Тема 6. Типология культуры.



План

  1. Типология культуры как научное понятие.
  2. Основные принципы типологии культуры.

Типология – это способ научного познания, в основе которого лежит расчленение системы объектов и их группировка с помощью обобщающей модели. Потребность в типологии возникает, когда наука имеет дело с крайне разнородными по составу множествами объектов и решает задачу их упорядоченного описания и объяснения.

Необходимо отметить, что существуют отличия между типологией и классификацией. Так, классификация охватывает все без исключения объекты исследуемой области, тогда как в типологии выделенные типы объектов не обязательно исчерпывают все их множество.

Типология культуры – это метод научного познания, который предполагает группировку культурных объектов с помощью обобщенной идеализированной модели или типа.

Итак, типология культуры дает возможность систематизировать и объяснить множественность разнородных культур. В основе типизации могут быть самые различные параметры, рассматриваемые исследователем как наиболее сущностные характеристики анализируемых культур. Совокупность показателей, параметров, выступающих основанием для создания типологии, определяется:

1. задачами науки, в рамках которой проводятся исследования,

2. методологическими позициями самого исследователя.

Этим обусловливается невозможность существования универсальной типологии культуры. Проблема типологии культуры является одной из актуальных и дискуссионных проблем в современной отечественной теории культуры.

История развития теоретической мысли о культуре знает много различных типологий. Их авторами были философы, историки, социологи, деятели искусств, полевые этнографы, то есть практики и теоретики культуры. При изучении культуры типологические построения стали широко применяться в ХVIII - Х1Х вв., когда ученых увлекал поиск единого плана. К концу Х1Х века утвердился взгляд на тип как результат сложной теоретической конструкции. В этом ключе вела исследования школа культурно-исторических типов, марксизм построил свою систему экономических типов общества, М.Вебер разработал метод создания «идеальных» типов, в американской социологии получил распространение метод «конструирования» типов. В настоящее время можно назвать более десятка встречающихся в теоретической литературе принципов типологизации культур.

Среди основных принципов типологии культуры можно выделить следующие: формационный, цивилизационный, культурно-исторический, религиозный, этнонациональный и социальный.

Формационный принцип основывается на марксистской модели истории. Он устанавливает зависимость типа культуры от господствующего способа производства. Каков способ производства, такова и культура первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.

Цивилизационный принцип используется в рамках плюрально-циклической концепции культуры. Её представители (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) выделяют различные типы культур или цивилизаций, представляющих собой автономные, самобытные, целостные образования.

Культурно-исторический принцип акцентирует внимание на выявлении духовных доминант исторических периодов и эпох, в рамках которых возникают и функционируют конкретно-исторические типы культуры. Конкретно-исторический тип культуры – это форма бытования наиболее существенных, общих, концептуальных духовных ценностей. Так, например, применительно к европейской культуре можно выделить следующие её конкретно-исторические типы: средневековая культура, культура эпохи Возрождения, культура Нового времени.

Религиозный принцип позволяет дифференцировать культуру в зависимости от характера религиозного воззрения. При этом все многообразие религиозных верований можно свести к двум: политеизму и монотеизму. Этот принцип дает возможность разделить культуру на древнюю (языческую) и культуру, в которой господствует одна из форм мировых религий: христианская, буддистская, мусульманская и др.

Этнонациональный принцип определяет типологический анализ культуры по общности этнонациональных характеристик. Основными типами культур в рамках данной типологии являются этническая и национальная культуры.

Социальный принцип основывается на идее социальной неоднородности общества. В контексте данного подхода принято выделять следующие типы культур: элитарная, массовая, субкультура.

Под элитарной культурой принято понимать:

а) культуру «духовной аристократии»;

б) некоторые субкультуры, привилегированные группы, которым присуща закрытость, ценностно-смысловая самодостаточность, противопоставленность массовой, потребительской, в т.ч. «народной» культуре.

Под массовой культурой понимается:

а) культура большинства членов общества;

б) коммерциализованная, потребительская, стандартизуемая культура, ориентированная на невзыскательный вкус масс, толпы.

Субкультура – особая форма культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами, стандартами поведения. Различают этнические, корпоративные, религиозные, возрастные, профессиональные и т.д.

Кроме того, можно выделить и такие, используемые в современной гуманитаристике, способы типологии культуры.

 

Основание Пример
по отношению человека и общества коллективистская, индивидуалистская
по социальному действию традиционная, инновационная
по психологическому интравертная, экстравертная
по хозяйственному кочевническая, земледельческая
по классовому дворянская, пролетарская
по гендерному мужская, женская
по средствам передачи информации устная, письменная, экранная
по формам передачи опыта постфигуративная, кофигуративная, префигуративная
по пространственному принципу культуры мегаполисов, столиц, городов, поселков, деревень местечек и т.д.
по типу ментальных характеристик моноактивные, полиактивные, реактивные

Вопросы для самоконтроля


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!