Ограничения свободы назначения легатов и фидеикомиссов



276. Основание ограничений. Понятно, что если полная свобода
завещания нарушает интересы наследников по закону, вследствие
чего и возник институт необходимого наследования, то полная
свобода отказа нарушает интересы наследника по завещанию, ибо
весь актив наследственной массы может быть распределен между
легатариями. Очевидно, что в таких случаях наследник не заинте­
ресован в принятии наследства и с отказом его от наследства те­
ряет силу и все завещание в целом, в частности, отказы. Для того,
чтобы обеспечить силу завещаний, свобода отказов была ограни­
чена.

277. Первоначальные ограничения. Первый направленный на это
ограничение закон lex Furia testamentaria (неизвестного года изда­
ния, но вероятно относящийся к периоду республики) запретил
принимать отказы более 1000 ассов. Получавший более обязан был
вернуть сумму в четыре раза большую. Очевидно, что этот закон
не достигал цели: можно было исчерпать наследство и отказами
сумм, не достигавших 1000 ассов. По той же причине был неудов­
летворителен второй закон lex Voconia 169 г. до н. э. по которому
легатарий не мог получить больше наследника.

278. Фальцидиева четверть. Наконец, lex Falcidia 40 г. до н. э.
установила, что наследнику, назначенному в завещании, во вся­
ком случае должна была быть оставлена без обременения ее лега­
тами 1/4 наследства, так называемая quarta Falcidia.

-234-


Глава 24 ОБЯЗАТЕЛЬСТВО И ЕГО ВИДЫ

Понятие обязательства

279. Определение Институций Юстиниана. В Институциях Юс­
тиниана обязательство определяется следующим образом:

Obligatio est iuris vinculum , quo necessitate adstringimur alicuius sol - vendae rei secundum nostrae civitatis iura ( I . 3.13. pr .). - Обязатель­ ство — это правовые узы, в силу которых мы связаны необхо­ димостью что-либо исполнить в согласии с правом нашего государства.

В этом определении бросается в глаза обилие синонимов, име­ющих целью выразить скованность, связанность, даже сжатие (adstringere). Мало того, слову «исполнить» соответствует в под­линнике «solvere» — развязать.

Это обстоятельство, в связи со ссылкой данного определения на nostrae civitatis iura, дает возможность сделать вывод, что сохра­нившееся в Институциях Юстиниана определение является отго­лоском старого национально-римского цивильного права. И если на ранних стадиях римского права, по законам XII таблиц, креди­тор связывал неоплатного должника реальной веревкой или пута­ми определенного веса (vincit aut nervis aut compedibus XV pondo), то по закону Петелия 326 г. до н. э. заточение должника в канда­лы было отменено. Реальные оковы подверглись эволюции и в классическом Риме превратились в правовые узы — iuris vinculum. Утонченный ум юриста-классика найдет другие, менее архаичес­кие и более соответствующие интересам богачей способы обеспе­чить интересы кредитора.

280. Определение Павла. Если приведенное определение Ин­
ституций Юстиниана воскрешает старинное понятие обязательст­
ва на ранних стадиях рабовладельческого общества, то ближе при­
двигает нас к сути дела определение Павла:

Obligationum substantia non in eo consistit, ut aliquod corpus nos­trum aut servitutem nostram facial, sed ut alium nobis obstringat ad dandum aliquid vel faciendum vel praestandum (D. 44. 7. 3). - Сущ­ ность обязательства не в том состоит, чтобы сделать какой- нибудь предмет нашим, или какой-нибудь сервитут нашим, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал или предоставил.

-235-


В этом определении проводится размежевание права на вещь и права требовать действия.

281. Иск на вещь и личный иск. Это традиционное различие
права на вещь и прежде всего права собственности, с одной сто­
роны, и права требования, с другой стороны, стало твердым при­
обретением права. С теми же примерами, но в другом плане, в
плане исковой защиты, это разграничение проводится еще раньше
Павла Гаем:

In rem actio est cum aut corporalem rem intendimus nostram esse... lus aliquod nobis competere, veluti... (4. 3). - Иск на вещь имеет ме­сто тогда, когда мы предъявляем исковое требование о том, что телесная вещь наша или что какое-нибудь право принадле­жит нам [например, сервитута].

282. Содержание обязательства. Вторая особенность выше цити­
рованного определения, которое Павел дает обязательству, заклю­
чается в том, что у Павла раскрывается понятие содержания обя­
зательства. Оно состоит в том, что обязанное лицо должно dare,
facere, praestare: дать, сделать, предоставить. Впрочем, значение
слова praestare является спорным; некоторые переводят:
praestare — нести ответственность (praes stare). Позднейшее право
шло в направлении поисков единого термина, покрывающего
классическое триединое dare, facere, praestare. Институции Юсти­
ниана в отрывке, приведенном выше (I. 3. 13. рг.) пользуются вы­
ражением solvere — развязать, платить, выполнить.

Что понятие содержания обязательства, как dare, facere, praestare было распространенным и ходовым в римском праве, об этом свидетельствует Гай:

In personam actio est... quotiens cum intendimus dare, facere, praestare oportere (4. 2). - Личный иск имеет место тогда, когда мы предъявляем исковое требование о том, что другой должен дать, сделать, предоставить.

Резюмируя сказанное выше, мы имеем основание утверждать, что право классического Рима, с одной стороны, различало иски на вещь и иски личные, с другой стороны, оно выработало пред­ставление о содержании обязательства. Пожалуй, яснее всего оба положения выражены у Ульпиана (современника Павла):

In rem actio est , per quam rem nostram , quae ab alio possidetur , petimus ; et semper adversus eum est qui rem possidet . - Иском на вещь мы истребуем нашу вещь, которою владеет другой; этот иск всегда направлен против того, кто этой вещью владеет.


In personam actio est, qua eum eo agimus, qui obligatus est nobis ad faciendum aliquid vel dandum, et semper adversus eundem locum habet (D. 44. 7. 25). - Личный иск имеет место, когда мы судимся с тем, кто обязан в отношении нас к совершению какого-либо действия или к тому, чтобы дать; тот иск всегда направлен против данного лица.

Обязательства,


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 261; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!