Таким образом , в понятии « образа Божия » в человеке , по учению Восточных отцов , различаются два момента .



С одной стороны, образ Божий понимается как способность человека участвовать в Божественной жизни, быть причастником Божественного блага. Это есть характеристика способа существования человеческого естества, который является личностным. В силу того, что человек причастен Божественной природе, он есть существо личностное. И наоборот, в силу того, что он есть личностное существо, он способен к общению с Богом, способен по благодати становится тем, чем Бог является по природе.

С другой стороны, можно различать в человеке черты образа Божия, т. е. совокупность существенных свойств человеческой природы, благодаря которым человек может совершенствоваться, уподобляться Богу, отражая совершенства своего Творца. Черты образа Божия – это, например, разумность, дар слова и т. п. Соответствующим образом пользуясь этими способностями, человек может достигать богоподобия, например, приобретать мудрость, которая является чертой уже не образа, а подобия Божия.

Необходимо отметить, что сами по себе черты образа Божия ни по отдельности, ни в совокупности не исчерпывают человеческой богообразности. По тем или иным причинам некоторые черты образа Божия у некоторых людей могут не проявляться. Есть люди, которые лишены разума, не обладают даром слова, другими чертами образа Божия. Тем не менее, несмотря на отсутствие этих черт, мы не можем отрицать за этими людьми человеческого достоинства, именно потому, что они сотворены по образу Божию и тоже могут быть причастниками Божеского естества, потому что Бог считает их именно людьми и промышляет как о человеках.

Достоинство человека как личности основывается не на характеристиках его природы, а на отношении к нему Бога.

Назначение человека

Методологически в этом вопросе можно выделить три аспекта: назначение человека1 по отношению к Богу, назначение человека в отношении к самому себе и назначение человека по отношению ко всему прочему творению.

А ) Назначение человека по отношению к Богу

О назначении человека по отношению к Богу говорит св. апостол Павел (Деян. 17, 24-27): « Бог , сотворивший мир и все что в нем от одной крови , произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли , дабы они искали Бога , не ощутят ли Его и не найдут ли , хотя Он и не далеко от каждого из нас ». Свт. Иоанн Златоуст следующим образом комментирует этот стих: «Это значит, что Бог не только дал нам для жизни дыхание и все, но что важнее всего, открыл путь к познанию Его, даровал то, что через это мы можем найти и достигнуть Его».

Таким образом, назначение человека по отношению к Богу есть познание Бога, соединение с Богом, служение Ему. В общем назначение человека по отношению к Богу мало отличается от назначения по отношению к Богу мира бесплотных духов.

Б ) Назначение человека по отношению к самому себе

Назначение1 по отношению к самому себе заключается в том, чтобы через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к своему первообразу достичь полной, возможной для конечного существа, меры богоподобия, т. е. теснейшего уединения с Богом, причастия Божественного естества, а вместе с тем и возможности участия в Божественном блаженстве. Практически назначение человека по отношению к Богу и по отношению к самому себе в значительной степени совпадают. Разница в акцентах.

Когда мы 1 говорим о назначении человека по отношению к Богу , то имеем в виду прежде всего цель человеческой жизни , выражающуюся в познании Бога и соединении с Ним . А когда говорим о назначении человека по отношении к самому себе , то имеем в виду тот подвиг веры , к которому призван человек для того , чтобы этой цели достичь . Свщ. Писание говорит о цели человеческой жизни как о достижении совершенства в Боге и прославлении Его. Например, в Мф. 5, 16 сказано: « Да светит свет ваш пред людьми , чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ». В Мф. 5, 48:  « Итак , будьте совершенны , как совершен Отец ваш Небесный ».

В других местах Свщ. Писания говорится о назначении человека по отношению к себе как о возрастании в любви, посредством которой человек соединяется с Богом и обретает вечное блаженство. Например, в 1 Ин. 4, 16: « Бог есть любовь , и пребывающий в любви пребывает в Боге , и Бог в нем », в 1 Кор. 2, 9: « Не видел того глаз , не слышало ухо , и не приходило то на сердце человеку , что приготовил Бог любящим Его ».


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!