РАЗДЕЛ «ТЕОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА»
Теоретические основы ландшафтного искусства
2.1.1 Основные понятия и определения ландшафта
Ландшафт, его природные и архитектурные компоненты. Физико-географическое районирование, понятие географического ландшафта, его морфологические единицы (урочища, фации, др.) и взаимосвязь с ландшафтным искусством. Антропогенные ландшафты, их классификация и характеристика. Понятие садово-паркового ландшафта, его территориальные единицы – парковые районы, участки, пейзажи и др. Связь объектов ландшафтной архитектуры с компонентами и морфологией ландшафта.
2.1.2 Композиционная структура объекта ландшафтной архитектуры
Понятие о композиционной структуре ландшафтного объекта. Доминанта, планировочные и композиционные центры, композиционные оси, акценты. Приемы ландшафтной организации парков, состоящих из нескольких ландшафтных районов, способы их зрительной взаимосвязи.
Единство и соподчиненность. Ограничение частей и создание единого целого, выделение доминанты и подчинение ей остальных частей. Взаимодействие частей и целого; взаимосвязь и взаимопроникновение отдельных частей. Единство композиции, решаемое с помощью: визуальных связей, характера членения пространств (уменьшение членения по мере удаления от центра), насыщенности пространств цветочным оформлением и скульптурой, взаимосвязи открытых и закрытых пространств. Единство формы и содержания в ландшафтном искусстве.
|
|
2.1.3 Общие композиционные средства в проектировании объектов
ландшафтной архитектуры
Пространственные формы в ландшафтной композиции, их свойства и соотношения – по величине, геометрическому строению (объемные, плоскостные, линейные, точечные), положению в пространстве (фронтальная, объемная, глубинно-пространственная композиции), фактуре (грубая, средняя, тонкая), цвету.
Композиционные средства в решении объектов ландшафтной архитектуры. Понятие о средствах гармонизации пространства. Значение равновесия, ритма, контраста, эффекта неожиданности. Пропорции – одно из проявлений гармонии, – простые и иррациональные. Модульная система пропорций. Золотое сечение, ряды Фибоначчи. Симметрия и асимметрия. Масштабность в решении композиционных задач.
2.1.4 Цвет и освещенность в ландшафтном искусстве
Ахроматические и хроматические цвета. Свойства хроматического цвета – цветовой тон, насыщенность (или хроматичность), светлота (или яркость). Восприятие цвета и его воздействие на человека. Правила цветовой гармонии (контраст, нюанс). Контрасты цветовые и яркостные, последовательные и одновременные. Гармония цветовых сочетаний – гармония контраста, гармония сходства.
|
|
Освещенность – градации освещенности (светотень), теневая поверхность (собственная тень), падающая тень, полутень, рефлекс, блики. Типы освещения – фронтальное, диагональное, контражурное. Приемы использования эффектов освещенности в парковых композициях. Искусственная подсветка элементов ландшафта.
2.1.5 Законы перспективы в ландшафтной композиции
Перспективы – линейная, воздушная, колоритная, их закономерности. Использование законов перспективы для усиления выразительности, выявления и подчеркивания глубины пространства или зрительного ее сокращения. Применение планировочных приемов и декоративных свойств видов, форм и сортов растений для достижения эффектов оптических иллюзий.
Природные компоненты ландшафта и построение пейзажей
2.2.1 Рельеф в ландшафтном искусстве
Классификация форм рельефа (положительный, отрицательный, нейтральный). Особенности планировочной структуры и композиции парков на равнинах, склонах, холмах, в горных долинах, на овражной территории. Размещение зеленых насаждений с учетом рельефа. Геопластика и ее задачи. Роль архитектурных элементов обработки рельефа.
2.2.2 Вода в ландшафтной композиции
|
|
Вода как важнейший компонент природного ландшафта. Ее место в формировании парковой среды. Классификации водоемов по расположению, типам стока и типам питания. Формы водоемов: компактная, изогнутая, вытянутая, сложная. Реки и ручьи в парковых композициях. Декоративные водные устройства (фонтаны, каскады, др.), их роль в композиционной структуре ландшафтного объекта. Приемы композиции зеленых насаждений у водоемов (сплошные береговые массивы, создание кулис, полян) и декоративных водных устройств.
2.2.3 Растительность в парковом пейзаже
Растительный материал как основа формирования парковой среды. Типы парковых насаждений. Варианты ландшафтно-планировочной организации декоративных древесных растений и их использование в регулярных и пейзажных композициях.
Декоративные травянистые растения и их роль в озеленении. Приемы и элементы цветочно-декоративного оформления ландшафта, их использование в регулярных и пейзажных композициях, принципы размещения в парковом пространстве.
2.2.4 Композиции декоративных древесных растений
Массивы, рощи, боскеты, их функциональные особенности – эстетические, санирующие (шумозащитные, ветрозащитные и т.д.), утилитарные (плодовый сад) и др. Приемы композиционной организации массивов и боскетов.
|
|
Аллеи как самостоятельные элементы парка; их различия по назначению, структуре, вертикальной сомкнутости. Отдельно стоящие деревья (солитеры) и их использование в регулярных и пейзажных композициях.
Группы из деревьев и кустарников; особенности их построения по величине, дендрологическому составу, расположению деревьев и кустарников, по густоте посадки (или структуре), форме, архитектонике, красочности и назначению. Возраст древесно-кустарниковых групп и изменение их декоративности.
2.2.5 Декоративные свойства растений и подбор их состава
Классификация деревьев и кустарников по декоративным признакам, устойчивости к городским и другим экологическим условиям, по возможности участия в парковых пейзажах (ландшафтообразующие, или ведущие, сопутствующие, красивоцветущие, садово-декоративные). Декоративные свойства травянистых растений. Принципы подбора ассортимента растений – экологический, биоценотический, систематический, декоративный.
2.2.6 Объемно-пространственная структура ландшафтных объектов
Типы пространственной структуры территорий. Закрытые, полуоткрытые, открытые пространства, их соотношение, значение в объемно-пространственном решении объекта. Классификация и приемы композиционного решения закрытых и полуоткрытых пространств. Классификация и композиция открытых пространств. Типы партеров, приемы их ландшафтной организации. Поляны и луговые пространства, их размеры, конфигурация, приемы композиционного решения, характер рельефа. Растительность в композиции полян, рисунок контура и структура опушек, трассировка дорог с учетом требований микроклимата.
2.2.7 Композиция паркового пейзажа
Взаимосвязь ландшафтного искусства с пейзажной живописью. Композиция пейзажных картин – простых, сложных и панорамных, их основные элементы (рамка, кулисы, акцент, фон) и параметры. Парковые перспективы – короткие, средние и далекие; прямые, изогнутые, веерные; собственные, внутрипарковые и заимствованные. Статический и динамический типы простых композиций.
2.2.8 Пейзажное разнообразие
Понятие о пейзажном разнообразии. Динамика пейзажных картин и динамика парковых пейзажей. Дорожно-тропиночная сеть как организующий компонент паркового ландшафта; главные и второстепенные маршруты. Модуляция видов. Взаимосвязь между характером пространственной организации объекта ландшафтного искусства и выбором приемов построения пейзажей.
2.3 Методика предпроектных исследований и проектирования
объектов озеленения
Предпроектные исследования ландшафтного объекта: оценки территории – градостроительная, по факторам, визуально-эстетическая; анализ объемно-пространственной структуры участка. Подходы к восстановлению и сохранению исторических ландшафтных объектов; предпроектная оценка исторических парков.
Методика проектирования различных по функциям объектов озеленения. Методы и методика восстановления объемно-пространственной композиции исторических садово-парковых ландшафтов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
учебной дисциплины «История и теория ландшафтного искусства»
для заочной интегрированной формы получения высшего образования
Номер раздела, темы | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | Количество часов УСР | Форма контроля знаний | |||
Лекции | Практи-ческие занятия | Лабора-торные занятия | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
4 семестр | |||||||
Введение Понятия регулярного и пейзажного стилевых направлений в ландшафтном искусстве. | – | – | – | 2 | Устный опрос, экзамен | ||
1 | Раздел «Исторические этапы развития ландшафтной архитектуры» | 4 | – | – | 4 | ||
1.1 | Регулярное направление в садово-парковом искусстве | 4 | – | – | 4 | ||
1.1.1 | Сады и парки Древнего мира Сады Древнего Египта. Ландшафтное искусство античности. | 2 | – | – | 2 | Оценка задания, устный | |
1.1.2 | Ландшафтное искусство Средневековья Садово-парковое искусство европейского Средневековья. Средневековые регулярные сады стран Ближнего Востока и Средней Азии. Испано-мавританские сады. | 2 | – | – | 2 | ||
Количество часов за 4 семестр | 4 | – | – | 6 | |||
5 семестр | |||||||
1.1 | Регулярное направление в садово-парковом искусстве | 4 | 2 | – | 54 | ||
1.1.3 | Садово-парковое искусство эпохи Возрождения в Италии. Городские и загородные сады (сад виллы Медичи в Риме, сады Боболи во Флоренции, сады вилл Капрарола, Ланте, д'Эсте). | 2 | – | – | 4 | - « - | |
1.1.4 | Сады периода барокко в Италии | – | – | – | 4 | - « - | |
1.1.5 | Ландшафтное искусство эпохи Ренессанса и барокко в странах Центральной и Северной Европы Французское садово-парковое искусство эпохи Ренессанса. Композиция французского сада 17 в. Творчество Андре Ленотра. Значение его работ для развития ландшафтной архитектуры и градостроительства других стран. | 2 | 2 | – | 8 | ||
1.1.6 | Регулярное направление в ландшафтной архитектуре России допетровского периода и 18 в. | – | – | – | 6 | - « - | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.2 | Пейзажное направление в садово-парковом искусстве | 4 | 2 | – | 48 | |
1.2.1 | Садово-парковое искусство стран Дальнего Востока Сады и парки Китая, особенности планировочного решения и композиции пейзажей. Типы и основные черты садов Японии. | 2 | – | – | 12 | Устный опрос, экзамен |
1.2.2 | Садово-парковое искусство Европы 18 – начала 19 вв. Пейзажные парки Англии. Пейзажные романтические парки Франции. Пейзажные парки германии, Польши, Болгарии. | 2 | 2 | – | 16 | Оценка задания, устный опрос, экзамен |
1.2.3 | Пейзажные парки России 18 – начала 19 вв. | – | – | – | 12 | - « - |
1.2.4 | Исторические пейзажные садово-парковые комплексы на территории Беларуси | – | – | – | 8 | - « - |
1.3 | Ландшафтное искусство конца 19 – первой половины 20 века Развитие систем озеленения населенных мест. Общественные сады и парки. | 2 | – | – | 6 | Устный опрос, экзамен |
Количество часов за 5 семестр | 10 | 4 | – | 108 | ||
6 семестр | ||||||
2 | Раздел «Теория ландшафтного искусства» | 12 | – | 4 | 116 | |
2.1 | Теоретические основы ландшафтного искусства | 2 | – | – | 46 | |
2.1.1 | Основные понятия и определения ландшафта | – | – | – | 4 | Устный опрос, экзамен |
2.1.2 | Композиционная структура объекта ландшафтной архитектуры | – | – | – | 6 | - « - |
2.1.3 | Общие композиционные средства в проектировании объектов ландшафтной архитектуры Пространственные формы в ландшафтной композиции. Композиционные средства в решении объектов ландшафтной архитектуры | 2 | – | – | 16 | Оценка задания, устный опрос, экзамен |
2.1.4 | Цвет и освещенность в ландшафтном искусстве | – | – | – | 12 | - « - |
2.1.5 | Законы перспективы в ландшафтной композиции | – | – | 8 | - « - | |
2.2 | Природные компоненты ландшафта и построение пейзажей | 8 | – | 4 | 62 | |
2.2.1 | Рельеф в ландшафтном искусстве Особенности композиции парков на выраженных формах рельефа. Размещение насаждений с учетом рельефа. Геопластика и ее задачи. | 2 | – | – | 12 | Устный опрос, экзамен |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2.2.2 | Вода в ландшафтной композиции Водные устройства в парковых композициях. Приемы композиции зеленых насаждений у водоемов. | 2 | – | – | 10 | Оценка задания, устный опрос, экзамен |
2.2.3 | Растительность в парковом пейзаже | – | – | – | 4 | Устный опрос, экзамен |
2.2.4 | Композиции декоративных древесных растений Приемы композиционной организации массивов, боскетов и линейных посадок. Приемы композиции древесно-кустарниковых групп. | 2 | – | 2 | 8 | Оценка задания, опрос, экзамен |
2.2.5 | Декоративные свойства растений и подбор их состава | – | – | – | 4 | Устный опрос, экзамен |
2.2.6 | Объемно-пространственная структура ландшафтных объектов Типы пространственной структуры территорий. Закрытые и полуоткрытые пространства. Приемы ландшафтной организации партеров. Приемы композиционного решения полян. | – | – | – | 6 | Оценка задания, устный опрос, экзамен |
2.2.7 | Композиция паркового пейзажа Композиция пейзажных картин. Парковые перспективы. Статический и динамический типы простых композиций. | 2 | – | 2 | 14 | - « - |
2.2.8 | Пейзажное разнообразие Динамика пейзажных картин и динамика парковых пейзажей. Модуляция видов. | – | – | – | 4 | - « - |
2.3 | Методика предпроектных исследований и проектирования объектов озеленения | 2 | – | – | 8 | Устный опрос, экзамен |
Количество часов за 6 семестр | 12 | – | 4 | 116 | ||
Всего | 26 | 4 | 4 | 230 |
Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 673; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!