ГБОУ ВО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

Д Н Е В Н И К

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

____________________г. СТАВРОПОЛЯ

 

Студента__________________________________

                                                                                                                                                        (ФИО)

Историко-филологического факультета

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профили подготовки «Русский язык» и «Литература»

Группа _________

 

Групповой руководитель____________________

                                                                                                                                                                       (ФИО)

 

 

СТАВРОПОЛЬ, 2016

 

Далее в дневнике учебной практики студент фиксирует:

• цель и задачи практики;

• права и обязанности студентов;

• информацию об установочной конференции;

• сведения о школе (название полное, состав учителей, специфика, администрация, устав, библиотека, кабинеты, спортзалы и др.);

• сведения о классе (список, расписание уроков; УМК и программы; кабинете и др.);

• информацию об учителе и классном руководителе: сведения о них; их педагогическое кредо; расписание уроков учителя, за которым закреплены;

• описание встреч (с администрацией, руководителями учебно-методических комиссий и др.);

• протоколы уроков (не менее 8) учителя в дневнике с выводами по утвержденной схеме; 

• оформленный в соответствии с требованиями список учебной, публицистической, художественной, методической литера­туры, статьи в СМИ и журналах (не менее 10); тезисы или конспекты отдельных положений;

• выступление на читательской конференции по педагогической проблематике;

• информацию о просмотренном фильме и краткая информация дискуссионного обсуждения;

• информацию о заключительной конференции студентов 3 курса как опыт собственного отчета;

• фотографии;

• отзывы учителя и школьников.

 

4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ,

ПОСВЯЩЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ

Студенты из предложенного перечня литературы педагогической направленности самостоятельно выбирают и анализируют один или несколько источников, фиксируя конспект прочитанного в дневнике педагогической практики. Готовятся и записываются в дневнике тезисы либо развернутый план выступления на читательской конференции, обязательно приводятся цитаты, зачитываются отрывки из текста произведения.

Обсуждение книги – это коллективный анализ и оценка произведений художественной и отраслевой литературы группой читателей совместно с групповым руководителем, представителями педагогического коллектива школы. Обсуждение способствует возбуждению читательской активности, выработке умений и навыков критического мышления, самостоятельной работы над книгой, комплексного восприятия педагогической профессии и формированию аксиологического базиса будущего учителя.

Процесс обсуждения книг проходит в 3 этапа:

 1. Подготовительный (предполагает выбор художественного произведения из предложенного перечня, знакомство с ним, определение его проблематики, круга вопросов, поднятых автором, выявление авторской позиции).

2. Сбор и аналитико-синтетическая обработка необходимой дополнительной информации (литературных фактов, мнений литературоведов и критиков, оригинальных прочтений и читательских оценок и т.п.); выработка и обоснование собственного мнения по проблеме; выбор опорных цитат; составление тезисов или развернутого плана выступления.

3. Непосредственное обсуждение. Эффективность обсуждения во многом зависит именно от действий руководителя. Руководитель обсуждения (групповой руководитель либо один из студентов-практикантов) продумывает и реализует основную линию обсуждения, последовательность выступления участников, организует процесс обсуждения подготовленного материала, подводит итоги конференции.

Руководитель обсуждения (ведущий) должен уметь умело ввести участников читательской конференции в суть проблемы, формулировать и ставить вопросы перед аудиторией, анализировать и уточнять ответы выступающих, организовывать обмен мнениями, постоянно активизировать ход дискуссии, побуждая к выступлениям всех студентов, дисциплинировать аудиторию, резюмировать сказанное, оценивать результат обсуждения.

В целях совершенствования профессионального мастерства, укрепления «обратной связи» с аудиторией и оценивания работы каждого участника в заключительной части этапа обсуждения проводится экспресс-анализ для выявления эффективности работы. Для этого студенты и групповой руководитель коллективно оценивают результаты обсуждения по 10-бальной системе в соответствии со следующей матрицей:

Вопросы Кол-во баллов
1 Оценка подготовительной работы по изучению произведения (определение его проблематики, круга основных вопросов, поднятых автором, выявление авторской позиции и т.д).  
2 Грамотность составления тезисов (развернутого плана-конспекта) выступления; логичность и последовательность изложения материала.  
3 Материал, на который опирается студент в ходе ответа (цитаты, личный опыт, другие тексты и т.д.).  
4 Выступление на читательской конференции, яркость и самостоятельность при передаче содержания и основных идей прочитанного произведения.  
5 Участие студента в обсуждении поднятых проблем, продуманность вопросов, самостоятельность и аргументированность ответов.  
  Средний бал за работу (n1+ n2+n3+n4+n5)/5:

 

Средний балл за работу по подготовке и участию в читательской конференции вносится в рейтинг-лист учебных достижений студента за данный вид работы.

4.3. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КИНОПРОДУКЦИЕЙ,

СВЯЗАННОЙ С БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Групповой руководитель совместно со студентами организует просмотр и анализ художественного или документального фильма, связанного с деятельностью будущего педагога.

Анализ фильма – сложный творческий процесс, включающий:

1) подготовительный период – установку на восприятие;

2) собственно просмотр;

3) последующее осмысление увиденного.

Цель подготовительного периода – не сознательное давление на зрителей и навязывание им априорных оценок, а совершенно иная – разрушение однобокого, стереотипного представления о кинематографе как средства развлечения.

Во время просмотра происходит личный анализ увиденного, психологическая и чувственно-эмоциональная рефлексия.

После просмотра следует обсуждение увиденного, интерпретация фильма, выявление взглядов режиссера на изображаемые события, обоснование собственной точки зрения, оценка ситуации и поведения героев и т.д.

Примерный список фильмов для просмотра и анализа

«Республика ШКИД» (1966) – советский художественный фильм, режиссер – Геннадий Полок. Фильм снят по мотивам автобиографической повести Григория Белых и Леонида Пантелеева «Республика ШКИД» (1926). Республикой ШКИД назвали свою Школу Имени Достоевского свободолюбивые воспитанники – бывшие беспризорники. Обезоруживающее доверие педагогов научило ребят достоинству, помогло не раствориться в беге смутного времени.

«Доживём до понедельника» (1968) – советский художественный фильм, снятый режиссёром Станиславом Ростоцким. Учителю истории Мельникову знакомы и сомнения, и чувство неудовлетворенности. Пусть он не всегда бывает прав, но он борется, ищет, любит, преодолевает трудности и сомнения. Съёмки фильма проходили в московской средней школе № 234 (теперь № 1380), расположенной около ст. м. Медведково (ул. Тихомирова, 10).

«Большая перемена» (1972) – мини-сериал советского режиссера Алексея Коренева. Нестор Северов проваливается на экзамене в аспирантуру и идет работать учителем в вечернюю школу. Он становится классным руководителем 9 «A» – «удивительного, прекрасного, сумасшедшего» класса. Поначалу далекий от мирской суеты, Нестор Петрович начинает жить заботами своих взрослых учеников

«Уроки французского» (1978) – советский художественный фильм (киноповесть) режиссёра Евгения Ташкова, снятый по мотивам рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». Послевоенные годы. Одиннадцатилетнего Володю мать отправляет учиться из деревни в райцентр. Мальчик поселяется у женщины, потерявшей на фронте мужа и оставшейся с тремя детьми. Молоденькая учительница французского языка Лидия Михайловна пытается помочь Володе. Под предлогом дополнительных занятий она пытается накормить мальчика, но он отказывается от еды. И тогда учительница прибегает к хитрости: она предлагает ему играть в «пристенок» на деньги, и, конечно, подыгрывает Володе. Вскоре Лидию Михайловну выгонят из школы.

«Вам и не снилось» (1981) – советский художественный фильм, снятый по повести Галины Щербаковой «Вам и не снилось…». Школьники Роман и Катя тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви. Оригинальная повесть заканчивается трагически. Финал экранизации был изменен уже во время съемок.

Чучело (1983) – советский художественный фильм режиссеров Ролана Быкова и Аркадия Хайта. Полный драматических коллизий фильм снят по мотивам одноименной повести В. Железникова. Это история мужественной и самоотверженной девочки Лены, прозванной одноклассниками «чучелом».

«Дорогая Елена Сергеевна» (1988) – советский художественный фильм режиссёра Эльдара Рязанова, снятый по одноименной пьесе Людмилы Разумовской. Среди других известных фильмов Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» выделяется в первую очередь тем, что это первый фильм режиссёра на молодёжную тему, снятый в жанре социальной психологической драмы.

Класс (Klass, 2007) – эстонский художественный фильм режиссера Ильмара Раага повествует о жизни выпускного класса обычной эстонской школы. Парень по имени Йозеп постоянно терпит насмешки и издевательства со стороны одноклассников. Никогда не отвечая на выпады, он провоцирует их заходить в глупых «шутках» все дальше и дальше, до тех пор, пока за него не заступился один из бывших насмешников – Каспар. В классе начинается противостояние, которое постепенно накаляется, приближая неминуемую развязку. Эстонским школьникам этот фильм рекомендовали к просмотру, и если весь класс с учителем приходил на сеанс, им делали большую скидку. Фильм был снят за 14 дней. Многие моменты придуманы актерами, ими же добавлены сленговые выражения.

 «Географ глобус пропил» (2013) – российский кинофильм режиссёра Александра Велединского, снятый по одноимённому роману Алексея Иванова. Действие фильма в отличие от романа перенесено из 1990-х в наши дни. Фильм вышел в прокат 7 ноября 2013 года. Фильм принимал участие в конкурсной программе XXIV Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» в Сочи и получил Главный приз фестиваля. Российская кинопресса тепло приняла картину. Фильм претендовал на премию «Золотой орёл» в шести номинациях, в том числе как лучший российский фильм года, и в итоге победил в трёх номинациях: лучшая режиссура, лучшая мужская роль и лучшая женская роль. Фильм получил премию «Ника» за лучший фильм года и ещё четыре премии: за лучшую режиссуру, за лучшую мужскую роль, за лучшую женскую роль и за лучшую музыку.

 

 

4.4. АЛГОРИТМ ВЕДЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ

(ФОТОЗАПИСЕЙ) УРОКОВ

 

Вариант 1

Структурные компоненты Содержание и приемы работы учителя Содержание и приемы работы учащихся Рефлексия
1. Оргмомент Присутствие детей в классе, готовность рабочего места

 

Предполагаемые ответы детей; результаты выполнения заданий, формы деятельности и виды активности; выполнение заданий по составлению схем, таблиц, диаграмм, заполнение кроссвордов и др.

Реализация цели и задач урока; используемые методы и приёмы работы учителя, формы организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы учеников; стиль общения; достоинства и недостатки отдельных этапов урока; оценка и самооценка результатов деятельности учащихся и т.д.

2.Проверка знаний и умений учащихся: Тема, формы, приёмы и средства, познавательные задания
3.Подведение учащихся к изучению новой темы (актуализация) Краткие выводы по предыдущей теме/занятию, формулирование новой темы, ее значимости и места в курсе истории, проблемных заданий
4.Изучение новой темы: Основные вопросы темы (обязательно наличие дополнительного материала), методы, приемы и средства изложения, познавательные задания, вопросы текущего повторения
5. Первичное повторение и обобщение нового материала Краткие выводы, контрольные тесты, познавательные задания на воспроизведение и преобразование учебного исторического материала, проверка опережающих заданий и др.
6. Итоги урока Оценка деятельности учащихся, достигнуты ли цели урока
7. Организация домашнего задания Развернутая инструкция, опережающие и познавательные задания

Вариант 2

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Рефлексия
I. Оргмомент Задача: мобилизовать внимание школьни­ков, создать мотива­цию к действиям на уроке изучения ново­го материала Приветствие учащихся. Проверка го­товности к уроку. Обратите внимание на тему урока, записанную на доске. Самостоятельно определите задачи урока. Итак, мы должны научиться pacпознавать наречие среди других частей речи, научиться доказывать принад­лежность слова к классу наречий Записывают число и вид работы. Записыва­ют тему урока. Приступаем к изучению новой самосто­ятельной части речи – наречия. Нужно по­вторить все, что знаем о наречии, о его при­знаках. Наверное, надо научиться опреде­лять его значение, научиться правильно пи­сать слова этой части речи Учитель оргмомент провел мобильно. Дети настроены на работу. Учитель сформулировал цель урока, учащиеся самостоятельно определили задачи. Такая работа помогает осмыслить учащимся алгоритм работы на уроке. Переход от одного этапа к уроку был заметен и прошел удачно, ребята настроились на проверку домашнего задания.
II . Проверка домаш­него задания Задача: актуализиро­вать имеющиеся зна­ния и умения учащих­ся, необходимые для изучения новой темы Прежде чем перейдем к изучению но­вой темы, проверим домашнее зада­ние. Для этого: 1) письменно выпол­ним задание по карточкам; 2) устно ответим на вопросы. Задание: определите, какими частями речи являются записанные на доске слова. Как вы это определили? Разберите по составу наречия. Подберите наречия с корнями верх-, -вперед-, -прав-, -лев-; 3) все вместе проведем синтаксический разбор предложения. В тетрадях запишите предложение. Задание: а) проведите синтаксический разбор предложения, составьте схему предложения; б) определите синтаксическую функцию слов певуче, ясно. К какой части речи относятся эти слова? Как вы это определили? 1) Трое учащихся получают индивидуальные задания: произвести синтаксический разбор предложения, построить схему предложе­ния, графически обозначить орфограммы Карточка 1. Стеклянный, редкий и ядрёный, С весёлым шорохом, спеша, Промчался дождь, и лес зелёный Затих, прохладою дыша. (И. Бунин) Карточка 2. Опять привольные поля Проходят мимо нас кругами, И хутора и тополя Плывут, скрываясь за полями. (И. Бунин) Карточка 3. Змея, шурша листвой дубовой, Зашевелилась в дупле. И в лес пошла, блестя лиловой Пятнистой кожей на земле. (И. Бунин) 2) Запись на доске: Сейчас, сегодня, влево, медленно, справа, вдвоём, издалека, отовсюду, никогда. Учащиеся перечисляют вопросы, на кото­рые отвечают наречия, вспоминают, что на­речие – неизменяемая часть речи. Записывают в тетрадь наречия медленно, вправо, беспрекословно, указывая их мор­фемный состав. Вверх, сверху, вверху, впереди, вперёд, справа, вправо, напра­во, влево, налево. Она говорила певуче, и голос её ясно рисовал передо мною шум леса. (М. Горький) Предложение повествовательное, невоскли­цательное, с двумя грамматическими осно­вами – она говорила и голос рисовал На данном этапе учитель использовал несколько видов работ (учащиеся работали и в группе, и у доски, и индивудуально). Эта работа прошла удачно, все учащиеся организованно выполняли задания. Ошибки допускали, учитель по ходу урока исправлял их и комментировал. Также учителем проводился инструктаж как по выполнению индивидуальной работы, так и групповой. Мне показалась эта деятельность учителя на этапе проверки наиболее успешной, так как дети заинтересованно работали. 
III. Психологическая подготовка к изуче­нию новой темы. Задача: установка на запоминание и прак­тическое применение новых знаний Назовите словосочетания «глагол + наречие». Определите значения этих словосочетаний. Приведите примеры словосочетаний с другими грамматическими значения­ми Наречие в предложении выполняет функ­цию обстоятельства образа действия, так как отвечает на вопросы: как?какимобразом? Наречия относятся к глаголу. Определить это можно с помощью вопроса (говорила (как? каким образом?) певуче, рисовал (как? каким об­разом?) ясно). Грамматическое значение – действие и его признак. Например, глухо шумит, весело кричать, быстро бегут, радостно отве­чаю. Этот этап мне показался очень важным, так как учитель акцентировал внимание учащихся на важных моментах изучения темы, старался задавать наводящие вопросы, логически выстраивал материал для объяснения.
VI. Дальнейшая рабо­та по закреплению и обобщению приобре­тенных знаний и умений Задача: овладение алгоритмическими предписаниями по распознаванию наре­чий, формирование орфографических умений по теме, обу­чение работе со сло­варем 1. Пользуясь орфоэпическим слова­рем, распределите следующие слова в две группы: а) произносится [шн]; б) произносится [ч'н]. Произнесите на­речия вслух. 2. Расставьте ударение. Как называются такие слова? 3. Опре­делите роль наречий в таких пред­ложениях, укажите грамматические основы. Выделите ошибкоопасные места в наречиях и глаголах. Выпол­ните самостоятельную работу (текст оформлен на карточках). На доске записан текст: И снова слушаю я шум летнего леса. Снова торжествен­но и мудро шумит надо мной старин­ный хвойный бор. И над бором висит в синеве солнце. Оно щедро, стремитель­но и бесшумно сыплет в лохматую про­хладу мхов свои червонцы, а над мхами дремлют смолистые ели. Они глухо шепчут порой. (В. Белов) Наречия придают тексту выразительность и красочность. Создается ощущение присутст­вия. Автор с помощью слов этой части речи пытается создать яркую, запоминающуюся картину хвойного леса. Наречия помогают выразить пишущему свою оценку действи­тельности. Исключить наречия из текста – значит лишить его индивидуальности, эмоци­ональной окраски, выразительности. Текст без наречий становится серым и скучным. Запись под диктовку: скучно, точно, на­рочно, конечно, заочно, прочно, беззвучно, мрачно; вовремя – во время, по-твоему – по твоему, тотчас – тот час, несказанно – не сказано. Запись первых двух предложений в тетради. Уча­щиеся обозначают наречия как члены предложения; над словом, от которого на­речие зависит, ставят знак X Карточки: 1) Солнце грело нежарко, и каждый листик и травка насквозь светились под весенним лучом. Как умытые све­жо зазеленели луга. Синие и лиловые ирисы пышно раскрылись в траве. (Прилуков) 2) Низкое солнце ослепи­тельно било в глаза. Море под ним во всю ширину горело, как магний. (Катаев) 3) Прорвался печальный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным. (Л. Андреев) Предложенные учителем задания видятся мне достаточно сложными, дети испытывали затруднения, выполняя их, задавали учителю вопросы.  
VII. Подведение ито­гов урока Задача: оформление знаний по теме «Наре­чие как часть речи» в виде устного задания Учитель формулирует задание для подведения итогов урока.   Учащиеся составляют пять вопросов по те­ме «Наречие как часть речи»; указывают, какие трудные для написания слова запом­нили. Снова читают образец рассуждения на с. 55. Определяют цель выполнения зада­ния. Отвечают на теоретический вопрос: ка­кие слова являются наречиями? Очень конструктивно прошел этап закрепления. Составив вопросы по изученной теме, учащиеся осмысленно отвечали на теоретические вопросы. Мне стало ясно, что подведение итога урока очень важно.
VIII. Задание на дом Задача: сформулиро­вать задачу выполне­ния домашнего зада­ния, определить спо­соб выполнения до­машнего упражнения Основное задание: выучить образец рассуждения; используя его, выпол­нить письменно упр. 136. Ответить на дополнительный вопрос. Для отстаю­щих: из книги русского писателя вы­писать 6 предложений с наречиями и объяснить их принадлежность к клас­су наречий Учащиеся записывают задание в дневники, задают вопросы по его выполнению. Данный этап является заключительным и организационным. Учитель дала ребятам образец рассуждения. Получается, что в ходе урока учитель в нескольких вариация 4 раза повторил алгоритм рассуждения по новой теме. 

Вариант 3

Структура урока анализа письменных ра­бот учащихся

Этапы урока Характеристика компонента урока
1. Оргмомент Мобилизация внимания учащихся. Объяв­ление темы и постановка задач урока (уст­ранение текстовых и речевых стилистиче­ских ошибок)
2. Слово учителя Общая характеристика работ учащихся. Ка­чественный анализ выполнения поставлен­ной коммуникативной задачи. Примеры удачных решений и творческих находок учеников.
3. Беседа с классом. Организация диффе­ренцированно-груп­повой деятельности учащихся Анализ и оценка содержательной, инфор­мативной стороны текста (насколько полно раскрыта тема, удалось ли авторам со­чинений в полной мере реализовать свой замысел, правильно ли выделены мик­ротемы и правильно ли они связаны между собой). Выполнение реконструктивных и вариативных заданий учениками среднего уровня обученности
4. Повторение и обобщение грамма­тических и речевых сведений с использо­ванием материалов письменной работы Коллективная работа по исправлению ти­пичных недочетов (грамматические ошибки в образовании формы слова, в построении предложений; искажение значения слова, неоправданные повторы, нарушение сти­листического единства). Практическое ов­ладение учащимися способами редактиро­вания, совершенствования написанного
5. Дифференциро­ванная самостоя­тельная работа Выполнение индивидуальных заданий (по­вторение и совершенствование знаний по нескольким речеведческим и грамматиче­ским темам)
6. Организация рече­вой практики. Оцен­ка результатов рабо­ты учащимися Саморецензия или взаиморецензия письмен­ной работы (по предложенной памятке) в устной или письменной форме. Выполнение заданий роли редактора, рецензента, экспер­та, корректора по правке текста заданного типа и стиля речи
7. Домашнее задание Инструктаж по выполнению дифференци­рованного домашнего задания, творческой самостоятельной работы
8. Итог урока Определение общей результативности рабо­ты

 

 

4.5. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

Каждый отдельно взятый урок органически связан с предыдущими и последующими уроками, он звено в цепи уроков. Существуют общие требования к современному уроку, независимо от его предметной направленности, целевых установок, формы проведения и т.д.:

1. Точное (с творческим подходом) выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, видение особенностей каждого урока.

2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.

3. Продумывание и решение в единстве задач

– образования (формирование знаний, специальных и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию);

– воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития);

– развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.

4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.

6. Обеспечение практической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.

7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.

8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.

9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.

10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.

11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.

12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ИКТ и т.д.).

13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.

14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.

15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.

16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.

Схема анализа урока по ФГОС.

Класс__________________________________________________________________

Предмет_______________________________________________________________

Автор учебника_________________________________________________________

Тема урока_____________________________________________________________

 

Этапы анализа Баллы
1. Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?  
2. Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.  
3. Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал)  
4. Соответствие урока требованиям ФГОС:  
4.1. Ориентация на новые образовательные стандарты.  
4.2. Нацеленность деятельности на формирование УУД  
4.3. Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др.  
5. Содержание урока:  
5.1. Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям  
5.2. Соответствие содержания урока требованиям программы.  
5.3. Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.  
5.4. Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.  
6. Методика проведения урока:  
6.1. Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.  
6.2. Какие методы использовались учителем. Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравни соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») и примерное число заданий поискового характера( «докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)  
6.3. Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.  
6.4. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)  
6.5. Применение диалоговых форм общения.  
6.6. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.  
6.7. Осуществление обратной связи: ученик-учитель.  
6.8 Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.  
6.9 Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.  
6.10. Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.  
6.11. Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.  
6.12. Формирование навыков самоконтроля и самооценки.  
7. Психологические основы урока:  
7.1. Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.  
7.2. Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.  
7.3. Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.  
7.4. Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.  
8. Домашнее задание: оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..  
9. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)  

                                                                                                                                    Итого:

 

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2- в полном объёме.

 

4.6. РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД ЭССЕ

ПО ПРОБЛЕМАТИКЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!