Восхождение через Пять Человеческих Стадий 7 страница



729] Задача Учителя – стимулировать как можно большее количество членов Своей группы настойчиво работать на уровнях духовной активности, где огонь воли-к-любви может оживотворять и доминировать. Часто часть членов Ашрама все еще борется на первых стадиях задачи изучения огней ума; они должны быть постигнуты первыми, а их огненная сущность укрощена, прежде чем огонь воли-к-любви сможет протекать через ученика.

Нужно понять, что работа Ашрама при этом продолжается, а ученики и посвященные (чьи сердца воспламенены) беспрепятственно продолжают работать. Такова должна быть индивидуальная реакция на состав Ашрама. Но там, где вся группа пылает огнем любви и все ее члены живут как души, Ашрам становится динамически эффективным жизненным центром, или вихрем силы. Усилие Учителей, работающих методом формирования Ашрамов, заключается в осуществлении возможно более быстрого объединения любви и намерения (воли). Только начинающий озабочен своим индивидуальным усилием в Ашраме. Тренированные, достигшие освобождения ученики больше заняты выполняемой задачей и необходимой работой. Индивидуальный ученик может страдать как личность в результате неудачи своих собратьев по группе в постижении или обуздании огня своих умов, но он упорно продолжает работу, и его личная эффективность как служащей единицы остается незатронутой. Он знает, что однажды они освободятся. А пока он трудится над тем, чтобы ограничить влияние этих собратьев, и в этом смысле его работа действительно осложняется, но он знает, что они находятся на пути к пониманию; он знает также, что сейчас они не в состоянии помогать, а видят в нем и даже в своем Учителе те качества, которые доминируют в них самих. Потому что, брат мой, мы видим в других то, что есть в нас самих, даже если в них нет этого совсем или есть, но не в такой степени. Ученикам нужно учиться различению между истинным аналитическим прозрением и так называемым критицизмом. Учитель не критикует членов Своего Ашрама. Он стремится проанализировать для них те их проявления, которые могут препятствовать полезности служения Ашрама. Существует базовое различие между такой конструктивной помощью и критицизмом, основанным на чувстве личного превосходства и склонности выискивать промахи других.

730] Каждый Учитель достиг точки, когда Его видение обладает полной ясностью; оно – часть награды, полагающейся посвященному. Он отождествляет Себя с видением, окрашивая его неизбежно, интенсивно и эффективно Своим лучом “постижения”, и интерпретирует его в терминах Своего вклада в целое. Здесь находится тайна неизбежного и неостановимого (подходит ли это слово, брат мой?) успеха видения по мере его материализации соединенными усилиями Иерархии, материализации, обусловленной во времени и пространстве одним из Учителей или группой Учителей, работающих на каком-то одном Луче или нескольких Лучах. В начале нынешнего цикла иерархического усилия (между 1925 и 1936 годами) Лучом, который работал над человечеством, был Первый Луч. Активность данного Луча кульминировала в момент объявления войны Великобританией в 1939 году, когда разрушающая сила этого Луча – неправильно примененная и направленная – привела Германию к вторжению в Польшу. В 1932 году начало утверждаться влияние Второго Луча, рост которого продолжится до 1945 года, когда в активность начнет медленно входить Седьмой Луч. Тогда в проявлении будут три Луча, оказывающие одновременное воздействие на человечество:

1. Первый Луч Воли, или Могущества, утрачивающий свою силу.

2. Второй Луч Любви-Мудрости, который достиг середины своего периода проявления и будет находиться в данной стадии вплоть до 1957 года.

3. Седьмой Луч Церемониального Порядка, входящий в активность в сочетании с двумя другими Лучами – волей-к-любви и волей-к-порядку – и производящий красоту из нынешнего хаоса.

Поэтому ученики Учителя Мории, Учителя Кут Хуми и Учителя Ракоши вступают в период самой интенсивной активности. Судьба мира находится в руках трех групп Их посвященных учеников; с Ними просят сотрудничать принятых учеников трех этих групп, и это предоставляет возможность многим и повсеместно. По мере того как они стремятся видеть План, сотрудничать с тремя Учителями и Их посвященными группами, их благоприятная возможность будет проявляться. Энергетический треугольник надежно удерживается великими Главами в Шамбале с целью урегулирования мировых дел. Больше этого человечеству нет необходимости знать.

Не забывайте, Ашрам есть вихрь силы и центр энергии – центр, через который протекают как сила, так и энергия, для того чтобы 731] видение могло материализовываться. Эта сила и энергия направляется, в конечном счете, Учителем, группой из трех старших посвященных и группой меньших посвященных, представляющих таким образом (в каждом Ашраме) миниатюру планетарного управления. Они понижают вибрацию притекающей энергии так, чтобы принятые ученики могли безопасно ею управлять и действовать в качестве распределяющих агентов. Энергия, с которой работают Учителя, приходит из Шамбалы; силы, с которыми Они работают, исходят изнутри самой Иерархии, и принятые ученики могут использоваться в служении ровно настолько, насколько они реагируют на сочетание сил. Другими словами: посвященные ученики в группе Учителя фокусируют притекающие энергии; принятые ученики, посредством своих душ, фокусируют силу, которую Учитель направляет вовне в мир людей в соответствии с Планом Иерархии, работающей согласно откровению, приходящему из Шамбалы.

Посвященные ученики не интересуются чем-либо, кроме видения, Плана, работы с ним и его материализации на земле. Принятые ученики учатся этому, а пока они вынуждены реагировать на видение, которое я мог бы назвать видением из вторых рук; они озабочены Планом и распределением сил, которые его материализуют. Так координируется вся активность Ашрама. Вновь принятые ученики (которые только учатся сотрудничать) ценятся как “агенты для эксперимента”. В соответствии с их реакцией на сообщаемые истины и План, в соответствии с их способностью чувствовать необходимость и соотносить эту необходимость и средства освобождения и в соответствии с их способностью работать с мировыми учениками (которые отвечают перед Учителем Ашрама за определенный аспект Плана) – и будет успешным усилие во внешнем мире.

Таким образом, вашему вниманию вновь предоставляется концепция “Иерархии Взаимоотношений”. В наши дни мировой борьбы именно налаживание правильных отношений дает ключ к тому насущному аспекту видения, который должен быть осажден на нашей планете. Поэтому Ашрам является центром, в котором взаимоотношения испытываются.

Здесь возникает один простой вопрос: как могут быть установлены правильные отношения на земле, если принятые ученики в 732] группе Учителя сами неспособны реагировать на эту идею и сохранять между собой правильные отношения корректно, единодушно и безошибочно? В чем надежда для внешнего мира, если внутренний круг работников (давших обет учеников) неспособен установить и поддерживать в своей среде правильные отношения? В данное время проблема носит тройственный характер. Правильные отношения должны быть установлены между:

1. Принятыми учениками, посвященными учениками и Учителем.

2. Между членами Ашрама и другими Ашрамами.

3. Между этими Ашрамами и внешним миром.

Учитель Ашрама и старшие ученики в Его группе отвечают за связь между Шамбалой и Иерархией. Принятые ученики и младшие посвященные отвечают за связь между Иерархией и Человечеством. Так великая цепь Иерархии Бытия сохраняется нерушимой.

Часть VI

Стадия III. Принятое Ученичество.

В мое намерение не входит рассматривать в этой короткой серии инструкций Стадию Принятого Ученичества. О ней многое было написано. В своих книгах я охватил все ее практические аспекты, и в повторении не было бы пользы. Книги по ученичеству, выпущенные Теософским Обществом, адекватно освещают Путь Испытания; я же детально рассмотрел Путь Ученичества.

Тема контактов, возможных на Пути Принятого Ученичества, хорошо известна, но не может быть изложена в слишком больших подробностях. Способ контакта варьируется в зависимости от человека и Луча. Я просил бы вас иметь эти способы в виду, помня, что контакты действительно происходят и происходят с различной степенью ясности и на разных стадиях Пути. Они, как вы знаете, следующие:

Отчетливое переживание, или опыт, во сне.

Обучение с помощью символов.

Мыслеформа Учителя.

Прямой контакт с Учителем в медитации.

Беседа в Ашраме Учителя.

733] Первые три метода обычно составляют опыт ученика на испытании. Два последних используются принятым учеником. Они имеют свои астральные, или низшие психические, составляющие. В этом случае они не являются полностью наваждением и иллюзией, и в основе своей не являются ложными, поскольку несут в себе зерно, или гарантию, неизбежного в будущем реального опыта на Пути. Люди видят мыслеформы Учителей потому, что эти мыслеформы существуют, они проходят обучение с помощью символов на астральном плане или в состоянии сна. Начинающие и неопытные склонны в этом случае делать одно из двух: переоценивать значение такого переживания и считать его признаком высокого духовного развития, начиная опираться на этот опыт и подменять этим астральным событием будущую реальность; или же они отвергают его как проявление нежелательного низшего психизма, забывая, что так называемый низший психизм является нежелательным лишь тогда, когда интерпретация и использование опыта ошибочны. Задачей принятого ученика является помочь неофиту в интерпретации, правильно сориентировать и объяснить значение такого опыта для него. Работники в духовной области должны учитывать это и помнить, что – в результате войны, напряжения и устремления к Новому Веку – количество таких снов и видений, эпизодов обучения символами и контактов с мыслеформами будет неуклонно возрастать, что является показателем роста и расширения. Необъясненные и неправильно интерпретированные или же осмеянные и выставленные на посмешище, они могут очень сильно мешать, оказываясь в разряде действительно низшего психизма; правильно интерпретированные и объясненные, они могут составить ряд постепенных откровений на Пути к свету; тогда они являются гарантией будущего знания и несомненным свидетельством относительного достижения. Но будучи астрально сфокусированными, они реальностью не являются.

Ученикам нужно всегда помнить, что они растут, самостоятельно находя ответы на свои вопросы; задача Учителя не в том, чтобы отвечать на вопросы, на которые ученик, дав себе время подумать, мог бы ответить сам, но в том, чтобы предложить уму ученика, или “вбросить” в ум ученика, тот тип вопроса, который активизирует его мысль и затем простимулирует его абстрактный ум, с тем чтобы ученик мог с успехом найти ответ.

Поэтому, вы можете видеть, насколько важной может быть проблема вопросов, и насколько, в Ашраме Учителя или группе, 734] отзывчивость членов Ашрама на вопросы, зарегистрированные либо индивидуальным учеником, либо группой в целом, и ответы на эти вопросы имеют обуславливающее воздействие на всю группу. Именно здесь начинается особая работа Учителя – побуждать Ашрам ставить те вопросы, которые ведут к откровению. Учитель всегда должен помнить о двух вещах: групповом состоянии, зависящем от совокупной вибрации, или ноты, всех членов Ашрама в той степени, в которой они работают вместе, и во-вторых, о периоде, в котором функционирует группа. При этом необходимо учитывать общую отзывчивость всего Ашрама. Одна из трудностей, с которой сталкиваются все ашрамы (если рассматривать их как целостные единицы), заключается в том, чтобы вбирать в себя новых членов и учеников, либо по отдельности, либо группами. Вопрос, непременно возникающий при этом, следующий: как может группа внутри Ашрама (составленная из относительно новых учеников и начинающих на Пути Принятого Ученичества) становиться все более восприимчивой к вибрации Ашрама в целом и к Учителю Ашрама?

В действительности этот вопрос отражает главную проблему, существующую между личностью и душой, между Учителем и учеником, а также между человечеством и Иерархией. Это в основном вопрос регистрации в сознании сущностного единства и преодоления отделенности. Ученики в своем сознании должны учиться не делать различия между внутренним и внешним аспектами Ашрама, а также между несколькими членами Ашрама, которых они могут знать и распознавать, и огромным количеством других, которые остаются им неизвестными. Ашрам – это группа, или отряд, учеников, посвященных различных степеней, мировых учеников, а также неофитов, находящихся в самом начале Дороги ученичества. Ученики должны мыслить не в терминах различных Ашрамов, а в терминах Ашрама как целого.

Ключ к данному осознанию, как бы мало вы это не понимали, это Интенсивность. Интенсивность, или работа из точки напряжения, приносит прилив откровения, и тогда для ученика становится возможным в короткий срок усваивать то, что в ином случае занимает месяцы и даже годы. Правильно сфокусированное напряжение есть великая освобождающая сила. Так много учеников фокусируют напряжение неправильно и освобождают энергию в неправильном напряжении и (если я могу столь неадекватно выразиться) из неправильной позиции. 735] Правильное напряжение создается в первую очередь правильной ориентацией; это требует истинного чувства ценностей и свободы от тех менее важных занятий, которые создают протяженность вместо напряженности. Если вы озабочены (проиллюстрируем весьма обычную ситуацию) своим физическим состоянием, то не сможете испытывать напряжения, которое сделает вас магнетическим центром могущества и любви; если ваше внимание поглощено неудачами и промахами других людей или тем, что они думают о вас, вам опять же не удастся испытать того напряжения, которое освобождает. Было бы ценным, если бы вы решили найти свои “протяженности”, чтобы затем удалиться вовнутрь, в точку напряжения, из которой вы можете сознательно и эффективно направлять энергию души.

Такова истинная эзотерическая работа. Большинство учеников не эффективны даже на 60 процентов, поскольку их точки напряжения разбросаны по всей личности и не сфокусированы там, где должна была бы быть точка духовного напряжения. Причина, по которой ученики не восприимчивы к Учителю, к жизни Ашрама и друг к другу, состоит в том, что они протяженны, а не напряженны; они работают и живут на периферии сознания, а не в центре. Их служение, следовательно, частично, их посвященность себя делу слаба, и они поддаются инерции, теряют интерес к окружающим или увлекаются множеством занятий на формальной стороне жизни.

Здесь может быть рассмотрен еще один вопрос, относящийся к фразе, которую я обдуманно употребил несколько раз в данных беседах: каково различие между любовью и волей-к-любви? Этот вопрос постоянно задается на ранних стадиях пути ученичества; он наиболее открывающий и основан на чувстве индивидуальной потребности, а также на потребности групповой. Он также указывает на тот проникновенный анализ, который приводит вопрошающего к точке, где он узнает различие между теорией, соединенной с усилием, и спонтанной демонстрацией того, что есть.

Воля-к-любви включает в себя распознавание ограничения, желания, принуждения в решении вопроса и интенсивного устремления действительно любить. Этот термин не указывает на приток Шамбалической энергии через душу, подлинная природа которой есть 736] спонтанная любовь. Где есть решимость быть любящим, там возникают определенные установки – либо естественные и принадлежащие развитой личности, либо форсированные благодаря вниманию к велению души. Ученик знает, что ему не хватает любви, потому что он постоянно обнаруживает себя изолированным от других, а не отождествленным с ними; другие его раздражают; он критичен по отношению к своим собратьям, и либо ощущает свое превосходство, либо смотрит на них, говоря: “Вот здесь они не правы, а я прав; здесь они не понимают, а я понимаю; я их знаю, а они меня нет; я должен быть терпелив с ними”, и так далее и тому подобное. Вся эта фраза выражает позицию воли-к-любви вместе с глубоким осознанием ограничений проявления любви, демонстрируемых другими людьми, а также своими собственными привычками мышления. Все это форма центрированности на себе. Истинный путь к любви состоит в том, чтобы размышлять и медитировать глубоко и постоянно над значением и смыслом любви, ее источником, ее выражением через душу, ее качествами, целями и задачами. Бóльшая часть размышлений стремящегося основана на его внутреннем осознании, что он в действительности не любит спонтанно, свободно выражая дух. Тем самым ученик отбрасывается назад в позицию центрированности на себе, где чувствует: “Сейчас я люблю; теперь я не люблю; в данный момент я должен стараться любить”. И все же ни одна из этих установок не является истинной любовью; проявления любви нет, потому что ученик отождествлен с собой и сфокусирован в личности. Любовь никогда не исходит, если я могу так выразиться, из низшей природы; она – свободный беспрепятственный поток свыше.

Любовь спонтанна и всегда несет с собой свободный дух Христа. Предполагаю, что никогда не было лучшего описания природы любви, чем то, что дано посвященным Павлом, хотя перевод его слов кое-где неудачен. Изучите этот отрывок в “Новом Завете”[13], где им дается определение любви. Оставьте акцентирование воли-к-любви, и подчеркивайте в своем собственном сознании нужду других в понимании, сострадании, заинтересованности и помощи. Столь часто встречающееся одиночество учеников имеет место по причине центрированности на себе всех тех, с кем они контактируют, и поглощенности неофита своим собственным ростом. Мольба неофита такова: “Скажи мне. Скажи мне. Тогда я изменюсь. Я приму все, что будет сказано, только скажи”. Девиз ученика другой: 737] “Помогай работе. Забудь себя. Мир нуждается в тебе”. Так много учеников по-прежнему замкнуты на себе, скрываясь за стеной личностного “я”! Поэтому в мире так мало истинной любви. Пока ученики не пробились через эту стену и не любят истинно, их полезность невелика.

Мы коротко рассмотрели стадию Малого Ученичества и стадию Чела в Свете. Сегодня эти стадии уже пройдены очень значительным количеством людей. Тем не менее, им нужно вспомнить действие этих двух видов опыта; необходимость делать это обуславливает в данное время большую часть работы учеников и наставников. Многие люди проходят сегодня через стадию Принятого Ученичества. Ключевая нота данной стадии, как вы знаете, это установление контакта с Учителем; главной технической задачей Учителя является пробуждение прямого отклика и сознательной реакции ученика. Наряду с этими реакциями, Учитель наблюдает за усилием со стороны ученика быть безличным в своей работе, как с Ним, так и со своими соучениками; безличность есть первый шаг на пути к духовной любви и пониманию. Усилие самых искренних учеников обычно сконцентрировано на том, чтобы любить друг друга, и в этом (если использовать старое сравнение) он ставят “телегу впереди лошади”. Их усилие должно состоять в достижении, прежде всего, безличности в своих делах, поскольку, когда она достигнута, критицизм затихает и любовь может изливаться.

Учитель также наблюдает за усилием со стороны Своих учеников действовать более широко и плодотворно в связи с Его работой в мире людей; Он оставляет им свободу работать так, как они посчитают нужным, однако Он внимательно наблюдает за их усилиями в тех видах активности, которые входят в Его намерение. Для достижения такого жизненного и напряженного усилия необходимо обладать способностью фокусироваться на работе и ее нуждах и развивать способность сотрудничать с теми, кто также вовлечен в подобную работу. Это опять же подразумевает достижение безличности и правильный фокус. Сегодня Учитель наблюдает, насколько ученик отзывчив на нужды страдающего человечества; это включает восприимчивость к боли, которой наполнены мировые события; это требует также “божественного безразличия” к внешним событиям в жизни малого “я” и чувства пропорции, дающего ученику 738] способность видеть свои малые личные дела – физические, эмоциональные и ментальные – в рамках целого. Так мы вновь приходим к безличности – на этот раз безличности в отношении собственных реакций человека.


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!