Эссе как вид творческой работы



Эссе – жанр, нацеленный на познание мира и человека, на раскрытие его внутреннего «я».

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и сво­бодной композиции, трактующее одну частную тему и передаю­щее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею.

Четкого определения у этого жанра нет. Об этом свидетель­ствуют толкования этого слова в различных справочниках:

1. Эссе[1] (от лат. exagium – взвешивание, ан. essay и фр. essai – очерк, статья, попытка) – жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо пробле­мы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую и пр.), не заботясь о систематичнос­ти изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса и т. п.

2. Эссе[2]  – разновидность очерка, в котором главную роль играет
не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и
ассоциаций. Эссе возникло на рубеже XVII века, распространилось
в европейской литературе, но особенно популярно стало в Англии.
Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью,
близостью к разговорной речи. Встречается эссе философское и ли­тературно-критическое. Автор литературно-критического эссе не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждения­ми о нем, подчеркивая субъективность своего отношения.

 

3.    Эссе[3] (жанр критики, публицистики и др.) — прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображе­ния о каком-либо предмете или по какому-либо поводу, нередко случайному.

Эссе издревле формировалось в сочинениях, в которых автор выступает одновременно рассказчиком и героем, где на первый план выступает личность автора.

Жанр эссе обновляется и развивается согласно велениям времени.

В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская про­за», как никакая другая, аккумулирует в себе острейшее соци­альное содержание. Законом жанра является предельная откры­тость автора, его позиция, его мысли.

Интегративное свойство жанра эссе – возможность объединять разные способы описания мира:

- научный

- религиозный

- эстетический

Основная цель эссе – заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и потребность в самовыражении.

Из истории создания жанра.  Родоначальником жанра эссе явился французский писа­тель – гуманист и философ Мишель Монтень (1533-1592), написавший в 1580 году «Essais» («Опыты»), где он изложил мысли о судьбе общества и человека. С издания его в словесной европейской культуре бытует этот жанр.

За­тем к этому жанру обращались Д. Локк, Д. Аддисон, которые эс­се понимали как опыт автора в разработке определенной проблемы. Д. Аддисон и Стил – известны в истории как создатели про­славленных журналов «Болтун» и «Зритель». Эти журналы вы­ходили тысячными тиражами, переводились на многие языки. Но журналы эти не походили на современные. По объему и фор­мату они представляли собой газетный лист с напечатанными на нем эссе, то есть очерками в свободной манере и на любую тему: от философского рассуждения до мод текущего дня.

В России жанр эссе в те времена не употреблялся, даже «Эссе» Монтеня у нас были переведены как «Опыты», однако образцы данного стиля обнаруживают у А.С. Пушкина «Путешествие в Арзрум», А.И. Герцена «С того берега». В жанре эссе, хотя тогда такого термина не было, написал свои «Дневники писателя» До­стоевский», который интересовался современными событиями, «живой жизнью». Уникальным явлением в этом жанре стал роман А.И. Герцена «Былое и думы», который назван критиком А. Эльшевичем «эссеистическим романом, эпопей, энциклопедией эссеизма», в котором воспоминания соседствуют с публицистикой, ис­торическая хроника с очерком, исповедь с раздумьями социолога.

Заголовки эссе различны, они отражают свободное владение темой. Часто в них присутствует предлог «о», союзы «как» и «или»: «О совести», «О добродетели», «Об именах», «О книгах», «О дружбе», «О свободе», «О воспитании»; «Книга как врата мира», «Как читать книгу», «Пушкин, или Правда и правдоподобие», «Разговор о Данте», Беспощадная Европа, или Путешествие с пятого на десятое» и другие.

Разновидности эссе: философские, духовные, исторические, литературно-критические, художественные и другие

     Литературные формы эссе:

- моральная проповедь        - очерк

- статья                                  - письмо

- дневник                              - слово

- рассказ                                - заметки

- исповедь                            - похвала

- речь                                    - ответ

Например: «Политическая исповедь молодого человека» (Роберт Музиль); «Заметки о поэзии» (Осип Мандельштам); «Похвала скуке», «Письмо президенту» (Иосиф Бродский); «Слово о Пушкине» (Фазиль Искандер) и другие.

Способы освоения мира автором эссе:  многочисленные примеры, параллели, аналогии, ассоциации, уподобления

Арсенал художественных средств:  метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения, эпитеты

Жанровые признаки эссе:

1) подчеркнуто выраженный индивидуальный взгляд автора;

2) свободное владение темой;

3) интегративность жанра;

4) воплощение в разных литературных формах;

5) оригинальность идея (даже на традиционном материале).

Основные требования к жанру эссе:

1. Исповедальность, лиризм, эмоциональность.

2. Попытка разобраться в своих мыслях и чувствах через призму восприятия художественного           текста.

3. Исследовательский момент, осмысление и анализ текста.

4. В основе трактовки темы эссе – личностное прочтение, собственная интерпретация.

5. Ассоциативность мышления.

6. Эпиграф – необязательная часть сочинения.

В современном литературоведении эссе – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями. В начале XX века к этому жанру обращались В. Иванов, Д. Ме­режковский, А. Белый, Л. Шестов, В. Розанов. В истории эссеистики последних десятилетий необходимо указать такие произве­дения, как «Золотая роза» К. Паустовского, «Гамбургский счет» В.Ш. Шкловского, «Перечитывая Чехова» И. Эренбурга, «Трава забвения» и «Святой колодец» В. Катаева, «Люди или нелюди» В. Тендрякова, «Память» В. Чивилихина и др.

Эссе – это диалог, полемика, прежде всего – с самим собой

Одним из этапов обучения сочинению в жанре эссе является анализ определений жанра эссе в разных справочниках. Это поз­волит учащимся выделить особенности, характерные для данно­го вида сочинения. Жанр эссе трактуется и как очерк (в французском), поэтому це­лесообразно вспомнить особенности, характерные и для очерка, и для эссе, определить их сходство и отличие.

Сходство эссе и очерка

1. Наличие индивидуальной позиции ав­тора по излагаемому вопросу

2. Непринужденность, эмоциональность изложения

3. Ориентир на разговорную речь:

- доверительность обращения к чита­телю;

- непосредственность;

- кольцевое обрамление

Особенности эссе как жанра:

1.Обращение к философским, литературоведческим, эстети­ческим, историческим, социальным проблемам.

2.Преобладание впечатлений, а не фактов.

3.Субъективность и не аргументированность авторской по­зиции.

4.Свободная форма изложения, отсутствие композиции.

5.Смешение речевых пластов.

6.Наличие средств художественной выразительности.

7.Эмоциональность речи.

8.Сравнительно небольшой объем.

 


Исследования показали, что жанр эссе школьниками будет ус­воен успешно, если предлагать им для размышления темы близ­кие и понятные. При этом мы разделяем точку зрения психолога Л.Г. Жабицкой, которая писала о том, что нужно выбирать та­кую тему, чтобы «она давала простор для высказывания своих мыслей, позволяла бы говорить о произведении не в аспекте исто­рико-литературного анализа, а с точки зрения непосредственного восприятия»[4]

Примеры эссе,

взятые из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», а именно: «Молодость – вся жизнь», «Самое большое письмо», «Самая большая ценность – жизнь», «Цель и самооценка», «О дурных и хороших влияниях».

I текст

Молодость вся жизнь

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне каза­ лось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего... А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья мо­лодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знако­мых возрос необычайно, но настоящие друзья старые. Подлин­ные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящие друзья остались только ее подруги по гимна­зии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколь­ко я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость –  это время сближений. И об этом сле­ дует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень по­могает и в горе, и в радости. В радости ведь нужна помощь: по­мощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость –  не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же насту­пит пора несчастий, пора утрат –  опять-таки нельзя быть од­ному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели, в молодые годы, не растрачивайте богатств. Ничего из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде –  тоже. Привык к работе –  и ра­ бота вечно будет доставлять радость. А как это важно для че­ловеческого счастья/ Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий...

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодо­ сти облегчат жизнь, дурные –  усложнят ее и затруднят.

И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В па­мяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хоро­шие будут радовать, дурные не давать спать!

 

II текст

Самое большое

А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире. Добро –  это, прежде всего, счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ста­вит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном ду­мать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается в детстве и в близком.

Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязаннос­ ти распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. На­ до быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое раз­ личие. В первом любовь к своей семье, во втором ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широ­кий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, стано­ вятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распрост­ раняясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть ум­ной. Это значит, что она должна быть соединена с умением за­ мечать недостатки, бороться с недостатками – как в люби­мом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пу­стого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его не назовешь любовью) может привести к ужасным послед­ствиям. Мать, во всем восторгающаяся и поощряющая своего ре­бенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинис­ тической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг пе­ред Италией – к фашизму.

Мудрость это ум, соединенный с добротой. Ум без добро­ ты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непремен­но рано или поздно оборачивается против самого хитреца. По­ этому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголет­нее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя поло­ жениями: «Большое в малом», «Молодость –  всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и ма­лом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широ­ком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность правде – правде-истине и правде-справедливости

 

Приведем сочинение одной из учениц.      


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 379; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!