Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания



План

1. Становление и развитие культурологического знания.

2. Основные разделы современного культурологического знания.

В наши дни резко возрос интерес к теоретическому изучению культуры. Об этом, в частности, свидетельствует возникновение в XX столетии целого ряда научных дисциплин, делающих культуру предметом специального рассмотрения. Особое место среди них заняла культурология.

Основателем культурологии является американский ученый Л.А. Уайт (1900-1975). Хотя первым термин «культурология» использовал немецкий химик В. Оствальд, именно благодаря работам Уайта он вошёл в науку. Это произошло в 1930-1931 гг., когда Уайт прочитал первый университетский курс «Культурология». Основные свои идеи и общую концепцию изучения культуры Уайт изложил в таких фундаментальных работах, как «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) и т.д. Таким образом, Л. Уайт заложил основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины.

Развитие культурологии как самостоятельной дисциплины включает ряд этапов.

1 этап условно может быть назван философским (18 нач. 19 вв). В это время конструируется сама «идея культуры», объясняющей смысл и направленность мировой истории в целом.

2 этап – эмпирическое изучение явления культуры. Это сбор информации о разных народах, их нравах, обычаях, образе жизни, её описание и попытка систематизации (19 в.).

3 этап – построение культурологии как научной дисциплины (перв. пол. 20 в.). Здесь вырабатываются принципы и критерии культурологии, складываются основные культурологические теории. При построении культурологической науки широко используются эмпирические исследования.

4 этап – наряду с развитием теоретической культурологии, начинают развиваться прикладные культурологические исследования.

В настоящее время в рамках современного культурологического знания, принято выделять следующие научные направления (дисциплины): история культуры, теория культуры, культурная антропология, философия культуры, история культурологических учений, социология культуры, прикладная культурология.

Каждое из указанных направлений имеет собственный объект исследования, отличается спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при разрешении конкретных проблем.

История культуры. История культуры исследует реальный процесс культурного развития различных эпох, стран и народов. История культуры является источником фактического материала, который используется в различных теоретических концепциях культуры.

История культурологических учений изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и её закономерностях. Огромный вклад в развитие культурологии внесли историки, философы, антропологи, этнографы, социологи, психологи, писатели.

Философия культуры. Основы современной философии культуры были заложены ещё в Новое время. Среди тех, кто оказал влияние на развитие философии культуры, следует отметить Джамбаттисту. Вико, Иоганна Гердера, И.Канта, Георга Гегеля. В дальнейшем к проблемам культуры обращаются неокантианцы (Герман Коген, Э. Кассирер, Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт) и представители «философии жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель, Ф.Ницше).

В ХХ веке существенное влияние на философию культуры оказали О. Шпенглер; представители экзистенциализма К.Ясперс, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет; психоанализа З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, структурализма и постмодернизма.

Среди отечественных мыслителей, прежде всего, следует отметить Н.Данилевского, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, Л.П. Карсавина, М. Бахтина, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана и т.д.

Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет её функции в жизни человека и общества, выясняет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации, изучает множественность языковых и символических форм культуры, исследует диалектику и динамику культурных процессов.

Социология культуры. На развитие современной социологии культуры наибольшее влияние оказали такие исследователи, как К.Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Джордж Мид, П.Сорокин и т.д.

Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании поведении и образе жизни различных социальных групп. В задачу социологии культуры входит

  • изучение социальной динамики (общественных и общественно-культурных изменений); то, как влияют на общество те или иные явления жизни (например, экономические и политические реформы, урбанизация, миграция, экологический и духовный кризис);
  • описание таких феноменов как социальное поведение, социальный опыт, социальный характер, а так же исследование того, как социальна среда влияет на формирование определённого типа личности;
  • анализ деятельности различных социальных институтов (система образования, учреждения культуры, СМИ и т.д.) с целью выявления того, как они влияют на человека и общество;
  • выявление связи между культурой и другими формами общественной жизни – экономикой, политикой, наукой и т.д.

В целом социология культуры направлена на создании целостного представления о социокультурной реальности, она сводит воедино знания об отдельных общественных и культурных явлениях. Например, социология искусства даёт богатую информацию только о художественной жизни общества, социология досуга показывает, как используют свободное время различные группы населения. В задачу социологии культуры входит обобщение и анализ этих сведений.

Культурная антропология. Культурная антропология является одним из важнейших направлений культурологических исследований. По своему происхождению она тесно связана с этнологией - наукой, исследующей культуры различных племён и народов В XIX-ХХ веках в рамках культурной антропологии возникают различные направления и школы:эвлоюционизм (Тейлор, Фрезер, Морган);диффузионизм (Фробениус, Гребнер);функционализм (Малиновский, Рэдклифф-Браун). Кроме того, следует так же отметить Уайта, Крёбера, Херсковица, создавших целостные культурно-антропологические концепции.

Культурная антропология исследует взаимоотношение человека и культуры, процессы становления духовного мира личности в условиях разных культур. Её интересуют также процессы социализации, аккультурации, инкультурации, проблемы адаптации человека в той или иной культурной среде, особенности национального характера, взаимодействие человека и природы, экологии и этноса. Культурная антропология анализирует этнические и региональные особенности культуры.

Теория культуры, с одной стороны, связана с историей культуры, социологией культуры и культурной антропологией, поскольку осуществляет функцию осмысления накопленного этими науками материала, его систематизацию, моделирование процессов, протекавших в социальной и культурной истории отдельных народов, цивилизаций и всего человечества.

С другой стороны, теория культуры тесно связана с философией культуры. Связь эта носит характер сложного взаимодействия и взаимовлияния. Проблематика теории культуры, как известно, сформировалась как часть философского знания или же под сильным его воздействием. В тоже время методы и результаты теоретических культурологических исследований воспринимаются философией и используются в решении чисто философских вопросов, как это видно в структуралистских и постструктуралистских течениях последних десятилетий, активно обращающихся к материалам выше обозначенных наук о культуре.

Прикладная культурология. Прикладная культурология имеет практический характер. Она исследует организацию и технологию культурной жизни общества, деятельность учреждений культуры, культурных центров досуга, проведение массовых праздников, фестивалей и форумов. Главным направлением становится разработка культурной политики; экономическое, политическое и духовное обеспечение культурных программ. Прикладная культурология изучает интересы публики, мотивы приобщения к культуре, формы организации досуга.Объектом научного анализа является деятельность театров, кинотеатров, музеев, концертных и выставочных залов, клубов и дворцов культуры, библиотек, просветительская работа творческих союзов и фондов, Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, а также других организаций и ассоциаций.

Итак, перечисленные разделы определяют общие контуры культурологии как науки. В целом культурология является комплексной наукой, которая выступает как общая теория культуры, стремящаяся обобщить и систематизировать те факты, которые предоставляют отдельные науки изучающие культуру.

Формирование культурологии как особой сферы гуманитарного знания потребовало разработки её методологического арсенала. В качестве основных научных критериев культурологического знания, прежде всего, следует выделить: 1) объективность; 2) верифицируемость и фальсифицируемость; 3) методологическую прозрачность; 4) понятийную оснащенность; 5) логичность в аргументорике.

В рамках культурологической науки по-особому представлено соотношение объекта и предмета познания: при условии, что культура выступает не только объектом (как это может быть, например, в литературоведении, социологии, истории и пр. науках), но и предметом исследования, она осмысливается в «реальной целостности и полноте конкретных форм ее существования, в ее строении, функционировании и развитии» (Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996). Однако, культура – достаточно сложный феномен для объектного и предметного представления. По утверждению специалистов, выделяются научные стратегии познания культуры: а) объект и предмет познания может быть определен как нечто доступное восприятию (например, культура поведения, культура славян и пр.); б) как нечто доступное мысленному взору, воображению (духовная культура, культура мышления и пр).

Культурология располагает следующими методами: философскими (базовыми), общенаучными, специальными (конкретнонаучными). Следует учесть, что на практике каждый исследователь формирует свою методологическую программу, включающую методы из разных групп. Собственно говоря, в современной гуманитаристике, действуют поддерживающие или опровергающие друг друга нарративы, разрабатываемые с помощью авторских методологических программ. К философским, обеспечивающим продуктивность как философского, так научного знания, относят: эмпирический и теоретический, наблюдения и эксперимента, выделения и обобщения, абстрагирования и конкретизации, анализа и синтеза, индукции и дедукции, опредмечивания и распредмечивания; формализации и актуализации, исторический, логический, рефлективный, аксиоматический и др. К общенаучным относят методы, частично заимствованные из философских, их отличительным свойством является то, что они направлены на выявление конкретики и специфики предмета.

Специальные методы в культурологии возникли в результате интеграции культурологического знания и имеют некоторую направленность: социологическую, историческую, семиотическую и пр. Следует учесть, что специальные методы регулярно уточняются, а их арсенал пополняется. К ним, в частности, относят:

1. метод реконструкции культурных полей;

2. метод социокультурной типологии;

3. метод моделирования культурных объектов; социокультурный историко-генетический метод;

4. метод мозаичных реконструкций;

5. метод социокультурных наблюдений;

6. метод социопсихологических и социокультурных инверсий.

Заметим, что современная культурология, получив методологический арсенал из других наук, в формирующихся установках стремится этим наукам соответствовать, а именно – избавляться от излишней эмоциональности в оценках, избегать искусственной умозрительности, основываться в суждениях на фактах, формировать знание предмета, процесса или состояния на основе прикладного исследования. Однако, в силу того, что объект и предмет культурологии предельно сложен, допускается привлечение знаний из иных областей знания. Так, некоторые термины, определения, концепции, ныне используемые в культурологии, «пришли» не только из науки, но и религиозных и философских учений, литературной и политической публицистики, теории искусства. Задача культуролога-исследователя состоит в том, чтобы выработать критическое отношение к этим сведениям, выделить рациональную составляющую, которая способствует продуцированию нового знания о культуре.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Когда и кем был введён термин «культурология»?

2. Какие гуманитарные науки оказали влияние на становление и развитие культурологии?

3. Почему культурология является интегративной областью знания?

4. Что является предметом исследования социологии культуры и культурной антропологии?

5. Какова роль философии культуры в формировании теоретических знаний о культуре?

6. Перечислите основные направления прикладной культурологии.

7. Когда и почему культурология была введена в систему высшего российского образования?

8. Какие основные темы рассматриваются в рамках учебного курса «Культурология»?

 


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!