Происхождение человека и общества. Природное и социальное в человеке



 

Есть еще философы и ученые, которые до сих пор сомневаются в истинности эволюционной, деятельностной концепции происхождения человека и общества или даже отвергают ее. Следует согласиться с тем, что определенные основания (трудности и загадки) для этого действительно существуют. И все же, по-видимому, большая часть сомнений и отрицаний вызвана неспособностью отказаться от представления о процессе эволюции как о плавном переходе к новому качеству с очень постепенным изменением признаков эволюционирующего объекта. Так, одним из наиболее серьезных затруднений считается проблема «недостающего звена». Считается, что между нашими обезьяноподобными предками и современным человеком должна была бы существовать пока еще не обнаруженная учеными переходная морфологическая разновидность.

Некоторых смущает то обстоятельство, что человек на планете появился «внезапно», в течение «планетарного мига», а именно — в течение каких-то тысячи лет (уж не прилетел ли он из космоса?). Однако представляется, что именно этот взрывной, скачкообразный характер появления человека как раз и проливает свет на причину отсутствия «недостающего звена». Не требуем {конец стр. 275} же мы обязательной переходной формы в других случаях скачкообразного появления нового качества: в случае перехода от физической формы движения к химической, от неживого к живому, от пресмыкающихся к млекопитающим!

Появление определенных внешних условий (например, резких похолоданий, связанных с планетарными оледенениями) создало возможность резкого, скачкообразного распространения той формы высшей жизни, которая сумела в новых, очень сложных условиях освоить принципиально новый (в нашем случае — трудовой) способ отражения неблагоприятных воздействий окружающей среды. До появления же соответствующих условий эта форма жизни могла длительное время занимать некую скромную специфическую нишу и вести незаметное существование, наподобие тех мелких крысоподобных животных, которые положили начало мгновенному распространению класса млекопитающих сразу же после массовой гибели господствующих на земле, в воде и воздухе динозавров, ихтиозавров, птерозавров.

Автор книги вполне признает возможность некоего направляющего, или «подправляющего» воздействия Абсолюта на процесс возникновения новых, высших форм бытия из низших. Ведь воздействует же мозг «исцеляюще», коррегирующе на автоматически происходящие в организме процессы, и это его свойство используется в целом ряде систем врачевания болезней. Неясно, правда, насколько эта аналогия законна с научной точки зрения, но, представляется, что в качестве гипотезы идея инволюции вполне имеет право на существование. В истинности такой гипотезы, например, абсолютно убежден выдающийся философ А.С. Арсеньев, который свою убежденность основывает на различии механических и органических систем5. Правда, что касается приводимых им при этом фактов, то они не кажутся вполне убедительными. Факты же эволюции природных форм широко признаны среди научной общественности именно в силу их убедительности и обоснованности. Возможно (и автор книги даже очень надеется на это), придет время диалектического синтеза идеи эволюции и инволюции, а значит — эволюционистской и креационистской концепций, во взгляде на происхождение различных по сложности форм движения. {конец стр. 276}

Пока что, однако, вернемся к доступной для непосредственного научного и философского изучения эволюционной линии развития живой природы, неотъемлемой частью которой является, как выражался Тейяр де Шарден, феномен человека.

К проблеме антропосоциогенеза следует подходить не просто с позиций принципа историзма, но именно с позиций конкретного историзма. В частности, с этой целью необходимо выделить

а) предпосылки, б) начало-сущность и в) условия возникновения и становления социальной формы движения.

Наша градация истории и соответственно этапов реализации принципа историзма здесь носит упрощенный характер 6, ставя акцент именно на условиях, подготовивших возникновение новой системы и на условиях возникновения и дальнейшего становления возникшей системы. Зачастую это те же предпосылки, но уже превращенные в недрах новой системы во внутренние условия своего существования.

Предпосылкой в самом широком смысле здесь является вся эволюция присущего бытию свойства отражения. В более узком смысле — это явление «цефализации», то есть развитие центральной нервной системы животных, явление стадности, а также появление таких морфологических и этологических признаков, как прямохождение, достаточно хорошее развитие пальцев передних конечностей, гортани и т. д.

Говоря о стадности как о предпосылке будущего коллективизма, следует вслед за Ф.Т. Михайловым подчеркнуть важность особого, интимного единства отдельной особи с группой родственных ей особей, единства, дающего впоследствии начало зарождению важнейшего свойства человеческой души — способности творческого, продуктивного воображения7.

Начало-сущность, то есть то, что знаменует собой скачок в новое, социальное, качество, — это труд, целесообразная деятельность, в процессе которой становящийся человек при помощи орудий труда уже не приспосабливается к природе, а наоборот, — приспосабливает ее к себе, к своим потребностям. Уже, накинув на плечи шкуру животного и разложив костер в пещере, становящийся человек создал вокруг себя искусственный климат, сделал шаг по превращению натуры в культуру. {конец стр. 277}

Адекватно понятная сущность, как было сказано выше, есть противоречие.

Внешне труд выступает как специфический процесс противоречивого обмена веществом и энергией с окружающей средой. Этот обмен в сути своей есть процесс отражения и является закономерным продолжением эволюции этого атрибута Субстанции. Успешность трудового материального отражения социальной системой разнообразных воздействий на нее окружающей среды обеспечивается внутренним устройством этой системы.

Внутреннее противоречие трудовой деятельности заключается в единстве отношения людей к природе и их отношения друг к другу. На каждой конкретной ступени исторического процесса происходит вполне конкретное отождествление, приведение в единство отношения людей к природе, которое вырастает в совокупную производительную силу, и отношения людей друг к другу, которое складывается в производственные отношения. Эти два типа отношений невозможны друг без друга (ибо труд может быть только коллективной деятельностью) и в то же время они постоянно находятся в неизбывном противоречии друг с другом. Последовательное разрешение этого противоречия и дает нам все богатство жизненных укладов человеческой истории.

С самого начала существования социальной формы движения оба типа названных отношений носят материально-идеальный характер. Все дело в том, что природному существу трудовую информацию хранить, практически, негде: в генах она не фиксируется и не передается. Поэтому сразу же в виде важнейшего условия возникновения социальной системы появляется, сначала как бы во «вплетенном» в материальные действия состоянии, идеальный компонент трудового процесса. Опыт людей, в виде удачно найденных трудовых способов освоения ими мира фиксируется в символах: в ритуале и слове, а способ кодирования и раскодирования этих заместителей реальных способов деяния (узелков на память) хранится в памяти взрослых людей, особенно — стариков. Они были как бы своеобразными консервами знаний и умений племени. Количественное увеличение элементов этого умения (идеального) все больше и больше затрудняло процесс хранения и передачи трудовой информации. И важнейшим {конец стр. 278} скачком в разрешении этой трудности было отделение умственного труда от физического.

С момента разделения труда на умственный и физический сущностное противоречие, формирующее социальную систему, приобретает характер противоречия между материальным противоречивым единством производительных сил и производственных отношений (общественное бытие) и — идеальным (общественное сознание).

Однако для того, чтобы данное противоречивое строение социальной формы движения стало достаточно устойчивым формообразованием, необходимо наличие целого ряда условий. Ведь даже для того, чтобы обыкновенный костер мог гореть продолжительное время, недостаточно одних только спичек и дров, совершенно необходимы такие условия, как укрытие костра от дождя и ветра. Точно так же и для существования и развития только что возникшей трудовой деятельности необходимы такие условия, как элементарные нормы нравственности (табу и предписания), язык (речь), а позже — умение ставить сложные цели и выбирать из этих целей наиболее эффективные, что подразумевает наличие свободы воли и творческого характера человеческой деятельности как способа реализации этой свободы.

Как можно видеть, социально-деятельностная сущность человека представляет из себя сложную систему опосредствований. Человек, в отличие от животного, не удовлетворяет своих потребностей непосредственно, а опосредствует их созданием орудий труда, вступлением в сложные общественные отношения, выработкой и использованием разговорной и письменной речи и

т. д. Образно говоря, человек прежде чем утолить свой голод, вынужден изобрести и изготовить лук со стрелами, договориться с соплеменниками о разделении функций на предстоящей охоте, предусмотреть все возможные варианты коллективного труда, разного рода случайности и т. д.

На первый взгляд, — все это сплошное наказание: в поте лица своего обречен человек трудиться и обеспечивать себе тем самым хлеб насущный и защиту от жестоких ударов природы и враждебных племен. Но со временем вся эта система опосредствования, многократно продемонстрировав свою полезность {конец стр. 279} и эффективность, становится человеку родной и близкой, привычной и желанной. Возникает целая система уже не биологических, а социальных потребностей, которые называются интересами. Человеку настолько интересно становится трудиться (особенно если труд приобретает творческий характер), общаться с другими людьми, развивать свою речь и реализуемый с помощью нее совершенно новый способ ориентации в социальной среде — мышление, что соотношение между исходными биологическими потребностями и производными социальными интересами диалектически переворачивается. Устами великого философа человек гордо говорит: «Я живу не для того, чтобы есть, а ем для того, чтобы жить». А французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорит о «роскоши человеческого общения» как об одной из главных ценностей человеческого бытия.

Человек, будучи закономерным результатом эволюционно-генетического биологического процесса, сразу же оказывается создателем и участником процесса общественно-исторического, надбиологического. Поэтому именно в последнем находится источник и причина всех человеческих качеств и нельзя, в связи с этим, на человеческие вопросы искать ответы в сфере биологической формы движения.

«В то же время, — замечает академик А.А. Созинов, — в генетике человека не следует впадать в другую крайность — социологизаторство». Следует, подчеркивает ученый, решительно отмежеваться «от ошибочного представления, будто бы все люди рождаются с абсолютно одинаковыми потенциальными возможностями к развитию психики». «Поэтому правомерно ставить вопрос о генетическом многообразии по таким психологическим качествам, как, например, темперамент, память, внимание, интеллект, восприятие, и другим. Существование генетических предпосылок по таким качествам не должно вызывать сомнения». Общество должно быть таким динамичным, чтобы «предоставить каждому индивиду возможность максимально реализовать задатки своих способностей»8.

Соглашаясь с тем, что сказано выше, следует лишь уточнить, что, говоря о наследовании интеллекта, необходимо иметь в виду, что речь в этом случае может идти только о так называемом {конец стр. 280} «ситуативном интеллекте», то есть о способности одного организма более успешно, нежели это делает другой организм, реагировать на возникающие изменения ситуаций.

Соотношение общественного и природного имеет два аспекта — внешний и внутренний. Внешний выражается в том, что социальная система явлений взаимодействует с породившей и окружающей ее со всех сторон природой. Неразумное, эгоистическое отношение человека к природе (неадекватный Ответ на Вызов) привело в настоящее время к возникновению экологической глобальной проблемы, требующей обязательного и возможно более быстрого разрешения, поскольку человек, став существом социальным, не перестал быть живым существом, имеющим потребности в доброкачественной пище, чистом воздухе и чистой воде. Внутренний же аспект именно в том и заключается, что каждый человек обладает биологическим организмом. Постоянно происходит борьба между биологическими потребностями каждого человека (инстинктивным влечением к противоположному полу и инстинктом самосохранения, сопряженным часто с проявлением агрессивности) и требованиями культуры. И на уровне отдельного индивида, и на уровне человечества эта борьба завершается нахождением более или менее успешных форм превращения биологического в социальное. Власть коллектива над каждым человеком в отдельности, подчеркивает Зигмунд Фрейд, и есть решительный шаг на пути культуры.

Коллективная сущность человека очень хорошо выражена в следующих словах крупного современного ученого и философа Н.Н.Моисеева: «Во времена палеолита человек принял однажды заповедь «не убий!» и некоторые другие зачатки нравственности (табу). В результате стадо антропоидов стало постепенно превращаться в человеческое общество. Утверждение норм нравственности практически прекратило естественный отбор на уровне организмов — морфологически мы не отличаемся от охотников за мамонтами. Отбор, конечно, сохранился, но он перешел главным образом на надорганизменный уровень — на уровень племен, народов, цивилизаций»9.

Итак, труд в совокупности с необходимыми условиями своего функционирования и развития становится системообразующим {конец стр. 281} началом, постоянно переводящим все природное в социальное. Однако, говоря таким образом, мы должны понимать, что идущее от Ф.Энгельса выражение «труд создал человека» не должно пониматься буквально: ведь труд — это не что-то абстрактное и внешнее по отношению к человеку, а его собственная специфическая деятельность. Поэтому с таким же правом мы можем и должны сказать, что «человек создал труд», разработав и постоянно продолжая разрабатывать и совершенствовать сложную материально-идеальную систему условий его осуществления.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!