Падение Акры и последствия этого



 

12 июля Акра пала. Ричард объявил ее своим владением, несмотря на все договоры о разделе добычи. В связи с этим Ричард нажил себе нового врага. По законам войны тот, кто первым занял какой‑либо дом в захваченном городе, становился его владельцем. Вассалы герцога Леопольда Австрийского передали занятое ими здание своему сюзерену и вывесили на нем флаг с австрийским гербом. Ричард, которому этот дом приглянулся для своей ставки, выгнал австрийцев, приказал сорвать австрийский штандарт и бросить его в грязь. В глазах большинства рыцарей это было хуже, чем убийство, – оскорбление герба.

С Саладином было заключено соглашение, по которому Акра со всем, что в ней было, переходила к христианам. Египетский султан обязывался отпустить всех взятых в Иерусалиме и позднее христианских пленников. Он также обещал вернуть захваченные в Святом городе христианские реликвии, частицу Животворящего Креста, захваченную в битве при Хаттине, и заплатить большой выкуп – 200 тыс. золотых. Защитники Акры сохраняли свободу и личное имущество, но оставались заложниками до выполнения Саладином всех обязательств в сорокадневный срок. О судьбе Иерусалима ничего не говорилось.

 

Взятие Акры и возвращение во Францию Филиппа II. Миниатюра. XV в.

Филипп Французский продолжал интриговать против Ричарда Английского, обвиняя его в измене христианскому делу и даже в попытках отравить французского короля. Он заявлял, что тяжело болен (это могло быть и правдой), и именно отравлению приписывал свою болезнь. Благорасположенный к Ричарду и состоявший в его свите трувер и хронист Амбруаз отмечал: «Он (король Франции. – Д. Х. ) возвращался из‑за своей болезни: это то, что говорил король, что бы ни говорили другие; но никто не мог дать ни малейшего свидетельства того, что болезнь считается достаточным поводом для того, чтобы оставить службу Царю [Небесному], который ведет и направляет всех царей [земных]». Ричард, в качестве главнокомандующего силами крестоносцев, должен был дать разрешение Филиппу на возвращение того на родину. Он, разумеется, дал его (по запутанной логике феодальных отношений Ричард был выше Филиппа как командующий, равен ему как король и ниже его как герцог Нормандский и Аквитанский и прочая, и прочая), но, как рассказывает свидетель этого события Амбруаз, «попросил поклясться на реликвиях, что тот не нападет на его (Ричарда. – Д. Х. ) земли и не будет ему вредить, пока тот (опять же Ричард. – Д. Х. ) находится в паломничестве и что, как только он (снова Ричард. – Д. Х. ) вернется, король Франции не причинит ему вреда и не начнет войну без предупреждения как минимум за сорок дней». 29 июля 1191 г. Филипп поклялся на Евангелии и в начале августа 1191 г. отбыл на родину, а с ним многие из французских крестоносцев. Часть из них (историки доныне спорят, бо́льшая или меньшая), впрочем, осталась во Святой Земле под командованием одного из пэров [36] , герцога Гуго Бургундского.

 

«Львиное Сердце»

 

Саладин не торопился выполнять обещанное и делал это, по мнению большинства историков, совершенно сознательно, хотя вроде бы, по словам арабских летописцев, какие‑то деньги на выкуп он собирал, но весьма медленно. Защитник Веры хорошо знал бешеный нрав Ричарда. Разъяренный задержками английский король приказал 20 августа казнить безоружных мусульманских заложников (разные источники называют разное число – от двух до трех тысяч).

Арабский историк Баха ад‑Дин так это описывает: «Они привели мусульманских пленников, которых Аллах приговорил к страданиям в этот день. Их было три тысячи, они были связаны. Франки бросились на них как один и безжалостно убили мечами и копьями… Глубокая скорбь охватила мусульман, и, начиная с этого дня, они всех захваченных врагов уничтожали, если речь не шла о каком‑либо именитом человеке (видимо, потому, что с него можно было взять большой выкуп) или о силаче, способном работать. Было названо много причин, объясняющих это убийство; одной из них было то, что их убили, дабы отомстить за ранее убитых пленников. Другой причиной было то, что король Англии решил захватить Аскалон и не хотел оставлять у себя за спиной этих людей. Одному Аллаху известна правда!» Баха ад‑Дину вторит другой прославленный летописец и биограф Саладина Имад ад‑Дин ал‑Исфахани: «Мы видели, как они умирали, обнаженными на берегу. Нет сомнения, что Аллах их принял, одел в шелковые одежды и направил в обитель вечного счастья».

У Ричарда были и защитники. Нет ничего удивительного в том, что это деяние Ричарда оправдывает Амбруаз: «Чтобы сбить спесь, чтобы унизить их закон и чтобы отомстить за христианство, он приказал вывести за город две тысячи семьсот человек, которых приговорили к смерти. Так были отмщены те, кто пал под их ударами и стрелами их арбалетов». Гораздо более странное впечатление производит апология данного действия современным отечественным историком А. В. Грановским: «Этот поступок Ричарда многие современные историки считают варварским, лишенным смысла, совершенным под влиянием приступа ярости.

А как в этой ситуации можно было поступить иначе? Оставить пленных под охраной в Акре? – У Ричарда не было лишнего продовольствия и людей для охраны.

Отпустить без выкупа? – Помимо того, что они немедленно присоединились бы к Салах ад‑Дину, гуманность этого поступка не была бы оценена. Султан увидел бы в нем проявление слабости, что помешало бы последующим переговорам. Продать в рабство, как рекомендовал один мусульманский хронист? – В отличие от Салах ад‑Дина у Ричарда не было рынка рабов.

Можно предположить, что помимо объективных причин, со стороны Ричарда казнь была предостережением Салах ад‑Дину в отношении будущего и сознательным нарушением данного Конрадом обещания сохранить пленным жизнь».

Знаешь, любезный читатель, мне эта защитительная речь нашего современника и соотечественника не нравится. Это, скорее, обвинительный акт против английского короля. Одно дело зверство, совершенное в состоянии бешенства, когда человек не контролирует себя (современные историки вообще говорят о повышенной эмоциональности людей Средневековья). Совсем другое – хладнокровное убийство из рациональных соображений, да еще и из желания сделать неприятность номинальному королю Иерусалимскому Конраду Монферратскому (Ричард, как мы помним, поддерживал его соперника) и выставить его обманщиком.

Именно за это деяние он получил прозвище Львиное Сердце, что означает совсем не «храбрый», а именно «жестокий»; это уже позднейшие историки придали этому слову положительный смысл. Зато теперь Саладин на совершенно законных основаниях мог не соблюдать соглашение. Выкуп можно было более не собирать. По словам Имад ад‑Дина ал‑Исфахани, «собранные деньги султан распорядился отдать своим людям, а пленных христиан приказал отвести туда, где они ранее находились». Судьба Святого Креста тоже решилась. Как указывает тот же историк, «крест распятия был передан в сокровищницу, но не из уважения, а ради унижения. Франки очень злились из‑за того, что крест находился у нас, и это увеличивало их невзгоды днем и ночью. Греки предложили огромные деньги и отправляли посланника за посланником, чтобы его взять, но у них ничего не вышло, они не получили того, что просили».

 

Ричард Львиное Сердце наблюдает за казнью мусульман в Акре. Миниатюра. XV в.

Война возобновилась. Ричард не имел никакого плана действий. Он метался по Палестине, нанес 7 сентября 1191 г. сокрушительное поражение Саладину под Арсуфом, что многими современниками и позднейшими историками рассматривалось как месть за Рога Хаттина. Но, хотя мусульмане потеряли около семи тысяч человек, а франки вдесятеро меньше, полностью развить успех ему не удалось. Он 10 сентября взял Яффу, но вскоре сдал ее, в ноябре 1191 – январе 1192 г. пошел на Иерусалим, но, не дойдя до него, повернул обратно. 20 января взял Аскалон, но Саладин успел разрушить все городские укрепления, которые Ричарду пришлось восстанавливать. Тем временем из Англии и ее континентальных владений стали приходить неутешительные вести. По договору, заключенному французским и английским королями во время сборов к крестовому походу и подтвержденному клятвой при отъезде на родину, Филипп во время отсутствия Ричарда не имел права нападать на его владения. Он мог, как мы помним, объявить войну только спустя 40 дней после возвращения того из похода. Филипп Август, едва ступив на родную землю, тут же нарушил эти договоренности. В самой Англии правители страны – Иоанн Безземельный и Уильям Лоншан – перессорились. Бароны и горожане поддержали Иоанна. Тот изгнал Лоншана, стал управлять Англией, опираясь на Высокий совет, составленный из опытных советников Генриха II, и объявил себя наследником престола. Вспомним, что в Англии не было строгих законов о престолонаследии, что монарх сам утверждал своего преемника. Кроме того, на английский престол мог претендовать Артур Бретонский, сын Жоффруа, третьего сына Генриха II, который пережил его.

Ричард потерял голову. Он начал переговоры с Саладином, предложив совершенно фантастический план союза короля Англии и египетского султана, который предлагалось скрепить браком сестры Ричарда, Иоанны, бывшей с братом в крестовом походе, и брата Саладина, которого франки именовали Малек‑Адель, причем брат этот должен был принять христианство. Впрочем, вскоре Ричард прервал переговоры, снова двинул армию на Иерусалим и снова, в июле 1192 г., уже в виду Святого Града, повернул обратно. Многие из его соратников удивлялись этому, пошли даже слухи, вряд ли основательные, о тайном сговоре с Саладином. 1 августа он снова взял Яффу, а 5 числа того же месяца наголову разбил Саладина, пытавшегося ночью вернуть ее мгновенным налетом. Но все напрасно. Наконец, 1 сентября того же года он заключил на три года, три месяца и три дня перемирие с Саладином. По этому перемирию воины Христовы не обретали ни Святой Город, ни Крест Господень, ни земель сверх того, что уже было завоевано, ни пленников, ни денег. Они всего лишь получали право на срок перемирия безоружными вступить в Иерусалим для поклонения святыням. Как утверждает хронист Ричард де Девиз, многие из крестоносцев воспользовались этим предложением, но Львиное Сердце сказал, что отказывается принимать от язычников в дар то, что он не смог получить от Бога.

 

Саладин посещает лагерь Ричарда. Миниатюра

Третий крестовый поход закончился. Нельзя сказать, что он был совсем безрезультатным. Все‑таки Иерусалимское королевство с временной столицей в Акре сохранилось и даже расширилось в сравнении с 1189 г. Но главная цель – возвращение Иерусалима – достигнута не была.

 

Память о короле Ричарде

 

Арабы называли его Малик Рид, то есть Царь Ричард. Баха ад‑Дин писал о нем: «Он обладает рассудительностью, опытом, отвагой и прозорливостью. Его появление внесло в сердца мусульман мрачные предчувствия и страх». Баха ад‑Дину вторит арабский историк Ибн ал‑Асир: «Он был выдающимся человеком своего времени в отношении мужества, хитрости, стойкости и терпения. Из‑за него мусульманам пришлось пройти жестокое испытание невиданными бедствиями».

Анонимный хронист, известный как Продолжатель Гийома Тирского, рассказывает спустя полвека после смерти Ричарда: «Слава короля Ричарда надолго впечатлила сарацинов, и, если какой‑нибудь ребенок плакал, мать ему говорила: “Замолчи, или тебя заберет король Англии!” и когда какой‑нибудь сарацин скакал, а животное заартачивалось, он ему говорил: “Знаешь ли ты, что король Ричард у того куста?” А когда кто‑то поил свою лошадь, то говорил: “Думай, что король Англии в воде” (видимо, араб хотел поторопить своего коня)». Несколько позднее Жан Жуанвиль (рассказ о нем у нас впереди) повествовал: «Король Ричард остался в Святой Земле и свершил столько подвигов и внушил такой страх сарацинам, что, как написано в книге о Святой Земле (возможно, Жуанвиль ссылается на Продолжателя Гийома. – Д. Х. ), когда их дети шумели, женщины кричали на них и говорили, чтобы унять: “Замолчите, вон король Ричард!” А когда лошади сарацин и бедуинов шарахались от кустарника, те им говорили: “Думаешь, это король Ричард?”». В середине XIX в., если верить писателю‑романтику и путешественнику Жерару де Нервалю, арабские матери все так же стращали своих расплакавшихся детей: «Молчи, а то тебя Малик Рид заберет», а араб мог сказать своему внезапно остановившемуся коню: «Ну, чего испугался? Малик Рида увидел?».

 

 

Путь домой

 

9 октября 1192 г. Ричард отплыл домой, надолго оставив о себе память в арабских землях. Но быстро вернуться королю не удалось. Буря выбросила его корабль в северо‑восточном углу Адриатического моря. Ричард переоделся и изменил внешность. Он решил в сопровождении только одного слуги пробраться через владения своего врага Леопольда Австрийского на земли, подвластные родственнику и союзнику Ричарда, графу Брауншвейгскому (на тот момент) Генриху Льву. Но 21 декабря 1192 г. в маленькой деревушке близ Вены слуга короля был узнан служителем герцога Австрийского, схвачен и подвергнут пыткам. Он выдал Ричарда. Того взяли спящим и заключили в замок на берегу Дуная. По Европе поползли слухи о смерти Ричарда. Особенно эти слухи раздувал Иоанн Безземельный. Император Генрих VI, наследственный враг Генриха Льва и тем самым противник Ричарда, потребовал пленника к себе, заявив, что «невместно герцогу держать в плену короля». Леопольд выдал Ричарда императору за 50 тысяч марок серебром. Ричард оказался в почетном заточении, пока шли переговоры о его освобождении. Ходили слухи, что Филипп Август платил Генриху какие‑то весьма крупные суммы за каждый день, который Ричард Львиное Сердце проведет в плену.

Весь христианский мир во главе с Папой требовал свободы для вождя крестоносцев. Трубадуры, в том числе личные друзья английского короля, слагали гневные песни, бичующие императора за нарушение рыцарских обычаев. В конце концов Ричард был отпущен на волю за выкуп в 150 тыс. серебряных марок. Причем 100 тыс. должны были быть выплачены еще до освобождения и при условии принесения им императору вассальной присяги. 13 марта 1194 г. король высадился на английском берегу. На этом его бурная биография не заканчивается, но уже выходит за рамки истории крестовых походов.

 

Иоанн Безземельный. Миниатюра. XIII в.

…Образ короля Ричарда Львиное Сердце надолго вошел в память потомков – достаточно вспомнить, как его описывал Вальтер Скотт в романах «Айвенго» (не забудем также отечественный фильм «Баллада о славном рыцаре Айвенго») и «Талисман» (в русском переводе «Ричард Львиное Сердце»). До сих пор историки спорят о том, какое место занимает он в истории, что за человек он был. И если представительницам прекрасного пола, таким, как отечественный историк Ольга Антоновна Добиаш‑Рождественская или современная французская исследовательница Режин Перну, он нравится безоговорочно, то не все мужчины с этим согласны (хотя есть и приверженцы, как упоминавшийся выше А. В. Грановский). Черчилль, не историк, а, если так можно выразиться, пишущий политик, но человек, немало потрудившийся на историю своей страны, оценивает Ричарда двояко. С одной стороны, он заявляет: «Когда современники Ричарда назвали его “Львиным Сердцем”, то они сделали комплимент уже не королю, а царю зверей». Но, с другой стороны: «Немногим обязан английский народ этому монарху, и тяжко заплатил он за его приключения». Резко отзывается о нем Айзек Азимов: «Из всех королей, известных в истории, ни у кого не было такой незаслуженно раздутой репутации, как у Ричарда».

 

Ричард в плену. Миниатюра. XIII в.

Ряд ученых, в частности швейцарский историк Ж. Флори, считает, что Ричард следовал вообще иной, не государственной, а рыцарской логике, а система ценностей монарха явно отличается от таковой у рыцаря.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!