Основные понятия и принципы аналитической арт-терапии



А . И , КОПЫТИН , Б , КОРТ

ТЕХНИКИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ

АРТ-ТЕРАПИИ

ИСЦЕЛЯЮЩИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

РЕЧЬ

Санкт-Петербург 2007


ББК 88.4 К65

Копытин А. И., Корт Б.

К65 Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путеше­ствия. — СПб.: Речь, 2007. — 144 с.

ISBN 5-9268-0533-3

В книге описаны принципы и приемы аналитической арт-терапии — перспективного терапевтического направления, позволяющего помо­гать клиентам с самыми разнообразными проблемами. Представлены техники с использованием различного материала — песка, глины, мел­ков, красок, природных объектов и проч.

Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, педаго­гов.

ББК 88.4


ISBN 5-9268-0533-3


© А. И. Копытин, Б. Корт, 2007

© Издательство «Речь», 2007

© П. В. Борозенец, оформление, 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................... 5

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРИНЦИПЫ

АНАЛИТИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ........................................................................... 7

ГЛАВА 1. ПРИРОДА И ФУНКЦИИ СИМВОЛА.................................................. 9

ГЛАВА 2. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ.................................. 17

ГЛАВА 3. РОЛЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ 23

Принципы интерпретации изобразительной продукции.................................... 28

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ТЕХНИКИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ АРТ-ТЕРАПИИ......................... 31

ГЛАВА 4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЙ В ФОРМЕ ПРЕДАНИЙ, МИФОВ И СКАЗОК В КАЧЕСТВЕ СИМВОЛИЧЕСКОЙ

ОСНОВЫ ДЛЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ В АРТ-ТЕРАПИИ.................................. 33

Когда в арт-терапии могут использоваться повествования............................. 34

Зачем необходимо работать с повествованиями?............................................. 35

С кем арт-терапевты могут применять данный подход?.................................. 38

Некоторые специальные техники арт-терапевтической работы

с традиционными историями........................................................................ 40

Пример использования готовых повествований в арт-терапевтической

группе............................................................................................................. 41

ГЛАВА 5. ПОВЕСТВОВАНИЯ КАК ТВОРЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

НА РИСУНОК........................................................................................................... 49

Примеры описаний, созданных клиентами на основе рисунков по предложе­нию ведущего группы 51

Примеры спонтанных повествований на основе рисунков............................... 53

Трансгенерационые повествования. Использование историй в групповой

и семейной арт-терапии................................................................................. 55

ГЛАВА 6. СОЗДАНИЕ ТАЛИСМАНОВ............................................................... 59

Магическое мышление........................................................................................ 59

Изобразительная продукция как «талисман» ................................................... 60

Талисманы и взаимодействие с ними в разных культурах............................... 61

Создание талисманических объектов в процессе арт-терапии.......................... 62

Талисман как средство для укрепления связи между внутренней

и внешней реальностью................................................................................. 63

Варианты талисманических объектов, которые могут создаваться клиентами

в ходе арт-терапии спонтанно или по предложению специалиста............... 64

Иные талисманические объекты, упоминаемые в традиционных

историях и создаваемые в ходе арт-терапии................................................ 68


4

Создание талисманических объектов в связи с решением задач личностной интеграции    69

Пример использования талисманов в индивидуальной краткосрочной арт-психотерапии 70

ГЛАВА 7. МЕДИТАТИВНО-ТРАНСОВЫЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ

ТЕХНИКИ.................................................................................................................. 79

Техники медитативного рисунка........................................................................ 79

Техника направленной медитации в сочетании с изобразительной

работой........................................................................................................... 82

ГЛАВА 8. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ПЕСКОМ....... 86

Некоторые темы для работы с песком в арт-терапевтической группе............ 86

Песочные формы как символы тела.................................................................. 87

Индивидуальные песочные скульптуры на свободную тему........................... 88

Работа в парах...................................................................................................... 89

Игры с песком на благо человека, сообщества, группы и жизни на Земле ... 90

Прощение и «отпускание» .................................................................................. 91

Песочница как символическое сообщество....................................................... 91

Групповое путешествие (паломничество) в песочнице.................................... 92

Мифы творения и творческие акты.................................................................... 93

Создание художественных описаний, танцы и пение на основе

песочных форм.............................................................................................. 94

Структура арт-терапевтических занятий с использованием песочницы.......... 94

Некоторые самоотчеты участников индивидуальных и групповой

арт-терапевтических занятий с использованием песка............................... 95

ГЛАВА 9. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ОБЪЕКТАМИ (ассамбляж, предметная скульптура, инсталляция)  97

ГЛАВА 10. ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ МАНДАЛ (рисование в круге)............ 107

Создание мандал в арт-терапии........................................................................ 108

Мандала как зеркало живой системы. Общий алгоритм интерпретации

мандал.......................................................................................................... 109

Анализ рисунков с использованием критериев архетипических стадий

Большого Круга Мандалы........................................................................... 114

ГЛАВА 11. ТЕХНИКА ЖЕСТОВОГО РИСОВАНИЯ....................................... 121

Роль телесно-двигательной экспрессии в арт-терапии.................................... 121

Эффекты применения телесно-ориентированных арт-терапевтических техник на индивидуальном, групповом, коллективном и транс­персональном уровнях................................................................................. 123

Техника жестового рисования............................................................................ 124

Терапевтические задачи, связанные с применением жестового рисования... 129

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................ 131

ПРИЛОЖЕНИЕ. «ЛОСОСЬ ЗНАНИЯ»..................................................................... 133

Комментарии....................................................................................................... 137


ВВЕДЕНИЕ

Эта книга является результатом нашего профессионального со­трудничества — взаимообогашающего диалога двух специалистов в области арт-терапии, попытавшихся соединить свои знания и уме­ния в кратком руководстве. Наш личный и профессиональный опыт выступает основой неослабевающей веры в исцеляющие возможно­сти изобразительного искусства и творческую природу человека. Нас объединяет убежденность в том, что, помимо привычных способов языкового общения, существуют иные — возможно, более фундамен­тальные и необходимые для обретения здорового и радостного бы­тия средства и способы коммуникации. Важнейшими среди них, несомненно, являются символические образы и иные формы визу­альной экспрессии.

Использование этих средств лежит в основе такого направления здоровьесберегающей практики, как арт-терапия. Наряду с другими модальностями психотерапии искусством (по-английски — expressive arts therapies), музыкальной терапией, танцевально-двигательной те­рапией и драматерапией, арт-терапия является одним из видов про­фессиональной лечебной деятельности или услуги, связанной с за­нятиями людей изобразительным творчеством. Среди множества форм и теоретических моделей современной арт-терапии важную роль продолжает играть аналитическая арт-терапия (аналитическая арт-психотерапия), истоки которой связаны с психоанализом, ана­литической психологией К. Юнга и другими динамически ориенти­роваными школами.

Аналитическая арт-терапия активно развивается, совершенству­ется и, в случае необходимости, перестраивает систему своих «техно­логических приемов» с учетом изменяющихся условий жизни людей и их менталитетов. Данная книжка может являться красноречивым подтверждением этого. В ней делается акцент на фокусирующих и в то же время предоставляющих широкие возможности для свободно­го самораскрытия и инициативы клиентов приемах работы. Большин­ство предлагаемых техник отвечают условиям краткосрочной или среднесрочной терапии и прекрасно вписываются в тренинговые и


6

даже образовательные программы (например, программы экологи­ческого образования). Эти техники могут применяться как в инди­видуальном аналитическом процессе, так и в работе с группами раз­ного состава.

Несмотря на подчас существенные отличия от традиционного формата и приемов психоаналитической работы, описываемые прак­тики базируются на фундаментальных принципах и теоретических положениях аналитической терапии, прежде всего, признании важ­ной роли символической экспрессии в выражении неосознаваемого психологического материала. Другой важнейшей основой аналити­ческого процесса выступают психотерапевтические отношения. Ис­пользуемые в тесной связи с символической экспрессией и психоте­рапевтическими отношениями интерпретации входят в триаду отличительных признаков аналитической арт-терапии.

Следуя данным фундаментальным принципам аналитической те­рапии, мы, тем самым, обеспечиваем преемственность нашего опы­та с опытом ее пионеров. При всем этом большинству описываемых в книжке техник присущ отчетливый инновационный характер, что подчеркивает нашу склонность к нестандартным и практичным ре­шениям.

Беверли Корт (Шотландия, Финдхорн) Александр Копытин (Россия, Санкт-Петербург)


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

Основные понятия и принципы аналитической арт-терапии


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 283; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!