СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В СИСТЕМЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



Статья подготовлена в рамках гранта для поддержки

Молодых учёных УлГПУ, 2013г.

Сегодня экологическое образование является неотъемлемой частью системы образования в Российской Федерации, реализуется во всех образовательных учреждениях системы общего образования независимо от их типа и вида и направлено на формирование экологически ответственной личности.

30 апреля 2012 года Президентом РФ были утверждены основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. В документе среди приоритетных основных задач государственной политики выделена задача формирования экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.

Экологическое образование получило своё развитие с введением федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

В структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. В соответствии со стандартом она направлена на развитие у обучающихся экологического сознания, самоопределение в ценностно-смысловых установках устойчивого развития, понимание связи своей экологической культуры с национальной безопасностью государства, конкурентоспособностью отечественной экономики, здоровьем и качеством жизни населения, развитие у обучающихся личного опыта системного применения универсальных учебных действий – экосистемной познавательной модели – в жизненных ситуациях социализации, формирование опыта социального партнерства в решении проблем ресурсо (энерго) сбережения, здорового и безопасного образа жизни, способности к рефлексии и оценке своей экологической культуры и экологической культуры окружающих людей [5;15].

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования также вносит вклад в достижение требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального образования:

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Анализ различных литературных источников в целях выявления сущности категории «культура» показывает, что это сложное междисциплинарное, общеметодологическое понятие.

Прежде всего, культура рассматривается как совокупность производственных, общественных и духовных достижений, ценностей [2; 313]. Исходя из этого определения, можно предположить, что экологическая культура представляет собой совокупность достижений общества, человека в производственной, материальной и духовной экологической деятельности, направленной на сохранение и улучшение окружающей среды; совокупность ценностных экологических ориентации.

Другое общепринятое значение категории «культура» - высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение [2; 314], степень совершенства, достигнутая в овладении той или иной отраслью знания или деятельности, в то же время - степень индивидуального развития человека.

В этой связи, экологическую культуру можно воспринимать как высокий уровень владения человеком системой экологических знаний, экологической деятельностью, степень развития индивидуальных экологических сознания и поведения личности, степень совершенства целенаправленного взаимодействия человека с окружающей природой. Экологическая культура предполагает высокий уровень умений человека осуществлять экологическую деятельность.

Категория «культура» рассматривается философами и психологами также как социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создания ценностей, норм, знаковых систем и т. д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека [3; 178].

По мнению Н.М. Мамедова, понятие «культура», вопреки обыденным представлениям, имеет не только оценочный смысл, оно используется для отображения, охвата более широкого круга явлений и процессов, например, для раскрытия особенностей становления человека, его жизнедеятельности. Можно сказать, что культура – это совокупность различных способов и результатов адаптации и организации жизнедеятельности людей в определенной среде. Передаваемый из поколения в поколение этот опыт освоения человеком действительности в различных формах и видах определяет сущность данной культуры.

Осознание того, что люди не просто существуют на Земле ради самих себя, а должны выполнять определенную биосферную функцию, составляет главную ось культуры устойчивого развития. Если культура вообще представляет собой способ социального развития, определяющий, каким образом люди с помощью материальных и духовных средств обеспечивают свое сохранение и развитие как социальных существ, то культура устойчивого развития – это способ согласованного социоприродного развития, при котором обеспечивается сохранение фундаментальных показателей природной среды. Если культура, как социальный феномен, «творение человеческих рук» всегда противопоставлялась природе, то культура устойчивого развития должна стать способом гармоничного соединения человека с природой на основе глубокого познания и понимания сущности природы [1; 57-58].

Анализ современных исследований, монографических работ в области экологической культуры показал, что одной из ведущих тенденций современности стало осознание того, что устойчивое развитие любого общества, преодоление последствий глобального кризиса социоприродной системы и возможность дать ответ на вызовы XXI века напрямую зависят от состояния образования и образованности жителей планеты Земля.

Наше представление о сущности экологической культуры базируется на идеях академика В.И. Вернадского. Автор учения о биосфере уже в начале нынешнего века пришёл к выводу о том, что человек постепенно становится основным геологическим фактором преобразования верхней оболочки Земли. По мнению гениального учёного человечество сможет обеспечить свою будущность только в том случае, если возьмёт на себя ответственность за развитие биосферы в целом. Ввиду того, что человечество сделалось определяющим фактором эволюции биосферы и существовать вне биосферы не может, оно обязано принять на себя обеспечение направленности её развития ради своего будущего. Процессами эволюции биосферы начинает управлять разум. Разум экологически культурного человека.

Формирование экологической культуры подрастающего поколения невозможно без формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Трудно представить, какой смысл можно вложить в слова «любовь к окружающей среде», трудно потому, что не может быть одинаковых чувств к безликой «окружающей среде» и к чувственно-конкретной природе. Именно поэтому целесообразно различать некие обобщенные взаимоотношения человека с окружающей средой и многофункциональную гамму чувственно-познавательно-потребительских отношений с конкретными природными явлениями и объектами, вызывающими у человека глубокие эмоционально окрашенные чувства [4; 46]. 

Таким образом, обобщая различные точки зрения по вопросу определения экологической культуры, под этой категорией мы будем понимать результат экологического образования, выражающийся в глубоких и системных знаниях о природе, понимании многосторонней ценности природы, проявлении эмоционально-ценностного отношения к природе, сформированности и проявлении разнообразных экологических умений и навыков.

Безусловно, что работа в воспитании экологически грамотной личности является особенно важной и актуальной для сегодняшнего дня. Несмотря на сложившуюся критическую ситуацию в области экологического образования, мы сохраняем веру в то, что сформированность экологического мышления позволят изменить жизнь российского общества, поможет ему в преодолении кризисного состояния и перехода к устойчивому развитию.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мамедов Н.М. Экологическая концепция культуры // Экологическая культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий: Материалы международной конференции. – М.: МГГУ имени М.А.Шолохова, 2012. С.57-61.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 2004. – 944 с.

3. Философский энциклопедический словарь [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2004. – 576 с.

4. Формирование экологической культуры и развитие молодёжного движения [Текст]/ Под. ред. В.М. Захарова. – М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики в России, 2008. – 340 с.

5. Шмелькова Л.В. Нормативная основа деятельности общеобразовательных учреждений Российской Федерации по экологическому образованию [Текст] / Л.В. Шмелькова. – Экологическое образование для устойчивого развития в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: Материалы Международной научно-практической конференции (11-12 октября 2011 г.) / под ред. Е.А.Гринёвой. Ульяновск: УлГПУ, 2011. – С. 11 – 17.

 

Г. М. Джабраилова, И. Ю. Исаева,

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

(г. Магнитогорск)

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!