Тема 2. Культура как предмет изучения культурологии



План

1. Этимология и генезис понятия культура. Полисемантичность понятия «культура».

2. Сущностные концепции культуры.

2.1. Деятельностный подход к пониманию сущности культуры.

2.2. Аксиологическая концепция культуры.

2.3. Семиотическая или информационно-знаковая концепция культуры.

2.4. Психоаналитическая или психофизиологическая концепция культуры.

Слово «культура» произошло от латинского «cultio», что означает возделывание, обработка, почитание, поклонение. Одним из первых слово «культура» использовал римский государственный деятель, мыслитель, литератор Марк Порций Катон (Старший). В своём трактате «О сельском хозяйстве» он применял данный термин, говоря об уходе за участком земли, имея в виду окультуривание, возделывание почвы, без чего невозможно было получить хороший урожай. Затем слово «культура» отрывается от земной почвы. Римский философ Марк Туллий Цицерон в «Тускуланских беседах» употребляет выражение «cultura animae», то есть «культура души». Под культурой Цицерон уже подразумевал не обработку земли, а возделывание человеческой духовности. Он вел речь о необходимости воспитания и образования человека, учил культивировать душу и разум, чтобы не скатиться к варварству. Таким образом, в античности под культурой, прежде всего, понималось целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и т.д.), а также обучение, воспитание самого человека.

В западноевропейской философии и науке термин «культура» начинает активно использоваться с Нового времени. Надо заметить, что данное понятие употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных смысловых контекстах, что позволяет говорить о полисемантическом характере термина «культура». Так в настоящее время в повседневной бытовой практике, на уровне обыденном под культурой понимается:

· определенная сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление (министерство культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей);

· совокупность духовных ценностей и норм, присущих определённой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, субкультура, национальная культура, региональная культура и т.д.);

· высокий уровень качественного развития («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство», «культура сервиса» - высокий уровень обслуживания клиентов);

· определённая сфера человеческой деятельности (политическая, экономическая, художественная культура и т.д.);

· определённая историческая эпоха (Античная культура, культура Киевской Руси и т.д.)

На уровне научно-теоретическом существуют различные концепции и дефиниции культуры. В настоящее время в современном культурологическом знании можно выделить следующие основные подходы к пониманию сущности культуры: деятельностый, аксиологический, семиотический и психоаналитический.

В деятельном подходе культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности (Э. Маркарян, В. Давидович, З. Файнбург и др.). Культура есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества. Наиболее точно отражает сущность понятия культура согласно деятельному подходу определение академика В.С. Степина: «Культура – система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее проявлениях. Культура хранит, накапливает социальный опыт, транслирует его из поколения в поколение, генерирует новые программы деятельности». Культура трактуется как универсальный механизм, реализующий и направляющий поведение и деятельность личности. В определенном смысле деятельный подход тяготеет к технологической трактовке культуры, т.к. культура здесь выступает как своего рода «технология» человеческой деятельности.

Аксиологический (ценностный) подход заключается в соотнесении культуры с миром человеческих ценностей. Становление ценностных пониманий культуры было связано с исследованиями философов-неокантианцев (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.). Согласно ценностному подходу культура есть не что иное как совокупность материальных и духовных ценностей, которые образуют сложную иерархию идеалов и смыслов, значимых для конкретного общества. Речь идёт о том, что именно комплекс определённых ценностей образует смысловое ядро культуры. Известный социолог русского зарубежья П. Сорокин считал, что именно ценность «служит основой и фундаментом всякой культуры».

Культура – это реализация идеально-ценностных установок, рассматриваемых под углом их значимости для человека и общества.

Таким образом, ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества, и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.

При семиотическом подходе (Э. Кассирер, У.Эко, Ю. Лотман) культура определяется как внебиологический знаковый механизм передачи социокультурного опыта, как система обобщенных и унифицированных программ человеческого поведения и деятельности вообще, выраженных в знаковых формах, которые транслируются из поколения в поколение.

Итак, культура трактуется как знаковая система, как специфический язык. Языком культуры в широком смысле этого понятия называются те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в социокультурном пространстве. Культура предстает как смысловой мир, определяющий способ бытия и мироощущения людей, выражаясь в знаках и символах.

Психоаналитическое направление, основано австрийским психоаналитиком З.Фрейдом (1856-1936), который считал, что «всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете». Она "обозначает сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношении между людьми". Характерной чертой этого направления в исследовании культуры является то, что предметом анализа становится личность в культуре, ее психические характеристики, поведенческие стереотипы, взаимодействие с окружающей средой, а также и внутриличностные процессы. Культура у 3. Фрейда выступает в качестве системы норм и запретов, которой присущ психологический конфликт между устремлениями к индивидуальной свободе и сдерживающими (во имя интересов социума) эти устремления культурными нормами.

Последователь и ученик З.Фрейда К.Г.Юнг в отличие от Фрейда говорит не о природной сущности бессознательного, а об его глубинных культурно-исторических истоках. По его мнению, коллективное бессознательное родилось в древности в коллективном психическом опыте (природа его социально-культурная, однако оно передается по наследству на генетическом уровне). Первичные структуры коллективного бессознательного - архетипы, т.е. некие первосмыслы, общезначимые и интуитивно понимаемые символы. Все архетипы связаны с древнейшими мифологическими образами, переживаниями и лежат в основе человеческой души. Сама история человечества, как считает К.Г.Юнг, коренится в коллективном бессознательном, проявляющемся в архетипах. Задача культуры по мнению Юнга – вести диалог с бессознательным, а не «отдавать человека на милость психической преисподней».

Последователем Фрейда являлся и Эрих Фромм (1900 – 1980), немецкий социальный психолог, философ, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма. Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что «человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Когда и кем впервые было использовано слово «культура»?

2. Когда термин «культура» начинает использоваться в западноевропейской философии и науке?

3. Назовите основных представителей деятельностного подхода к пониманию сущности культуры.

4. Что такое ценность и норма?

5. Что такое аномия? Каковы её причины?

6. Что понимают под языками культуры?

7. Что такое текст?

8. Что такое культурный код?

9. Что такое семиосфера культуры?

10. Что такое архетип?

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!