Апофатический и катафатический методы богословия.



Мы можем утверждать, что существуют два тесно взаимосвязанных пути богопознания.

Путь апофатического богословия есть прежде всего путь практический. Цель апофатического богословия — личное соединение с Живым Богом. Этот путь восхождения к Богу предполагает последовательное отрицание подвижником за Богом всех свойств и качеств, так или иначе свойственных тварному естеству. То есть для своего восхождения человек должен сначала устранить из своего ума представление обо всем тварном, причем не только о тварном космосе, но даже и о мирах ангельских, а затем, на втором этапе отречься и самых возвышенных атрибутов, таких как любовь, мудрость и даже самое бытие!

Этот путь апофатического восхождения к Богу — путь аскетический, который предполагает очищение и позволяет достичь таинственного соединения с Личным Богом в состоянии экстасиса. Экста- сис — это состояние выхода из самого себя. То знание, которое сообщает экстасис, является в полном смысле апофатическим. Человек, достигая этого неизреченного состояния единства с Богом, действительно получает некоторое знание о Боге, как бы непосредственно зрит Его, но когда он выходит из этого состояния, обнаруживается, что нет в человеческом языке таких средств, которые позволили бы передать этот опыт на человеческом языке. И говорить об этом опыте можно только чисто отрицательно, как это сделал апостол Павел, когда говорил, конечно, имея в виду себя самого, что знает человека, который был восхищен до третьего неба и видел там то, чего не видел глаз, чего не слышало ухо и что не приходило на сердце человеку.

Бог — это не только некая сущность, как мыслили нехристианские мистики, но это еще и Личность, которая Сама Себя открывает человеку, открывает в Своих действиях или энергиях. Священное Писание, в соответствии с этими энергиями Божества, образует имена, которыми мы и пользуемся, когда рассуждаем о Боге: благость, любовь, мудрость, жизнь, правда и т. д. Эти имена, ни каждое в отдельности, ни все вместе, не открывают нам Божественную сущность и не в коем случае ее не исчерпывают, они говорят лишь о том, что относится к сущности. Если бы мы предположили обратное, что Бог определяется своими атрибутами, своими свойствами и качествами, то тем самым мы должны были бы признать, что Бог не является абсолютной Личностью, а определяется посредством характеристик собственной природы. Между этими двумя путями богопознания, апофатическим и ка- тафатическим, практическим и теоретическим, существует тесная связь. Катафатическое богословие есть опора апофатического восхождения. В Своих действиях Бог открывает Себя человеку и тем самым делает возможным богопознание, но каждая ступень, которая достигается в этом восхождении, не является последней, за ней открываются новые возможности для дальнейшего восхождения.

Апофатические и катафатические свойства Божии. Антропоморфизмы Священного Писания.

Мы знаем, что сущность Божия для человеческого познания недоступна, и, следовательно, содержанием этого учения является не сущность Божества, а свойства существа Божия. Причем не просто свойства Божии, а существенные свойства Божии.

Бог, во-первых, является Личностью и, во-вторых, заключает в Себе безграничную полноту бытия. Эти две истины обусловливают деление божественных свойств на две большие группы:

 первая группа свойств обусловлена тем, что Бог обладает полнотой бытия и абсолютной сущностью. Свойства, которые относятся к совершенствам Его бытия, в современном православном богословии называются апофатическими. В дореволюционных учебниках и пособиях обычно их называют онтологическими;

вторая группа свойств обусловлена тем, что Бог есть духовноразумное существо, или Личность, которая благоволит открыть Себя людям. Свойства, которые характеризуют Бога как Личность, как духовно-разумное существо, называются катафатическими, или, опять же, по несколько устаревшей терминологии — духовными свойствами.

А.С. Эти свойства характеризуют совершенство божественной природы, совершенство божественного бытия. Но божественная природа, божественная сущность абсолютна, и человеческий язык, понятийный аппарат, которым мы пользуемся, не способен своими средствами выразить эту полноту Божественного совершенства.

Апофатические свойства — это свойства, получаемые путем отрицания недостатков и ограничений, свойственных конечному, твар- ному бытию.

1. Самобытность Этим свойством за Богом отрицаются ограниченность по началу и причине своего бытия.

2. Неизменяемость Этим свойством за божественной природой отрицаются постоянные видоизменения, которые являются признаком относительного несовершенства.

3. Вечность Этим свойством отрицается зависимость Бога от условий времени, т. е. это свойство означает, что Бог не зависит от условий времени как формы изменчивого бытия.

4. Неизмеримость и вездеприсутствие Этими двумя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства как формы существования изменчивого бытия.

К.С. Бог познается по своим действованиям (или энергиям). В соответствии со свойствами Божиими Священное Писание образует имена, с помощью этих имен Церковь и выражает свой опыт богопознания. Сами имена Божии (или катафатические имена) можно разделить на две группы: — первая группа имен означает вечные силы и действия Бога, например такие имена, как любовь, свет, слава, благость и т. д. — вторая группа имен характеризует отношение Бога к миру и человеку. Например, Творец, Господь, Спаситель, Промыслитель и т. д.

Разум, Премудрость и Всеведение:

О Божественном разуме в силу несовершенства нашего познания мы можем мыслить только по аналогии с разумом человеческим, и естественно, что такие аналогии несовершенны. Чем собственно Божественный разум отличается от человеческого и в чем это превосходство божественных мыслей над нашими заключено, во всей полноте сказать невозможно, но одно существеннейшее отличие между человеческим разумом и разумом Божественным нужно назвать. ело в том, что в человеке существует определенное различие, дистанция между собственно разумом, способностью познания и разумения, и самим разумением или ведением, т. е. понятно, что иметь способность познавать и иметь знание — это вещи разные. А в Боге способность разумения и само разумение или ведение совпадают. Именно этим обусловлено такое свойство Божие, как всеведение. Смысл этого свойства заключен в самой этимологии слова: Бог знает все.

Премудрость по отношению к разуму и всеведению является более узким свойством. Фактически оно означает совершенное знание целей и средств их достижения, т. е. премудрость — это всеведение по отношению к действиям, или разум в его обращенности к миру и человеку.

Святость и Свет —Святость означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется только представлениями о высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит и в тварях добро и ненавидит зло. Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный свет или, по-другому, Божественная слава. Когда мы говорит о том, что Бог свят, мы имеем в виду, что Он не желает зла.

Всемогущество означает, что Бог приводит в исполнение все угодное Ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действования.

Всеблаженство: жизнь Бога есть гармоничное единство, деятельность всех сил Божиих находится в гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признак беспредельности. Собственно в этом и состоит верховное благо. Любовь к благу в Боге совпадает с самим его обладанием, а следовательно, Богу от вечности свойственно неизменное всеблаженство.

Благость, Любовь и Милость: Бог открывает Себя и вовне существом всеблагим и любящим. Дарует тварям столько благ и совершенств, сколько нужно для их блаженства, сколько они могут принять по природе и состоянию. Благость побудила Бога создать мир, и все промыслительные действия Бога суть проявления Его благости. Эти три свойства: благость, любовь и милость — очень тесно связаны между собой и, в сущности, являются различными аспектами одного и того же свойства. По сути, любовь есть не что иное, как благость, но по отношению к личностным существам.

Правда Божия является следствием свойства святости; поскольку Бог свят, то Он требует святости или совершенства от Своего творения, а для достижения этого совершенства дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости. При этом исполнение закона награждается, а нарушение — наказывается.

В правде Божией можно различать как бы два действия — правду законодательную и правду мздовоздаятельную.

Священном Писании мы видим множество мест, где о Боге говорится как о телесном существе. Ему приписываются чувства, состояния и способности, присущие тварным суще - ствам. Иначе говоря, антропоморфизмы — это усвоение Богу телесных органов, чувств, сил и способностей. Их нужно понимать как указания на духовные свойства и действия Божии, о которых можно говорить только, по слову святого Иоанна Дамаскина, «с помощью символов, соответствующих нашей природе».


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 669; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!