Предметом Божественного Промысла являются растения и животные :



« Он ( т . е . Бог ) покрывает небо облаками , приготовляет для земли дождь , произращает на горах траву и злак на пользу человеку ; дает скоту пищу его и птенцам ворона , взывающим к Нему » (Пс. 146, 8-9).

То же самое говорится в Мф. 10, 29: « ни одна из птиц не упадет на землю без воли Отца Небесного ». Но главный предмет Промысла – это , конечно , человек . Говоря словами ап. Петра: « Бог печется о нас » (1 Пет. 5, 7).

Бог внимает нашим молитвам: « Приклони , Господи , ухо Твое и услышь меня » (Пс. 85, 1).

Промысл распространяется на всех людей – не только на праведников, но и на грешников. « Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных » (Мф. 5, 45). Об этом же говорят многие евангельские1 притчи: о пропавшей овце, о потерянной драхме, о блудном сыне. Каждый человек и его благо являются предметом Божественного попечения. Однако Промысл Божий неодинаков о всех людях . Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Тем не менее, можно утверждать, что Бог больше промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Свщ. Писание:

« Кто и меет заповеди Мои и соблюдает 1 их , тот любит Меня ; а кто любит Меня , тот возлюблен будет Отцем Моим ; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам » (Ин. 14, 21);

« Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим , что Уповаем на Бога Живаго , Который есть Спаситель всех человеков , а наипаче верных » (1 Тим. 4, 10).

Различают два вида Промысла: общий Промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа.

Действия Промысла Божия

В Промысле Божием мы различаем два действия: мирохранение , поддержание всего существующего в бытии, и мироправление , направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям. Следует иметь в виду, что такое различение двух действий имеет методологический характер. В действительности, действие Божие едино, единым действием Бог и сохраняет мир, и управляет им, но нами, в силу нашей ограниченности, это единое Божественное действие в оспринимается как два различных действия.

А ) Мирохранение

В Свщ. Писании Нового Завета говорится о мирохранении в Евр. 1, 3 и Кол. 1, 17. Здесь речь идет о Сыне Божием как о зиждительной силе мироздания. Примеры из Ветхого Завета:

« По определениям Твоим все стоит доныне , ибо все служит Тебе » (Пс. 118,91);

« В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти » (Иов. 12, 10).

Святые отцы также говорят о мирохранении как действии Божественного Промысла. Свт. Василий Великий:

«Всякое сотворенное существо и видимое, и представляемое умом для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении». Ту же мысль высказывает свт. Кирилл Александрийский:

«Бог неизъяснимым образом простирает на все Свою силу, иначе все, что произошло из не-сущего, не могло бы держаться и сохранить свое бытие, тотчас бы все вернулось к своему состоянию, к ничтожеству».

Б ) Мироправление

Приведя мир в бытие, Бог назначил каждому существу свои цели.

« Через Него все успешно достигает своего назначения , и все держится словом Его » (Сир. 43, 28).

Св. Иоанн Дамаскин: «Промысл есть воля Божия, по которой все целесообразным образом управляется».

О Промысле Божием как единстве мирохранения и мироправления говорит свт. Афанасий Александрийский: «Как какой-нибудь виртуоз, настрояя лиру и искусно совокупляя звуки высокие, средние и низкие, производит одну стройную песнь, так и Бог, содержа мудростию Своею Вселенную, точно лиру, и совокупляя воздушные с земным и небесные с воздушным, и всем управляя, Своею волею и мановением чудно и прекрасно соблюдает единый мир и единый порядок».

 

Образы промышления Божия о мире . Ложные учения о промысле .

Понятие о Промысле Божием.

В славянском тексте Промысл называется « Божественным смотрением » (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный Промысл словом «попечение». Св. Иоанн Дамаскин:

«Промысл есть Божие попечение о существах».

Определение Промысла Божия (Катихизис): « Промысл Божий » есть непрестанное действие всемогущества, премудрости1 и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».

Образы Божественного промышления о мире.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 273; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!