В ) Назначение человека по отношению к безличному творению



Замысел Божий о мире подразумевает спасение не только человека, но и всего творения. Апостол Павел говорит, что в конце времен « будет Бог все во всем » (1 Кор. 15, 8). Весь тварный космос приобщится Божеству, а не только человек. Поскольку Бог есть полнота жизни, Он желает, чтобы все творение приобщилось этой полноте и стало выражением Божественной жизни, единением в любви, которая составляет образ бытия Бога. Приобщение1 тварной природы жизни Божества не может быть следствием необходимости, но совершается как дело личностной свободы. Единственной нетварной сущностью, которая способна реализовать свою жизнь как свободу, является человек. По этой причине Свщ. Писание и святоотеческое Предание видят в человеке посредника, способного привести весь созданный Богом мир к осуществлению его конечной цели.

X. Яннарас отмечает, что «между тем, чем мир является актуально и тем, чем он призван быть, стоит человеческая свобода, которая только и может преодолеть разрыв между существованием мира и целью этого существования». О том , что образ бытия мира , его состояние зависит от духовно - нравственного состояния человека , нам говорит Свщ. Писание: «... тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих ... в надежде , что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих . Ибо знаем , что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне » (Рим. 8, 19-22).

Если античные авторы называли человека «mikrokosmos», малым миром, то у отцов Церкви, например, у свт. Григория Нисского, мы встречаем наименование «mikrotheos» – малый бог, т.е. существо способное управлять миром, свободно определяться по отношению к природной необходимости. Тот же св . отец называет человека проводником Божественных действий на всякою тварь . Человек , по учению свв . отцов , занимает такое место во Вселенной , что только через него весь вещественный мир способен воспринимать и усваивать Божественную благодать . У свт. Григория Нисского читаем: «Чтобы земное сопревознеслось с Божественным и единая некая благодать равночестно проходила по всей твари при растворении дольнего естества с естеством премирным». По словам прп. Максима Исповедника: « человек призван воссоединить в себе любовью природу тварную с природой нетварной . Через себя человек соединяет всю совокупность тварного космоса , чувственного и сверхчувственного ». В. Н. Лосский так говорит о замысле Божием о человеке в его отношении к тварному миру:

«Не имея ничего вне себя, кроме одного1 Бога человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя отдать в порыве любви и вручить Ему всю Вселенную, соединенную в его человеческом существе, тогда Сам Бог со Своей стороны отдал бы Себя человеку, который по этому дару, т. е. по благодати, имел бы все то, что Бог имеет по природе, таким образом совершилось бы обожение человека и всего тварного мира».

 

О Боге – Промыслителе мира . Понятие о промысле Божием , его действия и виды .

Понятие о Промысле Божием

В славянском тексте Промысл1 называется « Божественным смотрением » (Прем. 14, 3). Святые отцы называли Божественный Промысл словом «попечение». Св. Иоанн Дамаскин:

«Промысл есть Божие попечение о существах».

Определение Промысла Божия (Катихизис): « Промысл Божий » есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым1 последствиям».

Действительность Промысла Божия

Христианское учение о Промысле Божием, как и другие разделы православной догматики, основывается на Божественном Откровении.

« И сотворил Бог к седьмому дню дела Свои , которые Он делал , и почил в день седьмый от всех дел Своих , которые делал » (Быт. 2, 2).

Эти слова, конечно, не нужно понимать в деистском смысле, что Бог после окончания творения не принимает в жизни мира никакого участия. Бог почил от дел творения, но не от Своей промыслительной деятельности, поэтому Господь Иисус Христос после исцеления расслабленного при Силоамской купальне в ответ на вопрос иудеев: « Какой властью Ты это делаешь ?» отвечает: « Отец Мой доныне делает , и Я делаю » (Ин. 5, 17). В Евр. 1, 3 говорится, что Сын Божий содержит все « словом силы Своей ». Та же самая мысль содержится в Кол. 1,17, где сказано, что «все Им стоит». Апостол Павел в своей речи в Афинском ареопаге говорит, что Бог дает « всему жизнь и дыхание и все ... мы им живем и движемся и существуем » (Деян. 17, 25 и 28). Христианское представление о тварном мире основывается на убеждении о том, что мир имеет основание и цель своего бытия в Боге. Бог, невидимо присутствуя в мире в Своих энергиях, удерживает мир в бытии и сохраняет его порядок, однако, не сливаясь при этом с миром, как учат пантеисты, но пребывая « над всеми » (Еф. 4, 6).

Для христианского миропонимания представление о Промысле, о промыслительной деятельности Бога совершенно естественно, оно вытекает из самих христианских представлений1 о Боге и Его отношении к человеку. Первое , что убеждает нас в существовании Божественного Промысла , есть молитва . Молитва как живое общение человека с Богом невозможна и бессмысленна без уверенности в попечительных действиях Бога в мире. Второе , – это представление о Боге , как абсолютной Личности . Личный Бог Откровения тем и отличается от безличных абсолютов философских систем и восточных религий, что Он не только все знает, но еще любит и выражает Свое отношение к тому, что находится вне Его. Личность не может быть безучастна к соприкасающемуся с Ней миру. Бог не может быть безучастным к жизни творения, к миру, который Он Сам сотворил. Св. Иоанн Дамаскин:

«Один только Бог в природе благ и мудр, и как благой Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих детях, и кто не печется, тот порицается, а как мудрый, Он заботится о сущем наилучшим образом».

Учение о Промысле есть естественное следствие учения о благости и премудрости Божией.

Третий момент , который убеждает нас в существовании Промысла – это ограниченность мира . Тварное бытие как несамобытное не является бытием необходимым, поэтому оно не могло бы существовать без произведшей его причины. Оно существует только потому, что сохраняется в бытии той же силой, которая дала ему бытие. Кроме того, в существовании Божественного Промысла убеждает само устройство мира, его сложность, целесообразность, красота, гармония, которые очевидны даже в падшем состоянии. Это1 также говорит о благом и разумном начале, лежащем в основе мира.

Действия Промысла Божия

В Промысле Божием мы различаем два действия: мирохранение , поддержание всего существующего в бытии, и мироправление , направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям. Следует иметь в виду, что такое различение двух действий имеет методологический характер. В действительности, действие Божие едино, единым действием Бог и сохраняет мир, и управляет им, но нами, в силу нашей ограниченности, это единое Божественное действие воспринимается как два различных действия.

А ) Мирохранение

В Свщ. Писании Нового Завета говорится о мирохранении в Евр. 1, 3 и Кол. 1, 17. Здесь речь идет о Сыне Божием как о зиждительной силе мироздания. Примеры из Ветхого Завета:

« По определениям Твоим все стоит доныне , ибо все служит Тебе » (Пс. 118,91);

« В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти » (Иов. 12, 10).

Святые отцы также говорят о мирохранении как действии1 Божественного Промысла. Свт. Василий Великий:

«Всякое сотворенное существо и видимое, и представляемое умом для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении». Ту же мысль высказывает свт. Кирилл Александрийский:

«Бог неизъяснимым образом простирает на все Свою силу, иначе все, что произошло из не-сущего, не могло бы держаться и сохранить свое бытие, тотчас бы все вернулось к своему состоянию, к ничтожеству».

Б ) Мироправление

Приведя мир в бытие, Бог назначил каждому существу свои цели1.

« Через Него все успешно достигает своего назначения , и все держится словом Его » (Сир. 43, 28).

Св. Иоанн Дамаскин: «Промысл есть воля Божия, по которой все целесообразным образом управляется».

О Промысле Божием как единстве мирохранения и мироправления говорит свт. Афанасий Александрийский: «Как какой-нибудь виртуоз, настрояя лиру и искусно совокупляя звуки высокие, средние и низкие, производит одну стройную песнь, так и Бог, содержа мудростию Своею Вселенную, точно лиру, и совокупляя воздушные с земным и небесные с воздушным, и всем управляя, Своею волею и мановением чудно и прекрасно соблюдает единый мир и единый порядок».

Различают два вида Промысла: общий Промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действую щими в них силами и законами, и частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа.

Образы Божественного промышления о мире


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!