Развитие догматической науки. Теория «догматического развития»: православный взгляд.



Экзаменационные вопросы по предмету

«ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ»

(преподаватель свящ. Николай Михальцов)

III курс, заочное отделение.

 

Понятие о догматах. Догматы и богословские мнения.

Само слово «догмат» происходит от греческого «докейн». Слово «докин» буквально означает «думать», «считать», «полагать», может иметь также значение «верить», а слово «догмат» происходит от перфекта глагола («дедогми»), что можно перевести на русский язык как «определено», «решено», «положено», «установлено».

Термин «догмат» имеет дохристианскую историю, он использовался в античной греческой философии, где под понятием «догмат» понимались философские аксиомы, т. е. постулаты, не требующие доказательств, на которых строится философская система.

Естественно, что в разных философских школах были разные догматы.

Платон называет догматами правила и нормы, которые относятся к человеческим понятиям о справедливости и о прекрасном.

Сенека этим же термином обозначал основы нравственного закона, которому должен следовать каждый человек.

Также им обозначали постановления высшей государственной власти.

В Новом Завете мы встречаем употребление слова «догмат» в двух смыслах.

Во-первых, оно может пониматься как некоторое постановление.

Во-вторых слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте (У апостола Павла в посланиях к Колоссянам (Кол 2, 14) и Ефесянам (Еф 2, 15).

Изменение смысла этого термина происходит в IV веке, когда некоторые Отцы, стремясь систематизировать христианское учение, начинают проводить различия между вероучительными и нравоучительными истинами. В результате термин «догмат» закрепляется за истинами вероучительными.

В дальнейшем объем этого понятия был еще более редуцирован, и в последующие века под догматами стали понимать исключительно те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских Соборах и Вселенскими же Соборами утверждались.

Церковь никогда не догматизировала только ради того, чтобы нечто догматизировать. Однако помимо догматов в Божественном Откровении содержится много таинственного и не вполне ясного. Наличие этой области таинственного в Божественном Откровении обуславливает существование так называемых богословских мнений.

Богословские мнения — это суждения по вопросам веры, которые могут быть высказаны или каким-то церковным органом, например Собором, или каким-то отдельным богословом или группой богословов, т. е. суждения по вопросам веры, которые не имеют общецерковного признания.

Первое свойство догматов — это теологичность («вероучительность»). Это свойство по содержанию. Оно означает, что догмат содержит в себе учение о Боге и Его домостроительстве, т. е. главный предмет, о котором говорит нам догмат — это Бог, а все остальные предметы, которые также здесь присутствуют, т. е. человек или мир, находят себе место лишь постольку, поскольку имеют отношение к Богу.

Следующее свойство догматов — это богооткровенность, которая является свойством по способу получения, т. е. догмат есть не плод деятельности естественного человеческого разума, а результат Божественного Откровения.

Церковностью. Можно сказать, что церковность есть свойство догматов по способу их существования. Оно означает, что только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать за той или иной христианской истиной веры догматический авторитет и значение.

Четвертое свойство — законообязательность (общеобязательность). Это свойство характеризует отношение христианина к догматам и их содержанию. Законообязательность можно понимать в двух смыслах. Во-первых, как формальную законообязательность. Церковь в своем земном аспекте представляет собой некоторую организацию, некое человеческое сообщество, которое управляется в соответствии с определенными правилами и нормами, не признавая которых нельзя являться членом Церкви.

Догмат — это теологическая, богооткровенная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непререкаемое и обязательное для всех верующих правило веры.

Церковь никогда не догматизировала только ради того, чтобы нечто догматизировать. Однако помимо догматов в Божественном Откровении содержится много таинственного и не вполне ясного. Наличие этой области таинственного в Божественном Откровении обуславливает существование так называемых богословских мнений.

Богословские мнения — это суждения по вопросам веры, которые могут быть высказаны или каким-то церковным органом, например Собором, или каким-то отдельным богословом или группой богословов, т. е. суждения по вопросам веры, которые не имеют общецерковного признания.

По отношению к богословским мнениям применяются следующие критерии: критерий истинности богословских мнений, который означает согласие со Священным Преданием, и критерий допустимости богословского мнения, т. е. непротиворечие со Священным Преданием. В принципе, догматическое богословие может терпеть любое богословское мнение, которое не находится в противоречии со Священным Преданием.

Развитие догматической науки. Теория «догматического развития»: православный взгляд.

Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл человекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в Него и достойно чтить Его».

Христос открыл нам все необходимое для спасения. В Ветхом Завете Откровение носило фрагментарный характер, поскольку каждый автор Священных Книг, каждый из пророков открывал только некоторую грань знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, это знание было опосредованным, поскольку каждый из пророков говорил о том, что он, как человек, знает о Боге.

Во Христе мы имеем завершение Откровения, поскольку во Христе Откровение уже не фрагментарно, а полно, потому что Христос — это не просто Тот, Кто что-то знает о Боге, а Сам Бог. Здесь уже не люди свидетельствуют о своем опыте, а Сам Бог открывает истину о Себе. Поэтому во Христе мы имеем полноту Божественного Откровения. Священное Писание прямо говорит нам о том, что Господь Иисус Христос открыл Церкви всю полноту истины, по крайней мере, ту полноту, которую человек способен вместить.

Церковь лишь формулирует догматы, придает им словесную форму, облекая мысль Откровения в точные формулировки, которые не допускают произвольных интерпретаций. В западном богословии, в католицизме и, в особенности, в протестантизме, начиная с середины прошлого века получила широкое распространение так называемая «теория догматического развития», автором которой является католический богослов кардинал Ньюман.

Смысл этой теории состоит в следующем: Церковь обладает полнотой богооткровенной истины, но для соборного сознания Церкви эта истина является сокрытой, или, по крайней мере, очень неявно ощущаемой и переживаемой до тех пор, пока богословская мысль не достигнет определенного развития и не сделает это сокровенное знание явным для соборного церковного сознания.

С одной стороны, эта теория кажется довольно логичной, но, с другой — она ведет к парадоксальным выводам. Скажем, в таком случае нам приходится признать, что Церковь времен апостолов, даже сами святые апостолы знали о Боге несравненно меньше, чем любой современный христианин, прослушавший курс догматики.

Развитие догматической науки есть все более точное выражение в слове познанной Истины. Истина уже раз и навсегда открыта нам Иисусом Христом, она дана в Откровении, и ее все более и более точное выражение в слове и есть собственно работа богослова.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 785; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!