывается на нем.

Объяснение проводится через наглядные образы или через математическое описание. Между тем, речь идет по существу о качественном объяснении (через наглядный образ) и количественном (через математическое описание).

Важно подчеркнуть, что:

1) объяснение должно соответствовать опытным фактам (принцип наблюдаемости);

2) объяснение должно предполагать терпи­мость по отношению к другим объяснениям рассматриваемого круга фактов, оно не должно претендовать на единственность и исключительность (принцип толерантности);

3) объяснение должно быть максимально простым (принцип простоты);

4) объяснение должно отвечать тенденции к объединению всех полу­ченных ранее знаний (принцип единства картины мира) 59.

В структуре объяснения необходимо выделить два аспекта: собственно объяснение и его обоснование. Первый аспект может быть исчерпан одной ги­потезой - предположением, которое объясняет исследуемый факт.

59 См.: Никитин Е.П. Объяснение - функция науки. - М., 1970.

Второй аспект состоит в обосновании этого предположения, требующем придания гипо­тезе правдоподобия, приемлемости, связанности с системой предшествующего знания. При этом возможен выход за пределы данной науки. Так, при обоснова­нии некоторых физических фактов или их группы может возникнуть необходи­мость в философском или математическом обосновании. Привлечение фило­софских или математических аргументов позволяет связать объясняемый факт с системой предшествующего знания.

Возьмем, например, такой факт: каждый электрон в атоме имеет собственный набор квантовых чисел. Первый уровень объяснения - гипотеза ad hoc - принцип Паули, запрещающий нахождение в атоме более одного электрона с определен­ным набором квантовых чисел. Но данная гипотеза вызывает не меньшее недо­умение, чем факт, так как это просто формулировка закона, но не обоснованное объяснение. Затем объяснение этого факта было поднято на более высокий уро­вень: гипотеза была обоснована математическими соображениями о симметрии. Тем самым объясняемый факт был включен в систему знаний. Но теперь требу­ется объяснить симметрию, для чего следует привлечь соображения более широ­кого, философского характера.

Не всегда отдельный факт, даже объясненный, безболезненно включается в систему знаний. Насколько сильно факт противоречит системе, настолько ве­роятно изменение теории. Первая причина пересмотра или изменения некото­рой физической теории, писал М. Планк в статье «Новые пути физического познания», почти всегда порождается открытием одного или нескольких фак­тов, которые не входят в рамки теории.

Таким образом, объяснение как исследовательская процедура ведет не только к выявлению сущности факта и включению его в суще­ствующую систему знаний, но порой и к реконструкции теоретичес­кой системы.

Одной из важных функций научного знания является понимание.

Понимание - присущая сознанию форма освоения действительнос­ти, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержа­ния предмета. Это процесс выработки, освоения смыслов и значе­ний человеком.

В науке понимание предполагает использование специальных методологи­ческих правил и предстаёт как интерпретация60. Типичными видами научно-теоретического понимания являются:

• понимание прошедших эпох (историческое понимание);

• интерпретация инокультурных символов и метафор, перевод и истолко­вание других текстов (философское понимание);

• понимание иных форм жизни, культурных норм и ценностей (понимание в социально-антропологических исследованиях);

• понимание микрообъектов и интерпретация формализмов научных тео­рий (понимание в естествознании).

Развитие понимания происходит от «предварительного понимания», зада­ющего смысл предмета понимания как целого, к анализу его частей и достиже­нию более глубокого и полного понимания, в котором смысл целого подтверж­дается смыслом частей, а смысл частей - смыслом целого.

60 Вненаучные виды понимания - понимание языка, других людей в диалоге, сопереживании; понимание социальных норм, знаков, символов - складывается в непосредственном жизненном процессе.

Особенности философского осмысления функций и механизмов понима­ния, в том числе и научного понимания, представлены в современной герменев­тике (Г. Гадамер), которая рассматривается не только как методология наук о духе, но и как универсальная философия нашего времени61. Она призвана дать ответ на основополагающий философский вопрос: как возможно понимание ок­ружающего мира? Как в этом понимании воплощается истина бытия? Герме­невтикой много сделано для прояснения процесса понимания. В частности, она показала ограниченность натуралистических, механистических моделей объяс­нения и понимания, привлекла внимание к проблемам истолкования и понима­ния, представила понимание как процесс существования познающего, действу­ющего и оценивающего человека, выявила его комплексный характер и т.п.

Кроме описания, объяснения и понимания реальности научное знание все­гда стремится выполнять функцию предсказания.

Пред сказание - обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы и общества или о явлениях, неизвестных в настоя­щее время, но поддающихся выявлению, основанному на открытых наукой законах развития природы и общества.

Прогнозирование - один из видов предсказания, специальное исследование перспектив какого-либо явления. Чаще всего используются такие методы про­гнозирования как экстраполяция, моделирование, экспертиза, историческая ана­логия, прогнозные сценарии.

Кроме этого, наука как социальный институт выполняет проективно-конструкторскую, социокультурную, социально-преобразовательную (непосредственная производительная сила) функции.

Проективно-конструкторская функция науки связана с созданием качествен­но новых технологий. Чаще всего она выполняется техническими науками.

Социокультурная функция науки проявляется при разработке масштабных планов социального, экономического, культурного развития, основанных на ее методах и результатах.

Социально-преобразующая функция науки проявляется в том, что ее резуль­таты выступают непосредственной производительной силой общества, важней­шим фактором экономического развития.

 

4.3. Строение и динамика

научного знания

Научное знание и процесс его получения характеризуется системностью и структурированностью. Если рассматривать науку как системную целост­ность, то она принадлежит к типу сложных систем, которых саморазвиваются, и в своем развитии порождают все новые относительно автономные подсисте­мы и новые интегративные связи, которые управляют их взаимодействием. Структура научного знания может рассматриваться в разных аспектах.

Прежде всего наука как целостное развивающееся формообразование, вклю­чает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на мно­жество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ста-

61 Гадамер Г.-Х. Истина и метод. - М., 1988.

вит проблему классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании оп­ределенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обо­снованного расположения в определенный ряд («структурный срез»).

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания (или «зачатков», «зародышей» науки) принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его примене­ния он разделил на три группы: теоретическое познание, которое ведется ради него самого; практическое, которое дает руководящие идеи для поведения человека; творческое, где познание осуществляется для достижения чего-либо прекрасного. Теоретическое знание Аристотель в свою очередь разделил (по его предмету) на три части:

а) «первая философия» (впоследствии «метафизика» - наука о высших началах и первых причинах всего существующего, не доступных для орга­нов чувств и постигаемых умозрительно);

б) математика;

в) физика, которая изучает различные состояния тел в природе. Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией или с ее разделами, а считал «орга­ноном» (орудием) всякого познания.

В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI -XVII вв.) «Великое Восстановление Наук» предпринял Ф. Бэкон. В зависимости от познавательных способностей человека (таких как память, рассудок и вооб­ражение) он разделил науки на три большие группы:

а) история как описание фактов, в том числе естественная и гражданская;

б) теоретические науки, или «философия» в широком смысле слова;

в) поэзия, литература, искусство вообще.

В составе «философии» в широком смысле слова Бэкон выделил «первую философию» (или собственно философию), которую в свою очередь подразделил на «естественную теологию», «антропологию» и «философию природы». Антропология разделяется на собственно «философию человека» (куда входят психология, логика, теория познания и этика) и на «гражданскую философию» (т.е. политику). При этом Бэкон считал, что науки, изучающие мышление (логика, диалектика, теория познания и риторика), являются ключом ко всем остальным наукам, ибо они содержат в себе «умственные орудия», которые дают разуму указания и предостерегают его от заблуждений («идолов»).

Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разделил на три крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной Идеи («мирового духа»):

1. Логика, которая совпадает у Гегеля с диалектикой и теорией познания и включает три учения: о бытии, о сущности, о понятии.

2. Философия природы.

3. Философия духа.

Философия природы подразделялась далее на механику, физику (включающую и изучение химических процессов) и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм. При всем своем схематизме и искусственности гегелевская классификация наук выразила идею развития действительности как органического целого от низших ее ступеней до высших, вплоть до порождения мыслящего духа. Основоположник позитивизма О. Конт предложил свою классификацию наук. Отвергая бэконовский принцип деления наук по различным способностям человеческого ума, он считал, что этот принцип должен вытекать из изучения самих классифицируемых предметов и определяться действительными, естественными связями, которые между ними существуют. Исходя из этого принципа, Конт располагал основные науки по убывающей простоте и сложности: математика (включая механику) — астрономия — физика — химия — физиология (включая психологию) — социология. Конт доказывал, что между всеми видами знаний существует глубокая внутренняя связь. Однако контовская классификация наук носит статический характер, игнорирует принцип развития.

На диалектическо-материалистической основе проблему классификации наук решал Ф. Энгельс. Опираясь на современные ему естественнонаучные открытия, он в качестве главного критерия деления наук взял формы движения материи в природе. В соответствии с этим критерием Энгельс расположил науки в следующий субординационный ряд: механика — физика — химия — биология — наука об обществе. При этом он показал, что последовательность форм движения соответствует последовательности ступеней развития самой природы в целом.

Современная наука состоит из различных областей знаний, взаимодейств­ющих между собой и вместе с тем имеющих относительную самостоятельность. В структуре научного знания принято выделять знание:

• естественнонаучное,

• гуманитарное,

• техническое.

В естествознании субъект познания имеет дело с «чистыми» природными объектами, в гуманитарных науках - с особыми социальными объектами, с об­ществом, где действуют субъекты, люди, наделенные сознанием. Природа как объект исследования находится перед субъектом, изучающим ее; напротив, об­ществовед изучает социальные процессы, находясь внутри общества, занимая в нем определенное место, испытывая влияние своей социальной среды. Интере­сы личности, ее ценностные ориентации не могут не оказывать воздействия на позицию и оценки исследования. Немаловажно и то, что в историческом про­цессе гораздо большую роль, чем в природных процессах, играет индивидуаль­ное, а законы действуют как тенденции62. Все это безусловно усложняет изуче­ние социальных процессов, требует от исследователя учета этих особенностей, максимальной объективности в познавательном процессе, хотя, естественно, это не исключает оценки событий и явлений с определенных социальных позиций, умелого вскрытия за индивидуальным и неповторимым общего, повторяюще­гося, закономерного.

Отдельную группу составляют технические науки. Особенности техничес­кого знания, его природа, объекты исследования, соотношение научного и тех­нического знания - предмет многих дискуссий в современной философии и ме-тодологии63. Под техническим знанием, в широком смысле, иногда понимается научное, и иные виды знания, систематически применяемые для решения прак­тических задач. (Дж. Гэлбрейт). По мнению немецкого философа Ф. Раппа, тех­ническое знание отличается тем, что его объекты, в отличие от «естественных» объектов науки, имеют искусственную природу. Есть существенное различие как в результатах, получаемых соответственно в науке и в технике, так и в их оценке64.

Научное техническое знание определяется как самостоятельная область научного знания, и характеризуется научными методами исследования техни­ческих проблем, организацией получаемых знаний в виде научного предмета (наличие идеальных объектов изучения и системы взаимосвязанных категорий различного уровня общности), специальной социальной организацией деятель­ности по выработке этих знаний. Самостоятельный статус технического знания определяется также наличием специфического объекта исследования – предметных

62 Поэтому, отдельные представители неокантианства вообще считали, что социальные науки могут лишь описывать факты и, в отличие от естественных наук, не могут вести речь о законах.

63 См. подробнее об особенностях технических наук и технического знания: Философия техники: история и современность. - М., 1997.

64 Философия техники в ФРГ. - М., 1989. - С.282.

структур технической практики, и предмета исследования - взаимосвязи физи­ческих, технических и конструктивных параметров технических устройств. Форми­рование научно-технического знания связывается с образованием определенной сис­темы знаний, включающей в себя практико-методологические, технологические, а также конструктивно-технические задачи, описания объектов с учетом их существен­ных свойств, позволяющих им осуществлять определенные технические функции.

Общая структура научного технического знания может быть представле­на, классификацией по трем основаниям: предмету, уровню теоретизации (сте­пени обобщения эмпирического знания) и фазам научно-технической деятель­ности. Соответственно, единицами анализа по каждому из оснований выступа­ют: эволюция технического знания, изменение его особенностей, характера и содержания; эволюция методов научно-технического познания и инженерной деятельности; эволюция отдельных сфер научно-технического знания, этапов его производства и использования.

Важной характеристикой технического знания является установка на ра­ционализацию средств и схем, применяемых в различных областях деятельнос­ти, а также проектирование новых средств и схем, всеобщую и всестороннюю оптимизацию деятельности.

Эволюция технического знания обусловлена целями технического знания (техническое знание направлено на исследование объектной структуры в соот­ветствии с его назначением), его задачами (создание теоретических оснований преобразования природы), социальным характером коллективной практики и обмена опытом (в том числе специальной социальной организацией деятельно­сти по выработке этих знаний). Особенности и специфика эволюции техничес­кого знания определяются воздействием экстернальных (социальных, экономи­ческих, экобиологических, культурных и т.д.) факторов и его внутренней логи­кой, имманентными регулятивами (методами, предметной организацией технического знания, внутренними техническими закономерностями, и т.д.).

Основное содержание технического знания составляют понятия, законы, теории, которые отражают процесс изменения формы и свойств природных материальных образований в результате их превращения в технические сред­ства труда, приобретения ими в ходе технической деятельности социальной фун­кции. Таким образом, в техническом знании находит свое отражение процесс превращения природного в социальное. Положение технического знания в сис­теме наук о природе и обществе определяется тем, что это знание имеет конст­руктивный, проективно-ориентированный характер. Место технического зна­ния в общей системе научного знания определяется занимаемым им промежу­точным положением между естественными науками и науками гуманитарного профиля. Научно-техническое знание, которое ранее ориентировалось преиму­щественно на использование достижений естествознания, все чаще начинает обращаться к проблемам, решение которых должно носить комплексный ха­рактер, требует использования специфики методов гуманитарных наук.

В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более под­робному членению. Так, в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и другие, каждая из которых подразделяется на це­лый ряд отдельных научных дисциплин.

Очень своеобразной наукой является современная математика. По мне­нию некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.

Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке, потому что она является определенным типом мировоззрения.

По своей «удаленности» от практики науки можно разделить на два типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредствен­ное применение результатов научного познания для решения конкретных про­изводственных и социально-практических проблем, опираясь на закономернос­ти, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

Рассматривая особенности классификации науки, важно иметь ввиду, что как бы ни подразделялись науки, наука по своей сущности одна, едина, - спра­ведливо подчеркивал В.И. Вернадский, - ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, - они все связаны в единое научное построение и не могут логически противоречить одна другой.

Кроме проблемы классификации при рассмотрении проблемы структуры и динамики научного знания, которое является культурноисторическим фено­меном, возникает проблема периодизации истории науки, т. е. выделение каче­ственно своеобразных этапов ее развития («эволюционный срез»)65.

 

4.4. Эмпирический и теоретический уровни познания, их соотношение

В структуре научного познания выделяют эмпирический, теоретический, метатеоретический уровни. Они различаются по:

• предмету,

• гносеологической направленности исследования,

• соотношению чувственного и рационального коррелятов познания,

• характеру и типу получаемого знания,

• методам и формам познания,

• познавательным функциям.

4.4.1. Эмпирический уровень познания

Предметом исследования на эмпирическом уровне являются свойства, свя­зи, отношения объекта, которые доступны чувственному восприятию. Следует отличать эмпирические объекты науки от объектов реальности, поскольку пер­вые - это определенные абстракции, выделяющие в реальности некоторый ог­раниченный набор свойств, связей и отношений. Реальному же объекту прису­ще бесконечное число признаков, он неисчерпаем в своих свойствах, связях, от­ношениях. Именно это определяет гносеологическую направленность исследования на эмпирическом уровне - изучение явлений (феноменов) и поверхностных связей между ними и доминирование чувственного коррелята в исследовании.

Основная задача познания на эмпирическом уровне - получение исходной эмпирической информации об изучаемом объекте. Чаще всего для этого исполь­зуются такие методы познания как наблюдение и эксперимент.

Знание, которое формируется в процессе эмпирических исследований -наблюдения, постановки и проведения экспериментов, сбора и описания наблю-

65 Эта проблема обстоятельнее будет рассмотрена в разделе "Епистемологический образ науки. Генезис науки и основные исторические этапы ее развития".

даемых явлений и фактов, их эмпирической систематизации и обобщения - вы­ражают в форме научного факта и эмпирического обобщения (закона).

Эмпирический закон является результатом индуктивного обобщения опы­тов и представляет собой вероятностно-истинное знание. Увеличение количе­ства опытов само по себе не делает эмпирическую зависимость достоверным знанием, поскольку эмпирическое обобщение всегда имеет дело с неполным опытом.

Главной познавательной функцией, которую выполняет научное познание на эмпирическом уровне, является описание явлений.

В классической науке (естествознании (XVII-XIX вв.) преобладал эмпирический уровень исследования. Основными средствами формирования и развития научных знаний были эмпирические факты и последующая их логическая обработка и выражение в эмпирических обобщениях, классификациях и законах. При этом предполагалось, что любые теоретические положения так или иначе основаны на чувственных данных. Дальнейшее развитие исходных научных абстракций, служащих основой для классификации и упорядочения эмпирического материала приводит к появлению таких логических форм, содержание которых выходит за рамки обобщения и сопоставления эмпирических данных. Недопустимо отождествлять эмпирическое знание только с обобщением чувственных данных. Для современного естествознания существование элементарных частиц или отдаленных галактик является эмпирически установленными фактами, знание о которых получено отнюдь не путем анализа чувственных восприятий внешнего мира. Современный научный эмпиризм совершенно немыслим без новейших технических средств исследования, показания которых нельзя рассматривать как свидетельство органов чувств.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 23; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!