Философия и методология науки 1 страница



В.И. Штанько

Харьков

УДК 101

Штанько В.И. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. Харьков: ХНУРЭ, 2002. с.292.

Учебное пособие является одним из первых в Украине учебных пособий для аспирантов и магистрантов технических и естественнонаучных специальностей по философии науки. В нем дается целостное изложение современного состояния философии и методологии науки. Автор пытается охватить разнообразные аспекты философского анализа возможностей, источников и границ познания, сущности процесса познания и различных гносеологических позиций при его решении; особенностей научного позна­ния, его методов, форм, оснований научного познания; генезиса и этапов развития философии науки; теоретических моделей развития науки и основных исторических этапов этого развития; особенностей онтологии и методологии классической науки и тех трансформаций, которые происходят в ней в процессе становления неклассической и постнеклассической науки конца ХХ - начала ХХI в.; разнообразие и противоречи­вость ценностных ориентаций науки как социального института, соотношения свобо­ды научного поиска и социальной ответственности ученого в современных условиях.

Учебное пособие будет полезно аспирантам, соискателям, которые готовятся к экзамену по философии, а также магистрантам, которые изучают курс «Философские и методологические проблемы научного познания».

Рецензенти: И.З. Цехмистро, д-р филос. наук, проф. (ХНУ им. В.Н. Каразина) В.В.Будко, д-р филос. наук, проф. © В.И.Штанько

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Философия, ее предмет, функции и место в современной культуре 3

1.1. Предмет философии и ее место в современной культуре...................................................... 4

1.2. Особенности философского мировоззрения, его соотношение с мифом и религией 6

1.3. Многообразие философских позиций, учений, школ. Исторические типы философии 9

1.3.1. Исторические типы европейской философии 10

1.4. Проблемное поле философии и структура философского знания................................... 11

1.5. Проблема бытия в философии 13

1.6. Философская антропология: сущность человека и смысл его существования.......... 17

1.6.1. Природа и сущность человека 18

1.6.2. Проблема существования человека и смысла жизни............................................................. 20

1.7. Общество как предмет философского анализа 21

Рекомендованная литература 25

Контрольные вопросы 25

Раздел 2. Познание как предмет философского анализа....................... 27

2.1. Источники познания. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия. Сенсуализм и рационализм 30

2.1.1. Источники познания 30

2.1.2. Сенсуализм и рационализм 33

2.2. Возможности и границы познания. Гносеологический оптимизм, скептицизм агностицизм 36

2.3. Сущность процесса познания: созерцательный и деятельностный подходы к познанию. Познание как отражение действительности, конструирование объекта познания, единство отражения и конструирования (творчества), интерпретация 39

2.3.1. Познание как созерцание, как процесс и результат отражения.............................................. 39

2.3.2. Деятельностный подход к познанию 40

2.3.3. Познание как интерпретация 43

2.4. Субъект и объект познания 45

2.5. Истина и заблуждение 47

2.5.1. Концепции истины 48

Рекомендованная литература 56

Контрольные вопросы 56

Раздел 3. Многообразие форм знания 57

3.1. Понятие «знание». Соотношение знания и информации 58

3.2. Проблема классификация форм знания 60

3.3. Обыденное знание 61

3.4. Мифологическое знание 62

3.5. Религиозное знание 65

3.6. Художественно-образная форма знания 67

3.7. Личностное знание 68

Рекомендованная литература 69

Контрольные вопросы 69

Раздел 4. Особенности научного познания................................................ 71

4.1. Наука как деятельность по производству знаний и система знаний. Критерии научности. Особенности языка науки 72

4.1.1. Наука как деятельность по производству знаний 72

4.1.2. Особенности науки как системы знаний 73

4.1.3. Критерии научности. Проблема демаркации 74

4.1.4. Язык науки 77

4.2. Функции научного знания и науки 78

4.3. Строение и динамика научного знания 80

4.4. Эмпирический и теоретический уровни познания, их соотношение 84

4.4.1. Эмпирический уровень познания 84

4.4.2. Теоретический уровень познания 85

4.4.3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней исследования................................ 86

4.4.4. Метатеоретический уровень в научном познании................................................................ 88

4.5. Основания научного знания 89

4.5.1. Идеалы и нормы исследования 89

4.5.2. Научная картина мира 91

4.5.3. Философские основания науки 92

Рекомендованная литература 95

Контрольные вопросы 95

Раздел 5. Методы и формы научного познания........................................ 97

5.1. Понятие метода и методологии научного познания….... 98

5.2. Общенаучные (общелогические) методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование 100

5.3. Методы эмпирического уровня познания: наблюдение, эксперимент 103

5.4. Методы теоретического познания 105

5.5. Основные формы научного познания 110

5.5.1. Проблема 110

5.5.2. Факт 110

5.5.3. Гипотеза 111

5.5.4. Теория 112

5.5.5. Концепции 113

Рекомендованная литература 113

Контрольные вопросы 114

Раздел 6. Философия науки, ее генезис и этапы развития.................... 115

6.1. Философия и наука: проблемы взаимосвязи и взаимодействия 116

6.2. Натурфилософия как историческая форма взаимосвязи философии и науки 119

6.3. Возникновение философии науки и особенности ее развития в XIX в 120

6.3.1. Позитивизм XIX в 120

6.3.2. Махизм (эмпириокритицизм): основные идеи и причины влияния среди естествоиспытателей 124

6.3.3. Неокантианство 126

6.3.4. Прагматизм 131

Рекомендованная литература 133

Контрольные вопросы 133

Раздел 7. Философия науки в XX в 135

7.1. Неопозитивизм 136

7.2. Постпозитивизм 141

7.3. Антипозитивистские концепции в философии науки ХХ в. Неорационализм 144

7.3.1. Концепция «нового рационализма» и «нового образа» науки Г. Башляра............................ 145

7.3.2. Структурализм и постструктурализм 146

7.3.3. Философия процесса А.Н. Уайтхеда 149

7.4. Феноменология 152

7.5. Герменевтика 156

Рекомендованная литература 160

Контрольные вопросы 161

Раздел 8. Теоретические модели и закономерности развития науки 163

8.1. Кумулятивистская модель развития науки 164

8.2. Диалектико-материалистическая модель развития науки к. XIX - н. XX в 164

8.3. Постпозитивистские теоретические модели развития науки 165

8.3.1. К. Поппер: проблема роста научных знаний 165

8.3.2. И. Лакатос: методология научно-исследовательских программ........................................... 168

8.3.3. Томас Кун: историческая динамика научных знаний 170

8.3.4. Ст. Тулмин: эволюция матрицы понимания 173

8.3.5. Дж. Холтон: тематический анализ науки 175

8.3.6. П. Фейерабенд: методологический анархизм 176

Рекомендованная литература 177

Контрольные вопросы 178

Раздел 9. Эпистемологический образ науки. Генезис науки и основные исторические этапы ее развития 179

9.1. Проблема возникновения науки и влияние представлений о науке на решение вопроса о ее возникновении……. 180

9.2. Античная наука и ее влияние на мировую культуру..... 183

9.2.1. Математическая программа 183

9.2.2. Атомистическая научная программа (Левкипп, Демокрит)…............................................... 184

9.2.3. Континуалистская научная программа 185

9.3. Специфика рациональности средневековья 186

9.4. Духовная революция эпохи Возрождения и становление классической науки 190

9.5. Научные программы и особенности классической науки 194

9.5.1. Картезианская научная программа 194

9.5.2. Атомистическая научная программа 196

9.5.3. Научная программа Ньютона 197

9.5.4. Лейбницева научная программа 201

9.6. Предпосылки кризиса классической науки и революция в естествознании на рубеже XIX - XX вв. 204

9.7. Становление неклассической науки 206

9.8. Проблемы формирования постнеклассической науки.. 207

Рекомендованная литература 210

Контрольные вопросы 210

Раздел 10. Онтологические проблемы современной науки................... 211

10.1. Проблемы структурной организации бытия в контексте современной науки 212

10.1.1. Неорганическая природа 212

10.1.2. Органическая природа 213

10.1.3. Социальная природа 214

10.2. Редукционизм. Эффективность и ограниченность редукционистских программ в науке 214

10.3. Кризис элементаристских программ в науке ХХ в. Становление современной концепции холизма 215

10.4. Пространственно-временная структура бытия 219

10.5. Проблема детерминизма в современной науке и философии 222

10.5.1. Концепция лапласовского детерминизма и ее ограниченность для построения современной картины мира 222

10.5.2. Возможности и границы вероятностной картины мира……. 223

10.6. Телеологические концепции в современной науке. Антропный принцип и его философские истолкования…….. 227

10.7. Глобальный эволюционизм и синергетика: в поисках нового миропонимания 229

Рекомендованная литература 234

Контрольные вопросы 234

Раздел 11. Логико-гносеологические проблемы современной науки 235

11.1. Теоретизация современной науки. Природа теоретических объектов науки и их соотношение с объективной действительностью (проблема реальности в современной науке) 236

11.2. Трансформации объекта и идеала объективности. Проблема преодоление разрыва объекта и субъекта познания.. 240

11.3. Изменение идеалов и норм описания, объяснения, понимания 245

11.4. Формализация современной науки 249

11.4.1. Особенности формализации современной науки 249

11.4.2. Возможности и границы формализации (философский смысл теорем Гёделя, Тарского) 251

11.5. Математизация современной науки 253

11.5.1. Основные методы математизации научного знания 254

11.5.2. Метрическое направление математизации 255

11.5.3. Неметрическое направление математизации 256

11.5.4. Математика как язык науки 256

11.6. Роль новейших информационных технологий в современной науке. Особенности компьютеризации научного познания 258

Рекомендованная литература 261

Контрольные вопросы 262

Раздел 12. Аксиологические проблемы современной науки................. 263

12.1. Познание и ценности. Проблема соотношения истинности и ценности 264

12.2. Многообразие и противоречивость ценностных ориентаций науки как социального института. Сциентизм и антисциентицизм в оценке роли науки в современной культуре 267

12.3. Эстетические критерии научного поиска 270

12.4. Ценностные ориентации ученого: многообразие личностных мотиваций и ценностных ориентаций… 271

12.5. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого 274

Рекомендованная литература: 279

Контрольные вопросы: 279

Алфавитный указатель 280

 

Предмет философии и ее место в современной культуре

Особенности философского мировоззрения, его соотношение с мифом и религией

Многообразие философских позиций, учений, школ. Исторические типы философии

Проблемное поле философии и структура философского знания

Проблема бытия в философии

Философская антропология: сущность человека и смысл его существования

Общество как предмет философского анализа

1.1. Предмет философии и ее место в современной культуре

Вопрос о предмете философии вызывает большие трудности не только у начинающих знакомиться с этой отраслью знаний. Он горячо обсуждается вот уже 2,5 тысячи лет самими философами. Дело в том, что каждого человека, так или иначе, интересуют вопросы, непосредственно к его повседневным нуждам и заботам будто бы и не относящиеся - как устроен мир, хаотичен он или упорядочен, изменчив он или стабилен, как соотносятся порядок и хаос, что есть истина, в чем смысл человеческого существования? Человек универсален и бесконечен: он способен соизмерить себя со всем миром, со всей реальностью, опираясь при этом не только на личный, но и на родовой, коллективный опыт прошлых поколений (запечатленный в языке и знаковом символизме культуры). Из стихийного философствования, т.е. умозрительных размышлений о высших смыслах и ценностях жизни, родилась, развилась философия как уникальная форма культуры и общественного сознания.

Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo -люблю и sophia - мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом «кто он такой?», тот ответил: «Философ». Далее объяснив:

«Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы - к одной только истине».

София, согласно с античной традицией, - высшая мудрость, которую вначале приписывали только богам. Владеть полной и определенной истиной могли только боги. Человек не может слиться с Софией, поскольку он - смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступным только непрерывное стремление к истине, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия «философия».

Чрезвычайно высоко оценивая философию за ее бескорыстную любовь к истине, чистое желание достичь и созерцать ее, Аристотель писал:

«Люди, философствуя, ищут знание ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы».

Философия, таким образом, с самого начала своего возникновения стремилась к истине, которую следует искать, созерцать, истины самодостаточной, то есть истины как таковой. Свойственная людям любознательность постепенно перерастает в интеллектуальную потребность безграничного расширения и углубления знаний о мир. Интеллект человека пытается постичь мир разумом в таких его ракурсах, которые не могут быть даны никаким опытом, интеллект стремится к знанию о мире как целостной реальности, с которой люди должны постоянно считаться в формировании программ своего поведения.

Философия — это область духовной деятельности человека, в основе которой лежит критическая рефлексия над самой духовной деятельностью, над ее смыслом, целью и формами, и, в конечном счете — над выяснением сути самого человека как субъекта культуры, или естественного отношения человека к миру. Как теоретическое усилие мысли философия — это самосознание культуры.

В центре философии стоит вопрос о человеке и его месте в мире, его месте в обществе, о смысле его жизни. И главное назначение философии - помочь человеку ориентироваться в бесконечных сложностях жизни, в решении тех уравнений со множеством неизвестных, которые постоянно возникают на жизненном пути.

Поле деятельности философии определяется тем, что она есть квинтэссенция культуры. Задача целостного осмысления с философских позиций как природной, так и социальной реальности через оппозицию человека и мира остается важнейшей и сегодня, особенно в связи с коренными переменами во всех сферах нашей жизни и потребностями осмысления этих перемен. Только философии под силу удовлетворить потребности мыслящего человека в создании целостной картины мира, в осмыслении собственного предназначения в этом мире.

Интересные мысли, относительно важного места философии в системе мировоззрения человека высказал один из известных философов Х1Х в. П.Л. Лавров:

«Потребность в осознанной философии равнозначна потребности человека в развитии... Требование от человека осознания ее развития является моральной аксиомой, которую доказать нельзя, если ее кто-то отрицает. А есть люди, которые отрицают это начало, есть люди, которые готовы сказать: сознательность, развитие, размышления являются злом для человека. С подобными оппонентами полемизировать невозможно, потому что они имеют другое обоснование, разговаривают на другом языке. Убеждать их напрасно, потому что сам процесс убеждения им не доступен. Они не имеют потребности в философии, потому, что не имеют потребности в мысли. Их идеал - сон без сновидений. Оставляя их в стороне, мы должны считать для себя аксиомой - человек обязан осознавать каждое свое слово, каждую мысль, каждое чувство и действие. При этом мы должны осознавать то, какое значение имеет философский элемент в человеческой деятельности... Философия есть понимание всего сущего как единого и внедрение этого понимания в художественный образ и моральное действие. Она является процессом отождествления мысли, образа и действия. Философия, в отличие от другой деятельности человеческого духу, оживляет их всех, наделяет их человеческими качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрания фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм. Философствовать - это развивать в себе человека как стройную единую сущность»1.

1 Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии // Философия и социология. - М., 1965. - Т. 1. - С. 571-572.

Философии принадлежит фундаментальная роль в развития и обосновании культуры человечества. В теоретическом плане культурноохранительная и культуротворческая роль философии состоит в разработке онтологии культуры, в ответе на вопрос: что в бытии материальной и духовной культуры принадлежит к настоящим, а не иллюзорным человеческим ценностям. Успешный поиск конструктивного ответа - предпосылка сохранения нормальной культурной среды.

Продуктивная миссия философии, ее социальная ценность состоит в ее антропологическом назначении: помочь человеку утвердиться в мире не только как сознательному, но и высоконравственному, эмоциональному, чуткому, умному существу. Как теоретическая форма общественного и индивидуального сознания философия осмысливает стратегические пути общечеловеческого существования, способствует утверждению гуманистических целей.

В индивидуальном аспекте ценность философии - в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя, мира, общественной практики, в побуждении к сознательному мировосприятию, к самостоятельной духовной жизни личности, к самосознанию. В этом случае очевидное, то, к чему привыкли, превращается в проблему, в сомнения, а отсюда начинается внутренний диалог человека с самим собой, рождается процесс философствования.

Если у человека нет порыва к новым горизонтам своего сознания, самоосознанию бытия, картины мира, то без этого фактически нет философии, и научить ей нельзя. В свое время Кант писал в трактате «О педагогике»:

«Философствовать можно научиться лишь благодаря самостоятельному применению ума».

Сказать: «Я не знаю» - означает найти в себе мужество подвергнуть сомнению завершенность, самодостаточность своих суждений. Это, по словам Николая Кузанского, «ученое незнание», а совсем не невежество.

Итак, философия требует беспрерывного пополнения знаний о мире и человеке, но ради продуктивной работы над собою.

Основной императив философии — научить человека мыслить творчески, самостоятельно.

 

1.2. Особенности философского мировоззрения, его соотношение с мифом и религией

Мировоззрение — это ядро, стержень сознания и самосознания личности. Оно выступает как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя, своего места в мире.

Мировоззрение как система включает в себя ряд компонентов. Прежде всего, это знания, отражающие стремление к объективному постижению мира, и ценности, воплощающие различные аспекты отношения человека к миру в соответствии с его интересами, целями, потребностями.

В выработке мировоззрения участвуют не только разум, но чувства человека, интеллектуальный и эмоциональный опыт человека. Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения представлена мироощущением и мировосприятием, а интеллектуальная - миропониманием. Соотношение этих сторон различно на различных уровнях мировоззрения, неодинакова их представленность в мировоззрении в разные эпохи, наконец, различны пропорции этих сторон и в мировоззрении разных людей. Больше того, разной может быть и сама

эмоциональная окраска мировоззрения, выражаемая в чувствах, настроениях и т.п., - от радостных, оптимистических тонов до тонов мрачных, пессимистических. Второй уровень мировоззрения - миропонимание, опирающееся прежде всего на знания, хотя миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция.

Мировоззрение исторически конкретно, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения. Выделяют два уровня мировоззрения: жизненно-повседневное и теоретическое.

Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности. Данный уровень мировоззрения отличается своеобразным переплетением теоретических положений и установок с примитивными, мистическими, обывательскими представлениями и предрассудками; большой эмоциональной нагрузкой. На теоретическом уровне миропонимания и мировоззрения человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

В философском знании органично связаны, соединены между собою два способа освоения мира человеком: научно-теоретический (рациональный) и духовно-практический (эмоционально-ценностный). Иными словами, философия - не только наука, но и мировоззрение. Философское знание имеет характер и силу убеждения, т.е. высших принципов, которые делают жизнь человека осмысленной и оправданной.

Исторически философии как особому типу мировоззрения предшествовали мифологический и религиозный типы мировоззрения2. Философия — это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснение различных форм его отношения к миру. Это отношение можно рассматривать в трех главных аспектах — познавательное, практическое, ценностное.

Если для мифа образ мира и действительный мир неразличимы и, соответственно, несоотносимы, то философия формулирует в качестве своей главной цели стремление к истине. Философия рождена свободой и для свободы. В этом смысле философское творчество - полная противоположность мифотворчеству, которое не знает никаких проблем, так как в мифе заранее все предопределено судьбой, единственно возможным, извечно начертанным ходом вещей. Философия же, философствование есть «вызов» человека слепому року, бездушной необходимости природы. Философия учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может и должен выбрать и осуществить сам, полагаясь на собственный разум.

Предметом философского познания первых древнегреческих натурфилософов были вопросы о первоначалах и первопричинах всего сущего, о возникновении, строении и состояниях природного универсума. Ранняя греческая философия использует фантастические образы и метафорический язык мифологии.

2 Более подробно особенности мифологического и религиозного знания будут рассмотрены в разделе «Разнообразие форм знания».

За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы они стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, упорядоченность и гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общественный мир, и их нравственность. Таким образом, уже первых философов интересовал не «мир сам по себе» (этот объективный мир есть предмет познания науки), а взаимоотношение «человек-мир», взятое в единстве, целостности и всеобщности.

Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность и теоретический, логически обоснованный характер.

Особенность философии состоит в том, что она изначально выступала как универсальное теоретическое познание, как познание всеобщего, всеобщих принципов бытия. Наряду с этим философия призвана решать вопросы, связанные с познаваемостью мира: не только познаваем ли мир, но и каковы средства проверки истинности наших знаний и т.д. Философствовать - значит решать и проблемы ценности, практического разума, как сказал бы Кант, прежде всего проблемы нравственности и среди них тот самый важнейший вопрос, который впервые поставил Сократ: «Что есть добро?» Суть философствования, таким образом, не просто и не только в обретении знаний о мире в целом, но и в том, чтобы формировать определенные нравственные ценности. Без этого сама жизнь человеческая лишается смысла, а человек перестает быть человеком.

Философии как особому типу мировоззрения в культуре общества присущи функции, которых не имеют ни миф, ни религия.

Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры. Они выражены на философском языке в категориях - интеллектуальных или ценностно-оценочных (морально-эмоциональных); в первом случае, например, категории детерминизма - причины и последствия, случайность и необходимость; в другом случае, к примеру, категории добра и зла, добродетели и порока. Следовательно, функция экспликации универсалий культуры выполняется именно философией.

Во-вторых, философия является теоретическим выражением суммарных результатов человеческого опыта на конечном уровне абстракции (что связанно с уровнем духовного освоения мира), то есть выполняет функцию рационализации и систематизации социокультурного опыта, который она обобщает. В философии получают теоретическое выражение социальное самосознание людей, их общие идеалы и ценности. Философия как «мыслящее мышление» выступает самосознанием, духовной квинтэссенцией своего времени.

В-третьих, философия выполняет в культуре критическую функцию, подвергая все сомнению, требуя аргументации и «отсекая» те положения, которые не выдержали проверки критической рефлексией.

В-четвертых, философия выступает «аккумулятором» мировоззренческого опыта и формой его трансляции в культуре. Давая человеку целостный взгляд на мир, философия позволяет ему определить свое место и роль в этом мире, формирует его осознанную позицию, ценностное отношение к миру. Современному человеку не обязательно каждый раз снова «изобретать велосипед» в осмыслении мировоззренческих вопросов (хотя, действительно, формирование мировоззренческой картины мира - особенный индивидуальный творческий про-

цесс). Можно обратиться к истории духовной культуры, прежде всего - к истории философии, чтобы узнать, какие способы решения проблем бытия, сознания, человеческого Я и т.п. предлагались в разные эпохи разными мыслителями, какие варианты решений и почему были признаны «ошибочными», чтобы в итоге сформировать современные представления об Истине, Добре, Красоте.

В-пятых философии свойственна интегративная функция, и, возможно, именно она является наиболее значимой среди функций в культуре, обеспечивая сбалансированность и целостность общественной жизни, согласованность всех форм опыта - практического, познавательного, ценностного.

Таким образом, философия является самосознанием культурной эпохи, теоретическим уровнем мировоззрения, мышлением, направленным на самого себя.

1.3. Многообразие философских позиций, учений, школ.

Исторические типы философии

Одной из существенных особенностей философского мировоззрения является его обусловленность многообразием различных факторов - интересами тех или иных личностей и социальных групп, уровнем развития науки, социокультурными особенностями эпохи, национальными особенностями различных стран и народов. Все это обуславливает многообразие философских позиций, учений, школ, направлений. Во всем многообразии философского знания выделяют позиции философского монизма, дуализма, плюрализма.

Монизм объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции - первоначала, первопричины, первоосновы всего сущего. Монизм первоначально имел форму наивного представления о «первове- ществе» (субстанции всего сущего), из которой возникли все вещи: вода (Фалес), огонь (Гераклит), апейрон (Анаксимандр). В настоящее время выделяются различные виды монизма в зависимости от того, как понимается сущность единого мира. Традиционно выделяются две разновидности философского монизма - материализм и идеализм.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 84; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!