Тема 3. Культура, общество, личность



План

1. Культура как социальный феномен. Социальные институты культуры.

2. Культура и личность. Сущность процессов инкультурации, социализации.

3. Культурная идентичность: сущность, типы, значимость и последствия утраты идентичности для человека.

Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.

Слово «институт» происходит от лат. institutum, что означает «установление, учреждение, организация». Социальные институты являются составной частью социальной структуры, одной из основных категорий социологического анализа общества, под которой обычно понимают сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между различными элементами социальной системы, фиксирующую свойственные данному обществу способы организации и функционирования.

Социальные институты организуют и координирует деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.

Структуру социального института образуют:

  • социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
  • совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
  • система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
  • идеологические обоснования деятельности социального института;
  • социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

  • совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
  • система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
  • система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
  • материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
  • общественно признанная миссия, цель, идеология.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

  • экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;
  • политические институты — государство, армия, полиция, суд, партии, гражданское общество;
  • институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак;
  • институты культуры — школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь.

В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.

Общие функции:

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
  • Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
  • Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
  • Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

Отдельные функции:

Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).

Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).

Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.

Политические институты, ведающие организацией политической жизни.

Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.

Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.

Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

Комплексный подход в исследовании человека как целостности предполагает рассмотрение различных факторов, оказывающих влияние на формирование личности. Структура личности имеет очень сложную, иерархическую организацию. Выделяют следующие уровни структуры личности: биологический, социальный (ролевой), экзистенциальный (духовный). Между названными уровнями нет жёстких границ, так как личность есть целостность, где идёт непрерывное функционирование всех уровней человеческого существования.

Целостность личности, её уникальное своеобразие всегда предполагает сочетание индивидуального с социальным. Развитие социально-значимых качеств личности осуществляется в ходе социализации, которая представляет собой процесс усвоения индивидом системы знаний, норм, ценностей и навыков, необходимых для успешного функционирования в определённой социальной группе или обществе в целом. Основным организационно-регулирующим механизмом социализации является система социальных ролей. Социальные роли представляют собой некие стандарты, стереотипы поведения, детерминируемые полом (гендером), возрастом, образованием, социальным статусом, а также национальностью.

Социально-ролевое поведение личности, обусловленное национальным фактором, формируется в результате инкультурации. Инкультурация представляет собой процесс овладения человеком традиционными моделями мышления, присущими той или иной национальной культуре, и выработка на их основе определённых стандартов поведения. Именно в результате усвоения актуализированной части особенностей национального культурного наследия происходит становление ментальных качеств личности. При несомненном сходстве процессов социализации и инкультурации между ними, тем не менее, можно провести различия. Если социализация в некотором смысле универсальна, то инкультурация – культурно-специфична.

Таким образом, являясь автономным субъектом общественных отношений и сознательной деятельности индивида, личность в то же время всегда несёт отпечаток конкретной культурно-исторической среды. Культура оказывает огромное влияние на процессы становления духовного мира личности, на формирование её ценностных предпочтений, поведение, привычки, вкус и стиль жизни. В зависимости от системы ценностей, принятой в том или ином обществе, каждая культурная традиция вырабатывает у человека определённые качества характера. Так, например, в культурах западного типа, где отдаётся приоритет личным целям по сравнению с целями коллектива, люди: 1) имеют больше личной свободы; 2) больше гордятся своими личными достижениями; 3) менее связаны с окружающими; 4) ведут себя более спонтанно; 5) более избирательны; 6) свободнее выбирают стиль жизни.

Напротив, в культурах восточного типа, ставящих на первое место интересы коллектива (семьи, общины, клана, фирмы и т. д.), люди взаимозависимы: 1) стараются поддерживать гармоничные взаимоотношения; 2) избегают конфронтации; 3) сдерживают порывы откровенности; 4) проявляют скромность; 5) оказывают друг другу помощь.

Итак, тип культуры оказывает большое влияние на личностные особенности человека: его представления о мире, нормы и ценности, стереотипы поведения и восприятия. В современных условиях, как уже было отмечено ранее, международные контакты становятся все более интенсивными и все более разнообразными. Это, естественно, способствует сближению культур, стиранию между ними резких различий. Однако даже при самых благоприятных условиях межкультурных контактов у коммуникантов при вхождении в новую культуру нередко возникают определенные сложности, поскольку в условиях новой культуры привычная система ориентации индивида зачастую оказывается неадекватной. Люди остро чувствуют трудности и напряжение, являющиеся неизбежным следствием столкновения различных культурных ценностей, стилей общения, норм поведения и так далее. Для достижения более эффективной межкультурной коммуникации необходимо определить и устранить препятствия, мешающие этому процессу. Исследователи, занимающиеся проблемами межкультурного взаимодействия, выделяют следующие барьеры, мешающие взаимопониманию людей:

1. подсознательное ожидание сходства, а не различия между культурами;

2. этноцентризм - восприятие и оценка идей и практик других культур через призму собственной культуры;

3. предубеждения и стереотипы – общие установки, представления или мнения (позитивные, негативные, нейтральные) о людях, идентифицируемых с конкретной культурой;

4. повышенное беспокойство или напряжение, так как процесс межкультурной коммуникации вызывает большую тревогу и стресс, нежели знакомые ситуации внутрикультурной коммуникации;

5. -языковые различия;

6. ошибочные невербальные интерпретации, происходящие от того, что людям трудно понимать невербальный язык культуры, не являющейся их собственной.

Таким образом, для того, чтобы избежать непонимания в процессе межкультурного общения, человека следует постоянно воспринимать с учётом той культуры, в которой он живёт и представителем которой является.

Рассматривая проблему влияния культуры на формирование личности, необходимо остановиться на таком понятии как культурная идентичность. Культурная идентичность - это самоощущения человека внутри конкретной культуры. Она характеризуется субъективным чувством индивидуальной самотождественности, т.е. отождествлением себя с теми или иными типологическими формами культурного устроения, прежде всего с конкретной культурной традицией. Когда индивид приходит в мир, он «погружается» в определенную культурную «наследственность», которую усваивает от окружающих его людей. Ведущую, но далеко не всегда определяющую роль играет при этом национально-этнический аспект.

Национально-этническое сознание предполагает идентификацию человека с определенным историческим прошлым его нации, этноса. Мировоззрение этнического сообщества выражается не только через констатацию «общей крови» или наличие общих психофизиологических признаков, но главным образом через выработку целой системы отличительных символов (эмблем, знаков, святынь, мифов, легенд, историй). Этническая уникальность — категория относительная, лишенная всякого смысла вне системы культурно-исторических отношений. Этнос не обязательно характеризуется единством территорий или кровным родством. Он шире кровнородственных отношений. Представители одной и той же этнической группы могут быть отделены друг от друга, подвергнуться рассеянию и миграции, коллективному изгнанию, проживать долгое время в окружении других народов, даже утратить такой, казалось бы, безусловный признак общности, как язык, и при этом все равно сохранять ярко выраженную этнокультурную определенность. Принципиальное значение имеет как раз характер культурной идентичности. Она может сохраняться веками или, напротив, утрачиваться достаточно быстро.

Крайним выражением причастности всей культуре, всему человечеству может служить установка на космополитизм. Но, как показал еще О. Шпенглер, подобная культурно-идентификационная ориентация по сути дела равнозначна отсутствию подлинной идентичности. Она обрекает человека на бесприютность и одиночество, оторванность от корней и традиций, от источника вдохновения и творчества. То же можно сказать и о сегодняшних тенденциях глобализации. Превратное толкование, замена многообразия субкультурных образований и вариативных форм культурной идетичности чреваты унификацией и стандартизацией.

В современных условиях культурная идентификация претерпевает большие изменения. Контекст рождения, на протяжении многих веков предопределявший характер и форму культурной идентификации, ныне уже не довлеет над индивидом. Безусловно, мы по-прежнему приходим в мир как члены определенных семей и расовых групп, воспитываемся в конкретной культурно-исторической традиции, но выбор культурной идентичности с усилением процессов глобализации становится все более широкой практикой. Повсеместной нормой выступает сегодня возникновение новых культурно-идентификационных групп, которые будут функционировать в качестве субкультурных образований. Ускорение темпов социального развития существенно влияет на процессы культурной идентификации. Формы культурной идентичности становятся все более кратковременными, мобильными, ситуационными, гораздо в меньшей степени предопределяя последующую жизнь человека. Хорошо это или плохо — покажет время. Но одно можно утверждать с абсолютной уверенностью: вне зависимости от того, какие конкретные формы будет приобретать культурная идентичность, по каким основаниям будет проходить культурное размежевание тех или иных социальных групп, сам принцип идентификации как реализации экзистенциальной потребности сохранится.

Несмотря на то, что потребность в идентификации экзистенциальна, культурная идентичность может и не быть всегда с человеком в любых обстоятельствах его жизни. Возможна утрата индивидом идентичности, аутентичности или подлинности. Моменты ощущения своей абсолютной чуждости окружающему миру вообще и каждому его проявлению в частности переживал любой человек. Такие ситуации бывают связаны либо с возрастными психологическими кризисами, либо с быстрыми изменениями в социокультурной среде, когда индивид не успевает в полной мере воспринять, оценить и интегрировать происходящие с ним и с миром метаморфозы. Утрата идентичности находит выражение в таких болезненных явлениях, как отчуждение, ощущение «разорванности бытия», деперсонализация, маргинализация, психологическая патология, асоциальное поведение и пр. В подобном состоянии человек не может отыскать тот «культурный источник», который одаривал бы его жизненными силами, везде ощущает себя инородным и чуждым. В периоды быстрых социокультурных изменений кризис идентичности может принимать массовый характер, порождая «времена безвременья», периоды «разброда и шатания», целые «потерянные поколения». Наша страна в недавнем прошлом также пережила такой период: кризис культурной идентичности воспринимался многими как утрата смысла жизни. Однако быстрые смены эпох могут иметь и позитивные последствия, облегчая закрепление достижений технического прогресса, способствуя интеграции новых традиций, социальных опытов, норм и образцов, структурных изменений в пределах монолитного, долгое время остававшегося герметично закрытым культурного образования, тем самым, в конечном счете, расширяя спектр адаптационных способностей человека.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимают под социальным институтом в узком и широком смысле?

2. Что понимают под субъектами культуры?

3. Что такое инкультурация?

4. Что такое социализация?

5. Что общего и в чём отличие между социализацией и инкультурацией?

6. Что такое аккультурация и каковы её основные формы?

7. Что такое личная идентичность?

8. Что такое культурная идентичность?

9. Что понимают под межкультурной компетентностью личности?

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 30; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!