СИМВОЛИКА ФОРМЫ И ЦВЕТА В НАРОДНОМ ОРНАМЕНТЕ



Народная эстетика сохранилась в декоративно прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах - декоративной росписи по дереву, глиняных и деревянных изделиях, художественной ковке железа, лаковой живописи.

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, он представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. 

Орнамент, как элемент художественного стиля, живёт и в зодчестве, и в ваянии, и в живописи, и в графике, и прежде всего – в декоративно-прикладном искусстве. В процессе сложения стиля, отражавшего новые художественные идеалы, в прикладном искусстве создаются новые декоративные решения, в нём появляются новые орнаментальные мотивы. Орнамент в жизни народа никогда не являлся самоцелью: он всегда и во всём был связан с тем предметом, который должен был украсить. Его применение чрезвычайно широко, почти безгранично.

Орнамент встречается повсюду: на наружных и внутренних стенах зданий, на мебели и посуде, на декоративных и носильных тканях, вышивках, кружевах, на металлических изделиях и т.д.

Орнамент – наиболее подвижная часть системы. Но и в вышивке, и в кружеве, где существуют разные типы орнаментов и орнаментальных композиций, в различных центрах сложились свои принципы построения орнамента, его связей с плоскостью ткани, ее фактурой, излюбленный круг мотивов, их размеры, цвет. Даже в ткачестве, где геометрический характер орнамента предопределен техникой, в разных промыслах есть свои самобытные узоры, законы композиции, цвета, что в итоге лишает сходства даже ткани одинакового рисунка. В центре народных росписей законы жизни орнамента еще более обусловлены манерой письма, характером мотивов, принципами композиции. Для той же хохломской росписи традиционен растительный орнамент с характерными вариантами «травки» или «кудрины».

Узоры из орнаментов обычно целиком покрывали поверхность предмета, за исключением его рабочей части. В этой изобильной и всесторонней украшенности предмета заключается один из основных конструктивных принципов крестьянского бытового творчества. В каждом узоре содержались частые мотивы растительного характера, древняя культовая символика, перевоплощенная в геометрических построениях, многочисленные зоографические элементы и геральдические изображения.

Орнаментальные мотивы в русской народной вышивке можно сгруппировать следующим образом:

· Геометрические мотивы – это различные геометрические элементы, которые входят в основную часть вышивки.

· Растительные мотивы – изображение цветов, веток, листьев, плодов.

· Зооморфные мотивы, включающие орнитоморфные, а также тератологические мотивы.

Древнерусское искусство недаром является предметом нашей на­циональной гордости. Сaмобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культypы. Своими корнями оно уходит в далекие доxpистианские вpeмена, в пору величия Kиева, Чернигова, Новгорода, Суздаля, Владимира, Рязани.

Плетение кружев на Pyси вceгда было очень попyлярным. Особого расцвета этoт вид творчества дocтиг в XIX веке. Наиболее известны михайловское (Рязанская обл.) и елецкое (Липецкая обл.) кружева. Ho caмое знаменитое - вологодское кружево.

     Символика цвета – проявление смысловой функции цвета. Единая система, устанавливающая определенное символическое содержание за каждым цветом, не существовала не в одну эпоху. В каждой стране складывалась своя символика, но даже и в этих ограниченных рамках она не была устойчивой. Народная символика была итогом отражения в сознании народа преимущественно красок окружающей природы.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке - белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Цвет – это особый способ выражения чувств человека. Ведущими цветовыми тонами в народной одежде является белый, красный и синий. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца [3]. 

Почти каждая художественная система народных промыслов обладает своими законами цвета. В одних случаях они базируются на взаимодействии двух-трех цветовых сочетаний, в других - на сложном участии всей палитры. Как правило, законы цвета более устойчивы и определенны. 

Треугольники, квадраты и прямоугольники чаще всего выступают как рядовой элемент геометрического орнамента, наполняются другими знаками или «обрастают» ими. Частым элементом вышивки и особенно ткачества являются крестообразные фигуры. С крестом связывалась идея процветания, удачи, поэтому практиковалось многократное воспроизведение креста с целью усиления и увеличения благополучия. Он использовался в народном творчестве в качестве оберега и символа солнца. Нередко крест выступал в соединении с ромбами, розетками, квадратами, кругами. На тканых рушниках встречаются прямоугольно-пирамидальные фигуры с крестами, внешне напоминающими церковь, геометрические изображения с крестами, похожие на подсвечники. Значение этой фигуры, по-видимому, связано с семантикой свечи и ее ролью в свадебном обряде.

Часто встречающийся мотив в орнаменте - это изображение солнца, солярного знака в виде круга или розетки, несущего свет и тепло всему живому на земле. В более позднее время древние мотивы сменили новые - аканф, ветка винограда, пальметки, они передавали красоту природы, ее щедрость, многообразие. Размещая птиц и животных среди растений сказочного сада (позднее Рая), народные мастера стремились запечатлеть свои ощущения в созвучии с «всеобщим ритмом» творений мира. Симметрия и ритм в изобразительных мотивах отражали объективно-космологический характер мышления и художественную волю создателей этих предметов.

Символике животных в различных фольклорных и этнокультурных традициях посвящено большое количество исследований, опираясь на которые автор определяет специфику зооморфных мотивов. Чисто животные орнаментальные композиции встречаются очень редко. Зооморфные орнамент тесно переплетен с растительным. Видное место занимают орнитоморфные мотивы. Образ птицы полисемантичен и в фольклоре и в орнаменте. Из птиц составляют самостоятельные узоры в следующих композициях: в виде фриза, где они ритмично следуют одна задругой, в виде трехчастной композиции с традиционным деревцем, кустом, нередко они просто повернуты к друг к другу. Встречаются одиночные изображения летящей птицы или сидящей на ветке калины и клюющей ягоды. Очень много изображений голубей. В вышивке нашла отражение как фольклорная любовно-брачная символика, так и христианская трактовка образа [2].

Петух — один из самых любимых рушниковых образов. Изображение этой птицы полисемантично: это зооморфический образ солнца, вестник света, утренней зари (иногда его изображают поющим); хозяин дома, символ очага, довольства, достатка; символ мужского начала. С петухом связывается и символика воскресения из мертвых, вечного возрождения жизни. На похоронных рушниках его изображения выполняли апотропеическую функцию (оберег от зла). Многочисленные сведения о свадебной обрядности и петуха подтверждаются его многочисленными изображениями на свадебных рушниках: в трехчастной композиции с чашей, деревцем, елочкой (свадебное гильце), колосом, храмом и т. д.

Водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди не нашли широко отражения в народном текстиле. Узоры из уток встречаются на тканых рушниках в виде самостоятельной фризовой композиции или в контаминации с геральдическим орлом. С лебедем связаны представления о чистоте, верности, целомудрии, совершенстве. В вышивке образ этой птицы очень выразителен. Очень популярен образ сказочной павы – птицы семейного счастья, часто изображаемой на свадебных предметах [1]. 

Цветы в самых разнообразных комбинациях – на ветках, в гирляндах, букетах, вазах, на деревьях и т. П. – занимали центральное место в вышивке. Одни из них были трактованы очень условно, другие сильно геометризированны, но в большинстве случаев приближены к натуре, с сохранением основных видовых свойств изображаемого растения. Излюбленными были мотивы роз разнообразной модификации, лилии – символа чистоты, непорочности. Встречаются изображения цветущей (фуксии, из полевых цветов – мака., василька, ромашки, барвинка. Всегда узнаваемы дубовые, виноградные листки, остальные резные – обобщенные образы виноградно-калиновых листьев.

Символика формы и цвета в русском народном орнаменте имеет графическую структуру, она подобна таинственности, тайнописи, идеограмме неких скрытых смыслов, выраженных в графических, т.е. пространственных символах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Разина Г. М. Русское народное творчество. – М., Искусство, 1970 – 120 с.

2. Буткевич Л.М. История орнамента: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 267 с.

3. Львовский Ф. М. Замкнутая и свободная композиция.// Смена. №11, 1996.- с. 125 – 133.

 

А.П.Громова,

ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет»

(г.Сургут)

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!