Регулярное направление в садово-парковом искусстве



Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет»  

УТВЕРЖДАЮ

Проректор БГТУ по учебной работе

_______________ С.А. Касперович

_______________

Регистрационный № УД-_____/уч.

 

 

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛАНДШАФТНОГО ИСКУССТВА

 

Учебная программа учреждения высшего образования
по учебной дисциплине для специальности

1–75 02 01 «Садово-парковое строительство»

 

2015 г.


 

 

Учебная программа составлена на основе образовательного стандарта высшего образования специальности 1-75 02 01 «Садово-парковое строительство», утвержденного и введенного в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь № 87 от 30.08.2013 г., и типовой учебной программы по учебной дисциплине «История и теория ландшафтного искусства», утвержденной 27.04.2015 г., регистрационный № ТД – К.360/тип.

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

Н.А. Макознак, доцент кафедры ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет», кандидат архитектуры, доцент

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Кафедрой ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет» (протокол № 10 от 20.05.2015 г.);

 

Методической комиссией заочного факультетаучреждения образования «Белорусский государственный технологический университет»  (протокол № 9 от 28.05.2015 г.)


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «История и теория ландшафтного искусства» относится к циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин типового учебного плана специальности 1–75 02 01 «Садово-парковое строительство». Одним из условий успешной подготовки инженеров садово-паркового строительства, профессиональная деятельность которых направлена на формирование гармоничной, обладающей индивидуальностью, устойчивой к неблагоприятным эколого-антропогенным воздействиям архитектурно-ландшафтной среды современных населенных мест, является изучение приемов и стилистической специфики формирования исторических объектов ландшафтного искусства и теоретических основ ландшафтной организации и объемно-пространственной композиции ландшафтных объектов.

Целью дисциплины является изучение особенностей исторических этапов развития ландшафтного искусства и его теоретических основ.

Задача дисциплины – формирование представлений об основных стилевых направлениях отечественного и зарубежного ландшафтного искусства, о теории ландшафтного искусства как основе организации гармоничной архитектурно-ландшафтной среды, средствах ландшафтной композиции и приемах формирования различных типов пространств в структуре объекта ландшафтной архитектуры.

В результате изучения учебной дисциплины согласно образовательному стандарту специальности 1–75 02 01 «Садово-парковое строительство» студент должен:

знать:

– исторические этапы развития и основные стилевые направления ландшафтного искусства, перспективы развития садово-паркового и ландшафтного строительства;

– теоретические основы ландшафтного искусства;

– методику поиска оптимального ландшафтно-планировочного решения территории объекта озеленения;

уметь:

– анализировать особенности композиционного построения и приемы ландшафтной организации исторических и современных садово-парковых объектов;

– рационально использовать средства ландшафтной композиции и характерные особенности декоративных растений при формировании различных типов пространств в структуре объектов ландшафтной архитектуры;

владеть:

– приемами формирования гармоничной архитектурно-ландшафтной среды;

– методами предпроектной оценки территории объектов озеленения;

– приемами построения различных типов пейзажных картин с учетом закономерностей объемно-пространственной композиции, эколого-биологического и эстетического принципов подбора ассортимента растений.

Дисциплина тесно связана с такими дисциплинами типового учебного плана, как «Декоративная дендрология», «Цветоводство», необходима для последующего изучения таких дисциплин, как «Садово-парковые сооружения», «Системы озеленения населенных мест» и др.

Формы получения высшего образования – заочная интегрированная.

Учебный план предусматривает для изучения дисциплины при заочной интегрированной форме получения высшего образования 264 часа, из них 34 часа отводится на аудиторные занятия (26 часов на лекции, 4 – на лабораторные, 4 – на практические занятия). Дисциплина преподается на втором и третьем курсах в 4, 5 и 6 семестрах.

Форма текущей аттестации по учебной дисциплине – экзамены в 5 и 6 семестрах.

Предусмотренную в рамках курса учебную практику рекомендуется проводить на исторических и современных объектах ландшафтной архитектуры с целью изучения в натуре приемов садово-паркового искусства и объемно-пространственной композиции.

Изучение дисциплины «История и теория ландшафтного искусства» способствует формированию у студентов следующих компетенций:

– АК-4. Уметь работать самостоятельно.

– АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

– АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

– АК-11. Владеть методами ландшафтного и историко-генетического анализа территории и построения графических моделей.

– СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

– ПК-2. Использовать информационные, компьютерные технологии.

– ПК-16. Находить оптимальные проектные решения.

– ПК-17. Проектировать и моделировать объекты ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства, а также их композиционные узлы.

– ПК-42. Уметь работать с научной, нормативно-справочной и специальной литературой.

– ПК-47. Совершенствовать критерии оценки состояния зеленых насаждений, приемы и средства ландшафтно-декоративного оформления территорий в различных условиях среды.

– ПК-48. Осваивать научные основы организации работ по содержанию садово-парковых объектов, приемы ландшафтной оптимизации среды.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Введение

Общая характеристика дисциплины «История и теория ландшафтного искусства». Основные цели, задачи и проблемы садово-паркового и ландшафтного искусства на современном этапе, его связь с градостроительством, архитектурой, природным ландшафтом.

Значение изучения садово-паркового и ландшафтного искусства и теоретических основ ландшафтной архитектуры для качественного проектирования и строительства объектов озеленения населенных мест. Взаимосвязь предмета со смежными учебными дисциплинами.

Социально-экономические и природные условия как факторы, формирующие развитие ландшафтного искусства и обусловившие разнообразие планировочных и композиционных приемов организации садов, парков и других объектов озеленения. Понятия регулярного и пейзажного стилевых направлений в ландшафтном искусстве.

1 Раздел «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ»

Регулярное направление в садово-парковом искусстве

1.1.1 Сады и парки Древнего мира

Сады и парки Древнего мира, их связь с архитектурой, планировочной структурой городов и особенностями ирригационных систем. Сады Древнего Египта, государств Двуречья, Персии. Влияние симметричной планировки храмовых комплексов Древнего Египта на формирование композиционных приемов в ландшафтном искусстве. Зиккураты и террасированные «висячие сады» Семирамиды в Древнем Вавилоне, их значение как прообразов современных садов на крышах. Регулярные сады Персии. Загородные территории, использовавшиеся в Ассирии для отдыха, как предшественники современных лесопарков.

Ландшафтное искусство античности. Формирование новых типов озелененных территорий. Типы объектов озеленения в Древней Греции, их композиционные особенности. Озеленение городских территорий. Значение теоретических положений греческой архитектуры и приемов планировочного решения архитектурных ансамблей (на примере афинского Акрополя) для развития садово-паркового искусства. Садово-парковое искусство Древнего Рима. Особенности планировки древнеримских городов, взаимосвязь планировочной организации с городским озеленением. Типы римских садов, их композиционное решение и приемы формирования. Атриумные сады во внутренних дворах жилых построек. Значение сложившихся традиций для дальнейшего развития ландшафтного искусства.

 

1.1.2 Ландшафтное искусство Средневековья

Утилитарный характер ландшафтного искусства времени Средневековья. Озеленение средневековых городов. Монастырские сады. Сады при замках, их связь с окружающим ландшафтом. Появление открытых общественных садов для городских ярмарок. Лабиринт как новый композиционный прием садового искусства. Выращивание лекарственных растений, развитие цветоводства, применение газона в качестве декоративного элемента. Первые ботанические сады в Салерно, Венеции, Падуе, Пизе, Болонье и др.

Средневековые регулярные сады стран Ближнего Востока и Средней Азии. Концепция Райского сада. Сады Великих Моголов – сад гробницы Хумаюна, Тадж Махал.

Испано-мавританские сады. Особенности их планировки, композиции и связи с природным ландшафтом. Дворцовые комплексы Альгамбра и Генералиф в Гренаде с системами маленьких изолированных садов-патио.

1.1.3 Садово-парковое искусство эпохи Возрождения в Италии

Общая характеристика и периодизация эпохи. Городские и загородные сады эпохи Возрождения в Италии. Сад виллы Медичи в Риме. Сады Боболи во Флоренции. Сады вилл Капрарола, Ланте, д'Эсте. Основная художественная идея и признаки садов Ренессанса.

1.1.4 Сады периода барокко в Италии

Сады периода барокко в Италии (после 1560 г.), их характерные особенности. Сады вилл – Альдобрандини, Торлония, Боргезе, Альбани, Гарцони, Изоля-Белла. Преемственность и совершенствование регулярной композиции в итальянских садах. Основные художественные приемы ландшафтного искусства садов стиля барокко, их влияние на развитие паркового искусства других государств.

1.1.5 Ландшафтное искусство эпохи Ренессанса и барокко в странах
Центральной и Северной Европы

Социально-экономические и природные факторы, обусловившие своеобразие приемов садово-паркового искусстваэпохи Ренессанса и барокко. Французское парковое искусство эпохи Ренессанса – сады замков Амбуаз, Шарлеваль, Блуа, Шенонсо и др. как предпосылка дальнейшего развития регулярного направления в ландшафтном искусстве.

Садово-парковое искусство Франции периода барокко. Формирование традиционных приемов композиции французского сада. Творчество Андре Ленотра (1613 – 1700). Ансамбли Во-ле-Виконт, Шантильи, Версаль, Большой Трианон. Озеленение центра Парижа – сад Тюильри, Елисейские поля, Площадь Звезды и др.

Значение работ А. Ленотра для развития ландшафтной архитектуры и градостроительства других стран (Германия – Херренхаузен, Вильгельмсхох, Нимфенбург, Сан-Суси; Англия – Уильтон Хауз, Чатсворт; Австрия – парк Шенбрунн в Вене, Бельведер; Польша – Лазенки, Виланов, Белосток).

1.1.6 Регулярное направление в ландшафтной архитектуре России
допетровского периода и 18 в.

Ландшафтная архитектура России допетровского периода. Связь паркового строительства с природными условиями. Особенности планировки городов (Москвы, Владимира, Киева и др.). Сады Московского Кремля (террасный сад), Измайлова, Коломенского, “Крутицкие” плодовые сады на Москве-реке, реке Неглинной и Яузе (Воронцово поле); использование самобытных приемов их организации в дальнейшем развитии русского паркового искусства.

Развитие градостроительства и садово-паркового искусства России в первой половине 18 в.Петербургский тип города, его планировочная структура и эстетическая концепция формирования. Лефортовский и Головинский сады (Москва) как первый опыт освоения европейских приемов паркостроения. Дворцово-парковые ансамбли Петербурга и пригородов первой половины 18 в.: Летний сад (1705 – 1706 гг.), Петергоф (около 1707 г.), Стрельна, Ораниенбаум и Царскосельский ансамбль (регулярные части). Регулярные дворцово-парковые композиции Подмосковья: Кусково, Нескучное, Петровско-Разумовское, Архангельское.

Влияние европейского и российского опыта создания регулярных парковых композиций на строительство парков на территории Беларуси.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 526; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!